При проведении комплексной
проверки КО в задание на
ее проведение (в соот-и с
№108-И) включаются вопросы:
- оценки соблюдения законодательства РФ, в том числе законодательства РФ по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, и нормативных актов БР;
- выполнения нормативов обязательных резервов;
- оценки исполнения предписаний БР об устранении нарушений, выявленных в ходе предыдущих проверок;
- оценки достоверности учёта (отчётности);
- определения размера рисков, величины активов и пассивов и достаточности собственных средств (капитала);
- оценки систем управления рисками и организации внутреннего контроля;
- оценки финансового состояния и перспектив деятельности кредитной организации.
В процессе организации
предпроверочной подготовки возможно
сочетание следующих форм взаимодействия:
- привлечение к проведению предпроверочной подготовки широкого круга заинтересованных структурных подразделений ТУ БР;
- организация оперативного консультирования членов рабочей группы специалистами структурных подразделений ТУ БР;
- проведение в ходе предпроверочной подготовки совещаний с участием руководителя и членов рабочей группы, сотрудников подразделений дистанционного надзора, в том числе курирующих деятельность соответствующих КО;
- подготовка подразделениями дистанционного надзора предложений по перечню и содержанию вопросов, включаемых в задание на проведение проверки.
По итогам проверки
рабочей группой и подразделениями
дистанционного надзора проводятся
совместные обсуждения:
- качества аналитических материалов, представленных подразделением дистанционного надзора рабочей группе;
- состава и содержания вопросов задания на проведение проверки, а также обоснованности их включения в задание на проведение проверки;
- степени раскрытия в акте проверки вопросов, включённых в задание на проведение проверки.
Инспектирование для эффективного
выполнения своих функций должно
соответствовать определённым характеристикам,
ключевыми из которых являются:
- способность своевременно выявлять и отражать проблемы в деятельности КО;
- способность адекватно выявлять и отражать все значимые риски кредитной организации
- эффективное взаимодействие с дистанционным надзором в целях достижения результативности проверок;
- снижение бремени инспекционной нагрузки на КО при одновременном повышении эффективности и качества инспекционной деятельности.
- Организация надзора за соответствием банков требованиям к участию в системе страхования вкладов
- Надзор за соответствием банков требованиям к участию в системе страхования вкладов осуществляется в ходе документального анализа и инспекционных тематических проверок.
Федеральный закон № 177-ФЗ:
- регулирует отношения по созданию и функционированию системы страхования вкладов, формированию и использованию её денежного фонда, выплатам возмещения по вкладам при наступлении страховых случаев, а также отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного контроля за функционированием системы страхования вкладов, и иные отношения, возникающие в данной сфере.
- устанавливает особенности правового статуса участников системы страхования вкладов и определения существенных условий обязательного страхования вкладов, страхового случая, уплаты страховых взносов и получения страхового возмещения по обязательному страхованию вкладов.
Основными принципами
системы страхования вкладов
являются:
- обязательность участия банков в системе страхования вкладов;
- сокращение рисков наступления неблагоприятных последствий для вкладчиков в случае неисполнения банками своих обязательств;
- прозрачность деятельности системы страхования вкладов;
- накопительный характер формирования фонда обязательного страхования вкладов за счёт регулярных страховых взносов банков - участников системы страхования вкладов.
Участниками системы страхования
вкладов являются:
- вкладчики, признаваемые выгодоприобретателями;
- банки, внесённые в установленном порядке в реестр банков, признаваемые для целей ФЗ № 177 страхователями;
- АСВ, признаваемое для целей ФЗ № 177 страховщиком;
- Банк России при осуществлении им функций, вытекающих из ФЗ № 177.
Банки обязаны:
- уплачивать страховые взносы в фонд обязательного страхования вкладов (далее – страховые взносы);
- представлять вкладчикам информацию о своем участии в системе страхования вкладов, о порядке и размерах получения возмещения по вкладам;
- размещать информацию о системе страхования вкладов в доступных для вкладчиков помещениях банка, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков;
- вести учёт обязательств банка перед вкладчиками и встречных требований банка к вкладчику, обеспечивающий готовность банка сформировать при наступлении страхового случая реестр обязательств банка перед вкладчиками;
- исполнять иные обязанности, предусмотренные Федеральным законом № 177-ФЗ.
Вкладчики имеют право:
- получать возмещение по вкладам в порядке, установленном ФЗ № 177-ФЗ;
- сообщать в АСВ о фактах задержки банком исполнения обязательств по вкладам;
- получать от банка, в котором они размещают вклад, и от Агентства информацию об участии банка в системе страхования вкладов, о порядке и размерах получения возмещения по вкладам.
Банк России не позднее рабочего дня, следующего
за днём принятия соответствующего решения,
информирует АСВ:
- о выдаче банку лицензии Банка России;
- о принятии решения о проведении проверки банка по предложению АСВ;
- о назначении временной администрации по управлению кредитной организацией;
- об отзыве (аннулировании) лицензии Банка России;
- о введении моратория на удовлетворение требований кредиторов банка;
- о замене лицензии Банка России;
- о введении запрета на привлечение денежных средств физических лиц и на открытие банковских счетов физических лиц.
АСВ не позднее рабочего дня, следующего
за днём принятия соответствующего решения,
информирует Банк России:
- о внесении банка в реестр банков и об исключении банка из указанного реестра;
- об изменении ставки страховых взносов.
АСВ вправе обращаться в Банк России
с предложениями:
- о проведении проверки банка Банком России. Порядок участия служащих АСВ в таких проверках, их права и обязанности устанавливаются нормативными актами Банка России по согласованию с АСВ;
- о применении Банком России к банку мер ответственности, предусмотренных федеральными законами, с приложением документов, обосновывающих необходимость применения указанных мер.
Банк признаётся удовлетворяющим
требованиям к участию в системе страхования
вкладов при соответствии им одновременно следующим
условиям:
- если учёт и отчётность банка признаются Банком России достоверными;
- если банк выполняет обязательные нормативы, установленные Банком России;
- если финансовая устойчивость банка признается Банком России достаточной по группам показателей:
- оценки капитала;
- оценки активов;
- оценки качества управления банком;
- оценки доходности;
- оценки ликвидности;
- соблюдения банком установленного Банком России порядка раскрытия неограниченному кругу лиц информации о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами его управления;
4
4
2. Организация инспекционной деятельности Банка России, а также порядок организации и проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) регламентируются тремя нормативными актами, изданными в соответствии со статьей 73 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
и статьей 27 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в
банках Российской Федерации», а именно: Инструкцией Банка России № 105-И, Инструкцией Банка России № 108-И и Указанием Банка России № 1542-У.