Государственный кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 13:37, контрольная работа

Описание работы

Принимая во внимание сложившиеся в России экономические условия, хочется отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль в нашей экономике. От состояния в этой отрасли кредитно-финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение страны на мировой арене.
Итак, целью данной курсовой работы является рассмотрение государственного кредита, как экономической категории.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...6

1.ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОЖЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА…………………………………………7
1.1 Государственный кредит как экономическая категория…………………....7
1.2 Функции государственного кредита………………………………………….9
2. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА……………………………….11
2.1 Внутриэкономический кризис……………………………………………….11
2.2 Международный государственный кредит………………………………….14
3. МЕТОДЫ ПОГАШЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА……………17
4. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕНОГО КРЕДИТА ДЛЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИИ………………………………………………………………………….18
4.1 Государство в роли кредитора, и влияние на экономику страны………….18
5. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА…..23
5.1 Проблема государственного долга России…………………………………..23
5.2 Пути решения проблем государственного долга России…………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...28

Файлы: 1 файл

ТДз-301,Маркова О.В.,Финансы.doc

— 268.50 Кб (Скачать файл)

При принудительной конверсии старые облигации обмениваются на новые в пределах установленного срока. Принудительная конверсия не предусматривает досрочное погашение облигации. Не обмененные в срок облигации аннулируются.

Консолидация означает перевод текущих обязательств и краткосрочных займов в долгосрочные. Обычно консолидация носит принудительный характер.

Чаще всего консолидация займов сопровождается конверсией, т.е. изменением первоначальных условий. В этом случае возможен и обязательный, и добровольный порядок консолидации.

Унификация займов означает замену нескольких (или всех) ранее выпущенных облигаций займов новыми. Обычно эта операция проводится после прохождения цикла экономического кризиса, сопровождаемого инфляцией.

 

4. АНАЛИЗ ГОСУДАСТВЕННОГО  КРЕДИТА ДЛЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

 

    1. Государство в роли кредитора, и влияние на экономику страны.

 

В результате принятия на себя всех обязательств бывших Советских республик по погашению  внешнего долга СССР, внешний долг России, составлявший на начало 1992 года $57 млрд. достиг в начале 1993 $96.6 млрд. и сравнялся со всем годовым ВНП страны.

К концу 1993 года обязательства России составили уже более $110 млрд., увеличившись по сравнению с предыдущим годом  на $15 млрд. (в первую очередь за счет привлечения займов международных финансовых организаций). Причинами стремительного роста задолженности стали: дефицитность государственного бюджета и заметное ухудшение ценовых условий внешней торговли в совокупности с сокращением экспорта. Несмотря на это, в 1993 году соотношение внешнего долга к ВНП сократилось до 65 %.

Затем, в 94-97 годах задолженность  росла меньшими темпами (1994 - $119 млрд., 1995 год - $120.4 млрд., 1996 - $121 млрд.), отношение  же задолженности к ВНП и экспорту постепенно сокращалось (с 55% в 1994г. до 30% ВНП в 1996г., с 260% экспорта страны в 1994г. до 190% в 1996г.).

По официальным данным Минфина  на 31 декабря 1997 г. внешний долг России составлял $123.5 млрд., из которых $91,4 млрд. - составляли долги, доставшиеся в  наследство от Советского Союза. Во второй половине 1998г. произошла конвертация части внутреннего долга во внешний - объем задолженности на конец 1998 года составил уже - $143,9 млрд., а в 1999 году достиг своего исторического пика - $167 млрд. (более 90% ВНП в долларовом исчислении). В 1997-98 годах затраты на обслуживание долга составляли половину бюджетных расходов.

С 2000 года благодаря политике по обслуживанию внешних обязательств без осуществления  новых заимствований происходит постепенное (до $10 млрд. в год) сокращение внешнего долга России (в 2000 году, благодаря списанию части задолженности бывшего СССР, долг сократился до $148.7 млрд., в 2001 году за счет проведенных выплат долг сократился до $138 млрд.). По оценкам МинФина к концу 2002 года внешний долг страны сократится до $130 млрд. (вместе с резервами на изменение процентных ставок и валютных курсов сумма внешнего долга составит $142 млрд.)6

 

Начиная с 2001 г. наметились различные  тенденции в политике государства  на рынке внутреннего и внешнего долга. Так, если объем внутреннего  долга в течение последних двух - трех лет постепенно возрастал, несмотря на наличие устойчивого профицита федерального бюджета, то объем заимствований на внешнем рынке, напротив, плавно снижался (табл. 1).

