Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2015 в 20:40, курсовая работа
Цель данной работы - изучить особенности категории «финансы». Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
рассмотреть возникновение категории финансов;
дать характеристику финансовым отношениям, рассмотреть отличия их от других экономических категорий;
охарактеризовать структуру финансовой системы и органов ее управления;
провести анализ развития финансовых отношений ОАО "Специаш".
Финансовые отношения сопровождаются возникновением денежных обязательств одной стороны перед другой. Эти обязательства (кредиторскую задолженность) сторона-должник гасит перед кредитором спустя определенный срок за счет собственных источников. Привлечение средств на возмездной (платной) основе требует соизмерения процентных ставок и окупаемости затрат. Все это означает, что финансовые отношения предполагают выполнение принципа сбалансированности между расходами и доходами каждого субъекта этих отношений.
Являясь инструментом стимулирования производства, финансы выполняют определенные функции. Функция применительно к финансам означает круг деятельности, присущей данной экономической категории проявление сущности в действии, специфический способ выражения присущих категорий свойств.
Вопрос о функциях финансов является дискуссионным - мнение ученых-теоретиков по этому поводу разделилось.
В настоящее время наибольшее признание получили две основные концепции финансов: распределительная и воспроизводственная.
Сторонники первой концепции считают, что финансы возникают на второй стадии общественного воспроизводства в процессе распределения стоимости общественного продукта в ее денежной форме, что распределительный характер финансов отражает специфику их функционирования..
С помощью распределительной функции распределяется им перераспределяется валовой (совокупный) общественный продукт и его важнейшая часть - национальный доход, а также часть национального богатства, например, при изъятии оборотных средств, операций по реализации государственного имущества).
Различают первичное распределение общественного продукта, последующее, или перераспределение.
При первичном распределении из общего объема совокупного общественного продукта выделяется фонд возмещения материальные затраты и амортизационные отчисления и вновь созданная стоимость - национальный доход, формируются, первичные доходы производственной сферы (хозяйствующих субъектов и их работников).
Перераспределение охватывает многообразный процесс пополнения общественного продукта по субъектам хозяйствования, как в отраслевом, так и в территориальном разрезе, в результате чего удовлетворяются разнообразные потребности участников воспроизводства в денежных средствах для обеспечения конечного потребления продукта в натурально-вещественной форме.
Последователи распределительной концепции финансов полагают, что через распределение финансы активно воздействуют на другие стадии воспроизводства – производства - обмен потребление. Например, количественное влияние на производство финансы оказывают путем величины формируемых денежных фондов: изменяя размеры этих фондов, можно воздействовать производство в желаемом направлении - либо ускорять, развит отдельных структурных подразделений экономики путем создан благоприятных финансовых условий, либо замедлять тем этого роста. С другой стороны, можно достичь качественно влияния на производство, если увязать размеры поощрительных фондов с достижением определенных качественных показателей производства: производительности труда, экономии ресурсе фондоотдачи и т.д. Аналогично можно влиять с помощь ю финансов на другие стадии воспроизводства. Таким образом, прослеживаются связь финансов через распределительную функцию со всеми процессами воспроизводства и активное влияние данной категории на все стадии воспроизводства.
Уязвимым моментом в позиции сторонников наличия у финансов распределительной функции является то обстоятельство, что функция категории должна отражать специфику именно этой категории. Рассматриваемая же функция присуща и другим экономическим категориям, участвующим в распределении, - цене, оплате труда, кредиту.
Представителями воспроизводственной концепции финансы рассматриваются как категория воспроизводства в целом, а не одной из его стадий. То есть они считают неправомерным (ограничивать финансы производственными отношениями, связанными только с распределением стоимости общественного продукта. Финансы - категория производства, поскольку они обслуживают кругооборот производственных фондов (капитала) в процессе производства и активно воздействуют на этот процесс. Финансы — категория обмена, так как в обмене продолжается процесс распределения общественного продукта, и финансы выступают инструментом этого распределения: финансы выражают движение стоимости, которое происходит не только на второй, но и на третьей стадии воспроизводственного процесса, то есть обмена; в обмене также происходят процессы переложения налогов, кроме того, финансы связаны не только с формированием, но и использованием денежных фондов, а оно происходит в обмене, когда на денежные фонды приобретаются товарно-материальные ценности; финансы относятся к категории потребления, поскольку участвуют в формировании фондов общественного потребления и личного потребления и с их помощью обеспечиваются конечные пропорции распределения национального дохода на фонд потребления и фонд накопления. Сторонники воспроизводственной концепции считают, что финансы - категория не одной стадии, а всего воспроизводства в целом, поскольку все стадии общественного воспроизводства тесно связаны между собой; финансы обслуживают не только одну стадию воспроизводства, а весь этот процесс в целом, проникая в сферы деятельности общества - материальное производство сферу обращения и потребления. финансы являются универсальным орудием контроля; используемым на всех стадиях движения общественного продукта.
