Инвестиционная и инновационная политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 19:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение сущности и аспектов инвестиционной и инновационной политики в целом и рассмотрение реализации инвестиционной политики РФ. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Раскрыть понятие и сущность инвестиционной политики ;
Изучить инструменты инвестиционной и инновационной политики РФ;
Анализировать инвестиционную политику за 2007-2010 г;
Рассмотреть проблемы инновационной политики РФ за период 2007-2010г.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ИНВЕСТИЦИОННАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА.
1.1 Понятие, сущность и инструменты инвестиционной политики…………5
1.2 Инновационная политика ………….………………………………………9
ВЫВОД ПО I ГЛАВЕ……………………………..……………………………..16
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РФ……….17
2.1 Анализ инвестиционной политики за 2007-2008 гг………………………17
2.2. Анализ инвестиционной политики за 2009-2010 гг………………………25

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Инвестиционная и инновационная политика России.doc

— 261.00 Кб (Скачать файл)

Главные задачи Банка развития — финансирование инфраструктурных проектов, «участие в финансовой поддержке малого и среднего предпринимательства посредством финансирования кредитных организаций и юридических лиц, осуществляющих поддержку малого и среднего предпринимательства»(через рефинансирование кредитующих его банков), высокотехнологичных производств и российского экспорта.

Понятие высокотехнологичного производства — весьма растяжимое. Скорее, проекты с высокой добавленной стоимостью. Это дело хорошее, но весьма рискованное. То есть, по сути — венчурные проекты. Что же касается экспорта, то здесь главная загвоздка — страхование. И банк — не страховое агентство.

«Глава Внешэкономбанка В.Дмитриев полагает разумным закрепить за БР участие в экспертизе инвестиционных проектов, их сопровождение, в том числе посредством вхождения в капитал и руководящие органы реализующих проект компаний.»

«До 2011 года банк вложит в инфраструктуру, энергетику, ЖКХ, сельское хозяйство, ВПК около $35 млрд»

За 2004-2005 годы в суммарном основном капитале среднего бизнеса доля модернизированных  компаний выросла до 60%.

Среди этих модернизированных компаний только треть показывает быстрый  рост выручки и высокую прибыль одновременно.

Лидеры вкладывают деньги в развитие собственных систем распространения  продукции и оставляют прибыли  у себя.

Этим объясняется рыночный спрос  на инфраструктурный капитал.

Эксперты характеризуют успешную компанию среднего бизнеса как компанию с современным оборудованием и большими производственными возможностями для расширения выпуска. Но с очень высокими затратами на аренду помещения, коммунальные услуги и высокими затратами на системы распространения (логистика, дилеры, склады). С очень небольшим долговым обременением.

     В 2006 году Правительство РФ учредило «Российскую Венчурную Компанию» (РВК). Это сеть из 10-15 венчурных фондов с совокупным капиталом в 30 млрд. руб. Суммарный объем господдержки — 15 млрд. руб. Разработаны требования к фондам, желающим получить в управление государственные деньги. Фонд должен инвестировать в небольшие компании, с объемом продаж менее 150 млн. рублей. «Компании-получатели денег должны быть инновационными — то есть действовать в рамках одного из приоритетных направлений развития науки и техники.» Запрещено инвестировать в сырьевые, традиционные компании, в игорный бизнес и т.п.. Средства фонда нужно вложить не менее чем в 8 компаний за 5 лет, а срок существования самого фонда ограничен 10 годами. 1% капитала должны предоставить сами управляющие фондом лица.

