Инфляция и антиинфляционная политика РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 22:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов инфляции и ее макроэкономического регулирования, рассмотрение различных имеющихся методов борьбы с инфляцией, а также антиинфляционной политики государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и сущность инфляции, ее причины;
2. Изучить существующие виды инфляции;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3
1. Сущность, виды и социально-экономические последствия инфляции………………………………………………………………5
1.1 Причины и сущность инфляции……………………………...5
1.2 Виды инфляции………………………………………………..8
1.3 Экономические и социальные последствия инфляции……11
2. Теории инфляции………………………………………………….15
3. Инфляция и антиинфляционная политика в РБ…………………20
3.1 Антиинфляционная политика……………………………….20
3.2 Основные направления и методы антиинфляционного регулирования в РБ…………………………………………………..21
3.3 Причины инфляции в РБ…………………………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………......31

Файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 50.51 Кб (Скачать файл)

3.2 Основные направления  и методы антиинфляционного регулирования  в Республике Беларусь

Развитие инфляционного  процесса зависит от проводимой государством экономической политики, в рамках которой, в частности, могут приниматься  специальные антиинфляционные меры.

Наиболее вероятными в  условиях повышения инфляции представляются такие меры, принимаемые государством и руководством предприятий, которые  в той или иной мере будут направлены на компенсацию трудящимся потерь от удорожания потребительной корзины.

Государство при выборе методов  макроэкономического регулирования  может рассматривать различные  системы мер в области налогово-бюджетной, денежно-кредитной, валютной и социальной политики. [14, c.233].

Первоочередная важность проблемы инфляции в экономике республики нашла отражение в основных направлениях денежно-кредитной политики. На протяжении ряда последних лет снижение ее является стратегической целью ДКП (денежно-кредитная  политика), проводимой в республике. Однако меры, предпринятые органами государственного управления, хотя и позволили снизить  инфляцию, но не решили в полной мере данную проблему. Ощущается необходимость дальнейшего снижения инфляции и установления полного контроля над инфляционными процессами в стране.

Инфляцию, развивающуюся  в масштабах, подрывающих законы товарно-денежного обращения, можно  считать одной из закономерностей  переходного периода. Очевидно, что  стержнем любой антиинфляционной политики является подавление причин инфляции и нейтрализация условий ее возникновения  и развития.

В контексте детализации  системных причин инфляция и стратегического  курса на их подавление целесообразно  выделить ряд факторов:

  • Удорожание импортируемых ресурсов (энергоносителей, металла и др.), а также любых импортных товаров и услуг в разрезе одной или нескольких отраслевых групп;
  • Рост оплаты труда работников в отдельной отрасли или любой группе отраслей;
  • Увеличение налогов на продукты вследствие изменения государственной налоговой политики;
  • Повышение взимаемых налогов на производство в одной отрасли или уменьшение субсидирования отдельных отраслей;
  • Снижение обменного курса национальной валюты;
  • Удорожание отечественной продукции различных отраслей, обусловленное иными причинами. [14, c.234].

Перечень системных факторов инфляции в республике указывает  на то, что для борьбы с ней  в наших условиях невозможно использовать только традиционный набор мер антиинфляционной политики. В условиях переходной экономики  ни монетаристские, ни кейнсианские рецепты  не дадут желаемого эффекта. Анализ общей динамики инфляционных процессов  в экономике Беларуси позволяет  сделать вывод о невозможности  перенесения опыта применения антиинфляционных мер в странах с развитой рыночной экономикой на нашу действительность, где рыночные отношения с их инфраструктурой  еще не имеют законченных форм.

В связи с возникновением хронической несбалансированности экономики в ходе радикальных  экономических реформ необходимо разработать  в условиях реформирования эффективную  антиинфляционную политику. Необходимы кардинальные рыночные преобразования, прежде всего демонополизация, развитие конкуренции, либеральное, стимулирующее  деловую активность, законодательство. Следует незамедлительно приступить к упрощению и оптимизации управления. Стержнем экономической политики должно стать развитие малого и среднего бизнеса.