В докладе МВФ, опубликованном в 2014 году, отмечается существенный прогресс, достигнутый Российской Федерацией в улучшении раскрытия бюджетной информации в течение последних пятнадцати лет, который привел ее бюджетную отчетность и бюджетную практику в соответствие с мировыми стандартами. В целом исполнение основных показателей федерального бюджета в 2013 году характеризуется следующими данными, представленными в таблице 1:
Таблица 1
Основные показатели федерального бюджета в 2013 году
Наименование |
Закон 348-ФЗ |
Бюджетные назначения <*> |
Исполнение |
Отклонение |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 = 4 - 3 |
в млрд. рублей | ||||
Доходы |
12 906,4 |
12 906,4 |
13 019,9 |
113,5 |
Нефтегазовые доходы |
6 471,9 |
6 471,9 |
6 534,0 |
62,1 |
Ненефтегазовые доходы |
6 434,5 |
6 434,5 |
6 485,9 |
51,4 |
Расходы |
13 387,3 |
13 464,3 |
13 342,9 |
-121,4 |
Дефицит (-) / профицит (+) |
-480,9 |
-557,9 |
-323,0 |
234,9 |
Ненефтегазовый дефицит |
-6 952,9 |
-7 029,8 |
-6 857,0 |
172,8 |
%% ВВП | ||||
Доходы |
19,4 |
19,4 |
19,5 |
0,1 |
Нефтегазовые доходы |
9,7 |
9,7 |
9,8 |
0,1 |
Ненефтегазовые доходы |
9,7 |
9,7 |
9,7 |
0,0 |
Расходы |
20,1 |
20,2 |
20,0 |
-0,2 |
Дефицит (-)/ профицит (+) |
-0,7 |
-0,8 |
-0,5 |
0,3 |
Ненефтегазовый дефицит |
-10,5 |
-10,6 |
-10,3 |
0,3 |
Доходы федерального бюджета в 2013 году составили 13 019,9 млрд. рублей (19,5% ВВП), в том числе нефтегазовые доходы – 6 534,0 млрд. рублей (9,8% ВВП), ненефтегазовые – 6 485,9 млрд. рублей (9,7% ВВП). В общей сумме доходов федерального бюджета в 2013 году нефтегазовые доходы составили 50,2% и ненефтегазовые доходы – 49,8% (как и в 2012 году). В последние годы наблюдается тенденция роста доли нефтегазовых доходов (в 2009 году нефтегазовые и ненефтегазовые доходы составляли 40,7% и 59,3% соответственно). Объем поступивших в 2013 году доходов на 113,5 млрд. рублей (на 0,9%) больше прогнозируемого общего объема доходов, утвержденного Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» (в редакции от 2 декабря 2013 г. № 348-ФЗ). При этом ненефтегазовые доходы увеличились на 51,4 млрд. рублей, а нефтегазовые – на 62,1 млрд. рублей. В 2013 году исполнение расходов федерального бюджета составило 13 342,9 млрд. рублей или 99,1% к уточненной росписи (20,0% ВВП) (наиболее высокий за последние годы уровень исполнения расходов федерального бюджета).
Таблица 2
Структура расходов федерального бюджета на 2013-2015гг.
Прежде всего, в глаза бросается радикальное и беспрецедентное за все последние 11 лет «путинского застоя»сокращение финансирования здравоохранения на 26,9% (494,3 до 361 млрд. рублей), ЖКХ – на 27,5% (с 139,9 до 101,3 млрд.), физической культуры и спорта – на 35,7% (с 51,2 до 32,9 млрд.), СМИ – на 27,9% (с 70,4 до 50,7 млрд.).
Также более чем на 5,45% сокращается финансирование науки и образования (с 605,6 до 572,6 млрд. рублей), что отражает истинную суть обещаний властей относительно набивших оскомину модернизации и инноваций. Именно по этой причине российская модернизация свелась к раскапыванию картофельного поля в оффшорном пригороде Москвы, замене лампочек в подъездах и изобретению морально устаревшего «чубридера» за 20 тыс. рублей.
Едва заметный прирост государственных затрат предполагается по статье культура (на 3,21%) и охрана окружающей среды (+6,1%). Однако в силу смехотворного объёма средств, выделяемых государством на эти цели (91,3 и 24,9 млрд. рублей соответственно в 2013г.), эта капля в море в большей степени напоминает издёвку, нежели попытку решить проблему упадка культуры и ужасной экологической ситуации.
