Государственный кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 00:50, курсовая работа

Описание работы

Государственный кредит и его регулирование - одна из наиболее актуальных и сложных проблем для современной российской экономики. Проводимая в последние годы политика бюджетного профицита помогла снизить остроту долговой проблемы. Однако государственный долг в настоящее время остается одной из наиболее острых проблем, сдерживающих социально-экономический рост страны.

Содержание работы

Введение 3
1. Государственный кредит: понятие, сущность, функции 5
2. Государственные займы и их классификация 13
3. Государственный кредит как инструмент макроэкономического регулирования 19 Заключение 26
Список использованных источников 32

Файлы: 1 файл

Курсовая.Государственный_кредит.doc

— 196.50 Кб (Скачать файл)

     Под конверсией обычно понимается изменение  доходности займов. В целях снижения расходов по управлению государственным долгом государство чаще всего снижает размер выплачиваемых процентов по займам. Однако не исключено и повышение доходности государственных ценных бумаг для кредиторов. Такая операция была проведена, например, в 1990 г., когда доходность облигаций 3%-ного выигрышного займа была увеличена до 9%, а казначейских обязательств - с 5 до 10%.

     Под консолидацией понимается изменение  условий займов, связанное с их сроками. Так, в 1990 г. срок функционирования казначейских обязательств был сокращен с 16 до 8 лет.

     Унификация  государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией. Унификация займов - это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. В исключительных случаях правительство может провести обмен облигаций по регрессивному соотношению, то есть приравнивая несколько ранее выпущенных облигаций к одной новой облигации.

     Отсрочка  погашения займа или всех ранее  выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее развитие операций по выпуску новых займов не имеет финансовой эффективности для государства. При отсрочке не только отодвигаются сроки погашения займов, но и прекращается выплата доходов.

     Под аннулированием государственного долга понимается мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам. Аннулирование ценных бумаг государства может проводиться по двум причинам: в случае финансовой несостоятельности государства, т.е. его банкротства; вследствие прихода к власти новых политических сил, которые по определенным причинам отказываются признать финансовые обязательства предыдущих властей.

     Кроме того, в качестве метода привлечения  заимствований выделяется рефинансирование долга. Рефинансированием государственного долга называют размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным. Например, Россия использовала рефинансирование при погашении задолженности по государственному 3%-ному внутреннему выигрышному займу 1966 г. По истечении срока действия этого займа облигации обменивались в течение одного года на облигации нового займа - внутреннего выигрышного займа 1982 г. без уплаты курсовой разницы.

     Минимальная цена заемных средств на рынке определяется ставкой рефинансирования. Ставка рефинансирования - это процентная ставка, по которой происходит заимствование на обслуживание внутреннего долга. Таким образом, государственный кредит регулирует рынок межбанковских кредитов [30].

     В настоящее время при разработке вариантов оптимизации внешнего долга России внимание концентрируется главным образом на технических средствах решения проблемы: реструктуризации долга, конверсия части долговых обязательств в имущественные активы на территории России. Предлагаются также менее традиционные методы - погашение долга в национальной валюте, переоформление кредиторской задолженности под расчеты по дебиторской задолженности .

     Под реструктуризацией долга, согласно ст. 105 Бюджетного кодекса РФ, понимается «погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения». В определенной мере этот термин является синонимом консолидации займа [1, ст. 105].

     Основные  схемы реструктуризации включают в  себя: списание долга, то есть аннулирование прежних займов; выкуп долга.

     Социальные  последствия безинфляционного покрытия дефицита бюджета за счет выпуска и размещения на внутреннем рынке государственных долговых ценных бумаг состоят в перераспределении финансовых ресурсов от одних слоев населения к другим.

     Государственный кредит позволяет осуществить перераспределение  денежных ресурсов в соответствии с потребностями экономики в целом и целесообразностью поддержки того или иного направления социально-экономической деятельности, а так же учёт и контроль за целевым и рациональным использованием кредита, выделяемого государством.

     Профессор М.В. Романовский и профессор О.В. Врублевская рассматривают следующую роль государственного кредита:

     1. Образование денежных фондов  – привлечение средств с рынка  ссудных капиталов в централизованные  денежные фонды государства на  основе принципов кредитования.

     2. Использование денежных фондов  – функция, вытекающая из необходимости возврата привлеченных средств, который осуществляется как за счет налоговых и неналоговых доходов бюджета, так и за счет механизма рефинансирования, то есть погашения задолженности по ранее выпущенным обязательствам.

