Государственный финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 09:37, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является выявление путей совершенствования российской системы государственного финансового контроля.
Задачи данной работы - рассмотрение понятия и сущности государственный финансового контроля, его видов, основных методов и принципов, а также рассмотрение осуществления контроля со стороны властных структур Российской Федерации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ………………………………………………..4
1.1 Сущность, цели и задачи государственного финансового контроля…..4
1.2 Предмет и метод государственного финансового контроля……………7
1.3 Формы и принципы государственного финансового контроля 9
ГЛАВА 2. СИСТЕМАГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РФ……………………………………………………………...13
2.1 Система государственного финансового контроля в РФ……………...13
2.2 Федеральные органы государственного финансового контроля РФ…15
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РФ 18
3.1 Проблемы эффективности государственного финансового контроля..18
3.2 Совершенствование государственного финансового контроля в Российской Федерации 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

Файлы: 1 файл

Государственный финансовый контроль.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

Создание системы государственного финансового контроля. Одним из направлений совершенствования государственного финансового контроля в Российской федерации является построение единой финансовой системы государственного финансового контроля. Системный подход к организации государственного финансового контроля предполагает, прежде всего, определение его места и роли в системе контроля осуществляемого государством в целом, а также формирование концептуальных основ государственного финансового контроля и его важнейшей сферы – бюджетного контроля. В этой связи необходимо:

      привести теоретическую и методологическую базу в соответствие с современными условиями

      разработать концептуальные основы и уточнить нормативное правовое обеспечение деятельности контрольных органов

      реформировать организационную структуру и соответственно изменить распределение функций и сфер деятельности органов государственного финансового контроля, сформировать систему кадрового обеспечения.

      организовать адекватную информационную инфраструктуру

      повысить уровень материально-технического и финансового обеспечения функционирования контролирующих органов

Важным шагом на пути построения эффективной системы государственного финансового контроля в Российской Федерации является разработка и принятия ряда законов. Например, федерального закона «О государственном финансовом контроле», в котором необходимо определить такие понятия, как «государственный финансовый контроль», внешний и внутренний финансовый контроль; определить и закрепить статус высшего органа государственного финансового контроля. Следует также уточнить полномочия контрольных органов в соответствии с четко сформулированными целями и задачами их деятельности. От этого зависит степень результативности проводимых органами государственного контроля мероприятиями и формирование единой методической базы и технологии проведения государственного финансового контроля. В законе «Об основах организации и деятельности контрольно-счетных органов в субъектах РФ» следует определить принципы, цели и задачи их деятельности, функции, характер полномочий, а также направление взаимодействия с органами государственной власти, другими органами государственного финансового контроля, правоохранительными органами.

Совершенствование государственного финансового контроля в Российской Федерации требует решения такой актуальной проблемы, как создание стандартов контрольной деятельности. В Российской Федерации должна быть создана единая унифицированная система стандартов, органично объединяющая все виды и направления финансового контроля в Российской Федерации. Стандарты, устанавливающие общие положения и процедуры, могут служить базой для разработки стандартов, определяющих особенности каждого вида финансового контроля) государственный финансовый, внутрихозяйственный, аудиторский.

Необходимо также обеспечить исполнение предписаний Счетной палаты РФ, направленных по результатам ревизии государственным органам и коммерческим организациям. Это может быть достигнуто либо путем установления штрафов, взыскиваемых с руководителей учреждений и организаций в административном порядке, либо тем, что будет предусмотрена уголовная ответственность за неисполнение предписаний Счетной Палаты РФ; в таком случае следует внести дополнения и ныне существующую ст. 287 УК РФ.

Использование новых информационных технологий должно стать фактором повышения технологий государственного финансового контроля в сфере финансовой безопасности Российской Федерации. В связи с этим необходимо:

      Формирование единого информационного пространства, для чего, в свою очередь, необходима информационная совместимость результатов деятельности контрольных органов, автоматизации учета контрольных мероприятий и обеспечение обмена соответствующей информацией между контрольными органами и т.п.;

      Усиление совместной работы органов государственного финансового контроля с надзорными органами, что должно позволить значительно увеличить объем получаемой от финансовых организаций и обрабатываемой информации;

      Совершенствование системы защиты информации с целью предотвращения ущерба государственным интересам из-за разглашения, у траты, утечки, искажения, уничтожения информации и ее незаконного использования;

      Создание системы антивирусной защиты информационных систем и баз данных органов государственного финансового контроля, осуществление эффективного совместного контроля со специалистами Центра безопасности связи ФСБ России.

