История финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 16:37, реферат

Описание работы

Система образования и использования фондов денежных ресурсов, участвующих в
обеспечении процесса воспроизводства и составляет финансы общества. А
совокупность экономических отношений, возникающих между государством,
предприятиями и организациями, отраслями, территориями и отдельными
гражданами в связи с движением денежных фондов, образует финансовые
отношения.

Файлы: 1 файл

История финансов.docx

— 45.99 Кб (Скачать файл)

Проведённая им денежная реформа заменила наличные деньги билетами

государственного казначейства, представлявшими  по существу обязательства

правительства с определённым сроком платежа и установленными процентами,

сочетающими особенности кредитного срочного обязательства и государственного

денежного знака. Выпуск казначейских билетов был для государства  выгоден, так

как проценты на них обычно не востребовались.

Денежная реформа, проведённая  Е.Ф. Канкриным в 1839– 1843гг. впервык

установила в России серебрянный монометализм. Главной платёжной монетой

устанавливались серебряная (российской чеканки), а монетной единицей –

серебрянный рубль. Государственные ассигнования становились вспомогательным

знаком ценности.

Заслуживает внимания последовательность проводимых мер по укреплению

денежного обращения. В начале была учреждена депозитная касса, в которой

выпускались депозитные билеты, обеспеченные серебром рубль за рубль. В обмен

на депозитные билеты от населения  неограниченно принимались золото и серебро.

депозитные билеты свободно по предъявлении обменивались на металл, в

результате за один год без затрат на это государства разменный фонд составил

38 млн. руб. Затем ассигнации, бывшие в обращении в качестве  второстепенного

денежного знака, стали обмениваться по курсу 3 руб. 50 коп. за один

серебрянный рубль. Завершилась денежная реформа выпуском в обращение

государственных кредитных билетов  и полной заменой ассигнаций, в  результате

было обеспечено объединение бумажно-денежных знаков с государственными

билетами, получившими повсеместное хождение наравне с серебряными  монетами и

обеспеченными всем достоянием государства и разменными на двойную монету.

Таким образом, оздоровление денежного  обращения было достигнуто путём

восстановления металлического обращения.

Е.Ф. Канкрин добился бездефицитного бюджета, проявляя большую осторожность в

использовании государственного кредита и установлении новых налогов,

опираясь, прежде всего, на бережливость и экономию в государственных  расходах

(прежде всего по военному ведомству) и способствуя развитию отечественной

промышленности (в первую очередь  горнодобывающей) через таможенную политику

протекционизма и упорядочению внутренней торговли путём вовлечения мелких

торговцев в систему налогообложения. Не меньшее значение имело наведение

порядка в организации счётной  и казначейской работы и устранение

злоупотреблений в сборе государственных  доходов.

Успех финансовой политики Е.Ф Канкрина. во многом был обеспечен его тонким

пониманием сущности обесцененных бумажных денег, которые он сравнивал  с

ухудшенными  металлическими монетами и видел в них особого рода затаённый

налог, с помощью которого правительство  завладевает частью имущества членов

общества, своего рода безнаказанное  хищение размер которого для каждого

отдельного человека трудно определить, а значит, и невозможно взыскать.

    

Развитие банковской системы. Взгляды Н.С. Мордвинова.

 

Для понимания особенностей истории развития банковской системы России важно

знание взглядов Н.С. Мордвинова (1754–1845) – президента Вольного

экономического общества по вопросам о роли банков и политики протекционизма в

развитии промышленности и сельского хозяйства и их влиянии на оздоровление

финансов и государственного бюджета.

Н.С. Мордвинов разделял  мнение Сперанского о необходимости  создания частных

банков и негативную оценку практики Госбанка (в силу подчинённости

государственного банка правительству) постоянно участвовать в покрытии

бюджетного дефицита. Он отводил  частным губернским банкам важную роль в

активизации предпринимательской  деятельности посредством способности  банков

сосредотачивать средства, рассеянные по всей территории России.

Для современной ситуации в России ценными являются предложения Н.С.

Мордвинова о возможности выдачи ссуд не только под залог различного

имущества, но и без залога –  лицам, одарённым знаниями и способностями, т.е.

под своего рода ноу-хау, поддерживающим развитие ремесел, искусства или

решение социальных проблем.

Будучи убеждённым, что «в ряду действующих в государственном  составе сил

первою признать должно денежную»  и понимая важность науки управления

деньгами, Мордвинов прозорливо видел  роль банков и их назначение в

концентрации денежных капиталов  и постоянном обороте в виде кредитных

отношений, способствующих процветанию  государства и развитию всех сфер

деятельности.

Наиважнейшая роль принадлежит  банковской системе и в организации  устойчивого

денежного обращения, ибо возможности  процветания общества и возрастания

общественного богатства зависят  не только от количества денег, но и  от

свободы и скорости их движения и  обеспечения их полноценности.

В то же время усиление капиталистического предпринимательства, и в банковской

системе в том числе, порой сопровождается растратами, хищениями и другими

нарушениями финансовой дисциплины, что ведёт к разрушению стабильности

денежной системы и нарастанию финансовых затруднений как в  различных сферах

экономики, так и в исполнении государственного бюджета.

Это доказывает неразрывность и  взаимозависимость всех звеньев  финансово-

кредитной системы.

    

Причины обострения финансовых проблем России во II-ой половине XIX в.

