Государственный долг РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 19:14, курсовая работа

Описание работы

Государственные заимствования уже четыре века помогают правительствам России формировать дополнительные (наряду с бюджетными) финансовые ресурсы и обеспечивают финансирование неотложных потребностей в оборонной, экономической и социальной областях. Привлекаемые государством займы и кредиты сыграли особенно большую роль в социально-экономическом развитии страны во второй половине девятнадцатого века, в начале двадцатого столетия они обеспечили финансирование военных расходов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность и особенности государственного долга РФ………………….5
1.1. Экономическое содержание государственного долга…………………5
1.2. Виды государственного долга РФ……………………………………...9
1.3. Управление государственным долгом РФ……………………………13
Глава 2. Анализ современного состояния государственного долга России……20
2.1. Анализ показателей государственного внешнего долга РФ…….......20
2.2. Анализ показателей государственного внутреннего долга РФ...…....23
2.3. Перспективы погашения государственного долга РФ…………...…..26
Заключение………………………………………………………………………….32
Список использованных источников и литературы……………………………...34

Файлы: 1 файл

курсовая по гос.долгу РФ.doc

— 277.00 Кб (Скачать файл)

 

    1. Виды государственного долга РФ

 

В зависимости от рынка  заимствований, типа кредитора или  валюты заимствований государственный  долг может быть внутренним и внешним.

Внешний долг – это задолженность правительства иностранным гражданам, фирмам и учреждениям. Выплата внешнего долга связана с перемещением реальных товаров и услуг за границу и чистым сокращением их потребления внутри страны.4

  Под государственным внутренним долгом понимаются долговые обязательства федерального правительства, возникающие в валюте Российской Федерации. Долговые обязательства федерального правительства обеспечиваются всеми активами, находящимися в его распоряжении.

С формальной точки зрения внешними займами называются займы, заключенные на иностранных биржах или через иностранные банки в иностранной валюте. Но по существу (с материальной точки зрения) под внешними займами следует понимать те, которые находятся в руках иностранцев-кредиторов; формально внутренний заём может попасть в руки иностранцев и обратно.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ в объём государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются: 5

  1. номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
  2. объём основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией, и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
  3. объём основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией.

В объём государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:

  1. номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены иностранной валюте;
  2. объём основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией, и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлечённым под государственные гарантии Российской Федерации;
  3. объём обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте.

Предельные объёмы внутреннего долга утверждаются законом о бюджете 
на соответствующий финансовый год (федеральным законом, законом субъекта 
РФ или местного органа власти). Предельный объём может быть превышен 
Правительством РФ, если это снижает расходы по обслуживанию 
государственного долга. В законе о бюджете утверждается также предельный 
объём заёмных средств, направляемых РФ, субъектами РФ или 
муниципальными образованиями на финансирование дефицита бюджета 
соответствующего уровня. Для субъекта РФ этот предел не должен превышать 
30% доходов бюджета на текущий финансовый год без учёта финансовой 
помощи из федерального бюджета и заёмных средств, привлечённых в текущем 
году. Для муниципальных образований он не должен превышать 15% доходов 
местного бюджета без учёта финансовой помощи из федерального бюджета и 
бюджета субъекта РФ, привлечённых в текущем году заёмных средств. 
Предельный размер расходов на обслуживание государственного долга 
субъекта РФ или муниципального долга не должен превышать 15% объёма 
расходов бюджета соответствующего уровня. Если эти расходы больше 15%, то 
могут быть применены следующие санкции:

  1. ревизия бюджета субъекта РФ;
  2. передача исполнения бюджета субъекта РФ под контроль Министерства финансов РФ или местного бюджета под контроль органа, исполняющего бюджет субъекта РФ;
  3. иные меры.

В Российской Федерации действует  единая система учета и регистрации государственного долга. Субъекты РФ и муниципальные образования регистрируют свои долговые обязательства в Министерстве финансов РФ, которое ведёт Государственную долговую книгу.6

Внутренние долговые обязательства  можно разбить на две группы:

  1. рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг (ГКО, 
    ОФЗ, ОГСЗ и др.);
  2. нерыночные, выпущенные в счёт финансирования образовавшейся 
    задолженности бюджета (векселя Министерства финансов РФ, задолженность 
    перед ЦБ РФ и др.).

