Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 17:22, курсовая работа
Целью работы является исследование вопросов организации государственного финансового контроля в современных условиях и определение основных направлений совершенствования государственного финансового контроля в Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью, при написании работы решаются следующие задачи:
- рассмотреть понятия государственный финансовый контроль, выделить его цели, задачи, функции, принципы;
- рассмотреть виды и формы государственного финансового контроля;
- выявить проблемы эффективности государственного финансового контроля;
- выявить основные направления совершенствования российской системы государственного финансового контроля.
ВВЕДЕНИЕ
Общеизвестно, что образование фондов денежных средств государства и их использование в процессе выполнения государственных задач во многом происходит посредством хозяйственной деятельности как государственных, так и негосударственных. При этом государственный финансовый контроль обеспечивает вскрытие отклонений от базовых правил и нормативных требований к процедурам управления государственными финансовыми потоками и инициирующей их финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов, от параметров его законности, эффективности и целесообразности.
Любые
государственные программы
участием или особо связанных с деятельностью
государства. А это, как известно, является
основной предпосылкой устойчивости хозяйственного
и, как следствие этого, социально-политического
развития страны в целом. Иными словами,
эффективность государственного финансового
контроля является одним из важных факторов
финансово-экономического и социально-политического
благополучия нации.
Переход на новые условия хозяйствования, внедрение новых форм и методов организации финансовых отношений в стране, а также финансово-хозяйственной деятельности предприятий диктует необходимость становления и совершенствования новой системы государственного финансового контроля как важного условия обеспечения устойчивого экономического роста страны и укрепления государственности.
Целью работы является исследование вопросов организации государственного финансового контроля в современных условиях и определение основных направлений совершенствования государственного финансового контроля в Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью, при написании работы решаются следующие задачи:
-
рассмотреть понятия
- рассмотреть виды и формы государственного финансового контроля;
- выявить проблемы эффективности государственного финансового контроля;
- выявить основные направления совершенствования российской системы государственного финансового контроля.
Теоретической
базой при написании работы явились
законодательные и нормативно-правовые
акты Российской Федерации, научные труды
российских и зарубежных ученых, публикации
экономических газет и журналов.
ГЛАВА I. ФИНАНСОВЫЙ
КОНТРОЛЬ: ХАРАКТЕРИСТИКА
И УЧАСТНИКИ
1.1
Понятие финансового контроля.
Необходимость налаживания жесткой системы контроля очевидна и не требует конкретной аргументации. В настоящее время, когда в хозяйственно-финансовой деятельности государства утвердилось многообразие форм собственности, образовались фондовый рынок и рынок капиталов, одним из важнейших звеньев системы контроля стал финансовый контроль. Его функциональное назначение заключается, прежде всего, в успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах экономики.
Особое место государственного финансового контроля в общей системе контроля как одного из элементов системы управления определяется, во-первых, его спецификой, выражающейся в контрольной функции самих финансов, во-вторых, ролью финансовых отношений в рыночной экономике. Поскольку финансы пронизывают все общественное производство, все уровни хозяйствования, они выступают в качестве универсального орудия контроля.
Для анализа сущности государственного финансового контроля значимым является ряд положений.
1. Финансовый контроль выступает как одна из разновидностей деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
2. Осуществление финансового контроля есть форма государственного регулирования определенных финансово-производственных отношений.
3. Финансовый контроль действенен, когда он осуществляется в комплексе со всеми функциями финансов и органично взаимосвязан с системой управления.
4. Финансовый контроль — это способ соблюдения нормативно-правовых норм хозяйствующими субъектами.
Правильное понимание сущности и значения государственного финансового контроля важно по многим причинам. Финансы только тогда успешно функционируют, когда они хорошо организованы, хорошо управляемы, нацелены на достижение конкретных задач развития экономики и повышения жизненного уровня населения.
Целью государственного финансового контроля является обеспечение проведения единой финансовой и денежной политики, законности, целесообразности и эффективности использования государственных финансовых ресурсов и государственной собственности, недопущение нецелевого и неэффективного использования государственных ресурсов и их хищения.
