Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 08:50, контрольная работа
Описание работы
В современном мире множество сфер оказывает влияние на стабильное развитие экономики страны. Одна из таких сфер, наиболее влияющих на экономику, это кредитная система государства. Кредитная система - это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих накопление и мобилизацию денежных средств.
Содержание работы
Введение 3 Глава 1. Государственный кредит как экономическая категория 5 1.1. Сущность и функции государственного кредита 5 1.2. Формы государственного кредита 9 Глава 2. Анализ государственного кредита для экономики России 12 2.1. Анализ внутреннего и внешнего долга Российской Федерации 12 2.2. Влияние государственного кредита на экономику страны 16 Глава 3. Проблемы и пути решения государственного кредита 17 3.1. . Проблемы государственного кредита Российской Федерации 17 3.2. Пути решения проблем государственного кредита 20 Заключение 23
Глава 1. Государственный
кредит как экономическая категория
5
1.1. Сущность и
функции государственного кредита
5
1.2. Формы государственного
кредита
9
Глава 2. Анализ государственного
кредита для экономики России
12
2.1. Анализ внутреннего
и внешнего долга Российской Федерации
12
2.2. Влияние государственного
кредита на экономику страны
16
Глава 3. Проблемы и
пути решения государственного кредита
17
3.1. . Проблемы государственного
кредита Российской Федерации
17
3.2. Пути
решения проблем государственного
кредита
20
Заключение
23
Список используемых
источников
24
Введение
В современном
мире множество сфер оказывает влияние
на стабильное развитие экономики страны.
Одна из таких сфер, наиболее влияющих
на экономику, это кредитная система государства. Кредитная система
- это совокупность различных кредитно-финансовых
институтов, действующих на рынке ссудных
капиталов и осуществляющих накопление
и мобилизацию денежных средств. На рынке,
наряду с такими формами кредита, как коммерческий
и банковский, принимает участие государственный
кредит. Друг от друга эти формы
отличаются составом участников, объектом
ссуд, динамикой, величиной процента и
сферой функционирования.
Государственный
кредит представляет собой совокупность кредитных
отношений, в которых государство выступает
в качестве заемщика. Он является одним
из основных инструментов для решения
проблем достижения баланса в бюджете
доходов и расходов, находится наряду
с налогами. Отдельные вопросы,
касающиеся, например, конкретного порядка
заключения договоров государственного
займа регулируются также гражданско-правовыми
нормами (ст. 817 ГК РФ). Однако это не влияет
на обоснованность вывода о том, что сам
государственный кредит является самостоятельным
финансово-правовым институтом.
Принимая во внимание
сложившиеся в России экономические условия,
хочется отметить, что государственный
кредит играет чрезвычайно важную роль
в нашей экономике. От состояния в этой
отрасли кредитно-финансовой системы
страны зависят важнейшие показатели
государственного бюджета, темпы роста
экономической стабилизации, а также то,
каким является положение страны в мировой
экономике.
Цель данной работы:
изучение сущности государственного кредита,
анализ состояния государственного кредита Российской
Федерации на данный момент.
Работа состоит из
введения, трех глав и заключения. В первой
главе рассмотрим теорию кредитно-банковской
системы, основы и понятия системы государственного
кредитования. Вторая глава практическая:
проведем анализ содержания первой главы,
обратимся к статистическим данным. Третья
глава является рекомендательной. Она
включает проблемы организации государственных
кредитных отношений в России и пути их
решения.
Задачами данного исследования
являются:
раскрытие понятия
государственного кредита, его общих черт
и различий с банковским кредитом;
определение функций
государственного кредита;
определение форм государственного
долга;
анализ состояния государственного
кредита Российской Федерации на данный
момент;
анализ проблем и пути
их решения.
Объектом моего исследования
выступает государственный кредит в Российской
Федерации. За анализируемый период
будем принимать как настоящее время,
так и последние годы, чтобы была возможность
сравнить перемены в состоянии исследуемого
кредитного механизма.
Работа основывается
на обзоре отечественной литературы, использованы
учебники, периодические издания, нормативные
акты и материалы.
Глава 1. Государственный
кредит как экономическая категория
1.1. Сущность
и функции государственного кредита
Государственный кредит
- это урегулированная нормами финансового
права деятельность государства, направленная
на получение в кредит, т.е. взаймы, денег
от юридических лиц и граждан, а также
других государств на условиях возвратности,
срочности.
Государственные кредит
предоставляется населением страны своему
правительству путем покупки государственных
облигаций внутреннего займа.
Взятые в займы денежные
средства у населения, хозяйствующих субъектов
и других государств поступают в распоряжение
органов государства, превращаясь в дополнительные
финансовые ресурсы. Они могут быть использованы
просто как планируемый бюджетный ресурс,
ресурс для пополнения внебюджетных фондов
на специальные цели, инвестиционный ресурс,
но, как правило, государственные займы
в разных формах используются особенно
интенсивно для покрытия бюджетного дефицита.