Быстрый рост государственного внутреннего  долга привёл к тому, что 
расходы по обслуживанию долга стали превышать доходы от размещения 
государственных ценных бумаг. Поэтому были приняты меры, которые 
позволили снизить эти затраты, а именно:

  1. на российский рынок ценных бумаг были допущены нерезиденты (для 
    покупки государственных ценных бумаг им было разрешено открывать счета 
    типа «С»);
  2. начался выпуск нерыночных займов и золотых сертификатов;
  3. начался выпуск еврооблигаций, который позволил перевести внутренний долг во внешний. Расходы по обслуживанию внешнего долга меньше, чем внутреннего, заимствования за рубежом в худшем случае обходятся в 25% годовых. Однако обострение финансового кризиса внесло свои коррективы в эти планы.

Отрицательные последствия  государственного долга связаны  с тем, что выплаты процентов  по внутреннему долгу увеличивают  неравенство в доходах и требуют  повышения налогов, что подрывает  экономические стимулы развития производства, а также могут повышать общий уровень процентных ставок и вытеснять частное инвестиционное финансирование.

Затраты по размещению, выплате доходов  и погашению долговых обязательств Российской Федерации осуществляются за счёт средств федерального бюджета.

Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации  производится Банком России и его  учреждениями, если иное не предусмотрено  Правительством Российской Федерации, путём осуществления операций по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.7

Выполнение Банком России, другим специализированным финансовым институтом функций генерального агента Правительства Российской Федерации по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним осуществляется на основе специальных соглашений, заключаемых с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации выполнять функции эмитента государственных ценных бумаг.

Банк России осуществляет функции генерального агента (агента) по обслуживанию государственного внутреннего  долга безвозмездно.

 

    1. Управление государственным долгом РФ

 

Управление  присуще всем сферам человеческой деятельности, в том числе и финансовой. Под управлением понимается процесс разработки и выполнения стратегии управления задолженностью органов государственного управления, которая позволяет привлекать необходимую сумму финансирования, выполнять целевые установки Правительства Российской Федерации в отношении степени риска и затрат, а также решать любые другие задачи, поставленные Правительством Российской Федерации в области управления государственным долгом.8

Исходя из более широкого, макроэкономического контекста проведения государственной политики, Правительство Российской Федерации должно стремиться к обеспечению экономической приемлемости или устойчивости и обоснованности уровня и темпов роста (снижения) государственного долга и возможности его рефинансирования и обслуживания, при самых разных обстоятельствах не отступая от целевых установок в отношении стоимости и степени риска, а также удержания задолженности государственного сектора на экономически приемлемом уровне и принятия внушающей доверия стратегии мер по сокращению чрезмерной задолженности. Примерами показателей, свидетельствующих о приемлемости уровня долга, служат коэффициенты обслуживания долга и отношения государственного долга к ВВП.

Основными целями управления государственным долгом Российской Федерации являются:

  1. сохранение объёма государственного долга на экономически безопасном уровне;
  2. сокращение стоимости обслуживания государственного долга Российской Федерации;
  3. обеспечение исполнения обязательств государства в полном объёме по как можно более низкой стоимости на средне- и долгосрочную перспективу.

Управление государственным  долгом является составной частью бюджетной  политики. И свою очередь, бюджетная  политика является составной частью социально-экономической политики государства.

Управление государственным  долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации  либо уполномоченным им Министерством  финансов Российской федерации.

Управление государственным  долгом субъекта Российской Федерации осуществляется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо финансовым органом субъекта Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Управление муниципальным  долгом осуществляется исполнительно-распорядительным органом муниципального образования (местной администрацией) в соответствии с уставом муниципального образования.

Государственный долг, как  и финансы, может являться рычагом  и объектом управления. В качестве рычага управления государственный долг обеспечивает возможность законодательным (представительным) и исполнительным органам власти оказывать влияние на денежное обращение, финансовый рынок, инвестиции, производство, занятость, организацию населением своих сбережений и многие другие экономические процессы.

