Государственный кредит: сущность, формы, причины применения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 15:25, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является изучение государственного кредита, его сущности, форм и причин применения.
Исходя из цели исследования - изучения сущности и основных форм государственного кредита, поставлены следующие задачи:
- изучить краткую историю возникновения понятия «государственный кредит»;
- определить сущность и существующие формы госкредита;
- сделать соответствующие выводы.

Содержание работы

Введение
2
1
Сущность и значение государственного кредита
4
2
Формы государственного кредита
9
Заключение
14
Список использованных источников
16

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ 

 

 

Введение

2

1

Сущность и значение государственного кредита

4

2

Формы государственного кредита

9

Заключение

14

Список использованных источников

16


 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Государство как субъект  экономических отношений для  покрытия своих расходов привлекает не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, финансовые  ресурсы. Уникальный способ их получения - государственный кредит, выражающий отношения между государственными и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда  (наряду с бюджетом) в руках государства. В данном случае государство выступает заемщиком  средств, а население, предприятия  и организации -  кредиторами1.

В настоящее время  огромное значение для нормального функционирования всей экономической системы в целом имеет государственный кредит. Кредит относится к числу важнейших категорий экономической науки. Его изучению посвящены произведения классиков марксизма, многочисленные работы советских и зарубежных экономистов. Однако эта тема не изучена полностью, нуждается в дополнительной доработке, поскольку кредитные отношения в современных условиях достигли наибольшего развития. "В настоящее время речь уже идет не о постоянном увеличении объемов денежных капиталов, предоставляемых в ссуду, но и о расширении субъектов кредитных отношений, а также растущем многообразии самих операций".

Наиболее характерные  черты кредитной сферы - перенасыщение  оборота платежных средств, утрата кредитом своего назначения. Произошли изменения в структуре кредитных вложений за последние годы. Доля кредитов, предоставляемых на восполнение недостатков бюджетных ресурсов, увеличилась. Все эти факты говорят о том, что необходимо уделять большое внимание проблеме кредита, так как экономическое состояние страны в значительной мере зависит от состояния кредитно-денежной системы. Поэтому необходимо учитывать опыт, накопленный развитыми странами в этой сфере. Необходимо проводить реформу всей кредитной системы (и не только), направленную на создание кредитных учреждений на акционерной основе. В нашей стране развились новые формы кредитов, таких как потребительский, коммерческий, различные формы аренды, в частности лизинг. Это ускорило развитие экономики нашей страны, сделало ее более эффективной.

Актуальность данной работы в том, что с помощью  государственного кредита государство  мобилизует дополнительные финансовые ресурсы  для финансирования общегосударственных  расходов и выполнения своих функций. Объективная необходимость использования государственного кредита объясняется противоречиями между растущими потребностями общества с возможностью их удовлетворения за счет доходов бюджета.

Целью контрольной работы является изучение государственного кредита, его сущности, форм и причин применения.

Исходя из цели исследования - изучения сущности и основных форм государственного кредита, поставлены следующие задачи:

- изучить краткую историю  возникновения понятия «государственный  кредит»;

- определить сущность  и существующие формы госкредита;

- сделать соответствующие выводы.

При написании контрольной  работы использованы учебники по финансовому  и бюджетному праву, а также публикации из периодических изданий последних лет.

 

1 СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА

 

 

Государственный кредит - совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями - с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений.

Государственный кредит как экономическая категория  является важнейшим существенным элементом  финансов и проявлением системы  финансовых отношений2.

Государственный кредит  - одна из форм кредитных отношений, имеющая следующие признаки кредита: наличие кредитора и заемщика как юридически самостоятельных субъектов кредитной сделки; аккумуляции свободных денежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности срочности и платности (в исключительных случаях допускается беспроцентный  заем ресурсов); возможность использования госкредитных операций внутри страны и в международных отношениях3.

На практике государственный кредит, как правило, характеризует кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на условиях возвратности для финансирования государственных расходов, и эта деятельность государства  в качестве заёмщика получила наибольшее развитие во всём мире. Как и любой другой заёмщик, государство привлекает средства на заранее определённый срок: до одного года, от одного до пяти лет, от пяти до тридцати лет. Так, Бюджетный кодекс РФ ( № -145 ФЗ от 31 июля 1998 г.) предусматривает, что любые долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет.

Государственный кредит характеризует также отношения  государства с экономическими субъектами, в ходе которых государство может выступать как кредитор или гарант. Как кредитор государство выступает в случае выдачи кредитов за счёт бюджетных средств. Кредиты предоставляются экономическим субъектам, региональным и местным органам власти, иностранным государствам, международным организациям. Предоставление государственных кредитов ведёт к формированию долга перед государством.

Как экономическая категория  государственный кредит находится  на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита -  и несёт признаки как тех, так и других. В качестве финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов, и является вторым по величине после доходов источником формирования финансовых ресурсов государства и местных органов самоуправления. В то же время процесс формирования и использования осуществляется в специфической форме - привлечение денежных средств на временной  и, как правило, на возмездной основе. Связь государственного кредита с финансами заключается также в том, что, во-первых, это распределительные отношения, отношения вторичного распределения части ВВП; во-вторых, одним из участников отношений неизменно является государство – субъект с особыми правами, которые, как правило, используются при заимствованиях; в-третьих, целью этих отношений является привлечение государством дополнительных финансовых ресурсов.

