Индексация доходов населения России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 09:15, реферат

Описание работы

1. Понятие индексации доходов населения
2. Необходимость социальной защиты населения

Файлы: 1 файл

индексация доходов населения.docx

— 27.31 Кб (Скачать файл)

1. Понятие индексации доходов населения

 

Индексация денежных доходов населения - это установленный государством механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить им потери, вызванные ростом потребительских цен на товары и услуги.

Индексация является частью государственной системы социальной защиты граждан и направлена на поддержание покупательской способности их денежных доходов, особенно социально уязвимых слоев населения - пенсионеров, инвалидов, неполных и многодетных семей, а также молодежи.

В случаях, установленных законодательством, индексация может заменяться единовременными пересмотрами размеров оплаты труда (ставок, окладов), государственных пенсий, пособий и стипендий, иных социальных выплат населению и другими мерами государственного регулирования денежных доходов граждан либо применяться в сочетании с такими мерами.

Одной из составляющих доходов населения являются компенсационные и дотационные выплаты в связи с повышением потребительских цен. Защита доходов населения от инфляции на практике осуществляется разными способами. Среди них: адаптация, т.е. повышение пенсий и доходов старых назначений в соответствии с динамикой цен и уровня жизни; компенсация — прямой пересмотр ставок и окладов при заключении коллективных договоров, что применяется при повышении цен на определенные группы товаров широкого потребления; индексация доходов населения — основная форма социальной защиты населения,

Индексация доходов должна быть дифференцированной по группам населения. Полная индексация невозможна, поскольку имеется предельный уровень доходов, сверх которого она не применяется. Различают индексацию ожидаемую (с учетом прогнозируемого повышения цен) и ретроспективную (в соответствии с ростом цен за прошедший период) как наиболее частую. При этом устанавливается порог повышения индекса цен по фиксированному набору товаров и услуг, который и служит своеобразным сигналом корректировки Доходов.

Индексации подлежат денежные доходы граждан, не носящие единовременного характера: государственные пенсии, пособия, стипендии, оплата труда (ставки, оклады), суммы возмещения Ущерба, причиненного увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с выполнением трудовых обязанностей. Индексации не подлежат денежные доходы населения от собственности, так как они формируются в условиях свободного ценообразования и поэтому не нуждаются в дополнительной защите (от сдачи в аренду имущества, от акций и других ценных бумаг, ведения фермерского и личного подсобного хозяйства, предпринима­тельской и другой экономической деятельности). Что касается возмещения населению потерь от обесценивания сбережений, находящихся во вкладах в банках, то они в основном осуществляются путем изменения процентных ставок в установленном порядке с учетом индекса цен, т. е. способом компенсации.

Размер повышенного в связи с индексацией денежного дохода определяется путем умножения величины дохода, подлежащего индексации, на индекс потребительских цен (см. главу 6). При этом могут использоваться корректирующие коэффициенты, шкалы и иные нормативы, определяющие минимальные гаран­тии индексации, а также условия, предусмотренные трудовыми соглашениями и коллективными договорами. Одно из важнейших условий применения любой формы защиты населения от повышения цен — функционирование службы регистрации этих цен в стране и систематическое наблюдение за их изменениями.

Интерес представляет и ситуация с денежными вкладами населения в учреждениях Сбербанка. Повышенные с октября 2003 г. процентные ставки (до востребования — до 40% годовых, по срочным вкладам — до 80%. на детей со сроком хранения вкладов свыше 10 лет — до 120%) не компенсировали всех потерь населения от обесценения вкладов в связи с инфляцией. Для полной защиты вкладов населения процентные ставки следовало бы тогда повысить как минимум в 10 раз, что было невозможно. Происшедшее в последующем падение уровня инфляции до б—8% в месяц побудило Сбербанк снизить ставки по вкладам. Наибольшее урезание этих ставок произошло по вкладам до востребования (с 40 до 10% годовых). По срочным вкладам — с 12 до 9% ежемесячно, целевой вклад на детей — со 190 до 170% годовых и т. д. С ноября 2006 г. процентные ставки по вкладам физических лиц в рублях и валюте снижены в среднем в 1,6 раза. Основная причина — снижение темпов инфляции с 4,1 % в январе до 0,3% в сентябре 2006 г. Еще одно снижение ставок по вкладам было введено с 1 марта 2007 г.