Кроме того ближайшие 3 года предполагается сократить и без того неадекватно низкие расходы на национальную экономику на 1,67% - с 1,68 до 1,65 трлн. рублей. При том, что объём расходов на поддержку отечественных товаропроизводителей, сельского хозяйства, наукоёмкой промышленности высоких переделов едва дотягивает до 3,3% ВВП, а с учётом региональных бюджетов – 6,7% ВВП.. Тогда как у наших стратегических конкурентов в США, ЕС, Японии и даже Японии на финансирование отечественной экономики выделяется порядка 13-15% ВВП.
В текущем году замедление, начавшееся в российской экономике в 2013 году, продолжается, причем экономическая ситуация ухудшилась по сравнению с предыдущим годом. Прирост ВВП в I квартале 2014 года (к I кварталу 2013 года) составил, по оценке Минэкономразвития России, 0,8%, инвестиции снизились на 4,8%, реальные располагаемые денежные доходы - на 2,4% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
Макроэкономические параметры, используемые для составления проекта федерального бюджета на 2015 - 2017 годы, значительно отличаются от показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации (от 16 сентября 2013 года), положенного в основу формирования федерального бюджета на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, что существенно влияет на результаты исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2014 году и условия их составления на плановый период.
В целях минимизации угроз несбалансированности федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации подготовка Основных направлений бюджетной политики осуществлялась на основе "консервативного", то есть наиболее реалистичного варианта макроэкономического прогноза. Этот подход не только позволяет повысить точность бюджетного планирования, в том числе на долгосрочную перспективу, но и предотвратить часть рисков, связанных с принятием дополнительных расходных обязательств.
В соответствии с основным вариантом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации темпы роста мировой экономики в среднесрочной перспективе будут повышаться. Экономика США за счет улучшения ситуации на рынке труда, увеличения инвестиционного спроса, роста производительности труда будет постепенно ускоряться. Предполагается, что будут реализованы необходимые меры поддержки проблемных стран еврозоны, что приведет к росту доходов и сокращению расходов в этих странах. Также ожидается расширение кредитования населения и предприятий в этих странах в 2016 - 2017 годах. Китайская экономика будет расти более умеренными, чем раньше, темпами.
Мировая экономика в 2014 году вырастет на 3,6%, а к 2017 темпы ее прироста увеличатся до 4%.
Среднегодовая цена на нефть марки "Юралс", положенная в основу формирования федерального бюджета, в 2014 году составит 104 доллара США за баррель (против 101 долларов за баррель в прогнозе от 16 сентября 2013 года), в 2015 - 2017 годах будет находиться на уровне 100 долларов США за баррель.
В 2014 году ожидается замедление прироста ВВП России до 0,5% (таблица 2.1). Основной фактор, влияющий на столь существенное снижение оценки экономического роста по сравнению с сентябрьским прогнозом 2013 года, - продолжающееся снижение инвестиций в связи с геополитической напряженностью.
Таблица 3
Основные макроэкономические параметры на 2014 - 2017 годы
Показатель |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год | |||
Закон 349-ФЗ |
Прогноз МЭР от 20.05.2014 |
Закон 349-ФЗ |
Прогноз МЭР от 20.05.2014 |
Закон 349-ФЗ |
Прогноз МЭР от 20.05.2014 |
Прогноз МЭР от 20.05.2014 | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
ВВП, млрд. рублей |
73 315 |
71 493 |
79 660 |
76 077 |
86 837 |
82 303 |
89 834 |
Рост ВВП, % |
103,0 |
100,5 |
103,1 |
102 |
103,3 |
102,5 |
103,3 |
Инвестиции, млрд. рублей |
14 933 |
13 494 |
16 577 |
14 522 |
18 475 |
15 541 |
17 046 |
Объем импорта (по кругу товаров, учитываемых ФТС России), млрд. долл. США |
331,3 |
307,1 |
345,2 |
313,0 |
361,7 |
320,2 |
334,1 |
Объем экспорта (по кругу товаров, учитываемых ФТС России), млрд. долларов США |
504,3 |
519,6 |
505,0 |
502,8 |
515,8 |
508,6 |
518,1 |
Прибыль прибыльных организаций, млрд. рублей |
12 735 |
13 085 |
13 510 |
13 060 |
15 135 |
14 455 |
16 375 |
Инфляция (ИПЦ), % к декабрю предыдущего года |
105,0 |
106,0 |
104,5 |
105,0 |
104,5 |
104,5 |
104,3 |
Курс доллара, рублей за доллар США |
33,4 |
35,5 |
34,3 |
37,0 |
34,9 |
38,0 |
38,8 |
Фонд заработной платы, млрд. рублей |
18 017 |
17 707 |
19 464 |
18 913 |
21 122 |
203 778 |
22 120 |
Цены на нефть "Юралс", долларов США за баррель |
101 |
104 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Цены на газ (среднеконтрактные включая страны СНГ), долларов/тыс. куб. м |
337 |
351 |
317 |
318 |
300 |
296 |
292 |
Информация о работе Характеристика финансов как экономического инструмента