Как один из видов кредита, государственный кредит имеет ряд  особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например налогов. В отличие от налогов он имеет добровольный характер, хотя в  истории нашего государства известны случаи отхода от принципа добровольности при размещении займов. Если налоги движутся только в одном направлении: от плательщика в централизованные денежные фонды (обратное движение возможно только в случае возврата переплаченных или ошибочно взысканных сумм), то основой государственного кредита является его возвратность и платность. Платность означает, что через определённый период времени внесённая сумма возвращается с процентами.

Как один из видов  кредита государственный (муниципальный) кредит имеет ряд специфических  черт, к которым можно отнести:

- добровольный  характер этих отношений;

- возвратный  и платный характер;

- в отличие  от банковского кредита, где  в качестве его обеспечения  выступают материальные ценности, при заимствовании средств государством  обеспечением кредита служит  все имущество, находящееся в  его собственности; 

- привлекаемые в результате государственного (муниципального) кредита средства имеют специфический целевой характер — они направляются на погашение бюджетного дефицита. В то же время на уровне субъекта Российской Федерации или муниципального образования привлекаемые таким образом средства могут иметь четко выраженную целевую направленность;

- государственный  кредит носит срочный характер (в Бюджетном кодексе оговорено,  что государственные и муниципальные  обязательства не могут превышать  соответственно 30 и 10 лет).

Государственный и муниципальный кредит как финансовая категория выполняет три функции: распределительную, регулирующую и  контрольную4.

Распределительная функция обеспечивает формирование централизованных денежных фондов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях или их использование на принципах срочности, платности, возвратности. В нашей стране поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. При неправильном использовании мобилизованных в результате государственных займов капиталов, например финансировании за их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые займы.

Перераспределение осуществляется между:

- федеральным  бюджетом и региональными бюджетами;

- региональным  бюджетом и бюджетами муниципальных  образований; 

- международными  финансово-кредитными институтами  и федеральным бюджетом;

- иностранными  юридическими и физическими лицами  и федеральным и региональными  бюджетами;

- федеральным, региональными и местными бюджетами и юридическими лицами-резидентами и др.

Регулирующая  функция государственного и муниципального кредита проявляется в том, что соответствующие институты, вступающие в кредитные отношения на федеральном, региональном и муниципальном уровне, прямо и опосредованно воздействуют на состояние денежного обращения, процесс производства, занятость населения, уровень процентных ставок и, в конечном счете, — на финансовую политику.

В условиях ограниченности бюджетных ресурсов их выделение на безвозмездной основе не всегда оправдано. Кроме того, эффективность использования выделенных средств на возвратной и платной основе выше, чем на безвозвратной и бесплатной. При этом кредитование создает мультипликативный эффект. У государства появляется дополнительная возможность для стимулирования развития отдельных отраслей и предприятий путем выделения им целевых бюджетных ссуд.

Регулирующая  функция проявляется и при  получении Россией внешних займов от Международного валютного фонда на финансирование бюджетного дефицита, проведение структурных реформ и реструктуризацию экономики, поддержку приватизации, фондового рынка и т.п.

С помощью регулирующей функции государство воздействует на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективное применение бюджетных ссуд.

Специфика контрольной функции в государственном и муниципальном кредите проявляется в том, что с ее помощью контролируется целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.

Формами контроля являются:

- контроль за  движением денежных потоков, осуществляемых  через органы федерального казначейства  или уполномоченные банки; 

- контроль за  соблюдением условий кредитного  договора; контроль за целевым  использованием заемщиком выделенных средств;

- контроль за  выполнением принятых дополнительных  обязательств субъектами Российской  Федерации и органами местного  самоуправления и др.

К основным целям государственного и муниципального кредитования относятся:

- решение проблем  финансирования бюджетного дефицита;

- проведение  региональной финансово-кредитной  политики, направленной на выравнивание  социально-экономических условий  жизни населения и функционирования  региональных экономик;

- поддержка  муниципальных образований в  решении неотложных социально-экономических задач;

- поддержка  приоритетных для экономики секторов  и видов деятельности.

 

2 ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО  КРЕДИТА

 

 

Под формой кредита понимается внешнее проявление содержания тех  экономических отношений, которые  выражает кредит5.

Государственный кредит может иметь две формы: сберегательное дело и государственные займы.

Сберегательное  дело принадлежит к государственному кредиту если привлеченные средства направляются в доходы бюджета. Однако, как правило, сберегательные банки, независимо от формы собственности действуют на коммерческой основе и мобилизированные средства формируют их кредитные ресурсы. Часть этих ресурсов может направляться на приобретение государственных ценных бумаг и таким образом принадлежать к государственному кредиту.

Государственные займы являются основной формой государственного кредита. По правовому оформлению подразделяют государственные займы, которые предоставляются на основании правительственных соглашений и обеспечиваются выпуском ценных бумаг. Соглашениями оформляются, как правило, кредиты от правительств других государств, Международных организаций и финансовых институтов. С помощью ценных бумаг мобилизируются средства на финансовом рынке.

Информация о работе Государственный кредит: сущность, формы, причины применения