     3. Контроль – роль государственного  кредита, выражающаяся во влиянии  на уровень ликвидности коммерческих  банков, структуру платежеспособного  спроса, темпы экономического роста, объем денежной массы в обращении [18, c. 115].

     Не  случайно поэтому в экономической  и финансово-правовой науке никогда не было однозначного отношения к проблеме государственного (муниципального) кредита. Так, А. Смит, Д. Рикардо и многие их последователи вначале резко отрицательно относились к развитию государственного кредита. В государственных долгах они видели лишь крайнее средство, которым можно пользоваться при отсутствии других возможностей, например «для спасения существования или чести всего государства». По мнению Д. Рикардо, стране выгоднее покрывать всякие чрезвычайные расходы, не исключая и расходы на ведение войн, за счет прямого увеличения налогов, чем прибегать к кредиту. Он считал, что население само должно нести бремя погашения своих долгов, а не перекладывать их в виде налогов на последующие поколения [8, c. 41].

     Практическая  деятельность правительств многих западных стран доказала, что государственный долг, особенно его внутренняя составляющая, является задолженностью населения самому себе, а разумное использование этой задолженности может обеспечить разрешение многих экономических проблем развития страны. Опыт многих стран показывает, что сам дефицит бюджета и нормальный госдолг не являются негативными факторами, так как позволяют разрешить на определенных этапах развития сложные экономические проблемы.

     Убедительным  представляется взгляд американских ученых К.Р. Макконелла и С.Л. Брю на проблему финансово-правовых полномочий правительств различных государств при выполнении своих долговых обязательств по государственному внутреннему долгу. Они называют три основные группы финансово-правовых полномочий («возможностей») правительств, использование которых делает практически невозможным невыполнение обязательств по государственному долгу и приведение правительства к банкротству. Во-первых, это использование правительством полномочий по рефинансированию долга. У правительства, по мнению американских ученых, нет никаких причин сокращать государственный долг либо полностью его ликвидировать, ибо у него есть возможность рефинансировать свой долг, то есть продать новые облигации и использовать выручку для выплаты держателям погашенных облигаций. Во-вторых, это использование налоговых методов [24, c. 74].

     Практическая  деятельность правительств многих западных стран доказала, что государственный долг, особенно его внутренняя составляющая, является задолженностью населения самому себе, а разумное использование этой задолженности может обеспечить разрешение многих экономических проблем развития страны. Опыт многих стран показывает, что сам дефицит бюджета и нормальный госдолг не являются негативными факторами, поскольку позволяют разрешить на определенных этапах развития сложные экономические проблемы [19, с. 86].

     Подводя итог можно сказать, что осуществление  перечисленных мероприятий, способствующих развитию национальной экономики и национальных финансов, государственный кредит в Российской Федерации играет роль прежде всего инструмента макроэкономического регулирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Назначение  государственного кредита проявляется в первую очередь в том, что он является средством мобилизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном бюджетном сальдо мобилизуемые с помощью государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.

     Государственный кредит влияет на важные макроэкономические показатели развития страны. Здесь обнаруживается тесная взаимосвязь между этими показателями и проводимой государством денежно-кредитной, бюджетно-налоговой и валютной политикой. Мобилизуемые с помощью государственного кредита средства носят антиципированный характер и являются не чем иным, как изъятыми вперед налогами. В макроэкономическом аспекте госкредит может иметь весьма неблагоприятные последствия в случае неверно выбранной стратегии и тактики его использования как финансового инструмента управления экономикой страны. В этом случае неизбежен мультипликативный эффект роста финансово-кредитной зависимости государства от кредиторов (как внутренних, так и внешних). Госкредит способствует правильной организации сбережений, является источником увеличения денежных доходов держателей государственных ценных бумаг и вкладчиков банков, создает условия для большей сбалансированности доходов и расходов населения, организаций, предприятий и государственного бюджета, является одним из решающих факторов стабилизации денежного обращения и проведения эффективной кредитно-эмиссионной и валютной политики. Главное же, для чего используется госкредит в макроэкономическом смысле, — покрытие дефицита бюджета. Этой же цели может служить эмиссия денежных знаков. Однако давно доказано, что госкредит значительно эффективнее для балансирования доходов и расходов бюджета. Государственные займы временно сокращают платежеспособный спрос населения и хозяйствующих субъектов, регулируют натурально-вещественные и стоимостные пропорции. Тем самым оптимизируется масса денег в обращении.  

