Инвестиционный климат в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 08:12, курсовая работа

Описание работы

Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты, не способны автоматически регулировать предпринимательскую и инвестиционную деятельность, а также все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не гарантирует право на труд, не нацеливает на охрану окружающей среды и не поддерживает не защищенные слои общества. Частный бизнес не заинтересован вкладывать капитал в такие отрасли и такие проекты, которые не приносят достаточно высокой прибыли, но для общества и государства они просто жизненно необходимы.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Инвестиции, их экономическая сущность, классификация и структура
1.1 Инвестиции как экономическая категория и их роль в развитии макро- и микроэкономики
1.2 Классификация инвестиций и их структура
Глава 2. Инвестиционная политика в РК
2.1 Инвестиционная деятельность в РК
2.2 Иностранные инвестиции в РК
2.3 Инвестиционная политика предприятия в РК, ее сущность и роль
2.4 Принципы стратегии экономического роста РК до 2030 года
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая климат.doc

— 138.50 Кб (Скачать файл)

Согласно данным Нац.стат.агенства в 1998 году в РК действовало 1475 предприятий с иностранным участием из которых почти 60 % в форме совместных предприятий.

В привлечении  прямых иностранных инвестиций в 1998 году лидировала нефтегазовая отрасль (64, 9 % ), вторым идет энергетический комплекс (8, 7%).

Среди стран  – доноров в период с 1995 – 1997 года лидировали Великобритания, Южная Корея, Япония, США. А уже в первой половине 1998 года стали преобладать инвестиции США (19, 5 %), а Южнокорейские корпорации стали наоборот сокращать сферы своей деятельности.

Доля иностранных  инвестиций в основной капитал РК возросла с 1% в 1994году до 20 % в 1997году.

Между тем потребность  РК в притоке иностранных инвестиций очень велика. Только в ключевые отрасли промышленности требуется десятки миллиардов долларов (обрабатывающая, топливная, металлургическая).

Большой круг инвестиционных проблем в легкой и пищевой  промышленностях, а также в сельском хозяйстве.

Предполагается, что в 2001 году РК получит прямых инвестиций на общую сумму около 2, 5 миллиарда долларов. А объем иностранных инвестиции к 2001году составит не меньше, чем 1, 5 – 2 миллиарда долларов. Иностранные инвестиции не могут быть национализированы, экспроприированы или подвергнуты иным мерам, имеющим такие же последствия, как национализация или экспроприация, за исключением случаев, когда такая экспроприация осуществляется в общественных интересах, с соблюдением надлежащего законного порядка и производится без дискриминации с выплатой немедленной адекватной и эффективной компенсации.

 

2.3 Инвестиционная политика предприятия в РК, ее сущность и роль

 

Инвестиционная  деятельность предприятия находится  в прямой зависимости от экономической, в том числе и инвестиционной политики. С ее помощью государство непосредственно может воздействовать на темпы объема производства, на ускорение НТП, на изменение структуры общественного производства и решения многих социальных проблем.

Инвестиционная  политика – это комплекс целенаправленных мероприятий, проводимых государством по созданию благоприятных условий для всех объектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности. В общем плане государство может влиять на инвестиционную активность при помощи самых различных рычагов:

- кредитно – финансовой и налоговой политики;

- предоставления самых различных налоговых льгот предприятиям,

- вкладывающим инвестиции на развитие производства и техническое перевооружение;

- амортизационной политики;

- путем создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций;

- научно – технической политики и другое.

Целью инвестиционной политики является реализация стратегического  плана экономического и социального развития РК, направленная на оживление инвестиционной деятельности, а также на подъем отечественной экономики и эффективности общественного производства.

Кроме общей государственной инвестиционной политики различают отраслевую, региональную и инвестиционную политику отдельных субъектов хозяйствования.

Все они находятся  в тесной взаимосвязи между собой, но определяющей является общая государственная инвестиционная политика.