Важный аспект — венчурные компании являются спутниками крупных, мощных компаний. Которые и потребляют научный продукт. Вместе с компанией носителем этого продукта.[15]

    Технопарк – это организация, управляема профессионалами, чьей целью является  повышение благосостояния общества через продвижение инноваций и конкурентоспособности, связанных с ней бизнесов и образовательных и исследовательских учреждений. «Технопарки в сфере высоких технологий должны предоставлять набор необходимых услуг предприятиям, размещенным на территории технопарка в сфере высоких технологий, что позволит этим предприятиям получить значительную экономию расходов и сконцентрироваться на своей основной деятельности.» В мире наблюдается настоящий технопарковый бум. Из 343 членов Международной ассоциации технопарков (IASP) 25% были созданы после 2000г. (остальные - в период с 1950 по 2000г.). Около 60% технопарков в IASP расположены так, что в радиусе 50 км от них находится пять или более вузов, а в 88% это бизнес-инкубаторы.

Также удобнее начинать с небольшого технопарка, чтобы расти развиваясь. Почти половина (40%) членов IASP расположены  на территории меньше 20 га, только 26% управляют  какой-либо жилой недвижимостью. В России же решили все сделать с размахом: все проекты, за исключением технопарка в Татарстане (13,5 га), имеют общую площадь земельного участка не менее 60 га и планируют строительство жилья.[23]

Объем инвестиций из федерального бюджета в развитие технопарков в России в 2007-2010 гг. составит около 10 млрд руб., по данным заседания расширенной коллегии Министерства информационных технологий и связи РФ. Такую же сумму инвестируют регионы, в которых будут построены технопарки, сообщает РБК..

В Минсвязи рассчитывают, что к 2011 году число сотрудников технопарков  достигнет 75 тыс., а стоимость произведенной  продукции и услуг составит около 117 млрд руб. Строительство технопарков  ведется в семи «пилотных» регионах России: Московской, Нижегородской, Новосибирской, Тюменской, Калужской областях, Санкт-Петербурге и Республике Татарстан.

Один из таких технопарков создается  в Нижнем Новгороде – это IТ-парк "Анкудиновка" (от названия Анкудиновского шоссе, в районе которого проектируется  строительство). По словам заместителя губернатора Нижегородской области по строительству, энергетике, жилищно-коммунальному хозяйству и информационным технологиям Валерия Лимаренко, общая стоимость создания IT-технопарка "Анкудиновка" составит 15 млрд. рублей. Количество новых высококвалифицированных рабочих мест, которые планируется создать в IT-технопарке к 2011 году, составляет 13 тысяч. Технопарк будет занимать площадь около 62 га, из которых 90 тыс. кв. м будет занимать общественно-деловой центр и 225 тыс. кв. м – жилые дома.

В создании технопарка примут активное участие компании Intel, "Мера", "Телма" и некоторые другие. Бюджетная  часть финансирования строительства IT-технопарка составит 2905 млн. руб., из которых до 2010 года 50% будет выплачено  из областных и столько же - из федеральных средств. Строительство запланировано на 2007–2010 годы.

IT-парк "Анкудиновка", работа  которого будет сосредоточена,  в первую очередь, на производстве  программных продуктов на экспорт, – самый крупный из семи аналогичных парков, предусмотренных государственной программой. Второй этап программы предполагает завершение строительства и ввод в действие объектов первой очереди создаваемых технопарков, а также размещение на их территории первых предприятий, привлечение значительных зарубежных инвестиций в фонд совместного инвестирования и увеличение количества финансируемых перспективных проектов.

Общий объем инвестиций в строительство  составляет 15 млрд. рублей, в том  числе 1,5 млрд. рублей выделяется из бюджета  Нижегородской области, 1,6 млрд. – из федерального бюджета. Еще 11,9 млрд. рублей обеспечат частные инвесторы, которым отдается строительство офисных зданий, отеля, торгового и спортивного центров и жилья. Предполагаемый срок окупаемости частных вложений не превысит шести лет.[14]

     Термин наукоград был введен в научный оборот в августе 1991 года, что дает формальное основание считать эту дату началом формирования государственной политики в отношении наукоградов. Однако сами объекты политики – поселения, за которыми в 90-х годах прошлого столетия закрепился термин наукоград – образовались значительно раньше (в период существования СССР).

