Характеристика внешней задолженности РФ. Состав, структура и динамика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 23:01, контрольная работа

Описание работы

В данной контрольной работе рассмотрен вопрос о внешней задолженности Российской Федерации.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………… 3
История государственного долга России…………………………………... 4
Структура внешней задолженности………………………………………… 7
Динамика внешнего долга РФ………………………………………………. 10
Влияние внешнего долга на национальную политику……………………. 15
Вывод………………………………………………………………………… 18
Список литературы………………………19

Файлы: 1 файл

контр..doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

В распределении внешнего долга Российской Федерации по срокам погашения преобладали обязательства  долгосрочного характера, выросшие до 404,9 млрд. долларов США (83,5%). Краткосрочные, наоборот, уменьшились до 79,8 млрд. долларов США (16,5%).

Валютная структура  внешнего долга российской экономики  изменилась в сторону увеличения доли иностранной валюты до 83,1% (402,8 млрд. долларов США). Доля долговых обязательств, номинированных в российских рублях, снизилась до 16,9% (81,9 млрд. долларов США).

 

Влияние внешнего долга  на национальную экономику

 

Чем обременительнее  для страны накопленный внешний долг, тем в большей мере его обслуживание вовлекается во взаимодействие с функционированием всей национальной экономики и ее финансовой сферы.

Обозначим характер взаимодействия внешних заимствований с соответствующими сферами экономики страны. Прежде всего важен характер опасности чрезмерного роста внешнего долга с позиций государственного бюджета, денежно-кредитной системы, международной кредитоспособности страны. Для государственного бюджета в 3-х звенном кредитном цикле (привлечение, использование, погашение) неблагоприятные последствия чрезмерного возрастания внешнего долга связаны, в основном, со стадией его погашения; новые же займы для текущего бюджетного периода, наоборот, сулят возможность ослабить нагрузку на налоговые и другие обычные доходные источники, позволяют более гибко маневрировать на всех стадиях бюджетного процесса. В то же время неблагоприятно может складываться график платежей по внешнему долгу. В любом случае степень и последствия взаимодействия зависят главным образом от относительной величины накопившегося внешнего долга.

У платежного баланса  аналогичный характер взаимодействия с долговым циклом: на смену желанным дополнительным валютным поступлениям приходит период расплаты по долгу. Здесь  в целом высокая степень взаимодействия, поскольку именно сальдо по текущим статьям платежного баланса может выступать основным ограничителем во внешних заимствованиях и управлении инвалютным долгом, а при определенных обстоятельствах — даже диктовать необходимость отсрочки долговых платежей. В условиях обременительного внешнего долга существенно возрастают трудности в укреплении доверия к национальной валюте, противодействии инфляции, в обеспечении необходимыми валютными резервами и валютной конвертируемости. Особое место при этом занимает вопрос о возможных неблагоприятных последствиях в случае чрезмерной девальвации национальной валюты, относительно занижения ее реального курса. Увеличение в подобных условиях реального бремени платежей по внешнему долгу подтверждается практикой ряда стран.

Согласно введенному в 1994г. порядку формирования российского  государственного бюджета все платежи  в нем по внешнему долгу учитываются  теперь в рублевом эквиваленте. Это  ограничивает возможности России увеличивать  долговые выплаты, поскольку она имеет обязательства перед МВФ в отношении предельных размеров бюджетного дефицита. При заниженном курсе рубля искусственно завышается рублевый эквивалент бюджетных расходов по долговым платежам, а тем самым и размеры бюджетного дефицита.

Одним из элементов управления внешним долгом страны является разработка программы внешних заимствований. Предельным размером государственных внешних заимствований является ежегодно утверждаемый в форме федерального закона максимальный объем использования кредитов на предстоящий финансовый год. Как правило, он не должен превышать годового объема платежей по обслуживанию и выплате основной суммы государственного внешнего долга. В предельных размерах не учитываются кредиты и заимствования в отношениях с другими государствами-участниками СНГ; их суммы определяются в законе о федеральном бюджете. Ежегодно правительством подготавливается программа государственных внешних заимствований и предоставляемых внешних кредитов с выделением кредитов (займов), каждый из которых превышает 100 млн. долл.

Ограничителем размеров внешних заимствований может  служить установка на поддержание в определенных пределах показателей долговой зависимости, используемых в мировой практике, в том числе на основе сопоставления  задолженности и долговых платежей с ВВП и экспортом. Необходимо учитывать, что для России, как и для других стран с большой территорией, объективно закономерен относительно низкий удельный вес экспорта в национальном продукте. Именно по этой причине, а также из-за неполной еще интеграции в мировую экономику нам, видимо, следует отдавать предпочтение не ВВП, а экспорту в качестве базы для индикатора уровня долговой зависимости.

 

Вывод

Рост внешнего долга  влечет за собой реальные негативные экономические последствия: выплаты  процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части реального продукта за рубеж, рост внешнего долга снижает также международный авторитет страны.

Устойчивое положение  страны на международном рынке капитала, своевременное выполнение долговых обязательств способствуют укреплению ее международного авторитета и обеспечивают дополнительный приток инвестиций на более выгодных условиях. Кроме того, повышается доверие к ее валюте, укрепляются внешнеторговые связи. С другой стороны, кризис внешней задолженности может стать серьезным негативным фактором не только экономического, но и политического значения. Непомерно высокие выплаты из государственного бюджета по долгам отвлекают средства от финансирования социальных, экономических, оборонных и прочих программ правительства.

 

 

Список литературы

  1. Финансы и кредит учебник под ред. проф. М. В. Романовского, проф. Г. Н. Белоглазовой 2-е изд. М., 2007;
  2. Государственный долг: учебное пособие Ю. Я. Вавилов 2-е изд. М., 2004;
  3. Финансы: учебник под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской, Б. М. Сабанти, М., 2006;
  4. Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебное пособие.- 2-е изд. –М.: Финансы и статистика, 2003;
  5. Архипов А.И., Погосов И.А., Караваева И.В. Финансы: Учебник.- М.: Велби, 2007;
  6. Вавилов Ю.Я., Грязнова А.Г., Маркина Е.В., Орналюк-Малицкая Л.А. Финансы.- М.: Финансы и статистика, 2007;
  7. Карелин В.С. Финансы.- М.: Проспект Велби, 2008;
  8. Ковалева А.М. Финансы: Учебное пособие.- М.: Финансы и статистика, 2008;
  9. Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебное пособие.- 3-е изд. –М.: Финансы и статистика, 2008;
  10. Котельникова Е.А. Финансы.- М.: Юнити, 2008;
  11. Романовский М.В. Финансы. - М.: Юрайт, 2009.



Информация о работе Характеристика внешней задолженности РФ. Состав, структура и динамика