Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 21:50, реферат
Государственный кредит представляет собой систему кредитных отношений, в которой государство выступает заемщиком, а население и частный бизнес - кредиторами денежных средств. Государственные и муниципальные кредиты могут быть получены и предоставлены Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями юридическим и физическим лицам, другим бюджетам, иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям в пределах полномочий соответствующего уровня бюджета. Источником средств государственного кредита служат облигации государственных займов, которые могут выпускаться не только федеральным, но и местными органами власти (краев, областей).
Введение………………………………………………………………………………………….......3
1.Понятие и сущность государственного кредита …………………………..….4
2.Функции и цели государственного кредита……………………………..……….8
3.Классификация государственных кредитов…………………………..………..11
Заключение……………………………………………………………………………………….....14
Список используемой литературы…………………………………………..………….16
Московский
Государственный Университет
Реферат по дисциплине «Финансовое право» на тему:
«Государственный кредит»
2012 год
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Понятие и сущность государственного кредита …………………………..….4
2.Функции
и цели государственного
3.Классификация
государственных кредитов………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы…………………………………………..……
Введение
Государственный кредит (от лат. creditum – ссуда, долг) – с юридической точки зрения представляет собой регламентируемые законодательством правоотношения между государством и юридическими и физическими лицами по поводу аккумуляции на добровольных началах государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на основе возвратности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения. 1
Государственный кредит представляет собой систему кредитных отношений, в которой государство выступает заемщиком, а население и частный бизнес - кредиторами денежных средств. Государственные и муниципальные кредиты могут быть получены и предоставлены Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями юридическим и физическим лицам, другим бюджетам, иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям в пределах полномочий соответствующего уровня бюджета.
Источником средств
Государство в лице уполномоченного органа исполнительной власти заключает кредитный договор, в соответствии с которым у него возникают соответствующие обязательства или требования. Условиями кредитного договора являются: срок предоставления или получения кредита; обязанности сторон; условия обеспечения возврата ссуды; размер процентной ставки за пользование ссудой; другие условия.
1.Понятие и сущность государственного кредита
Государство как субъект
экономических отношений для
покрытия своих расходов привлекает
не только доходы бюджета, но и дополнительные,
сформированные на заемной основе, финансовые
ресурсы. Уникальный способ их получения
- государственный кредит, выражающий
отношения между государственными и многочисленными
физическими и юридическими лицами по
поводу формирования дополнительного
денежного фонда (наряду с бюджетом) в
руках государства. В данном случае государство
выступает заемщиком средств, а население,
предприятия и организации - кредиторами.
История государственного кредита показывает,
что причиной оформления
заемных операций выступает наличие бюджетного
дефицита. Испытывая потребность в дополнительных
финансовых ресурсах, правительство не
отказывается от возможности мобилизации
дополнительного финансового фонда и
в условиях сбалансированного бюджета.
Это является вполне оправданным шагом,
поскольку за счет средств фонда государственного
кредита могут финансироваться дополнительные
программы хозяйственного и социально-культурного
строительства немедленно, без ожидания
поступления обычных бюджетных доходов.
Государственный кредит - одна из форм
кредитных отношений, имеющая следующие
признаки кредита: наличие кредитора и
заемщика как юридически самостоятельных
субъектов кредитной сделки; аккумуляции
свободных денежных средств населения,
предприятий и организаций на принципах
возвратности срочности и платности; возможность
использования государственных кредитных
операций внутри страны и в международных
отношениях. С помощью государственного
кредита государство мобилизует дополнительные
финансовые ресурсы для финансирования
общегосударственных расходов и выполнения
своих функций. Объективная необходимость
использования государственного кредита
объясняется противоречиями между растущими
потребностями общества с возможностью
их удовлетворения за счет доходов бюджета.
По своей экономической природе госбюджет
перераспределяет часть национального
дохода станы. Выбранные Республикой Беларусь
приоритеты развития общества предполагают
сокращение доли средств, централизуемых
в общегосударственном фонде. Объем доходной
части бюджета ограничен уровнем налогообложения,
установленном действующим законодательством
с учетом общего состояния экономики и
платежеспособности субъектов хозяйствования.
