Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 15:29, реферат
Государственный долг- результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков.
Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий.
Государственный
долг России: Величина, структура. Политика
государства в области
Государственный долг - результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков.
Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий.
Если валюта государства не является конвертируемой, то различают два типа государственного долга:
Классификация государственного долга по типам кредиторов
I |
Общая сумма долга (II + III) |
II |
Внутренний долг |
1 |
Другим частям сектора государственного управления |
2 |
Органам кредитно-денежного регулирования |
3 |
Коммерческим банкам |
4 |
Прочим финансовым учреждениям |
5 |
Нефинансовым государственным предприятиям |
6 |
Нефинансовым частным предприятиям |
7 |
Домашним хозяйствам |
8 |
Прочая внутренняя задолженность |
III |
Внешний долг |
9 |
Международным организациям развития |
10 |
Зарубежным органам управления |
11 |
Банковские ссуды и авансы |
12 |
Кредиты поставщиков |
13 |
Прочая внешняя задолженность |
Посредством государственных заимствований органы власти получают дополнительные финансовые ресурсы, необходимые для финансирования общегосударственных потребностей, не обеспеченных доходами. Государство становится полноправным участником рынка капиталов, его долговые обязательства погашаются за счет бюджетных средств (доходов), золотовалютных резервов страны, финансовых ресурсов, полученных от продажи государственной собственности, а также новых заимствований.
Бюджетная, долговая и валютная политика государства неразрывно связаны между собой: государственный долг влияет на экономический рост, денежное обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и реальный сектор экономики, приводит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, нарушению воспроизводственных процессов, снижению экономического роста. Рано или поздно заимствования выходят за рамки возможностей государства, что вызывает необходимость сокращения расходов на социальные, инвестиционные и другие цели, не связанные с погашением и обслуживанием долга. Необоснованная бюджетная, денежно-кредитная и курсовая политика государства вызывает неуверенность на финансовых рынках в отношении инвестиционного климата, побуждая инвесторов к выдвижению требований более высокой премии за риск. Это особенно касается стран, развивающих и формирующих рынки ценных бумаг, где заемщики и кредиторы могут воздержаться от принятия долгосрочных обязательств, что может негативно отразиться на развитии финансовых рынков и экономическом росте. Чрезмерный рост государственного долга несет в себе угрозу для экономической безопасности страны и стабильности бюджетной системы.
Внешний государственный долг :
В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 1 мая 2011 года составил 38,83 млрд долларов, что является одним из самых низких показателей в Европе. По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 3 % от объема ВВП страны. По состоянию на начало апреля 2010 года объем внешнего долга снизился, составив $31,1 млрд, или 2,5% ВВП. В то же время 22 апреля 2010 года Россия, после двенадцатилетнего перерыва, снова вернулась к заимствованиям на внешнем рынке, разместив два транша еврооблигаций на $5,5 млрд.
Для сравнения — после кризиса 1998 года внешний долг России составлял 100,0 % от ВВП, а на начало 1999 года 146,4 % от ВВП
По принятому трёхлетнему
бюджету на период 2008—2010 гг., госдолг
Структура государственного долга:
Наименование |
Сумма, млн долларов США |
Эквивалент млн евро |
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией) |
38 832,8 |
26 171,1 |
Задолженность перед официальными кредиторами — членами Парижского клуба |
682,1 |
459,7 |
Задолженность перед официальными кредиторами — не членами Парижского клуба |
1 608,2 |
1 083,8 |
Задолженность бывшим странам СЭВ |
1 137,8 |
766,8 |
Коммерческая задолженность бывшего СССР |
57,5 |
38,8 |
Задолженность перед международными финансовыми организациями |
2 934,4 |
1 977,6 |
Задолженность по еврооблигационным займам |
29 820 |
20 097 |
Задолженность по ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа) |
1 774,9 |
1 196,2 |
Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте |
817,9 |
551,2 |
Внутренний долг:
Государственный долг России за 2010 год увеличился на 28,6% — до 4,1 трлн рублей (9,3% от объема ВВП), сообщает Счетная палата.
По состоянию на 1 января 2011 года он составил 2 трлн 461,6 млрд рублей. Об этом говорится в материалах Минфина.
Внутренний госдолг Российской Федерации за март 2011 года увеличился на 141,3 млрд российских рублей и составил по состоянию на 1 апреля 2011 года 2,746 трлн рублей, сообщает пресс-служба мин фина. По состоянию на 1 марта 2011 года этот показатель составлял 2,605 трлн рублей.
Увеличение внутреннего госдолга произошло за счет роста долга, выраженного в облигациях с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД). Этот займ увеличился на 101,3 млрд рублей— с 1,498 трлн до 1,599 трлн рублей.
Займы по государственным сберегательным облигациям с постоянной % ставкой купонного дохода (ГСО-ППС), по государственным сберегательным облигациям с фиксированной ставкой % купонного прибыли (ГСО-ФПС) и гос. облигациям с износом задолженности (ОФЗ-АД) в марте не изменились. Займа по этим бумагам остались на уровне 175 млрд, 132 млрд и 800,084 млрд рублей соответственно.
Задолженность по облигациям внутренних облигационных кредитов РФ составила по состоянию на 1 апреля 40 млрд рублей.
Объем государственного внешнего займа РФ по состоянию на 1 февраля сократился до 39,798 млрд долларов против 39,953 млрд долларов на 1 января.