Структура инвестиционной политики

|Государственная  экономическая и||социальная политика ||Государственная инвестиционная политика || |Отраслевая Региональная ||инвестиционна политика |политика отдельных | политика субъектов |хозяйствования |

Инвестиционная  политика на предприятии должна вытекать из стратегических целей его бизнес – плана. И если этого плана нет, то ни о какой инвестиционной деятельности не может быть и речи. Кроме этого необходимо придерживаться и определенных принципов, учет которых позволит избежать многих ошибок и просчетов при разработке инвестиционной политики на предприятии.

Наиболее важными  принципами инвестиционной политики на предприятии являются:

- нацеленность инвестиционной политики на достижение стратегических планов предприятия и его финансовую устойчивость;

- учет инфляции и фактора риска;

- экономическое обоснование инвестиций (бизнес - план);

- ранжирование проектов и инвестиций по их важности и последовательности реализации, исходя из имеющихся ресурсов;

- выборы надежных и более дешевых источников и методов финансирования инвестиций и другое.

 

 

2.4 Принципы стратегии экономического роста

инвестиция  казахстан экономический рост

Мировая общественность в последнее время относится  к Казахстану с большим доверием. Это основано на социальной и политической стабильности, на созданной законодательной базе, - и это позволяет надеяться на большой приток инвестиций в приоритетные отрасли экономики и повышение ее экономического потенциала.

30 июня 1998 года  Указом Президента РК образован СОВЕТ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ – консультативно – совещательный орган при Президенте РК. Он призван разрабатывать рекомендации по улучшению инвестиционного климата, стратегии привлечения иностранных инвестиций в экономику РК. При этом большую роль в осуществлении отбора инвестиционных проектов и включения их в Программу государственных инвестиций играют Министерство финансов, Министерство экономики, Агентство по стратегическому планированию РК. В Указе Президента РК от 28 января 1998 года № 3834 “О мерах по реализации стратегии развития Казахстана до 2030 года”, принятым в г. Астане определены кроме общих вопросов развития экономики РК, еще и принципы стратегии экономического роста:

1. Ограниченное  прямое вмешательство государства  в экономику. Возложить на Агентство по стратегическому планированию и реформам РК координацию деятельности государственных органов по выполнению стратегических планов развития республики и контроль за их реализацией.

2. Макроэкономическая  стабильность. Ее целью является снизить уровень среднегодовой инфляции, сохранить управляемый бюджетный дефицит и устойчивый курс тенге. Приоритетным является:

- Ужесточение  денежно-кредитной политики;

- Развитие финансовых  институтов и углубление финансовых  рынков;

- Повышение эффективности налоговой и бюджетной политики и не инфляционное финансирование бюджетного дефицита;

- Координация  денежно-кредитной политики с  налоговой и бюджетной политикой  и пенсионной реформой;

- Укрепление  платежного баланса.

3. Либерализация  цен.

4. Открытая экономика и свободная торговля. Целью ее является – завершить в основном структурные реформы в экономике. Приоритетным является:

- ускоренное  развитие экспортной транспортной  инфраструктуры и коммуникаций;

- рост внешней  торговли с улучшением структуры и географии экспорта и импорта;

- усиление государственного  контроля на отдельных рынках  при ограничении государственного  регулирования на других рынках.

5. Укрепление  институтов частной собственности.  Оздоровление и укрепление отечественной  банковской системы и стимулирование кредитования частного сектора. Развитие фондового рынка Казахстана. Совершенствование форм и методов финансирования частного сектора.

6. Приватизация.

7. Обеспечение  эффективной защиты иностранных  инвестиций. Жесткое пресечение финансовых махинаций со средствами индивидуальных инвесторов, формирование благоприятных условий для прекращения оттока и начала репатриации капитала. Развитие международной компании “Инвестирование в Казахстан”.

8. Разработка  энергетических и других природных ресурсов. Целью является формирование экспортоориентированного, технологически связанного топливно-энергетического комплекса. Создание эффективных энерготехнологий с использованием разнообразных энергоресурсов.