Т.о. в сферу бюджетного распределения
не попадают значительные объемы ресурсов,
находящихся в распоряжении хозяйствующих
субъектов, и личные доходы граждан. Между
тем бюджетная нагрузка на расходы растет.
Структурная перестройка и регулирование
экономики социальная политика государства,
расходы по обороне страны, участие в международной
деятельности требуют больших средств.
Государственный кредит представляет
отношения вторичного распределения стоимости
валового внутреннего продукта и части
национального богатства. В сферу его
применения попадает часть доходов и фондов,
сформированных на стадии первичного
распределения стоимости. Через государственный
кредит перераспределяются средства,
направляемые в фонды потребления. Обычно
ими являются временно свободные денежные
средства населения предприятий и организаций,
не предназначенные для текущего потребления.
Но при определенных экономических и политических
ситуациях население и хозорганы могут
идти на сознательное ограничение потребления
и в сферу государственного кредита втягиваются
средства, предназначенные для текущих
производственных или социальных.
Формирование посредством государственных
кредитных отношений дополнительных финансовых
ресурсов отражает одну сторону сущности
государственного кредита как особой
формы движения стоимости (ссудного фонда).
Второй стороной выступают отношения,
обусловленные возвратностью и платностью
ресурсов, мобилизуемых с помощью государственного
кредита. Государство гарантирует возврат
средств с уплатой кредиторам установленного
дохода в виде процентов. Государственные
кредитные и налоговые отношения не подменяют
друг друга и являются самостоятельными
финансовыми инструментами. Отношения
по возврату средств и выплате вознаграждения
также имеют перераспределительный_характер
Государственный кредит – это
совокупность экономических отношений,
возникающих в процессе формирования
государством финансовых ресурсов для
финансирования бюджетных расходов и
других государственных программ.
Как показывает опыт стран с
рыночной экономикой, использование государственного
кредита для покрытия дефицита бюджета
является эффективным и разумным средством
по сравнению с монетарными приемами.
Кредиторами выступают физические и юридические
лица, заемщиком – государство в лице
его органов (министерства финансов, местных
органов власти). Для заемщика ценная форма
кредита позволяет мобилизировать дополнительные
денежные ресурсы для покрытия бюджетного
дефицита без использования для этих целей
бумажно-денежной эмиссии, для не инфляционного
кредитно-денежного обращения путем операций
на открытом рынке, формирование финансового
рынка. В условиях развития инфляционного
процесса государственные займы у населения
временно уменьшают его платежеспособный
спрос. Из обращения изымается избыточная
денежная масса, т.е. происходит отвлечение
средств из денежного оборота на заранее
оговоренный срок. Чрезмерное увеличение
государственного долга вместе с тем может
привести к платежам по обязательствам,
сумма которых составит величину большую,
чем
поступления от займов, что отрицательно
скажется на состоянии финансов государства. 2
Потребность государства в кредите возникает
при финансовых затруднениях, необходимости
урегулировать разрыв между денежной
массой в обращении и товарными ресурсами.
Государственный кредит используется
прежде всего на покрытие бюджетного дефицита.
Условием сделки при государственном
кредите экономических участников обособлены,
поэтому нужно обеспечить экономическую
заинтересованность кредиторам для добровольной
передачи денежных средств в пользование
заемщика. Для этого государство берет
на себя обязательство выплачивать кредиторам
определенный доход. В отличие от банковского
процента за кредит, где он выступает как
механизм воздействия на хозяйственную
и коммерческую деятельность заемщиков,
вознаграждение кредиторов при государственном
кредите выступает как стимул реализации
обособленных экономических интересов
кредиторов и заемщиков.
2.Функции и цели
1. Важнейшая функция государственного и муниципального кредита — перераспределение денежных ресурсов в соответствии с потребностями экономики в целом и целесообразностью поддержки того или иного направления социально-экономической деятельности. В настоящее время отсутствует специальный централизованный фонд государственного кредитования. Его источником служит соответствующий бюджет, при утверждении расходной части которого предусматриваются необходимые средства на кредитование.