Первым наукоградом  Российской Федерации стал город Обнинск Калужской области – в 2000 году. До 2004 года статус наукограда присваивался Указом Президента Российской Федерации сроком на 25 лет с утверждением программы развития города как наукограда Российской Федерации. Такой статус получили семь наукоградов России (город Обнинск Калужской области, города Дубна, Королев, Реутов, Фрязино Московской области, рабочий поселок Кольцове Новосибирской области, город Мичуринск Тамбовской области).

В 2004 году статус наукограда Российской Федерации не присваивался. Начиная с 2005 года, процедура присвоения статуса заметно упростилась. Он стал присваиваться постановлением Правительства Российской Федерации сроком на 5 лет без утверждения программы развития города как наукограда Российской Федерации. Такой статус к настоящему времени получили три города (г. Петергоф, город Пущино Московской области, город Бийск Алтайского края).

С другой стороны существуют серьёзные барьеры для развития Наукоградов в России. В первую очередь это проблемы связанные  с муниципальным устройством  и самоуправлением на местах. Зачастую интересы муниципальных образований  – наукоградов и Академгородков расходятся с федеральными. В первую очередь по финансовым и политическим соображениям. Поэтому в данной исторической перспективе сложно ожидать увеличения роли наукоградов в общем вкладе в инновационную систему России.[14]

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по I главе

Инвестиционная политика государства – комплекс взаимосвязанных  целей и мероприятий по обеспечению  необходимого уровня и структуры  капиталовложений в экономику страны и отдельные ее сферы и отрасли, повышению инвестиционной активности всех основных агентов воспроизводственной деятельности: населения, предпринимателей и государства. Механизм государственного регулирования инвестиционных процессов представляет собой совокупность  инструментов и методов воздействия государства на инвестиционную политику субъектов хозяйствования. Таким образом, подробно рассмотрев механизм государственного регулирования инвестиционных процессов, а в частности инструменты и методы данного механизма, мы представили себе систему, которая состоит из определенного количества групп элементов, которые не должны работать иначе, нежели в системе, тесно переплетаясь и дополняя другие элементы. Хотя рынок играет важную роль в стимулировании инновационной активности, он не может обеспечить динамичное развитие национальных инновационных систем. Значима и роль государства, формулирующего долгосрочную стратегию развития этих систем, а также реализующего конкретные мероприятия по поддержке и регулированию инноваций (особенно в условиях недостатка свободных финансовых ресурсов). Главной целью инновационной политики России является освоение результатов науки в производстве для модернизации экономики, обеспечения прогрессивных структурных преобразований, повышения конкурентоспособности продукции. Рассмотрев подробно инструменты инновационной политики мы пришли к выводу, что главной проблемой есть и остается физический и моральный износ производственных мощностей, который не позволяет выдержать конкуренцию с западными производителями даже на внутреннем рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РФ.

2.1 Анализ инвестиционной политики за 2007-2008 гг.

В данном параграфе мы попытаемся проанализировать инвестиционную политику РФ за 2007 – 2008 гг. Рассмотрим внутренние отечественные инвестиции в основной капитал.

  • В российской экономике тенденция опережающего роста инвестиций в основной капитал по сравнению с динамикой ВВП фиксировалась с 2002 г. В 2008 г. это соотношение сохранилось, хотя по сравнению с 2007 г. наблюдалось значительное замедление темпов роста как ВВП, так и инвестиций в основной капитал. Прирост ВВП в 2008 г. составил 5,6% против 8,1% в 2007 г. при росте инвестиций в основной капитал на уровне 9,8% против 21,1% [22].

Таблица 1

Рост инвестиции в  основной капитал по сравнению с  динамикой ВВП

 

2007 г.

2008 г.

