Государственный кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 21:14, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучения такой финансовой категории, как государственный кредит.
При этом решается ряд задач: определить понятие государственного кредита, его цели, формы и механизм кредитования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
I. Экономическое содержание, функции и виды государственного кредита …4
1.1 Сущность и значение государственного кредита………………………….4
1.2 Функции государственного кредита………………………………………...7
1.3.Формы государственного кредита…………………………………………12
Заключение……………………………………………………………………...17
Список литературы……………………………………………………………..19

Файлы: 1 файл

финансы.docx

— 38.45 Кб (Скачать файл)

Поддержка малого бизнеса  предполагает, что государство берет  на себя погашение задолженности  банкам по кредитам, предоставленным  мелким предпринимателям, в случае их банкротства. В большинстве промышленно  развитых стран функционируют государственные  или полугосударственные компании, которые по низким ставкам страхуют риск неплатежа экспортерам национальных товаров. Тем самым поощряется освоение новых рынков сбыта отечественной продукции.

Большую роль в стимулировании развития производства и занятости  играют кредиты, предоставляемые за счет бюджетов территорий или внебюджетных фондов. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов  или необходимых направлений  экономики той или иной территории.

Контрольная функция

Эту функцию осуществляют соответствующие институты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Необходимость контроля вытекает как  из самой природы кредита, так  и из функций государства.

 Формами контроля являются:

- контроль за движением  денежных потоков, осуществляемых  через органы федерального казначейства  или уполномоченные банки; 

- контроль за соблюдением  условий кредитного договора;

-контроль за целевым  использованием заемщиком выделенных  средств и т.д.

Однако она имеет свои специфические особенности, порожденные  особенностями этой категории:

1) тесно связана с деятельностью  государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;

2) охватывает движение  стоимости в двустороннем порядке  поскольку предполагает возвратность  и возмездность получения средств;

3) осуществляется не только  финансовыми структурами, но и  кредитными институтами.

Таким образом, рассмотрев функции  кредита, я могу сделать вывод, что  положительное воздействие распределительной  функции государственного кредита  заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более  равномерно распределяется во времени. Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных  групп инвесторов через распределительную  функцию, а контролирует целевое  использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов через контрольную функцию.

1.3 Виды государственного кредита

 

Вид кредита - это более  детальная его характеристика по организационно-экономическим признакам, используемая для классификации  кредитов. Единых мировых стандартов при их классификации не существует.

Государственный кредит может  иметь две формы: сберегательное дело и государственные займы.

Сберегательное дело принадлежит  к государственному кредиту если привлеченные средства направляются в  доходы бюджета. Однако, как правило, сберегательные банки, независимо от формы  собственности действуют на коммерческой основе и мобилизированные средства формируют их кредитные ресурсы. Часть этих ресурсов может направляться на приобретение государственных ценных бумаг и таким образом принадлежать к государственному кредиту

Государственные займы являются основной формой государственного кредита. По правовому оформлению подразделяют государственные займы, которые  предоставляются на основании правительственных  соглашений и обеспечиваются выпуском ценных бумаг. Соглашениями оформляются, как правило, кредиты от правительств других государств, Международных организаций  и финансовых институтов. С помощью  ценных бумаг мобилизируются средства на финансовом рынке.

Оформление государственных  займов может осуществляться двумя  видами ценных бумаг - облигациями и  казначейскими обязательствами (векселями).

Облигации представляют собой  долговое обязательство государства, по которому в установленные сроки  возвращается долг и выплачивается  доход в форме процента или  выигрыша. Они могут быть обезличенными (для покрытия бюджетного дефицита) и целевыми (под конкретные проекты).

Облигация имеет номинальную  стоимость - обозначенную сумму долга - и курсовую цену, по которой она  продается и перепродается в  зависимости от ее доходности, надежности и ликвидности. Разница между  курсовой ценою и номинальной  стоимостью представляет собой курсовую разницу.

Казначейские обязательства (вексели), имеют характер долгового  обязательства, направленного только на покрытие бюджетного дефицита. Выплата  дохода осуществляется в форме процентов. Казначейскими обязательствами, как  правило, оформляются займы (иногда среднесрочные - казначейские ноты), облигациями - средне - и долгосрочные.

В зависимости от места  размещения займов их подразделяют на внутренние - на внутреннем финансовом рынке (представляются юридическими и  физическими лицами данной страны и  нерезидентами) - и внешние - поступают  извне от правительств, юридических  и физических лиц, других государств, международных организаций и финансовых институтов.

По праву эмиссии подразделяют государственные и местные займы.

Государственные займы выпускаются  центральными органами управления. Поступления  по ним направляются в Государственный бюджет.

Местные займы выпускаются  местными органами управления и направляются в соответствующие местные бюджеты.

По признаку характера  использования ценных бумаг бывают рыночные и нерыночные займы.

Облигации (казначейские обязательства) рыночных займов свободно покупаются, продаются и перепродаются на рынке ценных бумаг.

Нерыночные займы не допускают  выхода ценных бумаг на рынок, то есть их владельцы не могут их перепродавать.

В зависимости от установления обеспеченности государственные займы  подразделяются на залоговые и беззалоговые. Залоговые займы отражают один из основных принципов кредитования - материальной обеспеченности. Залоговые  займы обеспечиваются государственным  имуществом или конкретными доходами. Беззалоговые не имеют конкретного  материального обеспечения. Их надежность определяется авторитетом государства.

В зависимости от срока  погашения задолженности подразделяют краткосрочные (срок погашения до одного года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).

