Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 19:15, контрольная работа
Каждое государство формирует свою собственную денежную систему, стремясь придать ей полную независимость и возможность противостоять внешним влияниям, когда они угрожают интересам национальной экономики. Наличие такой суверенной денежной системы является одним из ключевых признаков политической и экономической самостоятельности государства.
1.Характеристика денежной системы и формы ее развития.
1.1 Сущность и назначение денежной системы.
Деньги – это общий эквивалент для всех прочих товаров, т.е. они служат средством выражения стоимости товаров.
Денежная система – это установленная государством форма организации денежного оборота в стране.
Каждое государство формирует свою собственную денежную систему, стремясь придать ей полную независимость и возможность противостоять внешним влияниям, когда они угрожают интересам национальной экономики. Наличие такой суверенной денежной системы является одним из ключевых признаков политической и экономической самостоятельности государства.
Денежная система в каждой стране складывалась исторически, ее содержание и структурные элементы отображают достигнутый социально-экономический уровень развития страны. Она является составляющим рыночного механизма и юридически регулируется законами, установленными государством. Эти законы определяют основные принципы, правила, нормативы и другие требования, которые регламентируют отношения между субъектами денежного оборота. Учитывая особо важную роль денежных отношений в экономической жизни общества, во всех странах независимо от устройства, формирование денежных систем осуществляется центральными органами власти. Местные органы власти, даже в странах с федеративным устройством, по сути отстранены не только от формирования денежных систем, но и от контроля за функционированием их отдельных элементов.
Не смотря на то, что организация денежного оборота осуществляется при участии банков, а обеспечение нормального функционирования кредитных денег является одним из основных заданий банковской системы, денежная система формируется и функционирует на базе банковской системы и может рассматриваться как ее составная. Поэтому во многих странах правовые нормы, которые формируют денежную систему, определяются непосредственно в банковском законодательстве, а прежде всего в законах. Которые регламентируют деятельность центральных банков. Более того, в соответствии с этими законами центральным банкам предоставляются широкие полномочия по регулированию денежного оборота. Поэтому имеются все основания считать центральный банк институциональным центром денежной системы. Ему принадлежит решающая роль в обеспечении эффективного функционирования денежной системы страны.
По сфере обхвата экономических отношений денежная система – явление чрезвычайно широкое, адекватное всему денежному обороту. Все денежные потоки. Независимо от сферы экономики, которую они обслуживают. И формы, в которой осуществляются, являются объектами регулятивного влияния денежной системы. Поэтому есть основания для выделения в составе денежных систем отдельных. Относительно самостоятельных подсистем:
-система безналичных расчетов;
-валютная система;
-система наличного обращения.
Каждая из названых подсистем имеет свой особый объект регулятивного влияния, который ограничивается определенной формой или сферой денежного оборота.
Так как денежная система каждой страны определяется ее внутренним законодательством, именно явление денежной системы постает на поверхности как чисто национальное. Каждое государство формирует свою денежную систему, стремясь придать ей полную независимость и способность противостоять внешним влияниям, когда они угрожают интересам национальной экономики. Наличие такой суверенной денежной системы является одной из ключевых характеристик политической и экономической самостоятельности государства.
Особенно убедительно национально-государственная обусловленность денежных систем проявилась в период становления независимых стран, которые возникли на территории бывшего СССР. Каждая из них, провозгласив свою политическую независимость, по сути, одновременно заявила о выходе из единого рублевого пространства, который регулировался другим государством – Российской Федерацией, и о создании собственных денег и денежных систем.
1.2 Элементы денежной системы
Общенациональное назначение и особая миссия денежной системы в функционировании государства обуславливают важную роль исторического фактора, традиций, национальных особенностей, экономического развития страны в ее формировании. Это проявляется не только во внешнем виде денежных знаков и монет, а и в более сложных и ответственных элементах денежной системы, таких как масштаб цен, купюрность денежных знаков, организация расчетов и т.д. Благодаря этому денежная система каждой страны имеет свои специфические признаки, которые отличают ее от денежных систем других стран, обеспечивают им иммунитет против внешнего воздействия.