Прирост ВВП

8,1 %

5,6 %

Рост инвестиций в основной капитал

9,8 %

21,1 %


Замедление темпов экономического роста изменило ситуацию в инвестиционном секторе. На протяжении 2008 г. наблюдается  постепенное замедление темпов роста  инвестиций с 123,6% в I квартале до 117,4% во II квартале и 111,78% - в III квартале. За январь-сентябрь инвестиции в основной капитал увеличились на 13,1% против роста на 21,3% в аналогичный период 2007 г. На фоне финансового кризиса в ноябре 2008 г. зафиксировано снижение инвестиций в основной капитал на 0,9% и в декабре - на 7,5% относительно соответствующих месяцев 2007 г. В результате в IV квартале впервые с 2000 г. темпы роста инвестиций перешли в область отрицательных значений и составили 97,7% к аналогичному периоду предыдущего года [22].

  • Характерным для 2008 г. явился опережающий рост строительства в общем по РФ производственных и инфраструктурных объектов на фоне резкого замедления темпов ввода общей площади жилых домов. Т.о. за январь-сентябрь 2008 г. при общем росте строительных работ на 14,5% прирост вводов жилой площади составил 4,0% против соответственно 18,1% и 30,9% в аналогичный период предыдущего года. Замедление в IV квартале 2008 г. темпов работ в строительстве до 103,8% против 118,2% в IV квартале 2007 г. было обусловлено стабилизацией объемов ввода жилой площади в ноябре 2008 г. и объемов производственного строительства в декабре 2008г. на уровне аналогичных периодов 2007г. [17]
  • В структуре инвестиций в основной капитал доля вложений в строительство жилищ за 2008 г. в общем по России сохранилась на уровне предыдущего года и составила 7,5% при увеличении доли расходов на строительство зданий и сооружений на 2,3 п.п. до 52,4%. Усилилась тенденция к снижению доли расходов на машины, оборудование: по итогам 2008 г. эта доля составила 33,0% и на 1,8 п.п. была ниже показателя предыдущего года. Следует отметить, что наиболее значительные изменения в структуре инвестиций по видам основных фондов пришлись на IV квартал 2008 г. [17]
  • Увеличились импортные поставки машин и оборудования при сдержанных темпах развития отечественного машиностроения относительно динамики инвестиционных расходов и характеристик воспроизводства основного капитала. Инвестиции на приобретение импортных машин, оборудования, транспортных средств (без субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности) в 2008 г. составили 414,1 млрд руб., или 20,0% общего объема инвестиций в машины, оборудование, транспортные средства против 17,8% в 2007 г.
  • С замедлением темпов роста экономики наблюдается изменение роли бюджетных средств в источниках финансирования инвестиций в основной капитал. В январе-сентябре 2008 г. за счет бюджетных средств было профинансировано 658,2 млрд руб. инвестиций в основной капитал, что составило 16,8% общего объема инвестиций в основной капитал в целом по экономике, в том числе средств федерального бюджета - 10,0%. В октябре-декабре 2008 г. при абсолютном сокращении объема инвестиций по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года увеличение объемов и доли средств федерального бюджета в источниках финансирования инвестиций в основной капитал явилось одним из условий смягчения негативных последствий резкого ограничения собственных средств предприятий. В IV квартале 2008 г. за счет средств федерального бюджета профинансировано 295,5 млрд руб. инвестиций в основной капитал против 214,9 млрд руб. за первые 9 месяцев того же года.
  • В 2008 г. Федеральной адресной инвестиционной программой (ФАИП) было предусмотрено финансирование 2801 стройки, объектов и мероприятий, из них к вводу в том же году предусмотрено 1349 объектов. На 1 января 2009 г. полностью профинансированы 1075 объектов; техническую готовность от 51,0 до 99,9% имели 583 объекта. [17]
  • По итогам 2008 г. введен 371 объект, при этом 301 стройка на полную мощность, и на 70 объектах осуществлен частичный ввод мощностей. [17]