Источником погашения
государственных займов и выплаты процентов
по ним выступают средства бюджета, где
ежегодно эти расходы выделяются в отдельную
строку. Однако в условиях нарастания
бюджетного дефицита государство может
прибегнуть к рефинансированию государственного
долга, т.е. погасить старую государственную
задолженность путем выпуска новых займов.
Это вполне оправданный шаг, поскольку
за счет средств фонда государственного
кредита могут финансироваться дополнительные
программы хозяйственного и социально-культурного
немедленно без ожидания поступления
обычных доходов.
Таким образом, кредитным
ресурсом в области государственного
кредита могут служить средства населения,
юридических лиц, заемные средства других
государств.
При осуществлении
кредитных операций внутри страны государство
обычно является заемщиком средств, а
население, предприятия и организации
- кредиторами. Тем не менее, государство
может оказаться и в роли кредитора. Такое
явление встречается не только в сфере
межгосударственных отношений, но и во
внутренней финансовой жизни по линии
использования казначейских ссуд.
Тем не менее в любом
случае - и при бюджетном дефиците, и при
сбалансированном бюджете - заемные средства
не могут считаться доходами государства
и отражаться в доходной части бюджета.
Средства фонда государственного кредита
должны направляться на покрытие дефицита
или дополнительное финансирование правительственных
расходов, не влияя на размер обычных доходов
государственного бюджета. Несоблюдение
этого может привести к серьезным негативным
последствиям. Дело в том, что устранение
границы между текущими бюджетными доходами
и заемными средствами уменьшает бдительность
правительства, искажает представление
о его реальных финансовых возможностях.
При этом может происходить финансирование
общественных потребностей при уверенности
в полном финансовом благополучии, хотя
фактически развитие идет на дефицитной
основе и за счет будущих поколений. Неизбежным
результатом такой практики будет расстройство
финансовой и денежно-кредитной системы.
Государственный кредит
представляет отношения вторичного распределения
стоимости валового общественного продукта
и части национального богатства. В сферу
госкредитных отношений попадает только
часть доходов и денежных фондов, сформированных
на стадии первичного распределения.
Формирование дополнительных
финансовых ресурсов государства за счет
свободных денежных средств - это одна
сторона госкредитных отношений. Второй
стороной выступают финансовые связи,
обусловленные возвратностью и платностью
средств, дополнительно мобилизованных
государством. Выплата доходов кредиторам
обеспечивается за счет бюджетных поступлений.
При этом круг налогоплательщика не совпадает
с кругом держателей государственных
ценных бумаг.
Целесообразность
использования государственного кредита
для формирования дополнительных финансовых
ресурсов государства и покрытия бюджетного
дефицита определяется значительно меньшими
негативными последствиями для государственных
финансов и денежного обращения страны
по сравнению с монетарными приемами (например,
эмиссией денег) балансирования доходов
и расходов правительства. Это достигается
на основе перемещения спроса от физических
и юридических лиц к правительственным
структурам без увеличения совокупного
спроса и количества денег в обращении.
Отношения по линии
государственного кредита нельзя смешивать
с банковским кредитом. Ссудный фонд, выступающий
материальной основой банковского кредитования,
используется для предоставления заемных
средств предприятиям и учреждениям в
целях обеспечения бесперебойности и
повышения эффективности процесса расширенного
воспроизводства. Кредиты могут получать
и частные лица. При государственном кредите
происходит формирование дополнительных
финансовых ресурсов в руках политической
надстройки. Поэтому государственный
кредит выражает часть финансовых отношений
общества. Это обстоятельство не допускает
вольного обращения с ссудным фондом страны
и беспрепятственного привлечения части
банковских ресурсов к финансированию
правительственных расходов.
Основная доля государственных
расходов осуществляется в национальной
валюте, поэтому преимущественное развитие
получает внутренний государственный
кредит. Но широкое международное разделение
труда, обмен технологиями и научно-техническими
идеями, оказание финансовой помощи иностранным
государствам - всё это обуславливает
интенсивное развитие международного
государственного кредита. В систему госкредитных
отношений включается так же условный
государственный кредит, когда государство
выступает в роли гаранта по кредитам,
предоставляемым иностранным заемщикам,
местным органам власти, государственным
объединениям и т.п.
Как финансовая категория
государственный кредит выполняет три
функции финансов: распределительную,
регулирующую и контрольную.
Через распределительную
функцию государственного кредита осуществляются
формирование централизованных денежных
фондов государства и их использование
на принципах срочности, платности и возвратности.