Создание евразийской  сети экспортных нефтепроводов и газопроводов. Рост объемов добычи нефти и газа, повышение конкурентоспособности и внедрение передовых технологий и др.

9. Формирование  индустриальной технологической  стратегии.

10. Диверсификация  производства. Целью этого является  Формирование экспортоориентированного промышленного комплекса страны, базирующейся на производстве продукции преимущественно из отечественных минерально- сырьевых ресурсов и продукции производственно-технического назначения.

Развитие машиностроительных производств, ориентированных на нужды отечественных производителей. Подготовка и расширение рынков сбыта казахстанской продукции.

 

 

 

Заключение

 

В последние  годы в Казахстане инвестиции и инвестиционная политика стали актуальным объектом многих научных разработок и исследований.

Ситуация в  экономической жизни, на пороге XXI века, изменяется стремительно.

Разразившийся глобальный финансовый кризис конца 90-х  годов потребовал переосмысления многих вопросов в области экономической  политики в Казахстане в том числе  и инвестиционной. В настоящее время не всякое приобретение собственности иностранцами на территории РК можно считать инвестициями, а скорее наоборот. Продажа (часто ниже номинальной цены) производственных объектов - особенно сырьевых, является для государства дезинвестицией. А “портфельные инвестиции” по большей части формируют спекулятивный капитал “горячие деньги”, которые быстро приходят на рынок и в случае неблагоприятной конъюнктуры быстро уходят с него. Поэтому необходимо выработать стратегию заимствований и разумные критерии отбора проектов инвестирования.

Правительство Республики в последнее время  много делает для этого, свидетельством тому являются последние принятые законодательные акты – Указы и постановления в области инвестиций.

В данной работе я постаралась показать суть государственных и иностранных инвестиций, их структуру и классификацию, а также разумное применение их в экономике, а также сформировать благоприятный инвестиционный климат.

Зачастую на практике фирмы с сомнительной репутацией паразитирующие на национальных богатствах Казахстана должны быть поставлены в более жесткие условия и в перспективе вытеснены отечественными предпринимателями.

Необходимо  также изыскивать внутренние (национальные) источники инвестиций, которые являются самыми надежными – самофинансирование и окупаемость.

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Закон РК  от 27. 12. 1994 года № 266 – XIII “Об  иностранных инвестициях”.

2. Закон РК  от 24. 04. 1995 года № 2235 “О налогах  и других обязательных платежах в бюджет”.

3. Закон РК от 28. 02. 1997 года № 75 – 1 ЗРК “О государственной поддержке прямых инвестиций”.

4. Постановление  № 1 – 206 от 21. 03. 1997 года Государственного Комитета РК по инвестициям “Об утверждении Рамочного контракта о государственной поддержке и предоставлении мер стимулирования Инвестору, осуществляющему инвестиционную деятельность в приоритетные сектора экономики РК”.

5. Указ Президента  РК от 5. 04. 1997 года № 3444 “Об  утверждении перечня приоритетных секторов экономики РК для привлечения прямых отечественных и иностранных инвестиций”.

6. Указ Президента  РК от 6. 03. 2000 года “Об утверждении  Правил предоставления льгот и преференций при заключении контрактов с инвесторами, осуществляющими инвестиционную деятельность в приоритетных секторах экономики”.

7. Указ Президента РК от 28. 01. 1998 года № 3834 “О мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года”.

8. А. А. Рогачева  “Cоциально – экономические приоритеты  в системе финансовых координат”, Алматы, 1999 год.

9. И. В. Сергеев,  И. И Веретенникова “Организация и финансирование инвестиций”, Москва, 2000 год.

10. М. Н. Чепурин  “Курс экономической теории”,  Алматы, 1994 год.

11. “Инвестиционная  деятельность”. Сборник законодательных  актов. Алматы, 2000 год.

12. Иностранные  инвестиции в РК. Алматы, 2000 год.

Размещено на Allbest.ru




Информация о работе Инвестиционный климат в Республике Казахстан