В наших условиях процент, выплачиваемый населению по вкладам, не выполняет присущих ему функций и не является реальной платой населению за использование его средств в качестве кредитных ресурсов. Он не только не приносит дохода вкладчикам, но и не компенсирует их потери от возможной инфляции (хотя частично их снижает).

 

2.  Необходимость социальной  защиты населения

 

Неотъемлемыми факторами любой нормально функционирующей  социальной системы являются социальная защита и социально-экономическая поддержка населения.

Социальная  помощь в поддержании физической жизни людей, удовлетворении их социальных потребностей существовала уже в  начальный период развития человечества и осуществлялась на основе обычаев, норм, традиций, ритуалов. Это помогало людям приспособиться к неблагоприятным  природным условиям и социальной среде, сохранить целостность и  преемственность культуры семьи, рода, общности.

С развитием  цивилизации, технического прогресса  и культуры, распадом семейно-родственных  и общинных связей государство все  более активно принимало на себя функцию гаранта социальной защищенности человека.

Формирование  и развитие рыночной экономики привело  к выделению социальной защиты населения  в самостоятельный вид деятельности, которая приобрела новый смысл: прежде всего как защита от неблагоприятных  воздействий рыночных отношений.

Система социальной защиты вовлечена в систему  рынка и является его неотъемлемым элементом. Через нее реализуется  социальная поддержка тех, кто объективно не имеет возможности обеспечить себе достойный уровень жизни, - это, по существу, необходимая плата за возможность предпринимательской  деятельности и получение дохода в стабильном обществе.

В условиях рыночных отношений человек может  обеспечить удовлетворение своих потребностей лишь путем получения дохода от собственности  или в виде заработной платы за свой труд.

Однако  в каждом обществе, есть определенная часть населения, которая не имеет  собственности, и не в состоянии  трудиться в силу некоторых причин: болезнь, нетрудоспособность, вследствие старости или возраста, не позволяющего человеку вступить в сферу производственных отношений (дети), последствия экологических, экономических, национальных, политических и военных конфликтов, стихийных  бедствий, явных демографических  изменений и т.д. Эти категории  населения не выживут без защиты и социальной помощи государства, когда  главным фактором производства и  распределения является капитал.

Государство объективно заинтересовано в поддержке  социально уязвимых слоев населения  по нескольким причинам:

1) государство,  провозгласившее себя цивилизованным, обязано, согласно Всеобщей Декларации  прав человека, «обеспечить населению  достойный уровень жизни»;

2) всякое  государство заинтересовано в  расширенном воспроизводстве квалифицированной  рабочей силы;

3) социально-экономическая  поддержка неимущих стимулирует  экономическое состояние различных групп и слоев населения, тем самым, снижая социальное напряжение в обществе.

Развитие  цивилизованного рынка может  нормально осуществляться только вместе с расширением и углублением  социальной защиты. В широком смысле социальная защита - это политика государства по обеспечению конституционных прав и минимальных гарантий человеку независимо от его места жительства, национальности, пола, возраста, иначе в социальной защите нуждаются все конституционные права и свободы личности - от права на собственность и свободу предпринимательства до личной неприкосновенности и экологической безопасности.

Взаимодействие  рыночных отношений и социальной защиты необходимо учитывать не только на уровне всего общества, но и на уровне социальных групп, семьи и  индивида.

Главная цель социальной защиты состоит в  том, чтобы оказать необходимую  помощь конкретному человеку в сложной  жизненной ситуации.