Подавление инфляции в  долгосрочном аспекте может быть достигнуто после создания надежного  механизма, поддерживающего и стимулирующего инвестиционную деятельность. Инвестиции также зависят от текущих темпов инфляции.[14, c.236]

Основы долгосрочного  безинфляционного развития экономики закладываются на уровне предприятия, здоровое, в финансовом отношении, предприятие способное адекватно реагировать на колебания рыночной конъюнктуры, осуществлять техническое развитие производства, самостоятельно гасить факторы и предпосылки инфляции издержек. В настоящее же время действующие предприятия и производства испытывают большие экономические трудности, так как высокие издержки производства, низкий уровень рентабельности, значительные объемы скрытых дотаций на фоне низкой покупательной способности населения резко ограничили внутренние и внешние рынки сбыта. Изменения в структуре оборотных средств свидетельствуют об обострении проблемы сбыта, росте неплатежей и о крайне малой роли денежно-кредитной сферы в функционировании производства. Поэтому представляется важным оздоровление финансового состояния предприятий и скорейшее решение проблемы неплатежей.

В целях оздоровления финансового  состояния предприятий акцент необходимо делать на смене механизмов ответственности. Для создания эффективного мотивационного механизма у субъектов хозяйствования - предпочтительнее использовать имущественную, а не административную ответственность. Но это возможно лишь при проведении надлежащих институциональных преобразований: приватизации, задействовании процедур банкротства, активизация фондового  рынка и т. п. В определенной степени  можно согласиться с позицией правительства, придерживающегося принципа индивидуального подхода к субъектам хозяйствования. Однако такой индивидуальный подход должен осуществляться в контексте рыночного поведения предприятий с ориентацией на конкуренцию, эффективность и самообеспечение. При этом он будет автоматически нести и большой антиинфляционный заряд. [11, С.75-76].

Развитие инфляционного  процесса зависит также и от реализуемой  государством валютной политики.Усиление инфляции оказывает дополнительное давление на обменный курс национальной валюты в сторону его понижения. Принимая в этих условиях решение о девальвации, государство допускает появление в экономике дополнительного инфляционного импульса, который в первую очередь проявляется в удорожании импортных товаров, а затем по цепочкам межотраслевых взаимосвязей переносится и на стоимость отечественной продукции, при производстве которой используется импортируемые сырье и комплектующие. [14, c.237]. Для того чтобы построить модель антиинфляционного регулирования, позволяющую эффективно управлять инфляционными процессами, необходимо выделить базовые факторы современной инфляция.

Все многообразие причин, вызывающих инфляцию, можно классифицировать следующим  образом: экономические — внутренние (экономическое состояние), макроэкономические (состояние бюджета, платежного баланса, уровень развития производства и  др.), глобальные (состояние мировых  финансовых рынков); политические —  внешние (введение таможенных и прочих запретов), внутренние (уровень доверия  населения к правительству); психологические (инфляционные ожидания).

Из перечисленных факторов только внешние политические и глобальные экономические не поддаются регулированию, следовательно, снижение темпов инфляции до желаемого целевого норматива  возможно при регулировании остальных  факторов, которые можно свести к  трем группам: монетарные, немонетарные и структурные. Таким образом, антиинфляционная политика должна включать три направления: меры по ограничению монетарных факторов инфляции, издержек и по структурному регулированию рынка. В общем  виде основной причиной инфляции выступает  несоответствие денежной и товарной массы. Управление инфляцией будет эффективным, если бюджетная, налоговая и денежно-кредитная политики будут скоординированы и иметь во главе общую цель — обеспечение экономического роста в стране и преодоление инфляции. При этом ДКП должна быть направлена на эффективное управление денежной массой, а бюджетно-налоговая политика должна содействовать развитию производства. Модель, взаимоувязывающая денежно-кредитную, бюджетную и налоговую политики, позволит создать стимул для развития производства, насыщения внутреннего рынка продукцией, сделать национальную экономику более защищенной от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры и поможет эффективно управлять инфляцией.

В период действия указанной  схемы должна быть достигнута финансовая стабилизация и осуществлено дальнейшее реформирование секторов экономики. Переход  к ДКП на основе метода целевой  инфляции будет эффективным в  постстабилизационный период.

Основным направлением решения  проблем социально-экономического развития Беларуси должно стать сочетание  рыночного механизма с государственным  регулированием экономики, роль которого возрастает в смешанной экономике. [11, С.76].

