Государственный финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 17:22, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование вопросов организации государственного финансового контроля в современных условиях и определение основных направлений совершенствования государственного финансового контроля в Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью, при написании работы решаются следующие задачи:
- рассмотреть понятия государственный финансовый контроль, выделить его цели, задачи, функции, принципы;
- рассмотреть виды и формы государственного финансового контроля;
- выявить проблемы эффективности государственного финансового контроля;
- выявить основные направления совершенствования российской системы государственного финансового контроля.

Файлы: 1 файл

кур. по финансам.doc

— 179.50 Кб (Скачать файл)

     ВВЕДЕНИЕ 

     Общеизвестно, что образование фондов денежных средств государства и их использование  в процессе выполнения государственных  задач во многом происходит посредством хозяйственной деятельности как государственных, так и негосударственных. При этом государственный финансовый контроль обеспечивает вскрытие отклонений от базовых правил и нормативных требований к процедурам управления государственными финансовыми потоками и инициирующей их финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов, от параметров его законности, эффективности и целесообразности.

     Любые государственные программы реформирования и развития областей экономики для их успешной реализации должны предусматривать эффективную систему государственный финансовый контроль. От того, насколько качественной будет информация, предоставляемая системой государственного финансового контроля, во многом зависит обоснованность решений, затрагивающих различные сферы как государственной финансово-экономической политики, так и финансово-хозяйственной деятельности государственных организаций, организаций с государственным  
участием или особо связанных с деятельностью государства. А это, как известно, является основной предпосылкой устойчивости хозяйственного и, как следствие этого, социально-политического развития страны в целом. Иными словами, эффективность государственного финансового контроля является одним из важных факторов финансово-экономического и социально-политического благополучия нации.

     Переход на новые условия хозяйствования, внедрение новых форм и методов организации финансовых отношений в стране, а также финансово-хозяйственной деятельности предприятий диктует необходимость становления и совершенствования новой системы государственного финансового контроля как важного условия обеспечения устойчивого экономического роста страны и укрепления государственности.

     Целью работы является исследование вопросов организации государственного финансового контроля в современных условиях и определение основных направлений совершенствования государственного финансового контроля в Российской Федерации.

     В соответствии с поставленной целью, при написании работы решаются следующие задачи:

     - рассмотреть понятия государственный  финансовый контроль, выделить его цели, задачи, функции, принципы;

     - рассмотреть виды и формы государственного финансового контроля;

     - выявить проблемы эффективности государственного финансового контроля;

     - выявить основные направления совершенствования российской системы государственного финансового контроля.

     Теоретической базой при написании работы явились законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации, научные труды российских и зарубежных ученых, публикации экономических газет и журналов. 

 

      ГЛАВА I. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ: ХАРАКТЕРИСТИКА И УЧАСТНИКИ 
 

     1.1 Понятие финансового контроля. 

     Необходимость налаживания жесткой системы  контроля очевидна и не требует конкретной аргументации. В настоящее время, когда в хозяйственно-финансовой деятельности государства утвердилось многообразие форм собственности, образовались фондовый рынок и рынок капиталов, одним из важнейших звеньев системы контроля стал финансовый контроль. Его функциональное назначение заключается, прежде всего, в успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах экономики.

     Особое  место государственного финансового контроля в общей системе контроля как одного из элементов системы управления определяется, во-первых, его спецификой, выражающейся в контрольной функции самих финансов, во-вторых, ролью финансовых отношений в рыночной экономике. Поскольку финансы пронизывают все общественное производство, все уровни хозяйствования, они выступают в качестве универсального орудия контроля.

     Для анализа сущности государственного финансового контроля значимым является ряд положений.

     1. Финансовый контроль выступает как одна из разновидностей деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

     2. Осуществление финансового контроля есть форма государственного регулирования определенных финансово-производственных отношений.

     3. Финансовый контроль действенен, когда он осуществляется в комплексе со всеми функциями финансов и органично взаимосвязан с системой управления.

     4. Финансовый контроль — это способ соблюдения нормативно-правовых норм хозяйствующими субъектами.

     Правильное  понимание сущности и значения государственного финансового контроля важно по многим причинам. Финансы только тогда успешно функционируют, когда они хорошо организованы, хорошо управляемы, нацелены на достижение конкретных задач развития экономики и повышения жизненного уровня населения.

     Целью государственного финансового контроля является обеспечение проведения единой финансовой и денежной политики, законности, целесообразности и эффективности использования государственных финансовых ресурсов и государственной собственности, недопущение нецелевого и неэффективного использования государственных ресурсов и их хищения.

       Возрастание роли государственного финансового контроля в рыночной экономике связано с увеличением финансовых потоков. Сами финансы все более обретают самостоятельное значение как инструмент активного контроля над созданием и движением товарно-денежных потоков. При этом на практике происходит сращивание материальных и финансовых отношений.

     Назначением государственного финансового контроля является содействие успешной реализации финансовой политики государства.