Перераспределение осуществляется между:
1.)федеральным бюджетом и региональными бюджетами;
2.)региональным бюджетом и бюджетами муниципальных образований;
3.)международными финансово-кредитными институтами и федеральным бюджетом;
4.)иностранными юридическими и физическими лицами и федеральным и региональными бюджетами;
5.)федеральным, региональными и местными бюджетами и юридическими лицами-резидентами и др.
2. Государственный
и муниципальный кредит
Регулирующая
функция проявляется и при
получении Россией внешних
С помощью регулирующей функции государство воздействует на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективное применение бюджетных ссуд. 3. Одной из функций государственного и муниципального кредита является учет и контроль за целевым и рациональным использованием кредита, выделяемого государством. Эту функцию осуществляют соответствующие институты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Необходимость контроля вытекает как из самой природы кредита, так и из функций государства.
Формами контроля являются:
1)контроль за движением денежных потоков, осуществляемых через органы федерального казначейства или уполномоченные банки;
2)контроль за соблюдением условий кредитного договора;
3)контроль за целевым использованием заемщиком выделенных средств;
4)контроль за выполнением принятых дополнительных обязательств субъектами РФ и органами местного само управления и др.
К основным
целям государственного и муниципального
кредитования относятся: решение проблем
финансирования бюджетного дефицита;
проведение региональной финансово-кредитной
политики направленной на выравнивание
социально-экономических
3.Классификация
Государственные заимствования в России могут быть двух видов:
- государственные заимствования Российской Федерации;
- государственные заимствования субъектов Российской Федерации.
Государственные заимствования Российской Федерации – государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг, кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации. Государственные заимствования Российской Федерации могут быть внутренними и внешними. Под государственными заимствованиями субъектов Российской Федерации понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг, кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации.
Государственные заимствования Российской
Федерации и субъектов
Помимо уже отмеченных видов государственных займов их можно дополнительно классифицировать по целому ряду дополнительных признаков:
1. по обращению на рынке: рыночные займы – свободно продаются и покупаются (являются основными при финансировании бюджетного дефицита); нерыночные займы – не подлежат обращению на рынке ценных бумаг и выпускаются государством для привлечения определенных инвесторов;
2. по срокам погашения: краткосрочные (до одного года); среднесрочные (от одного года до пяти лет); долгосрочные (от пяти лет и более);
3. по обеспеченности долговых обязательств: закладные – обеспечиваются конкретным залогом, например определенным имуществом; беззакладные – обеспечиваются всем имуществом государства или данного муниципалитета;
4. по характеру выплачиваемого дохода: выигрышные; процентные; с нулевым купоном. Выплата дохода осуществляется: по выигрышным облигациям на основе тиражей выигрышей, по процентным облигациям в виде купонов 1, 2 или 4 раза в год. Краткосрочные заемные средства государства продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Не имеют также купонов и некоторые долгосрочные долговые обязательства. Доход по ним выплачивается вместе с суммой основного долга. Такие облигации называются облигациями с нулевым купоном;
5. по методу определения дохода: с твердым доходом; с плавающим доходом;
в зависимости от сроков погашения: обязательства с правом досрочного погашения; обязательства без права досрочного погашения. 3
Заключение
Тема государственного кредитования, как внутреннего, так и внешнего с каждым годом становиться для России актуальней. Причиной тому служит программа реализации национальных проектов, принятая правительством и одобренная президентом. В контексте данной программы планируется финансирование конкретных целевых программ, таких как здоровье, образование, пенсионное обеспечение, ипотечное кредитование, основанное на средствах заложенных в федеральном бюджете. Согласно разработанным программам меняются сами механизмы финансирования, т.е. зачастую региональные власти не получают как таковых финансовых средств, а получают сразу заявленные предметы. Так, например, по программе переоснащения медицинских учреждений, особенно находящихся за городской чертой, в больницы и клинические центры поступают не денежные средства, а оборудование и медикаменты. Дать однозначную оценку новым механизмам финансирования нельзя, т.к. требуется более длительный период апробации.