3.3 Причины инфляции  в Республике Беларусь

Можно выделить несколько  основных причин инфляции в Республике Беларусь:

  1. Ограничение конкуренции. Монополия крупнейших корпораций, фирм, компаний, которые самостоятельно устанавливают цену на рынке и определяют собственные издержки. В Беларуси очень много монополистических предприятий, как в добывающей отрасли , так и в остальных производствах.
  2. Дефицит государственного бюджета. Сюда можно отнести чрезмерную эмиссию денег в наличной и безналичной формах, расширение масштабов банковского кредитования сверх реальных потребностей хозяйства, дотации для неэффективного производства, чрезмерные расходы на социальные программы, содержание огромного бюрократического аппарата. Высокая степень бюджетизации экономики и неэффективное ведение хозяйствования.
  3. Мировой кризис. Мировой финансовый кризис, начавшийся в 2008 году оказал влияние на всю мировую экономику и на каждую страну в отдельности по разному. Глубина поражения экономики у каждого государства разная, это зависит, прежде всего, от экономической устойчивости страны. Белорусскую экономику рецессия затронула позже и в меньшей степени, чем у наших соседей. Ведь до недавнего времени наша республика оставалась одной из немногих стран, в которой ВВП продолжал расти: за шесть месяцев 2009 г. — на 0,3 %, за семь месяцев — на 0,4 %, и лишь по итогам января — августа было зафиксировано снижение ВВП на 0,5 %. По итогам десяти месяцев индекс ВВП составил 99 %.

4. Долларизация экономики. Долларизация представляет собой процесс замещения слабой национальной валюты твёрдой валютой, в данном случае долларами, которые в большей или меньшей степени выполняют все функции денег, но, прежде всего, используются как средства сбережения.

Вышеперечисленные причины  являются основными, но не единственными, которые оказывают влияние на инфляционные процессы в стране. Значительное влияние оказывает воздействие  повышения цен на импортируемые  товары, например, такие как газ, нефть. Не последнюю роль играют так  называемые «инфляционные ожидания», когда население начинает запасаться товарами впрок, опасаясь, что цены на сырье, оборудование и комплектующие поднимутся и, тем самым желая себя обезопасить. Да и внешние долги не снижают инфляции, так по состоянию на 1 января 2010 года он составил 22 млрд. 29,9 млн. долларов США, что в расчете на душу населения составляет 2,3 тыс. долларов США по сравнению с 1,6 тыс. долларов США на начало 2009 года.[16, с.17]

Таким образом, совокупность всех эти экономических факторов в большей или меньшей степени  влияют на рост инфляции в Беларуси. Так, инфляция в 2009 году удалось удержать в рамках прогноза, который подразумевал, что индекс потребительских цен в стране вырастет не более чем на 9-11 %. Итоговый показатель задержался аккурат между верхней и нижней прогнозной планкой и составил 10,1 %. Это немного по сравнению с 13,3 % в 2008 году и 12,1 % в 2007 году.[10, c.56]

Если сделать глобальный вывод, то получается, что у Беларуси есть хороший потенциал, как у  любой страны, в которой только зарождается система рыночных отношений. Белорусская экономика – свежая глина, из которой, если захотеть можно  вылепить всё что угодно. Единственно  чего нам не хватает – это опытной, умной, экономически и политически  эрудированной команды гончаров.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С проблемой высокой инфляции сталкивались практически все страны, и каждая для решения этой проблемы использовала свои методы и пути ее решения.

Тема инфляции актуальна  в любое время и для любой  страны. В курсовой работе было рассмотрено  особенности инфляции и антиинфляционные методы регулирования в Республике Беларусь. Инфляция это явление, не только связанное с движением  денег, а является сложным социально-экономическим  явлением, затрагивающим все стороны  жизнедеятельности государства.

Также более подробно были рассмотрены основные причины инфляции в Республике Беларусь и антиинфляционные меры, принимаемые правительством по снижению инфляции в стране. Все  вышеперечисленные ранее причины  являются основными, но не единственными, которые оказывают влияние на инфляционные процессы в стране. Как  и во всем мире у нас в Республике Беларусь разработан комплекс мер антиинфляционного  регулирования, как на долгосрочную перспективу, так и на короткий отрезок  времени.

Избавиться от инфляции невозможно, однако ее можно сделать умеренной  и управляемой. Выходя из-под контроля, инфляция оказывает на ход экономического развития целый комплекс отрицательных, негативных явлений. Рост цен опережает  рост количества денег в обращении, инфляция снижает мотивы к трудовой деятельности, усиливает социальную дифференциацию населения, ведет к  снижению реальных доходов и обесцениванию  сбережений населения. Инфляция приводит к потере у производителей заинтересованности в создании качественных товаров. При  этом увеличивается выпуск товаров  низкого качества, сокращается производство относительно дешевых товаров. Инфляция приводит к ухудшению условий  жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета).

