Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 21:53, реферат
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.
Характеристика государственного бюджета
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.
Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
В целях Бюджетного Кодекса применяются следующие понятия и термины:
бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления;
бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета;
расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета;
дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над его доходами;
профицит бюджета - превышение
доходов бюджета над его
бюджетный процесс - регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой политики. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.
Федеральный бюджет Российской Федерации 2010 года юридически оформлен в виде Федерального закона от 2 декабря 2009 года № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов».
Доходы бюджета были утверждены в размере 6 950 млрд руб., расходы — в размере 9 886,9 млрд руб., исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в сумме 43 187 млрд рублей и уровня инфляции не превышающего 10 %.
1. Доходы бюджета
Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами доходов бюджетов являются:
1) налоговые и неналоговые доходы:
налоги на прибыль, доходы;
налоги и взносы на социальные нужды;
налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;
налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;
налоги на совокупный доход;
налоги на имущество;
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;
государственная пошлина;
задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;
доходы от внешнеэкономической деятельности;
доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
платежи при пользовании природными ресурсами;
доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;
доходы от продажи материальных и нематериальных активов;
административные платежи и сборы;
штрафы, санкции, возмещение ущерба;
доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет;
возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет;
прочие неналоговые доходы;
2) безвозмездные поступления:
безвозмездные поступления от нерезидентов;
безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций;
безвозмездные поступления от негосударственных организаций;
безвозмездные поступления от наднациональных организаций;
прочие безвозмездные
Налоги являются основным источником доходов бюджета, т.к. они составляют более 80% от все суммы доходов. На мой взгляд, основным из налогов является НДС - косвенный налог, форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации. Максимальная ставка НДС в Российской Федерации после его введения составляла 28%, затем была понижена до 20%, а с 1 января 2004 года составляет 18%. Проще говоря, это налог, который уплачивает каждый человек в РФ, который покупает какой-либо товар или пользуется какой-либо услугой.
Так же весомый вклад в доход бюджета вносят акцизы. Акциз - один из видов косвенного налога преимущественно на предметы массового потребления (соль, сахар, спички и др.), а также коммунальные, транспортные и другие распространённые услуги. Включается в цену товаров или тариф за услуги и тем самым фактически перелагается на потребителя, главным образом на трудящихся. Для нашей страны наиболее актуальным являются акцизы на алкогольную продукцию, т.к. наша страна является «лидером» в мире по потреблению алкоголя на душу населения.
Таможенные пошлины - государственный денежный сбор с товаров, имущества, ценностей, пропускаемых через границу страны под контролем таможенного ведомства. Этот налог тоже весомо пополняет бюджет, например, за счет большого ввоза иномарок из-за границы, привозе которых уплачиваются большие пошлины.
Налог на прибыль и налог на доходы физических лиц не менее важны, чем предыдущие налоги, т.к. прибыль получает каждое функционирующее предприятие России, так же как и каждый человек получает заработную плату. Налоговая ставка была установлена в размере 24% для налога на прибыль, 13% (или 35% в некоторых случаях) – для налога на доходы физических лиц.
Очень бросается в глаза тот факт, что 30% процентов всех доходов составляют нефтегазовые доходы, что делает бюджет очень зависимым от стоимости газа и нефти, что в период кризиса, который сейчас наблюдается во всем мире, стало особенно очевидным (цены на нефть и газ упали в начале 2009 года и тут же у нас появился дефицит бюджета).
2. Расходы бюджета
Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная – их величину. Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Кроме того, за счет бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды.
Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и ссуды. Основные статьи расходов бюджета РФ:
1) общегосударственные вопросы;
2) национальная оборона;
3) национальная безопасность
и правоохранительная
4) национальная экономика;
5) жилищно-коммунальное хозяйство;
6) охрана окружающей среды;
7) образование;
8) культура, кинематография, средства массовой информации;
9) здравоохранение, физическая культура и спорт;
10) социальная политика;
11) межбюджетные трансферты.
Если взглянуть на таблицу, то можно сделать вывод, что наибольшая часть расходов бюджета идет на межбюджетные трансферты (37,7%), на втором месте национальная экономика (21,68%).
По остальным статьям расходов нет такой большой разницы, но бросается в глаза тот факт, что на оборону выделено всего 6,99%, что ниже уровня, который был 3-4 года назад.
Расходы на ЖКХ (1,03%) кажутся очень низкими, даже по сравнению с 2009 годом. Ведь жилой фонд и инфраструктура, связанная с деятельностью ЖКХ, оставляет желать лучшего.
Вывод по работе
Бюджет на 2010 год является дефицитным и социально ориентированным. Более 600 миллиардов рублей планируется выделить на модернизацию пенсионной системы и некоторые другие социальные задачи. В то же время будет сокращен объем инвестиций.
Дефицит бюджета в следующем году будет покрываться за счет средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
Дефицит составляет 3136,9 млрд. рублей. Поэтому государству нужно привлекать дополнительные средства для покрытия дефицита. А в целом, по этой ситуации можно сказать, что пока Россия будет зависеть от цен на нефть и газ, такие ситуации с бюджетом будут продолжаться. Поэтому, для нашей страны очень необходимо развивать другие отрасли, чтобы в будущем при падении цен на нефть и газ, бюджет мог полностью пополняться за счет других отраслей, ведь потенциал у нашей страны огромен.
Так же настораживает ситуация с внешним долгом (на 2009 год верхний предел составляет 42,8 млрд. долларов США или 31,2 млрд. евро), так как с каждым годом он увеличивается. В данной ситуации хотелось бы, чтоб государство меньше прибегало к займам (касаемо внешнего долга), а заимствовать деньги у населения в стране.
Если взглянуть на резервный фонд (5 147 500 000,0 тыс. рублей), можно увидеть, что части этих денег хватит на покрытие дефицита бюджета.