  • В течение 2008 г. в Перечень строек и объектов были внесены изменения, в результате которых общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на финансирование ФАИП в 2008 г., составил 533,1 млрд руб. против первоначально предусмотренных средств федерального бюджета в размере 517,7 млрд руб. Объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на строительство объектов капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, в 2008 г. увеличился по сравнению с 2007 г. на 85,2 млрд руб., или на 19,0%. Указанное увеличение бюджетных ассигнований практически полностью приходилось на программную часть ФАИП. [14]
  • Заметим, что в 2008 г. капитальные вложения за счет средств федерального бюджета направлялись только в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, а также открытых акционерных обществ. Объекты собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в Перечень строек и объектов на 2008 г. не были включены.
  • В рамках федеральных целевых программ ФАИП предусмотрено 289,5 млрд руб., по объектам внепрограммной части - 130,7 млрд руб. Объем средств, предусмотренных на финансирование специальных работ, входящих в государственный оборонный заказ, составляет 112,9 млрд руб. [14]
  • В 2008 г. финансирование ФАИП без учета строек и объектов, входящих в государственный оборонный заказ, составило 286,4 млрд руб., или 73,1% годового лимита. Это выше показателей предыдущего года (70,1%), что во многом связано с утверждением Перечня строек и объектов на полтора месяца раньше, чем в 2007 г. [14]
  • Согласно отчетным данным Росстата, по стройкам и объектам ФАИП без учета строек и объектов, входящих в государственный оборонный заказ, финансирование годового лимита государственных капитальных вложений составило 286,4 млрд руб., в том числе за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и прочих источников финансирования - 49,7 млрд руб. Государственными заказчиками в 2008 г. использовано 285,9 млрд руб. государственных капитальных вложений, или 63,7% годового лимита средств, предусмотренных на их строительство. В среднем по России за 2008 г. было использовано 85,1% общего объема профинансированных средств за счет всех источников финансирования [17].
  • Существенно выше, чем в целом по стройкам и объектам для государственных нужд, профинансирован годовой лимит государственных капитальных вложений в рамках производственного (87,1%) и специального комплексов (75,7%), а ниже среднего - социального комплекса (57,1%). Уровень освоения средств по различным комплексам существенно дифференцирован. Отметим, что уровень освоения средств в специальном комплексе значительно ниже среднего, что связано с финансированием ряда новых объектов, включенных в IV квартале 2008 г. в Перечень строек и объектов [17].
  • В территориальном разрезе в 2008 г. выше среднего по России лимит средств на финансирование строек и объектов ФАИП использован в Южном, Северо-Западном, Приволжском и Сибирском федеральных округах. В Центральном, Уральском и Дальневосточном федеральных округах освоение бюджетных инвестиций значительно ниже среднего.[14]
  • Принципиально новым моментом экономического роста в последние годы был сдвиг от финансирования инвестиций в основной капитал за счет собственных средств предприятий и организаций к расширению участия привлеченных средств. По итогам 2007 г. на долю привлеченных средств приходилось 59,6% общего объема инвестиции в основной капитал. По итогам 2008 г. доля привлеченных средств в структуре источников финансирования инвестиций составила 60%, что соответствовало показателю предыдущего года. [16]
  • Развитие этого процесса обусловлено повышением активности банковского сектора, ростом вложений населения в жилищное строительство и интенсивным притоком иностранного капитала. До последнего времени низкая реальная стоимость кредитных ресурсов обусловливала расширение круга предприятий-заемщиков. Среди факторов, влияющих на динамику кредитов и других заемных средств, можно выделить также рост организованных форм сбережения населения. Доля средств, направленных на долевое участие в строительстве, по итогам 2008 г. составила 3,3% общего объема инвестиций в основной капитал, в том числе средства населения - 1,5%. Финансовый кризис определил особенности инвестиционного поведения инвесторов на рынке жилищного стр<span class="dash041e_043

Информация о работе Инвестиционная и инновационная политика России