Но кроме негативных последствий, инфляция имеет и ряд позитивных функций. Многие экономисты придерживаются такой точки зрения, что незначительная инфляция, при ежегодном повышении  цен на 3-4%, сопровождаемая соответствующим  ростом денежной массы, способна стимулировать  производство. Процесс инфляции ведет  к тому, что рост массы денег  в обращении ускоряет платежеспособный оборот, способствует активизации инвестиционной деятельности. От инфляции могут выиграть люди, взявшие деньги в кредит, если не оговорено, что процент за кредит должен учитывать инфляционный рост цен.

Таким образом, реализация мер  по снижению уровня инфляции в Беларуси предполагает активное участие государства  в регулировании экономики, согласованное  действие различных государственных  структур.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Базылев Н.И., Бондарь А.В., Гурко С.П. и др.; под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко/ Экономическая теория: Учебник. 2-е изд. перераб. и доп./ – Мн.: БГЭУ, 1997. – 550с.
  2. Прогнозирование и планирование экономики: Учеб. пособие / В.И. Борисевич, Г.А. Кандаурова, Г.Н. Кандауров и др.; Под общ. ред. В.И. Борисевича, Г.А. Кандауровой. – Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2001. – 380с.
  3. Бункина М.К. Национальная экономика: Учебник для вузов / Бункина Маргарита Константиновна. - М.: Палеотип ; Деловая литература ; Логос; 2002. - 487 с.
  4. «Экономика» под ред. А.С. Булатова
  5. Гаврилов В. Факторы инфляции в Беларуси // Банкаускi веснiк. - 2004. - N 25. - С. 4-12.
  6. Гайгер Л. Макроэкономическая теория и переходная экономика: Учебник: Пер. с англ. / Гайгер Линвуд Т.; Общ. ред. и предисл. В.А. Исаева. - М.: ИНФРА-М, 1996. - 559 с.
  7. Грузицкий Ю.Л. История развития денежно-кредитной системы Беларуси: Учебное пособие для студ. спец. "Финансы и кредит" вузов / Под ред. В.Н. Рябцевича. - Мн.: Экоперспектива, 2002. - 175 с.
  8. Елисеев А.С. Современная экономика: Учебное пособие. – 3-е издание – М.: Издательско-торговая корпорация "Дамков и Ко", 2007 – 504с.
  9. Зеленкевич М.Л. Особенности инфляции в переходной экономике // Вестник Ассоциации белорусских банков. - 2000. - N34.-С.38-43.
  10. Злотникова Е. «Инфляционные последствия кризиса в Беларуси и странах Европы» Банкаускi веснiк. - 2010. - N19.-С.55-57.
  11. Козаченко Л.Д. Инфляционные процессы в Беларуси: ключевые проблемы и пути повышения эффективности регулирования/ Л.Д. Козаченко// Вестник БГЭУ – 2006. - №2.-с.71-77
  12. Красавина Н.И. «Инфляция и экономический рост»
  13. Красникова Е.В. Экономика переходного периода : учебное пособие для студентов, обуч. по напр. "Экономика" и др. экон. специальностям / Москва : Омега-Л , 1998. – 457 с.
  14. Лемешевский И. М. Макроэкономика: мировой опыт и белорусская практика. Учебное пособие для студентов экономических специальностей вузов - 3-е изд. - Минск, 2009г. - 440 с.
  15. Малкина М.Ю. Инфляция: теория и практика // Финансы и кредит. – 2006. - № 12. с.1.
  16. Мирончик Н. «Инфляционные ожидания и денежно-кредитная политика»-2010-№25.-с.16-20
  17. По материалам книги Матвеевой Т.Ю. "Макроэкономика: Курс лекций для экономистов", 2001 год.
  18. Макроэкономика: Учеб. Пособие/ М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под ред. М.И. Плотницкого. – 2-е изд., стер. – М.: Новое знание, 2004. – 426с.
  19. Тихонов А. Антиинфляционное регулирование: традиции и реальность // Банкаускi веснiк. - 2002. - N13.-С.2-5.
  20. Швайко П. Инфляция, дефицит бюджета и рынок ГЦБ // Банкаускi веснiк. - 2001. - N10.-С.34-39.
  21. Словарь современных экономических и правовых терминов/Авт.-сост. В.Н. Шимов, А.Н. Тур, Н.В. Стах и др.; Под ред. В.Н. Шимова и В.С. Каменкова. – Мн.: Амалфея, 2002. – 816с.
  22. www.soyuz.by/ Итоги года.
  23. Интернет ресурсы

Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика РБ