     Необходимость погашения государственного долга требует изыскания дополнительных ресурсных поступлений в бюджет, а они могут быть получены (если не считать новых займов) только с помощью налогов. К тому же погашения долговых обязательств и уплата процентов по ним отвлекают часть бюджетных доходов от производительного использования, сокращает возможности наращивания производственного и интеллектуального потенциала общества. 
Главных задач системы управления внешним долгом, являются: обеспечение национальной экономики республики внешними источниками финансирования, достаточными для ее оптимального развития, осуществление контроля за эффективным использованием этих средств и за тем, чтобы их объем находился в соответствии с реальными возможностями страны обслуживать свой внешний долг [27].

     В ближайшие 10-15 лет будущее России будет определяться тем, на каких  условиях удастся добиться урегулирования внешнего долга.

     Россия  только тогда сможет выполнить свои обязательства, когда ее экономика достигнет достаточно высоких темпов роста - 4-5% в год. Согласно расчетам, это может произойти не раньше, чем через 6-7 лет, при условии, что в России будут осуществлены благоприятные институциональные изменения и в течение этого времени она сможет тратить на обслуживание долга не более 3-4 млрд. $ в год. Повышение этой величины до 7-8 млрд. $ будет означать, что заметный рост российской экономики начнется на 2-3 года позже, то есть примерно в 2011 году [28]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список использованных источников 

     
  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 31.07.1998г., № 145-ФЗ (ред. от 6.12.2007 г.).- Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант». - Версия от 29.03.08 г.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 26.01.1996г., № 14-ФЗ. - Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант». - Версия от 29.03.08 г.
  3. Абалкин Л. И. Курс переходной экономики: Учебное пособие. - М.: Финстатинформ, 2007. – 236 с.
  4. Абрамова М. А., Александрова Л. С. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебное пособие. - М.: Институт международного права и экономики, 2006.
  5. Антипова О. Н. Международные стандарты банковского надзора // Ред. И.К. Кокошкина. - М.: Центр подготовки персонала ЦБ РФ, 2007.
  6. Антонов Н. Г., Пессель М. А. Денежное обращение, кредит и банки: Учебник. - М.: Финстатинформ, 2005.
  7. Белоглазова Г.Н. Финансы и кредит: Учебник. – М.: Высшее образование, 2006. – 575с.
  8. Борисов С.М. Внешние долги России // Деньги и кредит. - 2007. - №2.-С. 21-25.
  9. Вавилов Ю.А. Государственный кредит: прошлое и настоящее. - М.: Финансы и статистика. – 2006.
  10. Вавилов Ю.А. Государственный кредит: прошлое и настоящее. - М.: Финансы и статистика. - 2008.
  11. Вавилов Ю.Я. Вопросы государственного долга в бюджетном кодексе РФ // Финансы. – 2008. - №7.
  12. Дадашев В. Финансовая система России. - М.: Инфра-М, 2007.
  13. Деева А.И. Финансы: Учебное пособие. – М.: Экзамен, 2002. – 320 с.
  14. Деменцев В.В. Внешний долг России в системе международной задолженности // Финансы. – 2007.- №12. – С. 37-40.
  15. Дробозина Л.А. Финансы: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
  16. Жуков Е.Ф., Максимова Л.М., Печникова А.В. и др. Деньги. Кредит. Банки. – М.: ЮНИТИ, 2002 – 623с.
  17. Заяц Н.Е., Фисенко М.К. Теория финансов. - Минск: Высшая школа, 2007
  18. Калашникова Н. Проблема госдолга - чисто финансовая // Деловой мир.  20-23.06.07
  19. Картамов А.В. Регулирующая функция финансов и государственный кредит // Государство и право. – М.: Наука. – 2007. - №10. – С.86-89.
  20. Лаврушина О.И. Деньги, кредит, банки: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Финансы и статистика, 2007.— 464 с.
  21. Павлова Л.Н. Финансы предприятия: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2007.
  22. Родионова В.М., Вавилов Ю.Я., Гончаренко Л.И.  и др. Финансы. - М.: Финансы и статистика, 2006
  23. Романовский М.В., Врублевская О.В. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 543с.
  24. Семенкова Е.В., Алексанян В.М. Реструктуризация государственной задолженности // Финансы. - 2008. - №5.
  25. Сабанти Б.М. Теория финансов: Учебное пособие. - 2-е изд., – М.: Издательство «Менеджер», 2006.
  26. http://www.cbr.ru - Банк России
  27. http:// www.debt.ru/info
  28. http://www.ress.ru/ - РАО Вестник № 175, 12.08.2008
  29. http://www.polit.ru - (Горбань М., Павлов Г., Швец Ю. Внешний долг России Российско-Европейский Центр Экономической Политики)
  30. http://www.worldbank.org.ru

Информация о работе Государственный кредит