Инфляция: сущность, факторы и последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 23:35, курсовая работа

Описание работы

Задача данной работы – используя метод анализа и статистический подход, определить сущность явления инфляции, охарактеризовать ее формы проявления и виды, в частности, инфляцию спроса и предложения, исследовать их взаимосвязь и взаимодействие, выявить основные последствия инфляции, проанализировать особенности инфляционных процессов в Казахстане и дать оценку их современным проявлениям.

Содержание работы

Введение
1. Сущность, причины, факторы и последствия инфляции
1.1 Сущность, причины и факторы инфляции
1.2 Последствия инфляции
2. Инфляция спроса и инфляция предложения: их взаимосвязь и взаимодействие
2.1 Инфляция спроса
2.2 Инфляция предложения
3. Специфика инфляционных процессов в Республике Казахстан
3.1 Особенности развития инфляции в Республике Казахстан
3.2 Пути преодоления инфляции в Казахстане

Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 745.89 Кб (Скачать файл)

Важной особенностью развития инфляции в республике является высокая  степень монополизма в экономике, что связано с наличием крупных  предприятий, работавших на потребности  экономики Советского Союза. Крупные  сырье добывающие, металлургические, химические, машиностроительные предприятия  не имеют аналогов в республике и  не создают конкурентной среды, присущей рынку.

Следующей особенностью является сырьевой характер народного хозяйства  Казахстана, что обусловливает зависимость  внутреннего рынка по потребительским  товарам от внешних рынков. В данном случае инфляция генерируется за счет двух составляющих. Во-первых, удорожание импортируемой продукции  за счет таможенных пошлин. Во-вторых, разницей в стоимости и соответственно в ценах на сырьевую продукцию, с  одной стороны, и готовые потребительские  или инвестиционные товары – с  другой. Данный фактор проявляется  через состояние платежного баланса  государства – его отрицательное  сальдо. Сбалансирование достигается  за счет внешних займов, распродажи активов, снижения официальных 

 

валютных резервов государства. Однако названные меры нарушают макроэкономическую стабильность в экономике, требуют  крупных внутренних вложений денежных средств на достижение хозяйственной  стабильности и вызывают новую волну  инфляции. 

Развитию инфляции в Казахстане способствовало поспешное проведение таких финансовых и социальных мероприятий, как введение новых налогов, вызывающих инфляционный эффект – налога на добавленную  стоимость с первоначальной ставкой  в 28 % , акцизов, экспортных и таможенных пошлин, отчислений средств, включаемых в себестоимость продукции, в  Фонд преобразования экономики, Государственный  фонд содействия занятости населения, резкое увеличение отчислений на социальное страхование.

Налог на добавленную стоимость  в странах с развитой рыночной экономикой служит инструментом сдерживания  излишнего инвестиционного спроса, переключение его на потребительский. Это необходимо, чтобы не допустить кризиса перепроизводства. В Казахстане сейчас, при резком падении инвестиционного спроса, дополнительное его сокращение под влиянием действия НДС еще больше усугубляет проблему накоплений и является фактором снижения инвестиций в народное хозяйство.

 

Рассмотрим  инфляцию в Республике Казахстан в 2011 году. Как видно из графика, по итогам 2011 года можно отметить, что формирование инфляционных процессов в Казахстане происходило под воздействием удорожания продовольственных товаров и платных услуг населению. Темпы роста цен на непродовольственные товары в 2011 году были умеренными.

Наиболее значительные темпы  прироста цен отмечались на такие  товары и услуги, как крупы (гречневая  крупа, пшено), мясо и мясопродукты, горюче-смазочные материалы, услуги образования и связи.

Фактический уровень инфляции в годовом выражении по итогам 2011 года (7,4%) сложился в пределах целевого коридора 6-8%, установленного Национальным Банком.

 

 

 

Инфляция в  РК за 2011 год

Источник: Национальный Банк Республики Казахстан*

 

 

Прогноз инфляции на 2012 год

 

В соответствии с Основными  направлениями денежно-кредитной  политики Республики Казахстан на 2012 год основной целью Национального  Банка было определено удержание  инфляции в пределах 6-8% (график 1).