Система социальной защиты населения в России находится в стадии формирования, она постепенно превращается в качественно  новую самостоятельную, многопрофильную  отрасль народного хозяйства. В  настоящее время в ней занято около 400 тысяч работников, функционирует  более 16 тысяч учреждений.

Однако  практика переходного периода в  России показывает, что развитие рыночных отношений происходит не вместе с  ростом социальной защиты населения, а, в основном, за счет его обнищания, что неминуемо порождает социальную напряженность в обществе. В конце 90-х годов около 25% населения имели  душевой доход ниже прожиточного минимума.

Период  формирования рыночных отношений, в  который вступила Россия в конце 80-х годов, характеризуется противоречием  между нарастанием потребностей в социальной защите населения и  сужением возможностей для их удовлетворения. Проанализировав изменения величины денежного дохода населения, уровень  цен на товары и услуги можно выявить  причины нарастания социальной напряженности: падение производства вообще и товаров  народного потребления особенно; неблагополучная демографическая  обстановка и старение общества как  ее следствие; структурные изменения  в экономике и сокращение армии, ведущие к расширению базы безработицы; инфляция и обесценивание накоплений населения; рост стоимости энергоносителей, провоцирующий рост стоимости коммунальных услуг, транспорта и т.д.

Жизнь требует  новых экономических подходов в  целях усиления социальной защищенности граждан. Необходимо создание правовых и экономических условий для:

- обеспечения  достойного уровня жизни своим  трудом;

- использования  новых стимулов к труду и  экономической деятельности;

- создания  цивилизованных механизмов распределения  доходов (акционерные и иные  формы участия населения в  распределении прибыли, социальное  партнерство, негосударственное  социальное страхование и др.);

- формирования  экономической системы самозащиты.

Экономическая политика государства - это часть  его общей политики, совокупность принципов, решений и действий, направленных на обеспечение оптимального функционирования рыночного механизма с наибольшей экономической эффективностью.

Разрабатывая  и осуществляя экономическую  политику, государство не должно допускать  бесконтрольного роста инфляции, вмешиваться в механизмы экономики  и т.д. Однако государство в то же время призвано влиять на нее экономическими методами (например, методами налоговой политики, системы льготного кредитования и т.п.).

Социальная  ориентация экономики выражается в  подчинении производства потребителю, удовлетворении социальных потребностей населения и стимулировании этих потребностей. Вместе с тем она  предполагает необходимое перераспределение  доходов между более обеспеченными  и менее обеспеченными слоями населения, накопление в бюджетах разных уровней и различных фондах средств  на оказание населению социальных услуг  и предоставление социальных гарантий.

Сущность и классификация доходов населения

 

Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Роль доходов определяется тем, что уровень потребления населения прямо зависит от уровня доходов.

Денежные доходы населения включают все поступления денег в виде оплаты труда работающих лиц, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты, сумм от продажи ценных бумаг, недвижимости, продукции сельского хозяйства, различных изделий, доходов от оказанных на сторону различных услуг и др.

Уровень доходов членов общества является важнейшим показателем их благосостояния, так как определяет возможности материальной и духовной жизни индивидуума: отдыха, получения образования, поддержания здоровья, удовлетворения насущных потребностей. Среди факторов, оказывающих непосредственное влияние на величину доходов населения, кроме размеров самой заработной платы, выступает динамика розничных цен, степень насыщенности потребительского рынка товарами и пр.

Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.

Номинальный доход (NT) - количество денег, полученное отдельными лицами в течение определенного периода также он характеризует уровень денежных доходов независимо от налогообложения.

Располагаемый доход (DI) - доход, который может быть использован на личное потребление и личные сбережения. Располагаемый доход меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей, т.е. это средства, используемые на потребление и сбережение. Для измерения динамики располагаемых доходов применяется показатель «реальные располагаемые доходы», рассчитываемый с учетом индекса цен.

Информация о работе Индексация доходов населения России