Характеристика государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 21:53, реферат

Описание работы

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.

Файлы: 1 файл

гос бюджет пример.doc

— 195.00 Кб (Скачать файл)

Характеристика   государственного  бюджета

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.

Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

В целях Бюджетного Кодекса применяются следующие понятия и термины:

бюджет - форма образования  и расходования денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства и местного самоуправления;

бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических  отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством  Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

доходы бюджета - поступающие  в бюджет денежные средства, за исключением  средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками  финансирования дефицита бюджета;

расходы бюджета - выплачиваемые  из бюджета денежные средства, за исключением  средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками  финансирования дефицита бюджета;

дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над его доходами;

профицит бюджета - превышение доходов бюджета над его расходами;

бюджетный процесс - регламентируемая законодательством Российской Федерации  деятельность органов государственной  власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны,  рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой политики. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

Федеральный бюджет Российской Федерации 2010 года юридически оформлен в виде Федерального закона от 2 декабря 2009 года № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов».

Доходы бюджета были утверждены в размере 6 950 млрд руб., расходы — в размере 9 886,9 млрд руб., исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в сумме 43 187 млрд рублей и уровня инфляции не превышающего 10 %.

1. Доходы  бюджета

Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации  группами и подгруппами доходов  бюджетов являются:

1) налоговые и неналоговые  доходы:

налоги на прибыль, доходы;

налоги и взносы на социальные нужды;

налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;

налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;

налоги на совокупный доход;

налоги на имущество;

налоги, сборы и регулярные платежи  за пользование природными ресурсами;

государственная пошлина;

задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;

доходы от внешнеэкономической  деятельности;

доходы от использования имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности;

платежи при пользовании природными ресурсами;

доходы от оказания платных услуг  и компенсации затрат государства;

доходы от продажи материальных и нематериальных активов;

административные платежи и  сборы;

штрафы, санкции, возмещение ущерба;

доходы бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет;

возврат остатков субсидий, субвенций  и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет;

прочие неналоговые доходы;

2) безвозмездные поступления:

безвозмездные поступления от нерезидентов;

безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций;

безвозмездные поступления от негосударственных  организаций;

безвозмездные поступления от наднациональных  организаций;

прочие безвозмездные поступления.

Налоги являются основным источником доходов бюджета, т.к. они  составляют более 80% от все суммы  доходов. На мой взгляд, основным из налогов является НДС - косвенный налог, форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации. Максимальная ставка НДС в Российской Федерации после его введения составляла 28%, затем была понижена до 20%, а с 1 января 2004 года составляет 18%. Проще говоря, это налог, который уплачивает каждый человек в РФ, который покупает какой-либо товар или пользуется какой-либо услугой.

Так же весомый вклад  в доход бюджета вносят акцизы. Акциз - один из видов косвенного налога преимущественно на предметы массового потребления (соль, сахар, спички и др.), а также коммунальные, транспортные и другие распространённые услуги. Включается в цену товаров или тариф за услуги и тем самым фактически перелагается на потребителя, главным образом на трудящихся. Для нашей страны наиболее актуальным являются акцизы на алкогольную продукцию, т.к. наша страна является «лидером» в мире по потреблению алкоголя на душу населения.

Таможенные пошлины - государственный денежный сбор с товаров, имущества, ценностей, пропускаемых через границу страны под контролем таможенного ведомства. Этот налог тоже весомо пополняет бюджет, например, за счет большого ввоза иномарок из-за границы, привозе которых уплачиваются большие пошлины.

Налог на прибыль и  налог на доходы физических лиц не менее важны, чем предыдущие налоги, т.к. прибыль получает каждое функционирующее предприятие России, так же как и каждый человек получает заработную плату. Налоговая ставка была установлена в размере 24% для налога на прибыль, 13% (или 35% в некоторых случаях) – для налога на доходы физических лиц.

Очень бросается в  глаза тот факт, что 30% процентов  всех доходов составляют нефтегазовые доходы, что делает бюджет очень  зависимым от стоимости газа и  нефти, что в период кризиса, который  сейчас наблюдается во всем мире, стало  особенно очевидным (цены на нефть и газ упали в начале 2009 года и тут же у нас появился дефицит бюджета).

2. Расходы  бюджета

Категория расходов бюджета проявляется  через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован  с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная – их величину. Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Кроме того, за счет бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды.

Расходы бюджета носят  в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и ссуды. Основные статьи расходов бюджета РФ:

1) общегосударственные  вопросы;

2) национальная оборона;

3) национальная безопасность  и правоохранительная деятельность;

4) национальная экономика;

5) жилищно-коммунальное хозяйство;

6) охрана окружающей  среды;

7) образование;

8) культура, кинематография, средства массовой информации;

9) здравоохранение, физическая  культура и спорт;

10) социальная политика;

11) межбюджетные трансферты.

Если взглянуть на таблицу, то можно сделать вывод, что наибольшая часть расходов бюджета идет на межбюджетные трансферты (37,7%), на втором месте национальная экономика (21,68%).

По остальным статьям  расходов нет такой большой разницы, но бросается в глаза тот факт, что на оборону выделено всего 6,99%, что ниже уровня, который был 3-4 года назад.

Расходы на ЖКХ (1,03%) кажутся очень низкими, даже по сравнению с 2009 годом. Ведь жилой фонд и инфраструктура, связанная с деятельностью ЖКХ, оставляет желать лучшего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по работе

Бюджет на 2010 год является дефицитным и социально ориентированным. Более 600 миллиардов рублей планируется  выделить на модернизацию пенсионной системы и некоторые другие социальные задачи. В то же время будет сокращен объем инвестиций.

Дефицит бюджета в следующем году будет покрываться за счет средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

Дефицит составляет 3136,9 млрд. рублей. Поэтому государству нужно привлекать дополнительные средства для покрытия дефицита. А в целом, по этой ситуации можно сказать, что пока Россия будет зависеть от цен на нефть и газ, такие ситуации с бюджетом будут продолжаться. Поэтому, для нашей страны очень необходимо развивать другие отрасли, чтобы в будущем при падении цен на нефть и газ, бюджет мог полностью пополняться за счет других отраслей, ведь потенциал у нашей страны огромен.

Так же настораживает  ситуация с внешним долгом (на 2009 год верхний предел составляет 42,8 млрд. долларов США или 31,2 млрд. евро), так как с каждым годом он увеличивается. В данной ситуации хотелось бы, чтоб государство меньше прибегало к займам (касаемо внешнего долга), а заимствовать деньги у населения в стране.

Если взглянуть на резервный фонд (5 147 500 000,0 тыс. рублей), можно увидеть, что части этих денег хватит на покрытие дефицита бюджета.

 

 

 




Информация о работе Характеристика государственного бюджета