Основными элементами, которые формируют денежные системы всех без исключения стран являются:
-названия денежной единицы и ее частей;
-масштаб цен;
-виды денежных знаков, которые имеют законную платежную силу;
-валютный курс;
-порядок и регламентация
-государственные органы, которые
обеспечивают регулирование
Денежная единица устанавливается законодательством каждой страны с учетом исторических особенностей ее развития и национальных традиций. Новую национальную валюту решением Верховной Рады Украины в 1996 году названо гривна. Такое название имела денежная единица Киевской Руси.
Денежная единица – один из атрибутов государственности. На территории страны она служит масштабом цен, средством измерения стоимости товара, и пребывает в обороте как законное платежное средство. Для удобства использования она делится на мелкие части. Например, 1 доллар США = 100 центов, 1 гривна = 100 копеек.
Масштаб цен – это техническая функция денег, способ выражения стоимости (цены) товаров в денежных единицах. Масштаб цен – законодательная фиксация весового количества монетарного металла (золота или серебра), которое закрепляется государством за определенной денежной единицей. Например, 1 российский рубль до 1913 г. = 0,774234 г. Чистого золота, в США в 1900 г. 1 доллар = 1,50463 г. Чистого золота.
Определенная таким образом величина денежной единицы была важным элементом системы ценообразования. Так как покупательская способность денег не могла существенно отличаться от стоимости их официального металлического содержания. Стоимость денег была привязана к цене на золото. Поэтому, изменяя величину последнего, государство могло изменять общий уровень товарных цен.
Сейчас, когда в обороте находятся неразменные на золото кредитные деньги, фиксация государственного металлического содержания денежной единицы утратило смысл и ликвидировано во всех странах, а масштаб цен утратил форму весового содержания монетарного металла в денежной единице. В современных условиях золотое содержание денежной единицы официально не устанавливается, что символизирует полную демонетизацию золота. Денежная единица является единицей измерения, т.е. масштабом цен всех товаров и используется для сравнения стоимостей товаров через их цены.
Виды и купюрность денежных знаков определяет высший законодательный орган, который придает им статус законного платежного средства, т.е. возлагает на государство ответственность за их обеспечение. Все остальные платежные средства такого статуса не имеют и вообще не должны поступать в обращение. Органы государственного контроля тщательно следят за тем, чтобы не допустить использование денежных суррогатов или фальшивых денежных знаков. Как правило, запрещается также использовать в роли платежного средства в пределах стран иностранных денежных знаков, так как это усложняет обеспечение национальных денег.
Эмиссионная система – учреждения, которые осуществляют выпуск денег и ценных бумаг и определяют порядок эмиссии. Регулируется эмиссия внутренним законодательством страны с учетом экономического и валютного состояния.
Валютный курс – соотношение между денежными единицами разных стран, которое используется для обмена валют во время осуществления валютных и других экономических операций. Выступает как цена валюты одной страны, выраженная в валюте другой страны.
Регламентация наличного и безналичного денежного оборота – включает определение сфер наличных и безналичных расчетов и режима использования денег на счетах, формы расчетов, порядок платежей и т.д. центральный банк должен строго контролировать денежный оборот, способствовать обеспечению стабильности денежной единицы, регламентировать правила осуществления безналичных платежей, форм расчетов и порядка платежей.
Денежная система в России функционирует
в соответствии с Федеральным законом
от 10 июля 2002 г. № 86ФЗ "О Центральном
банке Российской Федерации (Банке России)":
официальной денежной единицей в нашей
стране является рубль, введение на территории
РФ других денежных единиц запрещено.
Исключительным правом эмиссии наличных
денег, организации их обращения и изъятия
на территории РФ обладает Банк России,
он отвечает за состояние денежного обращения
с целью поддержания нормальной экономической
деятельности в стране. Соотношение между
рублем и золотом или другими драгоценными
металлами Законом не установлено, а курс
рубля к иностранным денежным единицам
определяется ЦБ РФ. Видами денег, имеющими
законную платежную силу, являются банкноты
и металлическая монета, которые обеспечиваются
всеми активами Банка России, в том числе
золотым запасом, государственными ценными
бумагами, резервами кредитных учреждений,
находящихся на счетах ЦБ РФ.
