Инфляционные ожидания как фактор неопределенности в моделях экономического роста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 13:47, курсовая работа

Описание работы

Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. По своему происхождению инфляция-явление, связанное с движением денег. Но, зарождаясь на разбалансированном денежном рынке, вирусы инфляции распространяются за пределы этой сферы, вызывая негативные процессы в других частях экономического организма: поражают производство, потребление и т.д.

Содержание работы

Введение
Глава 1: Инфляция: происхождение, сущность, причины.
1.1Понятие, сущность, виды и формы инфляции
1.2Понятие инфляционных ожиданий и их влияние на величину инфляционных процессов
1.3Экономический рост: понятие, виды, факторы и модели. Влияние инфляции на экономический рост.
Глава 2. Особенности инфляционных процессов в России.
2.1Анализ динамики показателей инфляции с 2000 по 2010 гг.
2.2Влияние инфляции на экономический рост
2.3 Антиинфляционная политика в Российской Федерации на современном этапе развития
Глава 3. Современные тенденции инфляционного процесса в России
3.1 Влияние мирового финансового кризиса на инфляционные процессы в российской экономике
3.2 Причины инфляционного роста цен в масштабе мировой экономики таковы
3.3. Инфляция в 2011 году и прогноз на 2012
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

КР.docx

— 87.58 Кб (Скачать файл)

Минэкономразвития ожидает  достаточно низкую инфляцию в стране в 2010 году - 6,5-7,5%. Такой прогноз содержится в уточненном прогнозе министерства социально-экономического развития страны на 2010-2012 гг. Наиболее низкой инфляция будет в первом полугодии, считают чиновники. Главными сдерживающими инфляционный рост факторами послужат сохранение высоких спросовых ограничений, прогнозируемое укрепление обменного курса и снижение цен на зерно урожая 2011 года. Но по мере восстановления экономики и оживления спроса рост потребительских цен может возобновиться. Свое влияние на рост инфляции могут оказать повышение регулируемых на местах тарифов на услуги организаций ЖКХ, а также масштабное повышение пенсий.

Годовой прогноз МЭР  по инфляции, по словам старшего экономиста Центра экономических и финансовых исследований и разработок Натальи  Волчковой, больше тянет на полугодовой. "Прогноз инфляция в 14-15% по итогам следующего года cкорее походит на правду", - считает она. Помимо роста  тарифов естественных монополий  на увеличении инфляции, по ее мнению, может сказаться и рост цен  на продовольствие.

Снижение инфляции во втором полугодии текущего года (в отдельные  периоды она была нулевой) заставило  правительство пересмотреть свои прогнозы. За 11 месяцев инфляция в России составила 8,4%. По итогам года Минэкономразвития ожидает инфляцию на уровне 11,7%, против 12,4%, прогнозируемых ранее.

Между тем, более низкая, чем предполагалось, инфляция - отнюдь не положительный показатель, уверяет  директор Института "Центр развития" ГУ-ВШЭ. "Это следствие стагнации  внутреннего спроса и еще один из симптомов, что экономика находится  в вялом состоянии", - говорит  она. Вкупе с укреплением курса рубля сжатие внутреннего спроса грозит трудностями отечественному производственному сектору. По словам руководителя аналитического департамента, банки по-прежнему не стремятся кредитовать реальную экономику, а продолжающееся импортозамещение способно сдержать рост инфляции, но экономическому росту отнюдь не поспособствует.

По прогнозам аналитиков ИФК "Метрополь", темпы роста  кредитования, которые косвенно сказываются  на росте инфляции, в2012 г. достигнут лишь 10-15%, в то время как в 2009 г. - первой половине 2010 г. они составляли 40-45%.

Но даже при столь  нелегком состоянии российской экономики  факторы роста инфляции все равно  остаются. Прежде всего, по мнению экономистов  Всемирного Банка, они коренятся  в избыточной ликвидности в экономике, образовавшейся за счет ослабления бюджетной  политики и расходования средств  Резервного фонд.

Антиинфляционные меры государства и перспективы их совершенствования

Антиинфляционные меры государства в 2012 году:

  1. Снижение ставки рефинансирования. Совет директоров Банка России принял решение о снижении с 24 февраля 2012 года ставки рефинансирования и процентных ставок по отдельным операциям ЦБ на 0,25 процентного пункта. Таким образом, ставка рефинансирования уменьшается до 8,5% с нынешних 8,75%. В Банке России пояснили, что основой для снижения процентных ставок послужили благоприятная динамика индекса потребительских цен (на 15 февраля 2012 года годовая инфляция снизилась до 7,6% по сравнению с 13,4% на аналогичную дату предыдущего года) и отсутствие в обозримой перспективе значимых рисков ускорения инфляции и превышения ее официального прогноза на 2012 год;
  2. Льготные банковские кредиты предпринимателям. В 2012 году Правительство РФ планирует расширение базы экономического роста - развитие малого и среднего бизнеса. Важнейшим фактором обеспечения устойчивости оживления станет форсированное расширение базы экономического роста в первую очередь за счет появления новых предприятий малого бизнеса. В этих целях на 2012 год скорректирована государственная программа поддержки малого бизнеса, расширен перечень видов поддержки, осуществляемой за ее счет. В поддержке малого бизнеса будут усилены модернизационные аспекты - центр тяжести будет смещен в сторону производственного сектора и поддержку инновационной деятельности компаний. В 2012 году в полном объеме заработает программа кредитования малых предприятий, начатая в 2011 году на базе открытого акционерного общества «Российский банк развития», а также механизм гарантийных фондов для кредитования малого и среднего бизнеса. Через банки-партнеры открытого акционерного общества «Российский банк развития» малый бизнес получит не менее 100 млрд. рублей кредитов, через механизм гарантийных фондов - не менее 80 млрд. рублей. Малый бизнес будет активно привлекаться к реализации программ повышения энергоэффективности, в том числе для целей проведения энергоаудита предприятий;
  3. Таргетирование инфляции (регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах). Сегодня руководство Банка России заявляет о решимости отказаться от политики управления обменным курсом, а это значит, что теперь Банк России сможет сосредоточиться на борьбе с ростом цен. Таргетирование инфляции предполагает, что сначала ЦБ устанавливает целевые интервалы для инфляции, а затем, используя доступные ему инструменты, корректирует динамику цен, чтобы уложиться в целевой интервал. В принципе, это вполне разумный и естественный подход, поскольку мировой опыт свидетельствует о том, что за счет мер денежной политики нельзя в долгосрочной перспективе ускорить экономический рост, и единственный параметр, на который можно повлиять при помощи денежной политики, это инфляция. Поэтому представляется вполне логичным, что именно этот параметр должны контролировать денежные власти;
  4. Государственное регулирование цен на лекарства. В России начинается государственное регулирование цен на жизненно важные лекарства. Государство будет строго контролировать цены примерно на 500 препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых. В список включаются международные непатентованные наименования (МНН) лекарств - фактически это названия действующего вещества. Фармкомпании, выпускающие препараты из перечня жизненно необходимых и важнейших, теперь обязаны пройти госрегистрацию предельной отпускной цены на свою продукцию. При этом бизнес фактически берет на себя обязательства продавать лекарства не дороже, чем будет зафиксировано во время регистрации. Это нововведение (до сих пор такая рекомендация носила добровольный и рекомендательный, а не обязательный характер) в равной власти приплюсовывать к ним фиксированные торговые надбавки. Если аптеки вздумают повесить ценники сверх установленного "потолка", их ожидает штраф и даже лишение лицензий;
  5. Усложнения процедуры получения внешних займов для бизнеса. Предложения для дальнейшего совершенствования антиинфляционной политики России.

Одной из ключевых проблем  при определении модели реализации антиинфляционной политики является взаимосвязь между инфляцией и другими параметрами социально-экономического развития. Банк России, как известно, исходит из того, что низкая инфляция создает условия для обеспечения устойчивости рубля, формирования позитивных ожиданий субъектов экономики, снижения рисков и принятия адекватных решений относительно потребительских расходов, сбережений и инвестиционной деятельности и поэтому главной целью национальной денежно – кредитной политики является снижение инфляции до запланированного уровня.

Однако необходимо понимать, что при проведении политики, направленной на снижение темпов инфляции, важно  найти некий баланс между стабилизацией  ожиданий экономических агентов  и предотвращение чрезмерного сжатия совокупного спроса, т.е. антиинфляционная политика денежных властей должна быть нацелена на поддержание макроэкономической сбалансированности и одновременно на стимулирование развития реального  сектора экономики.

Как свидетельствует опыт стран Центральной и Восточной  Европы (далее – ЦВЕ), для управления инфляционным процессом необходимо оптимальное сочетание комплекса  рыночных и государственных методов.

Для включения регулирования  инфляционного обесценения денег  в теорию инфляции наиболее эффективна, по мнению проф. Л.Н. Красавиной, ее воспроизводственная  концепция. Такой подход, в отличие  от менового, позволяет, по мнению известного российского ученого, разработать  комплексную модель регулирования  инфляции с учетом ее монетарных и  немонетарных факторов, вызывающих нарушения  макроэкономического равновесия.

Главный резерв повышения  эффективности антиинфляционной политики со стороны банка России заключается  в проведении сбалансированной и  предсказуемой политики валютного  курса. Несмотря на значительное достижения Банка России в стабилизации функционирования валютного рынка, волатильность  курса рубля остается достаточно высокой, что особенно проявляется  в современных условиях финансового  кризиса. Сглаживание резких колебаний  курса рубля по отношению к  доллару и евро, ползучая девальвация в целях поощрения экспорта, т.е. политика «слабого» рубля, безусловно, снижают эффективность регулирования инфляции.

Формирование оптимальной  структуры денежной массы является приоритетной задачей антиинфляционной политики Банка России. Антиинфляционная политика должна быть ориентирована  на повышение уровня мультипликатора  денежной базы, которое, по нашему мнению, может быть реализовано, главным  образом, через повышение активности кредитования реального сектора  экономики.