Государство определяет соотношение между различными видами долговой деятельности (государственные  заимствования, кредиты, гарантии), структуру  видов долговой деятельности по срокам и доходности, механизм построения конкретных государственных займов, кредитов и гарантий, порядок выпуска и обращения государственных займов, порядок предоставления государственных кредитов, порядок предоставления государственных гарантий и выполнения финансовых обязательств по ним. Государство устанавливает и все другие необходимые практические аспекты функционирования государственного долга.

В процессе управления государственным  долгом Российской Федерации решаются следующие общие задачи:9

  1. удержание величины внутреннего и внешнего государственного долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны, выполнение органами власти взятых на себя обязательств без причинения значительного ущерба финансированию программ социально-экономического развития;
  2. минимизация стоимости долга на основе удлинения срока заимствований и снижения доходности государственных ценных бумаг, перехода на другие рынки и переключения внимания на другие группы инвесторов;
  3. сохранение у российского государства репутации первоклассного заемщика на основе безупречного выполнения финансовых обязательств перед инвесторами;
  4. поддержание стабильности и предсказуемости рынка государственного долга;
  5. достижение эффективного и целевого использования заимствованных государством средств и гарантированных им заимствований;
  6. диверсификация долговых обязательств по срокам заимствований, доходности, формам выплаты дохода и другим параметрам для удовлетворения потребностей различных групп инвесторов;
  7. координация действий федеральных органов, органов субъектов Российской Федерации и местного самоуправления на долговом рынке страны.

Управление государственным долгом бывает стратегическим и оперативным. Перспективные вопросы развития государственного долга находятся в компетенции Федерального собрания, Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации. Исполнительные органы готовят проекты федеральных и региональных законов (законодательной инициативой обладают также Федеральное Собрание и Президент Российской Федерации, представительные органы и главы администраций субъектов Российской Федерации), Федеральное Собрание Российской Федерации и законодательные органы субъектов Российской Федерации их принимают, а Президент Российской Федерации и главы региональных администраций их отклоняют или подписывают.

В частности, ежегодно в законе о федеральном бюджете Федеральное Собрание и Президент Российской Федерации устанавливают предельные объёмы государственного внутреннего и внешнего долгов; источники внутреннего финансирования бюджетного дефицита, включая доходы от эмиссии государственных ценных бумаг; предельный размер внешних заимствований; предельные размеры государственных кредитов иностранным государствам-участникам СНГ; направления использования, условия предоставления и предельные размеры бюджетных кредитов (ссуд) юридическим лицам и субъектам Российской Федерации; верхние пределы государственных внешних заимствований и предоставляемых Россией государственных кредитов и программу предоставления гарантий Правительства Российской Федерации.

Следует различать этапы управления. Можно выделить, по меньшей мере, следующие пять укрупненных этапов, на каждом из которых решаются специфические задачи.

На первом этапе идёт процесс обоснования предельных объёмов государственного внутреннего и внешнего долга, предельных объёмов государственных внутренних и внешних заимствований, предельных объёмов предоставления государственных гарантий, а также формируются программы государственных внутренних и внешних заимствований. Именно на этом этапе закладывается тяжесть будущего совокупного долгового бремени, в том числе раздельно по внутреннему и внешнему долгу, и виды предстоящих заимствований.

На втором этапе управления государственным  догом формируется программа  эмиссии государственных ценных бумаг и определяются конкретные параметры предстоящих заимствований по срокам обращения, уровню вероятной доходности, порядку выплаты доходов, ограничениям на владельцев, порядок размещения и другие условия, делающие каждое заимствование оригинальным и привлекательным для инвесторов резидентов и нерезидентов. От качества выполнения работ на втором этапе зависит, в частности, наличие или отсутствие в перспективе «пиков» платежей по долгам, а также своевременное поступление ресурсов для погашения ранее произведенных заимствований в порядке их рефинансирования.

Информация о работе Государственный долг РФ