Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 21:14, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучения такой финансовой категории, как государственный кредит.
При этом решается ряд задач: определить понятие государственного кредита, его цели, формы и механизм кредитования.
Введение…………………………………………………………………………..3
I. Экономическое содержание, функции и виды государственного кредита …4
1.1 Сущность и значение государственного кредита………………………….4
1.2 Функции государственного кредита………………………………………...7
1.3.Формы государственного кредита…………………………………………12
Заключение……………………………………………………………………...17
Список литературы……………………………………………………………..19
Поддержка малого бизнеса
предполагает, что государство берет
на себя погашение задолженности
банкам по кредитам, предоставленным
мелким предпринимателям, в случае
их банкротства. В большинстве промышленно
развитых стран функционируют
Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые за счет бюджетов территорий или внебюджетных фондов. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики той или иной территории.
Контрольная функция
Эту функцию осуществляют соответствующие институты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Необходимость контроля вытекает как из самой природы кредита, так и из функций государства.
Формами контроля являются:
- контроль за движением
денежных потоков,
- контроль за соблюдением условий кредитного договора;
-контроль за целевым
использованием заемщиком
Однако она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями этой категории:
1) тесно связана с деятельностью
государства и состоянием
2) охватывает движение
стоимости в двустороннем
3) осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.
Таким образом, рассмотрев функции
кредита, я могу сделать вывод, что
положительное воздействие
1.3 Виды государственного кредита
Вид кредита - это более
детальная его характеристика по
организационно-экономическим
Государственный кредит может иметь две формы: сберегательное дело и государственные займы.
Сберегательное дело принадлежит
к государственному кредиту если
привлеченные средства направляются в
доходы бюджета. Однако, как правило,
сберегательные банки, независимо от формы
собственности действуют на коммерческой
основе и мобилизированные средства
формируют их кредитные ресурсы.
Часть этих ресурсов может направляться
на приобретение государственных ценных
бумаг и таким образом
Государственные займы являются основной формой государственного кредита. По правовому оформлению подразделяют государственные займы, которые предоставляются на основании правительственных соглашений и обеспечиваются выпуском ценных бумаг. Соглашениями оформляются, как правило, кредиты от правительств других государств, Международных организаций и финансовых институтов. С помощью ценных бумаг мобилизируются средства на финансовом рынке.
Оформление государственных займов может осуществляться двумя видами ценных бумаг - облигациями и казначейскими обязательствами (векселями).
Облигации представляют собой долговое обязательство государства, по которому в установленные сроки возвращается долг и выплачивается доход в форме процента или выигрыша. Они могут быть обезличенными (для покрытия бюджетного дефицита) и целевыми (под конкретные проекты).
Облигация имеет номинальную стоимость - обозначенную сумму долга - и курсовую цену, по которой она продается и перепродается в зависимости от ее доходности, надежности и ликвидности. Разница между курсовой ценою и номинальной стоимостью представляет собой курсовую разницу.
Казначейские обязательства (вексели), имеют характер долгового обязательства, направленного только на покрытие бюджетного дефицита. Выплата дохода осуществляется в форме процентов. Казначейскими обязательствами, как правило, оформляются займы (иногда среднесрочные - казначейские ноты), облигациями - средне - и долгосрочные.
В зависимости от места размещения займов их подразделяют на внутренние - на внутреннем финансовом рынке (представляются юридическими и физическими лицами данной страны и нерезидентами) - и внешние - поступают извне от правительств, юридических и физических лиц, других государств, международных организаций и финансовых институтов.
По праву эмиссии подразделяют государственные и местные займы.
Государственные займы выпускаются центральными органами управления. Поступления по ним направляются в Государственный бюджет.
Местные займы выпускаются местными органами управления и направляются в соответствующие местные бюджеты.
По признаку характера использования ценных бумаг бывают рыночные и нерыночные займы.
Облигации (казначейские обязательства) рыночных займов свободно покупаются, продаются и перепродаются на рынке ценных бумаг.
Нерыночные займы не допускают выхода ценных бумаг на рынок, то есть их владельцы не могут их перепродавать.
В зависимости от установления обеспеченности государственные займы подразделяются на залоговые и беззалоговые. Залоговые займы отражают один из основных принципов кредитования - материальной обеспеченности. Залоговые займы обеспечиваются государственным имуществом или конкретными доходами. Беззалоговые не имеют конкретного материального обеспечения. Их надежность определяется авторитетом государства.