      Формирование нормативно-правовой и методической базы аудита эффективного использования бюджетных средств и государственной собственности. Важнейшим направлением деятельности высших органов государственного финансового контроля в Российской Федерации является контроль за эффективностью использования государственных средств и государственной собственности (аудит эффективности). Учитывая тот факт, что важнейшим направлением реформирования бюджетного процесса сегодня является повышение эффективности бюджетных расходов, значение внедрения в практическую деятельность органов государственного финансового контроля аудита эффективности трудно переоценить.

Этот факт предопределяет направления дальнейшего совершенствования системы государственного финансового контроля, ориентируя контрольно-счетные органы не только на проверки целевого использования бюджетных и внебюджетных средств, законности принимаемых органами исполнительной власти или отдельными должностными лицами управленческих решений, но и на анализ их деятельности с позиций ее эффективности и результативности.

Важным этапом внедрения аудита эффективности в практическую деятельность органов государственного финансового контроля в РФ является его законодательное обеспечение. Следует дополнить нормативную правовую базу государственного финансового контроля рядом положений, в частности:

- определить аудит эффективности государственных расходов как деятельность, направленную на анализ результативности и экономности использования государственных средств, оценку возможных резервов их роста и обоснованности расходования, выявления причин отклонений фактических параметров от запланированных результатов в целях достижения максимального положительного общественного эффекта.

- определить аудит эффективности государственных расходов как направление деятельности контрольных органов;

- определить критерии и показатели эффективности функционирования органов (организаций), деятельность которых является объектом проведения аудит эффективности государственных расходов;

- определить понятие «неэффективное использование бюджетных средств» как такое, которое связано с нарушение бюджетного законодательства и является основанием для применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства;

- сформулировать и законодательно определить соответствующие меры принуждения за неэффективное использование бюджетных средств, внести необходимые изменения в Бюджетный кодекс РФ.

Повышению эффективности государственного финансового контроля в Российской Федерации будет способствовать внесение следующих изменений в Бюджетный кодекс РФ:

      Дать определение «Бюджетный контроль», что позволит более четко определить полномочия органов государственного финансового контроля в бюджетной сфере, избежать дублирования осуществляемых функций, конкретизировать цели и задачи деятельности;

      Раскрыть содержание понятия «внешний» и «внутренний» контроль исходя из положений ст265 Бюджетного Кодекса, что позволит уточнить правовой статус органов, осуществляющих контроль в системе законодательной и исполнительной власти, а, следовательно, и более четкому разграничению их полномочий;

      Четное определение ряда ключевых понятий, необходимых для оценки характера использования бюджетных средств, как например, «эффективность», «рациональность», «нецелевое» использование бюджетных средств, а также более четкая регламентация мер ответственности за несоблюдение установленных требований.

Повышение роли государственного финансового контроля в сфере обеспечения финансовой безопасности государства. Одной из основных причин, тормозящих усилия органов государственной власти по созданию конкурентоспособной многоплановой экономики, ориентированной на обеспечение стабильного экономического роса, повышение уровня жизни населения, развития государств и общества, их защищенности от экономических угроз, является нестабильность финансовой системы России. Возросшие экономические возможности позволяют сегодня направлять дополнительные финансовые ресурсы в социальную сферу; значительных финансовых затрат требует реализация национальных проектов. В то же время реалии современной российской действительности демонстрируют провалы в реализации усилий государства, что связано, в первую очередь с высоким уровнем экономической преступности, недопустимо опасным уровнем коррумпированности органов государственной власти всех уровней, наличием и возрастанием различных угроз финансовой стабильности государства в целом

В связи с этим проблемы, связанные с необходимостью создания государственного правового механизма обеспечения финансовой безопасности, с повышением результативности деятельности органов государственного финансового контроля в сфере финансовой безопасности, требуют незамедлительного решения.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Создание единой системы финансового контроля следует рассматривать, прежде всего как важнейший фактор экономического роста, действие которого проявляется через объективный контроль финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, базирующийся на неуклонном и всестороннем соблюдении норм финансового права. В существовании системы финансового контроля заинтересовано и общество в целом (и государство, как выразитель интересов этого общества) и все законопослушные хозяйствующие субъекты, поскольку такая система позволит эффективно защитить финансовые интересы общества, государства, частных собственников и потенциальных инвесторов и сделать бизнес в России цивилизованным, избавит его от криминализации, поможет привлечь для его развития средства частных инвесторов, в том числе и иностранных.