Таблица 1

Динамика внешнего и внутреннего  долга РФ в 1999 - 2004 гг.

 

 

1999

2000

2001

2002

2003

2004

Внутренний долг РФ (млрд руб.)

529.83

531.81

511.06

654.7

663.67

756.82

Внешний долг РФ (млрд долл.)

157,5

143,4

130,1

123,5

119,7

112,9


 

 

Рисунок 1. Динамика внешнего и внутреннего  долга РФ

 

При этом в 2004 году на фоне крайне благоприятной конъюнктуры сырьевых рынков в Правительстве РФ поднимался вопрос относительно возможности досрочного погашения обязательств перед Парижским клубом кредиторов. В случае достижения договоренности по данному вопросу объем внешнего долга РФ может еще более снизиться. Конъюнктура внутреннего и внешнего долга в течение 2004 г. определялась влиянием различных факторов, которые будут проанализированы ниже.

В последние годы наметилась тенденция  к сокращению внешнего долга Российской Федерации. В 2000 году он составил 139 млрд. долларов США. В начале 2004 года внешний долг Российской Федерации оценивался суммой, эквивалентной 120 млрд. долларов США. По состоянию на 1 января 2005 года объем внешнего долга запланирован в размере до 115 млрд. долларов США.

Результатом проведения в последнее  десятилетие "странной" государственной  политики в области управления внешним  долгом явилось образование так  называемого "кризисного" периода  для российской экономики.

В период с 2002 г. по 2008 г. расходы России на погашение и обслуживание внешнего долга будут составлять ежегодно $14 - $18 млрд. При этом основная часть выплат будет приходиться на новый российский долг (еврооблигации и платежи международным финансовым организациям, - $8-10 млрд. ежегодно), а эти долги нельзя реструктурировать.

В ближайшие 6 лет России предстоит  выплатить более $100 млрд. В результате будет погашено примерно 40% суммы  основного долга, т.е. $50 млрд., примерно такую же сумму составят платежи  по обслуживанию внешнего долга. Столь высокие процентные платежи по кредитам характеризуют в действительности те невыгодные для России условия, на которых эти кредиты предоставлялись - до 15% годовых в валюте. Сегодня кредиты предоставляются России под 9-10% годовых в валюте, для других стран Большой Восьмерки ставки кредитования составляют 3-5%.  

"Кризисный" период усугубляется  еще и тем, что в нем присутствуют  так называемые "пики" платежей, приходящиеся на 2003, 2005, 2008 годы.

На 2003 год приходится первый и при  этом самый крупный пик платежей по внешнему долгу. Выплаты в 2003 году, составили более $17.5 млрд. Это примерно 32% от расходов федерального бюджета, в других сравнениях это - 7% годового ВВП России, - 25% национальных сбережений.

Доля государственного внешнего долга в процентах к величине валового внутреннего продукта (ВВП) за последние годы существенно сократилась. Так, в 2000 году она составляла немногим менее 54 %, в 2003 году - 32 процента. В 2004 году максимальное соотношение величины внешнего долга к ВВП ожидается в размере 24 процентов. Однако, несмотря на постоянное снижение объема внешнего долга и его доли к ВВП, структура его в настоящее время не является оптимальной.7

Изъятия из национальных сбережений будут действительно огромны. И  нет сомнений в том, что столь масштабные выплаты по внешнему долгу (впрочем, существуют мнения, что Россия в принципе не сможет их произвести) существенно отразятся на финансовом благополучии России в указанном периоде, явятся тормозом для социально-экономического развития страны, остановят проведение структурных реформ в российской экономике.

Статистические данные подтверждают: более высокие долговые платежи  не ведут к замедлению темпов экономического роста и снижению уровня жизни  населения. Напротив, существует группа стран, страдающих от так называемой голландской болезни, где платежи по внешнему долгу способствуют экономическому росту ("голландская болезнь" обусловлена большими объемами поступления в страну валюты от сырьевого экспорта).

Признаки "голландской болезни" наблюдаются в последние годы и в России, неплохо зарабатывающей на высоких нефтяных ценах. Обильные поступления нефтедолларов ведут к повышению внутренних цен в долларовом исчислении. Растут издержки предприятий, ослабляется конкурентоспособность национальной экономики, прежде всего обрабатывающих отраслей промышленности.

Если экономическая политика способствует ограничению притока валюты в  страну, то национальная экономика, получая  дополнительные стимулы роста, может  только выиграть. Производство внутри страны становится менее затратным, освобождаются ниши на внутреннем и внешнем рынках. Одним из наиболее эффективных приемов защиты экономики от чрезмерного повышения реального валютного курса является обслуживание и погашение внешнего долга.