Выступая в качестве заемщика, государство
обеспечивает дополнительные средства
для финансирования своих расходов. Это
одна сторона государственных кредитных
отношений. Другая их сторона – финансовые
связи, обусловленные возвратностью и
платностью дополнительно мобилизованных
средств.
В современных условиях
поступления от государственных займов
стали вторым после налогов методом
финансирования расходов бюджета. Последнее
объясняется более быстрым темпом роста
расходов по сравнению с увеличением налоговых
поступлений.
Финансирование расходов
капитального характера за счет заимствованных
средств в определенных пределах имеет
положительное значение. Распределение
источников финансирования во времени
путем выпуска займов на соответствующий
срок позволяет переложить платежи по
основному кредиту и процентов по нему
на все поколения, которые будут пользоваться
услугами объектов, построенных нынешним
поколением. Таким образом, положительное
воздействие распределительной функции
государственного кредита заключается
в том, что с ее помощью налоговое бремя
более равномерно распределяется времени.
И наконец, контрольная
функция государственного кредита органически
связана с контрольной функцией финансов.
Эта функция связана с деятельностью государства
и состоянием централизованного фонда
денежных средств, охватывает движение
стоимости в двустороннем порядке и осуществляется
не только финансовыми структурами, но
и кредитными институтами.
1.2. Формы
государственного кредита
Государственный кредит
на практике реализуется посредством
государственных займов, которые приводят
к появлению государственного долга.
Общее понятие государственного
долга Российской Федерации, его состав,
принципы управления и порядок обслуживания
сформированы и законодательно закреплены
в Бюджетном Кодексе РФ. Под государственным
долгом Российской Федерации понимаются
ее долговые обязательства перед физическими
и юридическими лицами, иностранными государствами,
международными организациями и иными
субъектами международного права.
Погашение государственного
долга может потребовать увеличения налогов,
что отрицательно скажется на экономике.
Поэтому существует естественный предел
для бюджетного дефицита и для государственного
долга в каждой стране. Страны ЕС определяют
его в 60% от ВВП. Кроме того, деньги, взятые
взаймы, государство должно расходовать
таким образом, чтобы улучшалась экономическая
ситуация в стране, росли производство
и доходы.
Долговые обязательства
в Российской Федерации могут осуществляться
в форме:
кредитных соглашений
и договоров;
займов, осуществленных
путем выпуска ценных бумаг;
договоров и соглашений
о получении бюджетных ссуд и бюджетных
кредитов от бюджетов других уровней бюджетной
системы РФ;
договоров о предоставлении
гарантий;
соглашений и договоров
о продлении срока действия и реструктуризации
долговых обязательств прошлых лет.
Государственные займы,
составляющие государственный долг, могут
быть классифицированы по ряду признаков:
По месту размещения
займы могут быть подразделены на внешние и внутренние.
По способу обращения
займы подразделяются на рыночные и нерыночные.
Рыночные займы – это займы, оформленные
в такие ценные бумаги, которые обращаются
и перепродаются после их первичного размещения
на рынке. Нерыночные государственные займы – это займы, оформленные в фондовые инструменты, не имеющие вторичного фондового рынка.
По сроку заимствования средств займы могут быть подразделены на краткосрочные (продолжительность обращения бумаг до одного года), среднесрочные
(от одного года до пяти
лет) и долгосрочные (свыше пяти лет).
По способу обеспечения
возвратности кредитных ресурсов займы
делятся на закладные и беззакладные. У закладных займов возвратность обеспечивается конкретным залогом, а у беззакладных не обеспечивается.
По уровню эмитента
в трехуровневой финансовой системе России
государственные займы могут быть федеральные,
региональные и местные.
По форме выплаты дохода
займы можно разделить на процентные,
дисконтные, выигрышные, индексационные. Таким образом, доход выплачивается в форме процента от номинала, в форме дисконта, на основе тиражей выигрыша и индексирования номинальной стоимости соответственно.
По принципу наличия
обязанности заемщика соблюдать сроки
погашения займа обязательства, эмитированные
заемщиком, можно разделить на обязательства
без права досрочного погашения и обязательства
с правом досрочного погашения.
По способу погашения
задолженности займы делятся на две категории:
займы, подлежащие оплате единовременно,
и займы, подлежащие оплате частями.
По способу предлагаемого
инвестору дохода могут быть предложены
займы с постоянным фиксированным уровнем
дохода и займы с переменным уровнем дохода.
По направлению использования заемных средств займы могут быть подразделены на целевые и нецелевые. Средства, привлеченные по целевым займам, должны быть использованы только для финансирования конкретных программ. Средства, полученные от размещения нецелевых займов, могут быть направлены на покрытие текущих бюджетных расходов или на рефинансирование текущей задолженности.