Инспекционная деятельность Банка России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 16:17, лекция

Описание работы

Структура, функции и полномочия Главной инспекции кредитных организаций и инспекционных подразделений территориальных учреждений Банка России.
Организация и порядок проведения инспекционных проверок кредитных организаций.
Взаимодействие подразделений дистанционного и контактного надзора.
Организация надзора за соответствием банков требованиям к участию в системе страхования вкладов

Файлы: 1 файл

Инспекционная деятельность Банка России_23_11.ppt

— 1.51 Мб (Скачать файл)

При проведении комплексной  проверки КО в задание на  ее проведение  (в соот-и с  №108-И) включаются вопросы: 

 

  • оценки соблюдения законодательства РФ, в том числе законодательства РФ по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, и нормативных актов БР;
  • выполнения нормативов обязательных резервов;
  • оценки исполнения предписаний БР об устранении нарушений, выявленных в ходе предыдущих проверок;
  • оценки достоверности учёта (отчётности);
  • определения размера рисков, величины активов и пассивов и достаточности собственных средств (капитала);
  • оценки систем управления рисками и организации внутреннего контроля;
  • оценки финансового состояния и перспектив деятельности кредитной организации.

В процессе организации  предпроверочной подготовки возможно  сочетание следующих форм взаимодействия:

 

  • привлечение к проведению предпроверочной подготовки широкого круга заинтересованных структурных подразделений ТУ БР;
  • организация оперативного консультирования членов рабочей группы специалистами структурных подразделений ТУ БР;
  • проведение в ходе предпроверочной подготовки совещаний с участием руководителя и членов рабочей группы, сотрудников подразделений дистанционного надзора, в том числе курирующих деятельность соответствующих КО;
  • подготовка подразделениями дистанционного надзора предложений по перечню и содержанию вопросов, включаемых в задание на проведение проверки.

По итогам проверки  рабочей группой и подразделениями  дистанционного надзора проводятся  совместные обсуждения:

 

  • качества аналитических материалов, представленных подразделением дистанционного надзора рабочей группе;
  • состава и содержания вопросов задания на проведение проверки, а также обоснованности их включения в задание на проведение проверки;
  • степени раскрытия в акте проверки вопросов, включённых в задание на проведение проверки. 

Инспектирование для эффективного  выполнения своих функций должно  соответствовать определённым характеристикам, ключевыми из которых являются:

 

  • способность своевременно выявлять и отражать проблемы в деятельности КО;
  • способность адекватно выявлять и отражать все значимые риски кредитной организации
  • эффективное взаимодействие с дистанционным надзором в целях достижения результативности проверок;
  • снижение бремени инспекционной нагрузки на КО при одновременном повышении эффективности и качества инспекционной деятельности.
  • Организация надзора за соответствием банков требованиям к участию в системе страхования вкладов 
  • Надзор за соответствием банков требованиям к участию в системе страхования вкладов осуществляется в ходе документального анализа и инспекционных тематических проверок. 

Федеральный закон № 177-ФЗ:

 

  • регулирует отношения по созданию и функционированию системы страхования вкладов, формированию и использованию её денежного фонда, выплатам возмещения по вкладам при наступлении страховых случаев, а также отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного контроля за функционированием системы страхования вкладов, и иные отношения, возникающие в данной сфере.
  • устанавливает особенности правового статуса участников системы страхования вкладов и определения существенных условий обязательного страхования вкладов, страхового случая, уплаты страховых взносов и получения страхового возмещения по обязательному страхованию вкладов.

Основными принципами  системы страхования вкладов  являются: 

 

  • обязательность участия банков в системе страхования вкладов;
  • сокращение рисков наступления неблагоприятных последствий для вкладчиков в случае неисполнения банками своих обязательств;
  • прозрачность деятельности системы страхования вкладов;
  • накопительный характер формирования фонда обязательного страхования вкладов за счёт регулярных страховых взносов банков - участников системы страхования вкладов.

Участниками системы страхования  вкладов являются: 

 

  • вкладчики, признаваемые выгодоприобретателями;
  • банки, внесённые в установленном порядке в реестр банков, признаваемые для целей ФЗ № 177 страхователями;
  • АСВ, признаваемое для целей ФЗ № 177 страховщиком;
  • Банк России при осуществлении им функций, вытекающих из ФЗ № 177.

Банки обязаны: 

 

  • уплачивать страховые взносы в фонд обязательного страхования вкладов (далее – страховые взносы);
  • представлять вкладчикам информацию о своем участии в системе страхования вкладов, о порядке и размерах получения возмещения по вкладам;
  • размещать информацию о системе страхования вкладов в доступных для вкладчиков помещениях банка, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков;
  • вести учёт обязательств банка перед вкладчиками и встречных требований банка к вкладчику, обеспечивающий готовность банка сформировать при наступлении страхового случая реестр обязательств банка перед вкладчиками;
  • исполнять иные обязанности, предусмотренные Федеральным законом № 177-ФЗ.

Вкладчики имеют право: 

 

  • получать возмещение по вкладам в порядке, установленном ФЗ № 177-ФЗ;
  • сообщать в АСВ о фактах задержки банком исполнения обязательств по вкладам;
  • получать от банка, в котором они размещают вклад, и от Агентства информацию об участии банка в системе страхования вкладов, о порядке и размерах получения возмещения по вкладам.

Банк России не позднее рабочего дня, следующего за днём принятия соответствующего решения, информирует АСВ: 

 

  • о выдаче банку лицензии Банка России;
  • о принятии решения о проведении проверки банка по предложению АСВ;
  • о назначении временной администрации по управлению кредитной организацией;
  • об отзыве (аннулировании) лицензии Банка России;
  • о введении моратория на удовлетворение требований кредиторов банка;
  • о замене лицензии Банка России;
  • о введении запрета на привлечение денежных средств физических лиц и на открытие банковских счетов физических лиц.

АСВ не позднее рабочего дня, следующего за днём принятия соответствующего решения, информирует Банк России: 

 

  • о внесении банка в реестр банков и об исключении банка из указанного реестра;
  • об изменении ставки страховых взносов.

АСВ вправе обращаться в Банк России с предложениями: 

 

  • о проведении проверки банка Банком России. Порядок участия служащих АСВ в таких проверках, их права и обязанности устанавливаются нормативными актами Банка России по согласованию с АСВ;
  • о применении Банком России к банку мер ответственности, предусмотренных федеральными законами, с приложением документов, обосновывающих необходимость применения указанных мер.

Банк признаётся удовлетворяющим требованиям к участию в системе страхования вкладов при соответствии им одновременно следующим условиям:

 

  • если учёт и отчётность банка признаются Банком России достоверными;
  • если банк выполняет обязательные нормативы, установленные Банком России;
  • если финансовая устойчивость банка признается Банком России достаточной по группам показателей:
    • оценки капитала;
    • оценки активов;
    • оценки качества управления банком;
    • оценки доходности;
    • оценки ликвидности;
    • соблюдения банком установленного Банком России порядка раскрытия неограниченному кругу лиц информации о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами его управления;

 

4

 

4

 

2. Организация инспекционной деятельности Банка России, а также порядок организации и проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) регламентируются тремя нормативными актами, изданными в соответствии со статьей 73 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»  и статьей 27 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в  банках Российской Федерации», а именно: Инструкцией Банка России № 105-И, Инструкцией Банка России № 108-И и Указанием Банка России № 1542-У. 


Информация о работе Инспекционная деятельность Банка России