В зависимости от срока
погашения задолженности
По характеру выплаты
дохода государственные займы
По процентным займам доход устанавливается в виде заемного процента. При этом может устанавливаться как твердо фиксированная на весь период займа ставка, так и плавающая, то есть такая, которая изменяется в зависимости от различных факторов, прежде всего спроса и предложения на кредитном рынке.
Выплаты процентного дохода осуществляется на купонной основе. Она может проводиться ежегодно, раз в полугодие, ежеквартально. При выигрышных займах выплата дохода осуществляется на основании проведения тиражей выигрышей. Доход таким образом, получают не все кредиторы, а только, те чьи облигации выиграли.
Дисконтные займы характерны тем, что государственные ценные бумаги приобретаются с определенной скидкой, а погашаются по номинальной стоимости. Данная разница представляет доход кредитора. На таких ценных бумагах отсутствуют купоны, поэтому их еще называют облигациями с нулевым купоном.
По характеру погашения
задолженности разделяются два
варианта: одноразовая выплата и
выплата частями. При погашении
частями может применяться три
варианта. Первый - займ погашается равными
частями на протяжении нескольких лет.
Второй - займ погашается постоянно
возрастающими суммами. Третий - постоянно
сумма уменьшается. Второй вариант
применяется тогда, когда предусматривается
в перспективе ежегодное
В зависимости от обязательств
государства по погашению долга
различают займы с правом и
без права долгосрочного
Государственный кредит требует особенного контроля. Этот контроль распространяется как на привлечение заемных средств, так и на их погашение.
Привлечение займов должно основываться на двух принципах: минимизация стоимости займа и установление стабильности государственных ценных бумаг на финансовом рынке.
Выпуск государственных займов основывается на следующих условиях:
наличие кредиторов, у которых есть временно свободные средства;
доверие кредиторов государству;
заинтересованность кредиторов в предоставлении займов государству;
возможность государства своевременно и полностью возвратить долг и выплатить доход.
Источниками погашения государственных займов могут выступать:
доходы от инвестирования заемных средств в высокоэффективные проекты;
дополнительные поступления от налогов;
экономия средств от сокращения расходов;
эмиссия денег;
привлечение средств от новых займов (рефинансирование долга).
Таким образом, государственный кредит представляет собой совокупность достаточно разнообразных форм и методов финансовых отношений.
Такой подход направлен на создание благоприятных условий для привлечения средств как для государства, так и для ее кредитов. Разнообразие форм позволяет учитывать интересы юридических и физических лиц.
.
Заключение
Государственный кредит представляют собой отношения, по которым Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование являются кредиторами или заемщиками.
Государственный кредит выполняет следующие функции: перераспределения денежных ресурсов, регулирующую, учета и контроля.
Основными целями государственного
кредитования являются: финансирование
бюджетного дефицита; проведение региональной
финансово-кредитной политики, направленной
на выравнивание социально-экономических
условий жизни населения и
функционирования региональных экономик;
поддержка муниципальных
При возникновении кризисных
финансовых явлений и отсутствии
реальных возможностей своевременного
погашения долга возникает
В нашей стране необходимо активно развивать новые формы кредитования, такие, как акции и облигации. Наряду с развитием банковских форм кредита необходимо уделять особое внимание внебанковским формам. Все это поможет преодолеть тот кризис, в котором находится российская экономика.
Назначение же государственного
кредита проявляется в первую
очередь в том, что он является
средством мобилизации в руках
государства дополнительных финансовых
ресурсов. В случае дефицитности государственного
бюджета дополнительно
Но оценивая финансовое значение
государственного кредита, не следует
забывать, что мобилизуемые с его
помощью государством средства являются
антиципированными, т.е. взятыми вперед
налогами. Необходимость погашения
государственного долга требует
изыскания дополнительных ресурсных
поступлений в бюджет, а они
могут быть получены (если не считать
новых займов) только с помощью
налогов. К тому же погашения долговых
обязательств и уплата процентов
по ним отвлекают часть бюджетных
доходов от производительного
Список литературы
1. Финансы: Учебник для вузов/ под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
2. Б.М. Сабанти. Теория финансов: Учебное пособие 2-е изд. - М.: Издательство "Менеджер", 2006.
3. Деменцев В.В. "Внешний
долг России в системе
4. Карташов A. B. Обзор
международной научно-
5. Карташов A. B. Некоторые
правовые аспекты
6. Карташов A. B. Государственный кредит и его формы // Право и государство. 2008. № 9.0, 59 печ. л.
7. Карташов A. B. Регулирующая
функция финансов и