Возрастание роли государственного финансового контроля в рыночной экономике связано с увеличением финансовых потоков. Сами финансы все более обретают самостоятельное значение как инструмент активного контроля над созданием и движением товарно-денежных потоков. При этом на практике происходит сращивание материальных и финансовых отношений.
Назначением государственного финансового контроля является содействие успешной реализации финансовой политики государства.
Задачами государственного финансового контроля являются:
1) правильность формирования и исполнения бюджета и внебюджетных фондов;
2) проверка состояния и целевого и эффективного расходования финансовых ресурсов государства и органов местного самоуправления, законности и рациональности использования государственной и муниципальной собственности;
3) правильность ведения бухгалтерского учета и достоверность отчетности;
4) контроль за соблюдением действующего законодательства в области налогообложения, валютной, таможенной и банковской деятельности.
Данным перечнем не исчерпываются все задачи государственного финансового контроля, тем более что эти задачи уточняются и изменяются вместе с изменениями финансового законодательства.
Цель и задачи государственного финансового контроля определяют его основные функции, как части общегосударственного контроля, которые проявляются в изучении реальности процессов финансово-хозяйственной деятельности проверяемого объекта, установлении причин и внесении соответствующих коррективов в деятельность объекта контроля, направленных на повышение эффективности. Функции финансов — это проявление их сущности в действии. Функции государственного финансового контроля — это проявление сущности государственного финансового контроля на практике.
Основная функция государственного финансового контроля заложена в его предназначении как контрольно-ревизионная функция, основу которой составляют выявление нарушений в исполнении законов в части использования финансовых ресурсов и собственности государства, анализ причин выявленных нарушений, разработка предложений по их устранению и последующее устранение с целью недопущения новых противоправных действий.
Общепринятыми в мировой практике функциями государственного финансового контроля являются:
Степень
использования функций
К обязательным элементам системы функционирования государственного финансового контроля относятся:
Все элементы контроля в процессе установления истинных результатов взаимодействуют как единое целое.
Субъект контроля не является раз и навсегда данным, поскольку предмет его деятельности — объект контроля — находится в постоянной динамике. Субъект контроля (кто контролирует) — это орган контрольной системы (орган контроля), соответствующая организация — носитель контрольной функции. В своей деятельности субъект контроля определяет состояние и поведение объекта контроля, методы контроля, его предмет, вид контроля и объект контроля.
Должная
организация контрольной
Объект контроля определяется в зависимости от субъекта контроля. Объектами государственного финансового контроля являются все независимо от организационно-правовых форм и видов деятельности получатели (пользователи) финансовых ресурсов, федеральные органы исполнительной власти, отвечающие за реализацию финансовой политики, кредитно-денежные учреждения, инвестиционные институты, привлекающие и использующие средства государства.
Предметом контроля являются основные характеристики состояния и поведения объекта контроля. Непосредственно в качестве предмета государственного финансового контроля выступают все этапы бюджетного процесса (составление, рассмотрение, утверждение, исполнение бюджета, составление и утверждение отчета об его исполнении), поступления налоговых и других платежей в бюджет, отчисления во внебюджетные фонды, постановка бухгалтерского учета и отчетности, целевые бюджетные фонды, дотации, субсидии, субвенции, трансферты, бюджетные кредиты и т. д. Предметом финансового контроля является бюджет, контроль за внебюджетными фондами, налоговый, валютный, кредитный, страховой и инвестиционный виды контроля, а также контроль за денежной массой.
Принципы государственного финансового контроля — это научно разработанные и апробированные практикой политические, организационные и правовые основы организации контроля, которые обеспечивают его эффективность. Принципы финансового контроля определяют общие правила и целенаправленность контрольной деятельности в финансовой сфере.
На основе многолетнего опыта в мире разработаны основные принципы организации государственного финансового контроля, к реализации которых стремится каждое современное цивилизованное государство. К ним относятся независимость и объективность, компетентность и гласность.
Независимость органов финансового контроля, как на государственном, так и на муниципальном уровне должна быть закреплена законодательно. Этот принцип является одним из основных условий осуществления эффективного финансового контроля. Независимость финансового контроля должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контрольного органа.