В 2012 году ситуация на потребительском  рынке будет в целом оставаться стабильной. При этом формирование инфляционных процессов будет происходить  на фоне растущего совокупного спроса в экономике. Данному факту будут  способствовать рост производства в  реальной экономике, стабильный рост денежных доходов населения, снижение безработицы, постепенное восстановление кредитной  активности банковского сектора. Кроме  того, низкий уровень конкуренции  на отдельных рынках товарах и  услуг будет оказывать негативное влияние на формирование инфляционных процессов.

 

Для обеспечения стабильной ситуации на потребительском рынке  республики Национальный Банк совместно  с Правительством и местными исполнительными  органами продолжит проведение антиинфляционной политики. Основные усилия будут направлены на развитие добросовестной конкуренции  на рынке, пресечение ценового сговора, развитие малого и среднего бизнеса, предприятий агропромышленного  комплекса. Национальный Банк, со своей  стороны, будет предпринимать необходимые  меры по сохранению денежного предложения  в экономике на адекватном уровне.

 

Факт и прогноз  инфляции в 2012 году

 

Источник: Национальный Банк Республики Казахстан*

 

 

Прогноз инфляции на 2 квартал 2012 года составляет 1,4-1,6% (во 2 квартале 2011 года фактическая инфляция составила 1,3%). В целом данный уровень соответствует  инфляционным тенденциям апреля-июня, которые характерны для предыдущих лет. Данные ожидания связаны с тем, что, главным образом, формирование инфляции в ближайшее время будет 

 

происходить под воздействием фактора сезонности. Ожидается снижение цен на отдельные виды товаров  и услуг (яйца, молочная продукция, мясная продукция, услуги образования). Не исключается  некоторое замедление темпов роста  цен на плодоовощную продукцию, мясную продукцию, услуги жилищно-коммунальной сферы.

По итогам июня 2012 года годовая  инфляция ожидается на уровне 4,7-4,9%.

Прогноз инфляции на 3 квартал 2012 года составляет 0,9-1,1% (в 3 квартале 2011 года фактическая инфляция сложилась  на уровне 1,0%), что соответствует  годовой инфляции в 4,8-5,0% на конец  сентября 2012 года. В этот период ожидается  снижение цен на отдельные виды продовольственных  товаров, такие как яйца, молочная, плодоовощная, мясная продукция, отдельные  жилищно-коммунальные услуги.

 

 

 

3.2 Пути преодоления инфляции в Казахстане  

 

Анализ причин и особенностей инфляции в Казахстане позволяет  выработать соответствующую дефляционную политику, а также механизм реализации, т.е. методы, способы, приемы противодействия  инфляции, комплексно и целенаправленно  действовать на очаги ее возникновения.

Необходимо отметить следующие  условия преодоления инфляции:

1) чем выше уровень  инфляции, тем труднее с ней бороться;

2) все пути снижения  инфляции являются антисоциальными, т.е. болезненны для подавляющего большинства населения;

Комплекс мероприятий  по преодолению инфляции включает воздействие  на разные стороны производственно-экономической, социальной, правовой, институциональной  сфер функционирования общества, хотя решающей из них является базовая, производственно-экономическая.

 

Рассмотрим методы преодоления инфляции.

Преодоление инфляции спроса достигается относительно рядовыми макроэкономическими методами использования  денежной и фискальной политики.

Антиинфляционная политика включает различные методы ограничения  денежного предложения:

1)уменьшение объема денежной  массы в обращении через сокращение  налично-денежной эмиссии Национальным банком;

2)увеличение учетных ставок  за централизованные кредиты  в целях удорожания кредитных  ресурсов и снижение их доступности

3)увеличение резервных  требований центрального банка  к коммерческим банкам для  ограничения кредитной экспансии коммерческих банков;

4)прямое сокращение кредитов  центрального банка в тех же целях.

Теоретически можно преодолеть инфляцию путем прекращения кредитной  эмиссии, но в наших условиях только ценой остановки производства; сокращение эмиссии, приводящее к спаду производства при достижении критических величин в жизненно важных отраслях хозяйства или под давлением определенных социальных групп вынуждает правительство возобновить эмиссию, после чего происходит очередное повышение цен. Этот процесс последовательно повторяется: отсутствие рыночной конкуренции на микро уровне и неразвитость рыночной среды приводит к возникновению инфляционных волн.  При сохранении подобной экономической политики в расчете только на включение автоматических рыночных механизмов ситуация воспроизводится бесконечно долго и приводит к разрушению экономического потенциала страны.

Антиинфляционная фискальная политика проводится путем увеличения налогов, сокращения государственных  расходов и, на основе этого, снижение дефицитов государственного бюджета.