Временные лаги реакции  цен на шоки денежного предложения  в результате финансового кризиса  существенно сократились, преимущественно  вследствие ослабления финансовых рынков. В перспективе, как считает доктор экономических наук А.М. Курьянов, будут  одновременно действовать две противоположные  тенденции. С одной стороны, постепенное  восстановление финансового рынка  и повышение монетизации экономики  будут способствовать удлинению  временного интервала между моментами  расширения (сжатия) денежного предложения  и ускорения (замедления) темпов инфляции. В этом случае восстановления финансовых рынков можно рассматривать как  фактор достижения стабильности денежно-кредитной  сферы. Развитие финансовой системы, как  правило, приводит к уменьшению скорости обращения денег, повышению степени  монетизации экономики, что соответственно отражается на снижении динамики цен. С другой стороны, временной лаг  воздействия на динамику роста цен  сокращается по мере формирования относительно устойчивой экономической и институциональной  структуры, так как инфляционный процесс постепенно меняет свою природу. Инфляционные всплески в условиях, когда хозяйственная система  приближается к более устойчивому  макроэкономическому равновесию, все  в меньшей степени вызываются внутренними, немонетарными причинами  и все в большей степени  – внешними, монетарными причинами.

Ключевое место в  регулировании инфляции занимают меры по совершенствованию бюджетно-налоговой  политики, направленные на укрепление бюджетной системы и эффективный  контроль за использованием этих мер.  Налоги, составляющие основу доходной части бюджета, должны более эффективно использоваться как инструмент антиинфляционной политики. В этом направлении налоговая политика эффективна, если она нацелена не только на фискальные ориентиры, но и на стимулирование экономического развития в целом путем уменьшение налогового бремени, на совершенствование налогового администрирования, на повышение собираемости налогов.

На наш взгляд, актуальна  оптимизация существующей системы  налогообложения по следующим направлениям:

Во-первых, сокращение количества взимаемых налогов;

Во-вторых, пересмотр налоговых  платежей, включаемых в себестоимость  продукции, которые стимулируют  повышение цен;

В-третьих, регулярная переоценка основных фондов;

В-четвертых, оптимизация  системы косвенного налогообложения.

К не менее важным антиинфляционным инструментам бюджетно-налоговой политики следует отнести сокращение (ликвидацию) государственной задолженности  перед бюджетополучателями, отраслями  экономики по госзаказам и регулирование  межбюджетных отношений. Важным направлением антиинфляционной политики является также  оптимизация внутреннего и внешнего долга государства, который представляет угрозу ценовой стабильности, создавая дополнительную нагрузку на бюджет в  связи с его обслуживанием  и составляя существенную долю бюджетных  расходов. В последние годы мы можем  наблюдать существенные позитивные сдвиги, связанные с сокращением  государственного внешнего долга России.

Все вышеперечисленные  мероприятия бюджетно-налоговой  политики должны быть четко взаимосвязаны  с денежно-кредитной политикой, как  при ее формировании, так и на стадии реализации. Для усиления координации действий Банка России и Правительства РФ проф. Р.С. Гринберг предлагал, например, создать специальный комитет по антиинфляционной политике.

Положительным моментом в  реализации антиинфляционной политики является признание в последние  годы многофакторности инфляции, что  нашло отражение в соответствующих  программных документах  Банка России и Правительства РФ. Однако разделение ответственности за рост цен, порождаемый монетарными и структурными факторами (особенно тарифной политикой естественных монополий), между Банком России и Правительством РФ снижает эффективность регулирования инфляции.

В Росси, как известно целевой  ориентир по инфляции (ИПЦ) рассчитывается Правительством РФ исходя из проекта  федерального бюджета и прогноза социально-экономического развития страны. В силу этого многие факторы, влияющие на изменение цен, такие, как рост цен и тарифов на платные услуги населению, а также естественных монополий, находятся вне сферы  контроля Центрально банка РФ. Поэтому  для эффективного регулирования  инфляции, как уже указывалось, требуется  более тесная координация действий Центробанка и Правительства  РФ, с учетом всех факторов, воздействующих на процесс обесценивания денег.

Регулирование цен, безусловно, самое сложное направление антиинфляционной политики. Объектом регулирования являются и внешние факторы инфляции, значение которых возросло в условиях либерализации  внешнеэкономической деятельности России. Для регулирования инфляции, по мнению проф. Л.Н. Красавиной, важно  продолжить политику «бегства» капитала из России и поощрения его репатриации  в сочетании с мерами по противодействию  «отмывания» нелегальных доходов. Регулирование внешних факторов инфляции требует разработки стратегии  международных валютных и кредитных  отношений России.

Условия перехода к режиму прямого таргетирования инфляции, исходя из практического опыта стран ЦВЕ, необходимо разделить на:

- макроэкономические условия,  которые определяют совместимость  таргетирования инфляции с особенностями  хозяйственной системы;

- организационно-правовые  условия, связанные с институциональными  особенностями проведения денежно0кредитной  политики;

- условия технического  характера, характеризующие управленческие  возможности центрального банка;

Информация о работе Инфляционные ожидания как фактор неопределенности в моделях экономического роста