Образцы банкнот и монет утверждаются
Банком России; на территории России функционируют
наличные деньги (банкноты, монеты) и безналичные
деньги (в виде средств на счетах кредитных
учреждений).
В целях организации наличного денежного
обращения на территории РФ на Банк России
возложены следующие обязательства:
-прогнозирование и организация производства,
перевозке и хранение банкнот и монет,
а также создание их резервный фондов;
-установление правил хранения, перевозки
и инкассации наличных денег для кредитных
учреждений;
-определение признаков платежеспособности
денежных знаков и порядка замены поврежденных
банкнот и монет, а так же их уничтожения;
-разработка и утверждение правил ведения
кассовых операций в народном хозяйстве.
Для осуществления
эмиссионнокассового регулирования»
кассового обслуживания кредитных организаций,
а также предприятии и организаций в главных
территориальных управлениях Центрального
банка, расчетнокассовых центрах имеются
оборотные кассы по приему и выдаче наличных
денег и peзервные фонды денежных билетов
и монет.
Резервные фонды денежных
билетов и монет — это запасы не выпущенных
в обращение денежных билетов и монет
в хранилищах Центрального банка. Эти
фонды создаются по распоряжению Центрального
банка, который устанавливает их величину
исходя из размера оборотной кассы, объема
наличное денежного оборота, условий хранения
и т. д.
В коммерческих банках
создание таких фондов не предусмотрено,
так как у них имеются операционные кассы.
С 1 июня 1997 г. коммерческим банкам установлен
лимит минимально, допустимого остатка
наличных денег в операционной кассе ни
конец дня для обеспечения своевременной
выдачи денег со счетов юридических лиц
независимо от их организационно-правовой
формы, а также со счетов по вкладам граждан.
Правительство РФ совместно
с ЦБ РФ разрабатывает основные направления
экономической политики, в том числе денежной
и кредитной. Осуществление денежно-кредитного
регулирования экономики Центральным
банком проводится путем использования
общепринятых в рыночной экономике инструментов:
изменения процентных ставок по кредитам
коммерческим банкам, резервных требований
и проведения операций на открытом рынке.
Он регулирует величину и темпы роста
денежной массы.
2.ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОМИ. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ МИНИСТЕРСВО ФИНАНСОВ РФ ПРИ УПРАВЛЕНИИ ФИНАНСАМИ СТРАНЫ.
2.1 Функции управления финансами
Финансовый менеджмент реализуется в присущих ему функциях и имеет выраженную специфику -управление денежными потоками, поэтому его функции предопределены задачами финансов предприятий.
Планирование финансов - это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития предприятия. Функциям планирования может придаваться разное значение в зависимости от вида и величины предприятия.
Прогнозирование - разработка на длительную перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и различных его частей. Прогнозирование может осуществляться как на основе переноса прошлого в будущее с учётом экспертной оценки тенденции изменения, так и прямого предвидения изменений. Организационная функция обеспечивает системный подход в организации денежных потоков и фондов. Функция организаций в финансовом менеджменте сводится к объединению людей, совместно реализующих финансовую программу на базе каких-то правил и процедур.
Регулирование - воздействие на объект
управления, посредством которого достигается
состояние устойчивости финансовой системы
в случае возникновения отклонения от
заданных параметров. Оно охватывает текущие
мероприятия по устранению возникших
отклонений от графиков, плановых заданий,
установленных норм и нормативов. Стимулирование
в финансовом менеджменте выражается
в побуждении работников финансовой службы
к заинтересованности в результатах своего
труда. Контрольная функция финансового
менеджмента отражает состояние кругооборота
ресурсов, эффективность хозяйствования,
обеспечивает контроль за управленческими
решениями в области финансов, предусматривая
сбор необходимой информации, анализ факторов.
Формирование и использование
региональных финансов осуществляются
в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, Бюджетным кодексом Российской
Федерации, а также другим федеральным
и региональным законодательством.
В процессе управления
региональными финансами можно выделить
несколько функций. На первоначальном
этапе на основе данных финансового анализа
проводится финансовое планирование.