В структуре внутреннего госдолга, выраженного в госбумагах, на 1 января 2011 г 54,38 процента приходилось на ОФЗ-ПД на общую сумму 1 трлн. 338,592 млрд. руб., а 33,13 процента - на ОФЗ-АД на общую сумму 815,584 млрд. руб. ГСО-ППС составляли 175,415 млрд. руб. /7,13 процента/, ГСО-ФПС - 132 млрд. руб. /5,36 процента/
Проблемы управления государственным долгом в РФ:
Чтобы преодолеть угрозы экономической безопасности, возникающие в результате роста долгового бремени, требуются комплексные меры. Прежде всего необходимо установить пороговые значения в области государственного и корпоративного долга – при этом ориентироваться не на отдельные пороговые значения, а на систему индикаторов экономической безопасности в сфере совокупного национального долга.
Маастрихтскими соглашениями определено пороговое значение экономической безопасности в области госдолга – 60% ВВП. Учитывая, что в России дефолт 1998 г. произошел при уровне внутреннего госдолга в 28% ВВП, целесообразно ввести пороговые значения отдельно для внутреннего и внешнего госдолга – не более чем по 30% ВВП.
Выдвигая данные индикаторы в качестве основных в системе пороговых значений, следует учитывать качественные изменения в структуре: объем государственного долга на начало 2009 г. составил 6,5%, а внутренний и внешний корпоративный долг (кредиты и займы) – около 85% ВВП. Поэтому систему индикаторов экономической безопасности необходимо дополнить пороговыми значениями по корпоративному внутреннему долгу, корпоративному долгу нерезидентам и по СНД.
При расчете величины пороговых значений по корпоративному и совокупному национальному долгу нужно учитывать ряд обстоятельств:
Во-первых, в современной России корпоративный долг появился лишь в начале 1990-х гг., а в полном масштабе сформировался в 2005–2008 гг. Сохранение тенденции его стремительного роста может привести к банкротству большого числа налогоплательщиков, перебоям в бюджетном процессе, усилению кризиса в реальном секторе экономики, на фондовом и кредитном рынках.
Во-вторых, величина внутреннего корпоративного долга определяется прежде всего состоянием банковской системы России. Коммерческие банки – главные кредиторы предприятий и главные покупатели корпоративных облигаций. Однако ресурсная база у банковской системы очень узка.
В-третьих, быстрый рост частного долга перед нерезидентами связан с конъюнктурой мирового рынка – резким падением процентных ставок в 2001–2004 гг. и в период кризиса. Причем падение это было столь сильным, что для российских компаний было намного выгоднее брать кредиты за рубежом, чем на внутреннем рынке. Однако с ростом процентных ставок рефинансировать внешний корпоративный долг станет сложнее.
В-четвертых, возможность федерального бюджета обслуживать государственный долг в значительной мере определяется мировыми ценами на нефть.
Очевидно, что в таких условиях для определения пороговых значений по корпоративному и совокупному национальному долгу нельзя использовать опыт стран с развитой экономикой.
Индикаторы экономической безопасности по корпоративному долгу могут быть определены следующим образом. Учитывая, что отношение совокупных активов банковской системы к ВВП должно составлять не менее 100–120, а доля кредитного портфеля в активах – не менее 45–60%, объем банковских кредитов частному сектору не должен превышать 75% ВВП.
А с учетом корпоративных займов пороговое значение составит 80% ВВП.
При определении величины порогового значения по корпоративному долгу нерезидентам надо иметь в ввиду, что в современных условиях далеко не все российские предприятия могут брать кредиты за рубежом, а тем более размещать там свои облигации.
Следовательно, ресурсная
база для погашения корпоративного
долга нерезидентам гораздо ниже
ресурсной базы для погашения
внутреннего корпоративного долга.
Кроме того, возможность внешних
корпоративных заимствований
Пороговое значение по СНД равно сумме пороговых значений по внутреннему государственному долгу, внешнему государственному долгу, корпоративному внутреннему долгу и корпоративному долгу нерезидентам.
Эта предельная величина составляет
190% ВВП. Данное пороговое значение особенно
актуально для современной
В 2012 г. совокупный национальный долг будет существенно выше всех финансовых резервов государства... При этом качество СНД ухудшится за счет трансформации внешнего госдолга в менее надежный корпоративный долг нерезидентам.
Угроза экономической безопасности при небывалом для России росте долгового бремени стремительно увеличивается.
Контроль за индикаторами пороговых значений в сфере совокупного национального долга должны осуществлять Минфин, ЦБ РФ и Федеральная служба по финансовым рынкам. При достижении предельных уровней по внешнему и внутреннему государственному долгу заимствования на рынках должны быть прекращены. А при достижении пороговых значений по корпоративному долгу необходимо прекратить регистрацию проспектов эмиссии корпоративных облигаций, предназначенных для выпуска на внешнем и внутреннем рынках, повысить норму обязательных резервов кредитных организаций, повысить ставку рефинансирования и ввести ограничения по коротким валютным позициям коммерческих банков.
В немалой степени снять напряженность на долговом рынке можно за счет использования части средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. В условиях крупномасштабных заимствований на внешнем и внутреннем рынках даже к началу 2013 г. величина этих двух фондов, в соответствии с федеральным бюджетом, составит 1,1 трлн руб. То есть средств этих фондов хватит на 4 с лишним года.
Если же кризис завершится к середине 2010 г., то остаток составит более 3 трлн руб.
Для замены иностранных кредитов средствами этих фондов целесообразно использовать облигационные займы. В этом случае крупнейшие заемщики у нерезидентов выпускают корпоративные облигации, номинированные в валюте. В эти облигации размещается часть денег Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Если возникнет угроза дефолтов данных корпораций, часть облигаций может быть конвертирована в акции. Государство может продать их на рынке, а полученные деньги должны поступить в фонды-кредиторы.
Информация о работе Государственный долг России: Величина, структура