Создание на территории РФ единой системы финансового контроля необходимо для цивилизованного развития российской экономики в условиях рынка, поскольку в правовом государстве не может и не должно быть зон, свободных от финансового контроля.

В соответствии с поставленными задачами в курсовой можно сделать выводы:

1. Финансовый контроль - система наблюдения и проверки финансовой деятельности управляемого объекта с целью оценки обоснованности и эффективности принятых решений, выявления отклонений от утвержденных нормативов и принятия мер по их устранению.

2. Новые политические и экономические отношения, сложившиеся в России за годы появления рыночной экономики, потребовали создания развитой системы государственного финансового контроля, способной в условиях децентрализованного управления экономикой обеспечить соблюдение интересов государства и общества в целом.

3. Выделяется характеристика финансового контроля в зависимости от субъекта контроля. Финансовый контроль бывает государственный; негосударственный, общехозяйственный, общественный, Внутрихозяйственный, правовой, гражданский.

4. Основные проблемы в области государственного контроля в России связаны с неэффективностью бюджетного процесса, в частности не реалистичности расчета доходов и расходов бюджета, неполнотой бюджетного законодательства

5. Основные проблемы совершенствования государственного финансового контроля в РФ заключаются в улучшении системы государственного финансового контроля, формирование правовой базы, повышения роли государственного финансового контроля в сфере обеспечения финансовой безопасности государства.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.      Бюджетный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон № 145-ФЗ от 31.07.1998.

2.      О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ: Указ Президента РФ от 25.07.1996.

3.      О счетной палате РФ. Федеральный закон от 14 января 1995 г.№4-ФЗ//Собрание законодательства РФ. – 1995. -№3 – ст 167.

4.      О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов. Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. № 269-ФЗ.

5.      Александрова Е.И. Совершенствование организации финансового контроля//Финансы и кредит 2008 - №22, с 14-22.

6.      Андрюшин С.А., Дадашев А.З. Научные основы организации системы общегосударственного контроля // Финансы. — 2007— № 4.

7.      Большаков Н. Оценка эффективности финансового контроля как инструмента управления социальной средой / Н.Большаков, Г.Енц // Пробл. теории и практики управл. - 2010. - N 1. - С.41-49.

8.      Бурков С., Ефимова Н., Буркова С. О правообеспечении повышения эффективности государственного финансового контроля РФ // Российский экономический журнал. — 2007— № 9.

9.      Васильева М.В. Стратегии развития системы государственного финансового контроля в России // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2008. - N 10. - С.8-14.

10. Ефимова Н. О двух подходах к реформированию государственного финансового контроля РФ // Российский экономический журнал. — 2007—№ 11-12.

11. Захаров К. Государственный финансовый контроль на уровне региона // Проблемы теории и практики управления. – 2010 - № 1. - С.50-54.

12. Кармоков X. Экономическая политика и Счетная палата РФ // Российский экономический журнал. — 2008 — № 3.

13. Овсянников Л.Н. Финансовый контроль и экономическая наука //Финансы. – 2009 - № 4. С.41-46.

14. Опенышев С.П., Жуков В.А. Предмет, метод, виды и принципы государственного финансового контроля. // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. — 2008— № 4.

15. Пансков В.Г. О некоторых вопросах государственного финансового контроля в стране // Финансы. — 2009 — № 5.

16. Поляк Г.Б. Финансы –Учебное пособие для ВУЗов, М. : «ЮНИТИ-ДАНА», 2008.

17. Рожкова Н. Виды, формы и принципы государственного финансового контроля // Проблемы теории ипрактики управления. – 2008 - № 7.

18. Румянцев А.В. Финансовый контроль: курс лекций, М.: «Дело», 2007,144с.

19. Симонова Л.А. Эффективность государственного финансового контроля // Финансы.-2007-№ 4.

20. Степашин С. В., Столяров Н. С, Шохин С. О., Жуков В. А. Государственный финансовый контроль:Учебник для вузов. – СПБ.:Питер, 2008.-557 с.

Информация о работе Государственный финансовый контроль