Одновременно в соответствии с действующим
бюджетным процессом осуществляется работа
по формированию бюджета. Также для эффективного
управления финансами необходимы контрольно-ревизионные
органы, занимающиеся проверкой расходования
бюджетных средств соответствующими бюджетными
органами, а также достоверность и точность
данных, предоставляемых органами финансового
планирования.
Финансовое планирование
является одной из важнейших функций управления
финансами. Подготовку и согласование
финансовых планов осуществляют исполнительные
органы власти на основе приоритетов,
установленных представительным органом
власти субъекта Федерации. Приоритеты
определяются на основе анализа текущего
состояния и перспектив развития региона.
Разработку финансового плана целесообразно
проводить параллельно с составлением
бюджета, так как это позволяет своевременно
учитывать и согласовывать возникающие
корректировки. Непосредственно утверждение
бюджета осуществляет законодательный
орган субъекта Федерации, представляющий
интересы населения. Финансовый план представительным
органом власти обычно не утверждается,
а используется как документ, обосновывающий
предлагаемый проект бюджета.
Важнейшим элементом финансового
управления является бюджет.
Бюджет субъекта Федерации (региональный
бюджет) – форма образования и расходования
денежных средств, предназначенных для
обеспечения задач и функций, отнесенных
к предметам ведения субъекта Федерации.
Региональный бюджет и свод бюджетов муниципальных
образований, находящихся на его территории,
составляют консолидированный бюджет
субъекта РФ.
Бюджеты субъектов РФ и бюджеты
территориальных государственных внебюджетных
фондов разрабатываются и утверждаются
в форме законов субъектов РФ.
В области регулирования
бюджетных правоотношений к ведению субъектов
РФ относятся:
• установление порядка составления и
рассмотрения проектов региональных бюджетов,
их утверждения и исполнения, осуществления
контроля за их исполнением и утверждения
отчетов об исполнении, составление отчета
об исполнении консолидированного бюджета
субъекта Федерации;
• составление и рассмотрение проектов
региональных бюджетов и консолидированных
бюджетов субъектов Федерации, их утверждение
и исполнение, осуществление контроля
за их исполнением и утверждение отчетов
об исполнении региональных бюджетов
и бюджетов территориальных государственных
внебюджетных фондов;
• распределение доходов от региональных
налогов и сборов, иных доходов субъектов
Федерации между региональным бюджетом
и местными бюджетами;
• определение порядка направления в
региональный бюджет доходов от использования
собственности субъекта Федерации, доходов
от налогов, сборов и иных доходов регионального
бюджета;
• разграничение полномочий по осуществлению
расходов между региональным и местными
бюджетами в соответствии с федеральным
законодательством;
• установление совместно с федеральными
органами власти порядка и условий предоставления
финансовой помощи региональным бюджетам;
• определение порядка и условий предоставления
финансовой помощи и бюджетных ссуд из
регионального бюджета местным бюджетам;
• предоставление финансовой помощи и
бюджетных ссуд из регионального бюджета
местным бюджетам;
• установление порядка и условий предоставления
бюджетных кредитов;
• определение перечня и порядка осуществления
государственных внутренних заимствований
субъектов Федерации;
• осуществление государственных внутренних
и внешних заимствований субъекта Федерации
и управление государственным долгом
субъекта Федерации.
Федеральный центр во
взаимоотношениях с субъектами Федерации
должен придерживаться принципа равенства
региональных бюджетов перед федеральным
бюджетом, что предполагает установление
единых для всех субъектов Федерации нормативов
отчислений от федеральных налогов и сборов
в региональные бюджеты и единого порядка
уплаты федеральных налогов и сборов.
Нормативы финансовых затрат на предоставление
государственных услуг, нормативы минимальной
бюджетной обеспеченности, являющиеся
основой для расчета финансовой помощи
регионам из федерального бюджета, определяются
на основе единой методики с учетом социально-экономических,
географических, климатических и иных
региональных особенностей и согласовываются
с регионами до принятия федерального
бюджета на очередной финансовый год.
Информация о работе Характеристика денежной системы и формы ее развития