По характеру выплаты  дохода государственные займы подразделяются на процентные, выигрышные и дисконтные (с нулевым купоном).

По процентным займам доход  устанавливается в виде заемного процента. При этом может устанавливаться  как твердо фиксированная на весь период займа ставка, так и плавающая, то есть такая, которая изменяется в  зависимости от различных факторов, прежде всего спроса и предложения на кредитном рынке.

Выплаты процентного дохода осуществляется на купонной основе. Она  может проводиться ежегодно, раз  в полугодие, ежеквартально. При  выигрышных займах выплата дохода осуществляется на основании проведения тиражей  выигрышей. Доход таким образом, получают не все кредиторы, а только, те чьи облигации выиграли.

Дисконтные займы характерны тем, что государственные ценные бумаги приобретаются с определенной скидкой, а погашаются по номинальной  стоимости. Данная разница представляет доход кредитора. На таких ценных бумагах отсутствуют купоны, поэтому  их еще называют облигациями с нулевым купоном.

По характеру погашения  задолженности разделяются два  варианта: одноразовая выплата и  выплата частями. При погашении  частями может применяться три  варианта. Первый - займ погашается равными  частями на протяжении нескольких лет. Второй - займ погашается постоянно  возрастающими суммами. Третий - постоянно  сумма уменьшается. Второй вариант  применяется тогда, когда предусматривается  в перспективе ежегодное повышение  доходов государства, третий - напротив, когда доходы будут уменьшаться  либо увеличиваться государственные расходы.

В зависимости от обязательств государства по погашению долга  различают займы с правом и  без права долгосрочного погашения. Право долгосрочного погашения  дает возможность государству учитывать ситуацию на финансовом рынке.

Государственный кредит требует  особенного контроля. Этот контроль распространяется как на привлечение заемных средств, так и на их погашение.

Привлечение займов должно основываться на двух принципах: минимизация  стоимости займа и установление стабильности государственных ценных бумаг на финансовом рынке.

Выпуск государственных  займов основывается на следующих условиях:

наличие кредиторов, у которых  есть временно свободные средства;

доверие кредиторов государству;

заинтересованность кредиторов в предоставлении займов государству;

возможность государства  своевременно и полностью возвратить долг и выплатить доход.

Источниками погашения государственных займов могут выступать:

доходы от инвестирования заемных средств в высокоэффективные проекты;

дополнительные поступления от налогов;

экономия средств от сокращения расходов;

эмиссия денег;

привлечение средств от новых  займов (рефинансирование долга).

Таким образом, государственный  кредит представляет собой совокупность достаточно разнообразных форм и методов финансовых отношений.

Такой подход направлен на создание благоприятных условий  для привлечения средств как  для государства, так и для  ее кредитов. Разнообразие форм позволяет  учитывать интересы юридических  и физических лиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Государственный кредит представляют собой отношения, по которым Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное  образование являются кредиторами  или заемщиками.

Государственный кредит выполняет следующие функции: перераспределения денежных ресурсов, регулирующую, учета и контроля.

Основными целями государственного кредитования являются: финансирование бюджетного дефицита; проведение региональной финансово-кредитной политики, направленной на выравнивание социально-экономических  условий жизни населения и  функционирования региональных экономик; поддержка муниципальных образований; поддержка приоритетных для экономики  секторов и видов деятельности.

При возникновении кризисных  финансовых явлений и отсутствии реальных возможностей своевременного погашения долга возникает необходимость  в его реструктуризации.

В нашей стране необходимо активно развивать новые формы  кредитования, такие, как акции и  облигации. Наряду с развитием банковских форм кредита необходимо уделять  особое внимание внебанковским формам. Все это поможет преодолеть тот  кризис, в котором находится российская экономика.

Назначение же государственного кредита проявляется в первую очередь в том, что он является средством мобилизации в руках  государства дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. Государственный  кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.

Но оценивая финансовое значение государственного кредита, не следует  забывать, что мобилизуемые с его  помощью государством средства являются антиципированными, т.е. взятыми вперед налогами. Необходимость погашения  государственного долга требует  изыскания дополнительных ресурсных  поступлений в бюджет, а они  могут быть получены (если не считать  новых займов) только с помощью  налогов. К тому же погашения долговых обязательств и уплата процентов  по ним отвлекают часть бюджетных  доходов от производительного использования, сокращает возможности наращивания  производственного и интеллектуального  потенциала общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.   Финансы: Учебник  для вузов/ под ред. проф. Л.А.  Дробозиной. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

2.   Б.М. Сабанти. Теория  финансов: Учебное пособие 2-е  изд. - М.: Издательство "Менеджер", 2006.

3.   Деменцев В.В. "Внешний  долг России в системе международной  задолженности". ж. "Финансы" №12 - 2008г.

4.   Карташов A. B. Обзор  международной научно-практической  конференции "Финансовое право  в условиях рынка в XXI веке" (совместно с О.Н. Горбуновой, Н.М.  Артемовым, Е.М. Ашмариной) // Государство и право. 2007. №4.1,6печ. л.

5.   Карташов A. B. Некоторые  правовые аспекты стабилизационного  фонда // Сборник докладов международной  научно-практической конференции  "Финансовое право в XXI веке". МГЮА.М., 2007.0,3 печ. л

6.   Карташов A. B. Государственный  кредит и его формы // Право  и государство. 2008. № 9.0, 59 печ. л.

7.   Карташов A. B. Регулирующая  функция финансов и государственный  кредит (финансово-правовые аспекты) // Государство и право. 2006. № 10.0,57 печ. л.

Информация о работе Государственный кредит