           Как  это ни парадоксально на первый взгляд, но страны, зараженные "голландской болезнью" и наиболее активно обслуживавшие и погашавшие внешние долги, обычно имели и более высокие темпы экономического роста.

Таким образом, они обеспечивали наиболее благоприятные макроэкономические условия для повышения уровня благосостояния населения.

Кризис 1998 года показал  опасность высоких объемов задолженности  и валютных рисков, связанных с  осуществлением внешних заимствований. Начиная с 1999 года, Правительство Российской Федерации начало проводить политику постепенного сокращения внешнего долга Российской Федерации, замещения внешних заимствований внутренними, оптимизации структуры внешнего долга.

В настоящее время перед  Российской Федерацией стоит ряд  задач:

  • сокращение объемов внешних долговых обязательств и, соответственно, стоимости их обслуживания;
  • оптимизация структуры внешнего долга, увеличение доли его рыночной составляющей;
  • оптимизация графика платежей по внешнему долгу, устранение пиков платежей;
  • рефинансирование внешнего долга за счет внутренних заимствований без существенного ухудшения структуры долга по срокам платежей;
  • повышение эффективности использования заемных средств.

          Решение  этих задач требует проведения  на постоянной основе анализа  состояния и изменения объема и структуры государственного внешнего долга Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 года № 4-ФЗ “О Счетной палате Российской Федерации” Счетная палата осуществляет контроль за состоянием государственного долга Российской Федерации.

Вместе с тем ряд  показателей экономического развития России на текущий момент существенно лучше, чем аналогичные показатели многих развитых стран. Так, рост российского ВВП за последние три года составил 20 %, инвестиции в основной капитал выросли более чем на 30 %, физический объем экспорта товаров увеличился на 25 %, в том числе экспорта машин, оборудования, транспортных средств - более чем на 70 %. Значительно увеличились золотовалютные резервы Центрального банка Российской Федерации.

Интерес инвесторов значительно  вырос к российским ценным бумагам, о чем свидетельствует снижение доходности валютных облигаций, что, в свою очередь, благотворно сказалось на рынке государственных долговых обязательств в целом.

Несмотря на повышение уровня суверенного кредитного рейтинга России, одной из основных проблем в области государственного долга остается отсутствие возможности устойчивого рефинансирования государственного внешнего долга на благоприятных условиях. Не последнюю роль в этом играет относительная структурная слабость экономики Российской Федерации, обусловленная ее высокой зависимостью от колебаний мировых цен на энергоносители.

По расчетам Министерства финансов Российской Федерации, в ближайшие  годы на внешних рынках привлечение средств может составить не более 5-6 млрд. долларов США, а на внутреннем рынке - не более 7-8 млрд. долларов США ежегодно без существенного ухудшения условий заимствований.

К негативным факторам, препятствующим осуществлению эффективной политики в области государственного внешнего долга, следует также отнести исторически сложившуюся высокую стоимость обслуживания государственного внешнего долга, сохранение высокого удельного веса внешнего долга в форме задолженности перед правительствами иностранных государств и международных финансовых организаций, препятствующей проведению операций по оптимизации структуры государственного долга, ограниченные возможности рефинансирования государственного внешнего долга за счет внутренних заимствований без существенного ухудшения структуры государственного долга по срокам, неравномерный характер погашения внешнего долга, наличие пиков платежей.

 

Таблица 2

Показатели долговой нагрузки на экономику Российской Федерации 

 

2000

2001

2002

2003

2004

ВВП, млрд. руб.

7302

9040

10863

13258

15300

Государственный долг на 1 января следующего года, млрд. руб.

4485,7

4425,4

4562,7

4207,7

4656,6

в % к ВВП

61,4

49,0

42,0

31,7

30,4

Внутренний долг, млрд. руб.

557,4

533,5

679,9

682,0

988,1

в % к ВВП

7,6

5,9

6,3

5,1

6,4

Внешний долг, млрд. руб.

3928,3

3891,9

3882,8

3527,7

3668,5

в % к ВВП

53,8

43,1

35,7

26,6

24,0


 

Таблица 3

Темпы роста  экономики РФ

 

 

2002

2003

2004

2005

ВВП

4,7

7,3

7,4

6

Промышленность

3,7

7

7,4

4

Сельское хозяйство

1,5

1,3

1,2

2,6

Розничная торговля

9,3

8,4

11,9

11,7

Строительство

3,9

12,8

11,1

8,3

Транспорт

5,9

7,7

7,1

2,4

Информация о работе Государственный кредит