     Задачами  государственного финансового контроля являются:

     1) правильность формирования и исполнения бюджета и внебюджетных фондов;

     2) проверка состояния и целевого и эффективного расходования финансовых ресурсов государства и органов местного самоуправления, законности и рациональности использования государственной и муниципальной собственности;

     3)  правильность ведения бухгалтерского учета и достоверность отчетности;

     4) контроль за соблюдением действующего законодательства в области налогообложения, валютной, таможенной и банковской деятельности.

     Данным  перечнем не исчерпываются все задачи государственного финансового контроля, тем более что эти задачи уточняются и изменяются вместе с изменениями финансового законодательства.

     Цель  и задачи государственного финансового  контроля определяют его основные функции, как части общегосударственного контроля, которые проявляются в изучении реальности процессов финансово-хозяйственной деятельности проверяемого объекта, установлении причин и внесении соответствующих коррективов в деятельность объекта контроля, направленных на повышение эффективности. Функции финансов — это проявление их сущности в действии. Функции государственного финансового контроля — это проявление сущности государственного финансового контроля на практике.

     Основная  функция государственного финансового  контроля заложена в его предназначении как контрольно-ревизионная функция, основу которой составляют выявление нарушений в исполнении законов в части использования финансовых ресурсов и собственности государства, анализ причин выявленных нарушений, разработка предложений по их устранению и последующее устранение с целью недопущения новых противоправных действий.

     Общепринятыми в мировой практике функциями  государственного финансового контроля являются:

  • контроль источников поступления бюджетных средств;
  • контроль расходования бюджетных ресурсов;
  • контроль эффективности использования государственной и муниципальной собственности, проведения ее приватизации, национализации;
  • контроль за использованием государственных и муниципальных внебюджетных фондов;
  • контроль за обращением средств бюджета, государственных и муниципальных внебюджетных фондов в банках и иных кредитно-финансовых организациях;
  • контроль за эффективностью предоставления и законностью использования льгот по налогообложению и полученных дотаций;
  • пресечение финансовых злоупотреблений.

     Степень использования функций государственного финансового контроля закладывается в законодательных и нормативно-правовых актах в соответствующих органах контроля.

     К обязательным элементам системы  функционирования государственного финансового контроля относятся:

  • субъект контроля;
  • объект контроля;
  • предмет контроля;
  • принципы контроля;
  • метод (методики) контроля;
  • техника и технология контроля;
  • процесс контроля, сбор и обработка исходных данных для проведения контроля, результат контроля и затраты на его осуществление, принятие решения по результатам контроля.

     Все элементы контроля в процессе установления истинных результатов взаимодействуют как единое целое.

      Субъект контроля не является раз и навсегда данным, поскольку предмет его деятельности — объект контроля — находится в постоянной динамике. Субъект контроля (кто контролирует) — это орган контрольной системы (орган контроля), соответствующая организация — носитель контрольной функции. В своей деятельности субъект контроля определяет состояние и поведение объекта контроля, методы контроля, его предмет, вид контроля и объект контроля.

     Должная организация контрольной деятельности любого субъекта — это правовое закрепление за ним определенной группы объектов, объединенных известным единством их назначения, четкое установление границ контрольной деятельности данного субъекта в целях пресечения дублирования в осуществлении контрольной деятельности. Обязанности, возложенные на субъекты контроля, должны вытекать из целей, которых стремятся достигнуть при создании контрольных органов, и полностью им соответствовать.

     Объект  контроля определяется в зависимости от субъекта контроля. Объектами государственного финансового контроля являются все независимо от организационно-правовых форм и видов деятельности получатели (пользователи) финансовых ресурсов, федеральные органы исполнительной власти, отвечающие за реализацию финансовой политики, кредитно-денежные учреждения, инвестиционные институты, привлекающие и использующие средства государства.

     Предметом контроля являются основные характеристики состояния и поведения объекта контроля. Непосредственно в качестве предмета государственного финансового контроля выступают все этапы бюджетного процесса (составление, рассмотрение, утверждение, исполнение бюджета, составление и утверждение отчета об его исполнении), поступления налоговых и других платежей в бюджет, отчисления во внебюджетные фонды, постановка бухгалтерского учета и отчетности, целевые бюджетные фонды, дотации, субсидии, субвенции, трансферты, бюджетные кредиты и т. д. Предметом финансового контроля является бюджет, контроль за внебюджетными фондами, налоговый, валютный, кредитный, страховой и инвестиционный виды контроля, а также контроль за денежной массой.

      Принципы государственного финансового контроля — это научно разработанные и апробированные практикой политические, организационные и правовые основы организации контроля, которые обеспечивают его эффективность. Принципы финансового контроля определяют общие правила и целенаправленность контрольной деятельности в финансовой сфере.

     На  основе многолетнего опыта в мире разработаны основные принципы организации государственного финансового контроля, к реализации которых стремится каждое современное цивилизованное государство. К ним относятся независимость и объективность, компетентность и гласность.

     Независимость органов финансового контроля, как на государственном, так и на муниципальном уровне должна быть закреплена законодательно. Этот принцип является одним из основных условий осуществления эффективного финансового контроля. Независимость финансового контроля должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контрольного органа.

Информация о работе Государственный финансовый контроль