Инфраструктура финансового рынка и его составные элементы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 17:12, реферат

Описание работы

Инфраструктура финансового рынка призвана обеспечивать возможность реализации экономических интересов субъектов экономики, оказывать содействие координации всех их экономических действий, помогать им интегрироваться в мировое экономическое и финансовое пространство.

Под рыночной инфраструктурой понимается весь комплекс элементов и видов деятельности, которые создают организационно-экономические условия для функционирования рыночного механизма.

Файлы: 1 файл

ИНФРАСТРУКТУРА ФИНАНСОВОГО РЫНКА.docx

— 29.69 Кб (Скачать файл)

ИНФРАСТРУКТУРА ФИНАНСОВОГО РЫНКА

 

1. Понятия и элементы инфраструктуры финансового рынка

 

Инфраструктура финансового рынка призвана обеспечивать возможность реализации экономических интересов субъектов экономики, оказывать содействие координации всех их экономических действий, помогать им интегрироваться в мировое экономическое и финансовое пространство.

 

Под рыночной инфраструктурой понимается весь комплекс элементов и видов деятельности, которые создают организационно-экономические условия для функционирования рыночного механизма. Основными ее элементами выступают: фонды развития и поддержки; коммерческие банки; аудиторские фирмы; лизинги; ассоциации предпринимателей; товарные биржи; торговые дома; биржи труда; фондовые биржи; центры информационного обслуживания; бизнес-центры и т.п.. Объекты рыночной инфраструктуры осуществляют правовое и экономическое консультирование предпринимателей и защиту их интересов в разных структурах, обеспечивают финансовую поддержку, кредитование вместе с лизингом, аудитом, страхованием новых хозяйственных формирований, оказывают содействие материально-техническому обеспечению и реализации продукции предприятий, регулируют движение рабочей силы и т.п..

 

Инфраструктура - это совокупность элементов, которые обеспечивают бесперебойное функционирование взаимосвязей объектов и субъектов определенной относительно самостоятельной системы и оптимизируют их взаимодействие.

 

В макроэкономическом понимании рыночная инфраструктура носит не обслуживающий, а обеспечивающий характер относительно всей экономики страны. Поэтому, в макроэкономическом понимании, рыночная инфраструктура - это подсистема рыночной экономической системы, совокупность элементов которой обеспечивает функционирование взаимосвязей между хозяйственными субъектами; оптимизирует движение товарно-денежных потоков и носит не обслуживающий, а обеспечивающий характер относительно экономики страны.

 

Рыночная экономика - это товарно-денежная экономика. Обеспечение продвижения товарно-денежных потоков осуществляют соответствующие институты общего и специального назначения. Они образуют институциональный элемент рыночной инфраструктуры. Состояние институтов рыночной инфраструктуры неоднородно как с количественной, так и с качественной точек зрения. Содержание рыночной инфраструктуры не может быть сведено к совокупности лишь институциональных элементов. В современной рыночной инфраструктуре принято выделять информационный элемент. Это информационные сети и потоки, ассоциации или добровольные объединения, которые представляют интересы других институтов «снизу» (например, Ассоциация украинских банков), а также институты, которые обеспечивают обратную связь между субъектами рыночных отношений (например, средства массовой информации). Субъективным является третий законодательный элемент, под которым понимают соответствующую часть хозяйственного законодательства, которое регламентирует как деятельность институтов рыночной инфраструктуры, так и поведение субъектов рыночного отношения. В сущности, он задает «правила игры» в рыночной экономике. Социальный элемент отображает уровень рыночного мышления (менталитет) населения и его готовность действовать по правилам и закономерностями функционирования рынка. Именно эти элементы определяют целостность и завершенность как рыночной инфраструктуры в целом, так и отдельных ее элементов.

 

Наименее развитыми в количественном и качественном отношении, с точки зрения соответствия требованиям рыночной экономики, являются компоненты инфраструктуры финансового рынка. Анализируя состояние развития рыночной инфраструктуры Украины, следует признать, что рыночной ее еще тяжело назвать. Существующая инфраструктура является переходной, незрелой, несформированной, причем в любом из обозначенных нами составных элементов: институциональном, информационном, юридическом и социальном.

 

2. Структура финансового рынка

 

На финансовом рынке постоянно происходят процессы аккумуляции, распределения и перераспределения свободных финансовых ресурсов среди областей экономики. Передача финансовых ресурсов от одних субъектов рынка к другим происходит через разные финансовые инструменты, которые для инвесторов являются финансовыми активами, а для тех, кто требует инвестиций и выступает эмитентом финансовых активов, обязательствами.

 

На финансовом рынке осуществляется как прямое, так и косвенное финансирование, которое предусматривает участие финансовых посредников в процессах перемещения капиталов от одних участников рынка к другим. При прямом финансировании инвесторы берут на себя значительную часть рисков и испытывают значительные затраты по оценке финансовых активов и их эмитентов. При косвенном финансировании определяющую роль в инвестиционном процессе играют финансовые посредники, которые обеспечивают перемещение средств от кредиторов к заемщикам и уменьшают риски и затраты, связанные с инвестированием средств. Косвенное финансирование играет ведущую роль на рынке займов, поскольку основным источником ресурсов для корпораций и многих других участников рынка выступают кредитные ресурсы, которые предоставляются финансовыми посредниками - коммерческими банками, а не инвесторами.

