Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 18:00, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических основ и особенностей формирования доходов федерального бюджета, проведение анализа, разработка мероприятий, направленных увеличение и оптимизацию доходов федерального бюджета. На основании поставленной цели решаются следующие задачи:
- углубить теоретические представления о доходах федерального бюджета;
- сопоставить и проанализировать статистические данные о доходах федерального бюджета;
- проанализировать проблемы в области формирования доходов федерального бюджета;
- разработка конкретных мероприятий способствующих увеличению доходов федерального бюджета.
Как видно из данных табл. 1, налоги на внешнеэкономическую деятельность действительно снижаются в 2011 году, хотя до этого имеет место их рост. Но растут суммы НДС, налога на прибыль, природоресурсных платежей. Также растут и неналоговые доходы, что отчетливо проявляется в 2010-2011 годы.
Если рассматривать
структуру налоговых доходов в разрезе отдельных
налогов в доходах бюджета Российской
Федерации, можно составить следующую
таблицу:
Таблица 2 - Структура налоговых поступлений,
%
|
% | |||
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Из таблицы видно, что доля неналоговых поступлений в бюджет увеличивается с 5,38% в 2008 году до 32,9% в 2011 году. Таким образом, роль налоговых поступлений заметно снижается. 33,7% доходов бюджета – это НДС, то есть косвенный налог.
Основные налоговые поступления – это косвенные налоги, что свидетельствует о недостаточно рациональной структуре доходных источников. Поскольку косвенное налогообложение, по существу, представляет собой надбавки к цене товара, которые полностью оплачивают конечные потребители, в конечном итоге чрезмерное косвенное налогообложение сужает внутренний покупательный спрос и соответственно сокращает потенциальные возможности экономического развития страны.
Несколько увеличивается
роль природоресурсных налогов –
их доля уже начинает превышать 14%, что
говорит о росте эффективности
использования природных
Далее представим изменение показателей доходов в ценах 2011 года:
Таблица 3 - Доходы федерального бюджета в ценах 2011 года.
|
| |||
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Как видно из таблицы, в 2011 году снижаются общие и налоговые доходы в реальном выражении, что несомненно является негативным фактором. Притом снижаются поступления по таким ключевым налогам как НДС, акцизы, налог на прибыль и природоресурсные налоги. Параллельно происходит рост неналоговых доходов. Такое положение не является оптимальным – напротив, с ростом рыночных отношений неналоговые доходы государства не должны так существенно влиять на его доходы и тем более увеличивать свое влияние столь резко. Правда, отчасти она объяснима переводом таможенных платежей в разряд неналоговых доходов.
Далее рассмотрим, как изменялись темпы прироста основных бюджетных показателей:
Таблица 1 - Сравнение темпов прироста основных показателей (в ценах 2011 года)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Из приведенной таблицы отчетливо видно, что в 2011 году замедляется рост ВВП, с 2010 года снижаются доходы и незначительно растут налоговые доходы. В целом же рост ВВП значительно опережает рост доходов бюджета (22,5% против 13,1%), еще более – рост налоговых доходов. Пока нормальный темп прироста имеют только налоговые доходы территориальных бюджетов.
Таким образом, выявлена еще одна проблема – темпы роста налоговых поступлений в бюджет явно недостаточны, несмотря на рост ВВП. К тому же в них преобладают до сих пор, в основном, косвенные налоги. Природоресурсные платежи до сих пор не заняли необходимого места в налоговых доходах бюджета.
Снижение налоговых поступлений в настоящее время делает бюджет 2011 года в сопоставлении с приведенным 2010 годом более маленьким, то есть расходы и доходы этого бюджета будут ниже.
3. Образование резервных фондов в Российской Федерации
а) Резервный фонд РФ;
Резервный фонд Российской Федерации сформирован 1 февраля 2008 года, после разделения Стабилизационного фонда на резервный фонд и Фонд национального благосостояния России.
В отличие от Стабилизационного фонда Российской Федерации помимо доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти источниками формирования Резервного фонда также являются доходы федерального бюджета от добычи и экспорта газа. Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта.[1]
Федеральным законом
о федеральном бюджете на очередной
финансовый год и плановый период
устанавливается нормативная
Резервный фонд формируется за счет:
- нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденную на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объем Резервного фонда не превышает его нормативной величины;
- доходов от управления средствами Резервного фонда.
В случае недостаточности нефтегазовых доходов для формирования нефтегазового трансферта, федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период утверждается предельный объем использования средств Резервного фонда для финансового обеспечения указанного трансферта.[3]
Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году.[4]
Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период может быть предусмотрено использование средств Резервного фонда на досрочное погашение государственного внешнего долга Российской Федерации.
Министерство финансов Российской Федерации в ходе исполнения федерального бюджета вправе в установленном Правительством Российской Федерации порядке использовать без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период средства Резервного фонда на финансовое обеспечение нефтегазового трансферта в случае недостаточности для его осуществления фактически поступивших в отчетном периоде текущего финансового года нефтегазовых доходов федерального бюджета.
Управление средствами Резервного фонда осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации. Целями управления средствами Резервного фонда являются обеспечение сохранности средств указанного фонда и стабильного уровня доходов от их размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами Резервного фонда в целях обеспечения стабильного уровня доходов от их размещения в долгосрочной перспективе допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде. Средства Резервного фонда могут размещаться в иностранную валюту и следующие виды финансовых активов, номинированных в иностранной валюте:[5]
- долговые обязательства иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков;
- долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами;
- депозиты и остатки на банковских счетах в иностранных банках и кредитных организациях;
- депозиты и остатки на банковских счетах в Центральном банке Российской Федерации.
Министерство финансов Российской Федерации ежемесячно публикует сведения о поступлении и использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета, величине активов Резервного фонда и Фонда национального благосостояния на начало отчетного месяца, зачисления средств в указанные фонды, их размещении и использовании в отчетном месяце. Также по решению правительства РФ, информация о доходах и расходах Резервного фонда будет засекречена до 1 февраля 2012 года.
Соответствующее постановление было подписано премьер-министром Владимиром Путиным 21 апреля. Согласно ему в ближайшие два года Министерство финансов не будет обязано публиковать в Интернете данные о величине активов Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, сведения об объемах поступивших на их счета средств, о том, где они размещены и как используются. Кроме того, вплоть до 1 января 2013 года Минфин перестанет размещать на своем сайте и информацию о размерах и направлениях расходования нефтегазовых доходов бюджета.[6]