Налоговая антиинфляционная политика заключается в сокращении налогового бремени, особенно косвенного налогообложения. Косвенные налоги имеют инфляционный характер, поскольку  увеличивают цены, сокращают спрос. Другим вариантом действия высоких  налогов является  их

 

давление на производство, что ограничивает предложение. И  третье, значительное налоговое бремя, как правило, связывается с действием  множества налогов, усложняющих  налоговую систему, что приводит к  уклонению от налогов. Поэтому  при инфляции, предпочтительнее простая  и надежная налоговая система. Сокращение государственных расходов предполагает распространение этого процесса как на бюджетную, так и на сферу материального производства в отношении государственных предприятий и организаций. В последнем случае антиинфляционные меры касаются второй составляющей инфляции – инфляции издержек, или производителей.

Для преодоление инфляции, связанной с издержками производства, требуется преодоление спада производства. Это требует усиления мотивационных стимулов производительного труда, заинтересованности в его эффективных результатах, восстановление производственной трудовой деятельности в качестве приоритетной. Это достигается на основе развития частного производственного сектора, где связь между трудовыми усилиями и результатом непосредственная. Государство поощряет этот сектор путем обеспечения благоприятного правового и экономического режима его функционирования. В государственном же секторе стимулирование эффективности труда обеспечивается на основе совершенствования тарифной системы оплаты труда и разнообразных систем поощрения за достижение необходимых показателей и критериев эффективности производства.

Необходимый элемент в  системе мер по преодолению инфляции - создание механизма рыночной конкуренции  и механизма экономической ответственности  предприятий, организаций всех форм собственности и всех организационно-правовых видов. Антиинфляционное действие названных  механизмов сводится к схеме: «снижение  издержек – снижение цен - сохранение массы прибыли за счет роста производства - увеличение предложения – удовлетворение спроса».

Создание механизма конкуренции  связано с проведением антимонопольных  мероприятий, развития разных форм собственности, законодательным обеспечением их равенства  в хозяйственно-финансовой деятельности.

 

 

Механизм банкротства  требует последовательных организационных, экономических и финансовых мер  по преобразованию убыточных производств, включающих в себя восполнение объема и номенклатуры выпускаемой продукции, трудоустройство или переобучение работников, реконструкцию предприятий, финансирование мероприятий.

Наиболее радикальным  средством воздействия на инфляцию является установление контроля цен  и заработной платы в рамках государственного регулирования экономики.

Выбор масштабов регулирования  цен и заработной платы определяется в программах краткосрочной политики и варьируется в широких пределах в зависимости от уровня инфляции, темпов производства, потребностей социальной защиты населения.

Принципиально важным является одновременное ограничение обоих  факторов – заработной платы и  цен. Раздельное ограничение не может  привести к успеху по следующим соображениям.

Регулирование только цен  при снятии ограничений на оплату труда, равно как и отставание в темпах роста, приводит к появлению  разнообразных дефицитов и, как  показывает опыт, к подавленной инфляции.

Регулирование (или преимущественное регулирование) только заработной платы  с целью сокращения спроса, а также  влияния на уменьшение инфляции производителей (продавцов) не может радикально улучшить ситуацию.

Во-первых, предполагаемое накопление средств предприятий, организаций за счет ценового фактора не может быть реализовано в воспроизводственном процессе при подавлении основного его фактора - трудового, при капитализации упомянутых средств из-за ослабления (даже отсутствия) стимулирующих мотивов трудовой активности участников процесса.

Во-вторых, получают развитие нелегальные способы получения  доходов, в обиход официально регистрируемых для возможной реализации номинального ценового объема появившегося на рынке  продукта; при попытках проведения ограничений в национальной денежной наличности для обмена начнет привлекаться иностранная валюта, усилятся бартерные

 

операции; ужесточение контроля источников незаконных доходов приведет к дополнительным затратам государства  на содержание соответствующих органов.

В-третьих, затруднения с  реализацией произведенного продукта в назначенных рыночных ценах  внутри страны повлекут за собой дополнительный вывоз его за пределы республики, что в условиях внутреннего недопотребления  нежелательно; ввиду посредственного  качества отечественных товаров  и насыщенности внешних рынков реализация этих товаров возможна по ценам ниже мировых, что приведет к потерям  для национальной экономики.

Информация о работе Инфляция: сущность, факторы и последствия