Институты нефинансовой сферы - это юридические лица, резиденты определенного государства, которые занимаются производством разнообразных товаров и предоставлением услуг, исключая финансовые услуги. К институтам нефинансовой сферы принадлежат промышленные и сельскохозяйственные предприятия, корпорации, учреждения, организации и т.п.. Вместе с иностранными участниками рынка они или выступают инвесторами, или эмитируют и размещают на рынке собственные финансовые активы.

 

Основным источником финансирования для нефинансовых институтов, в частности, корпораций, выступают банковские кредиты, другие виды ссуд, облигации и акции. Акции являются важным, но не основным источником финансовых ресурсов предпринимательских структур, если иметь в виду первичный рынок, на котором и происходит привлечение свободных финансовых ресурсов корпорациями. Основой формирования корпоративных ресурсов является финансирование за счет кредитов, которое принадлежит к косвенному финансированию.

 

Корпорации с высоким кредитным рейтингом привлекают средства как на внутреннем, так и на внешнем финансовых рынках, предоставляя преимущество рынку, где стоимость капитала меньшая. Отечественные предпринимательские структуры имеют ограниченные возможности относительно привлечения средств на международном рынке. На национальном рынке они выступают преимущественно как заемщики на кредитном рынке, а также эмитенты акций и векселей, не используя по объективной причине такой мощный источник финансирования, как корпоративные облигации.

 

Население выполняет на рынке роль инвестора, приобретая те или другие ценные бумаги или заимствуя средства на кредитном рынке. В странах с развитой рыночной экономикой до 70% населения вкладывает средства в разнообразные финансовые активы. Значительная часть населения получает долгосрочные кредиты на приобретение жилья и на другие цели. В Украине только незначительная часть населения занимается инвестированием в ценные бумаги. Практически отсутствует также долгосрочное кредитование населения банковскими учреждениями, что является признаком переходного периода с нестабильным и неразвитым финансовым рынком.

 

Представителями финансовых институтов, без которых невозможно функционирование финансового рынка, являются коммерческие банки, кредитные союзы, инвестиционные банковские фирмы, пенсионные фонды, страховые и инвестиционные компании и т.п..

 

3. Государственное регулирование финансового рынка

 

Государственное регулирование финансового рынка состоит в осуществлении государством комплексных мероприятий по упорядочению, контролю, надзору за рынком и предотвращение злоупотреблениям и нарушениям в этой сфере. Государственное регулирование осуществляется с целью:

 

ь создания условий для эффективной мобилизации и размещения на рынке свободных финансовых ресурсов;

 

ь защиты прав инвесторов и других участников финансового рынка;

 

ь контроля за прозрачностью и открытостью рынка;

 

ь соблюдения участниками рынка требований актов законодательства;

 

ь предотвращения монополизации и содействия развитию добросовестной конкуренции на финансовом рынке.

 

Хотя в процессе регулирования финансового рынка государством реализуются разные подходы к регулированию деятельности профессиональных и других участников рынка - инвесторов и эмитентов, государственное регулирование может обеспечивать одинаковые права и одинаковый доступ к рынку всех его субъектов, максимальную прозрачность рынка, конкурентную среду, не допускать монополизации рынка. Основными формами государственного регулирования финансового рынка являются:

 

ь принятие актов законодательства по вопросам деятельности участников рынка;

 

ь регулирование выпуска и оборота финансовых активов;

 

ь регистрация выпусков (эмиссий) финансовых активов и информации про их выпуск, контроль за соблюдением эмитентами порядка регистрации выпуска и продажи финансовых активов;

 

ь регулирование прав и обязанностей участников рынка;

 

ь создание специальных разрешений (лицензий) на осуществление профессиональной деятельности на рынке и обеспечение контроля за такой деятельностью;

 

ь создание системы защиты прав инвесторов и контроля за соблюдением этих прав эмитентами финансовых активов и лицами, которые осуществляют профессиональную деятельность на финансовом рынке;

 

ь контроль за достоверностью информации, которая предоставляется эмитентами и лицами, которые осуществляют профессиональную деятельность на финансовом рынке, контролирующим органам;

 

ь контроль за соблюдением антимонопольного законодательства на рынке и т.п..

 

С помощью законов и нормативных актов государство влияет на поведение участников рынка и определенной мерой направляет развитие рынка в заданном направлении. К основным направлениям государственного регулирования финансового рынка относится регулирование:

 

 

1) процедур выпуска и оборота финансовых активов;

 

2) разных видов финансовой деятельности, таких как торговля финансовыми активами, валютными ценностями, предоставление кредитных, страховых услуг, эмиссионная деятельность и т.п.;

 

3) деятельности конкретных финансовых институтов (коммерческих банков, страховых, инвестиционных компаний, пенсионных фондов и других посредников);

 

4) деятельности иностранных участников рынка.

 

Все участники рынка принимают участие в создании информационного обеспечения рынка. Существенная роль в этом процессе принадлежит государственным органам власти, которые формируют соответствующую законодательную базу и создают надлежащие условия для ее действующего использования.

 

С понятием информационного обеспечения рынка тесно связано понятие «прозрачности» рынка - чем более полной и достоверной информацией владеют участники рынка, тем «прозрачнее» этот рынок. Сегодня одним из «прозрачных» рынков считают финансовый рынок США


Информация о работе Инфраструктура финансового рынка и его составные элементы