 

Причины обострения финансовых проблем  России во второй половине XIX в.связаны

с войнами: Крымской (1853-1856) и Русско-Турецкой(1877-1878). Влияние

Крымской войны привело к  возрастанию военных расходов, стремительному росту

бюджетного дефицита до 265,8 млн.руб и сопровождалось резким ростом эмиссии

кредитных билетов, размен которых  был со временем прекращён (вначале  на

золото, а затем и на серебро). Расходы турецкой войны в основном покрывались

с помощью военных заимов (917,1 млн. руб) и займов государственного банка

(свыше 1 млрд.руб).

При устойчивом денежном обращении  у государства имеется  как  бы «запас

прочности», при котором выпуск бумажных денег не только вреден для казны, но

и приносит ей даже прибыль. Если даже бумажных денег чересчур много,

нарастают отрицательные последствия  чрезмерной эмиссии.

В период Крымской войны «резервы»  «безобидной эмиссии» были исчерпаны. Помимо

выпуска кредитных билетов для  покрытия возросших расходов правительство

использовало денежные средства банковских учреждений. Решение правительства  о

понижении процентов, выплачиваемых  государственным казначейством  по займам из

банковских учреждений, привело  к массовому оттоку вкладов и  повышенному

спросу вкладчиков на наличность, для удовлетворения которого иного  источника,

чем дополнительная эмиссия, не было.

Источником финансирования постоянно  возрастающих государственных расходов все

в большей мере становилось привлечение  денег в форме займов, но это  не что

иное как направление находящихся  в обращении излишних денег в  процентный

долг, что в конечном счёте, вылилось в дополнительное обременение

налогоплательщиков тяжестью выплаты  процентов.

Единственно реальным путём оздоровления финансов является стимулирование

развития отечественной экономики  и развития внешней торговли и  на основе

роста доходов возможно восстановление устойчивости денежной системы и

денежного обращения как в сфере экономики, так и финансовой сфере.

Для сокращения бюджетного дефицита необходим рост налоговых поступлений  в

бюджет. Но для  возрождения и  развития экономики были необходимы

отечественные и иностранные кредиты, стимулирование экономики, в том  числе и

за счёт налоговых льгот.

Меры по выходу из финансового кризиса  сводились к трём направлениям:

1.     Сокращение внутренних  займов для покрытия текущих  расходов

правительства и стимулирования накоплений в стране;

2.     Расширение экспорта  и сокращение валютных расходов;

3.     Привлечение внешних  займов строго целевого назначения: либо на

необходимую оплату ранее полученных займов, либо на финансирование

перспективных целей, расходы на которые  будут способствовать росту накоплений

и могут скоро и сторицей вернуться  в государственный бюджет.

И только на этой основе в России проводились  денежные реформы.

    

Денежная реформа  С.Ю. Витте

 

Необходимость денежной реформы министр  финансов С.Ю. Витте (1849-1915)

обосновывал пагубным воздействием расстройства денежной системы на народное

хозяйство, которое проявлялось  в неустойчивости и неравномерности  колебаний

товарных цен как на внутреннем, так и во внешнем товарообороте. Колебания цен

сопровождались периодическим  чередованием усиленного сбыта товаров  или

задержки его реализации в расчёте  на изменение курса. Неравномерность

колебаний цен и курса денег  как во времени, так по регионам России(при её

огромной территории) ужесточала тяжесть  потрясений в промышленности, торговле

и во всем народ

Проведение денежной реформы было бесспорно необходимо, но оно требовало

определённых расходов и мер, подготавливавших необходимые для реформы

условия. Во времена реформы Витте  это были следующие условия:

-       введение протекционистского  тарифа (1891), облегчившего привлечение

иностранного капитала;

-       введение винной  монополии (1894), ставший одним из главных источников

поступления доходов в бюджет России;

-       меры по стабилизации  рубля (изъятие из обращения  кредитных билетов,

накопление золотого запаса и заключение металлических займов);

-       меры, направленные  на активацию платёжного баланса  страны: подчинение

всей железнодорожной тарифной системы государству, повышение  пошлины,

поощрение быстрой реализации урожаев  и широкого вывоза хлеба за границу (даже

в ущерб собственных потребностей). Улучшение поступлений в бюджет позволило

сводить бюджетные росписи без  дефицита, заключить выгодные договоры о новых

займах и конверсии старых;

-       сокращение Долга  казны Государственному банку;

-       выпуск летом  1895 г. золотых монет и обмен  на кредитные билеты из

расчёта: за полуимпериал (5 руб.) выдавали 7 руб. 40 коп. кредитными

билетами. Широкого развития этот обмен  не получил, поскольку у населения

создалось впечатление что это невыгодный обмен (для чего на монетах стали

чеканить «5 руб. золотом» и  «10 руб. золотом»). Однако это было началом

перехода от бумажного и серебряного  рубля к рублю золотому;

Важным этапом реформы было списание кредитных билетов на сумму 15 млн. руб.,

не выпущенных в обращение, так  как под них не были предъявлены  для обмена

кредитные билеты выпуска 1866 и 1876 гг., и на эту сумму был соответственно

уменьшен долг казначейства Государственному банку.

Одним из завершающих этапов денежной реформы был указ от 29 августа 1897 г.

об эмиссионных операциях Государственного банка, получившего право выпуска

банкнот, обеспеченных золотом на 50%(если сумма не превышает 600млн.) и  на

100% (при превышении). Этим указом  государство теряло возможность

беспрепятственного использования  эмиссии для покрытия государственного долга.

Выпуск кредитных (бумажных) денег  Государственным банком был поставлен  в

строгую зависимость от наличия  золотого запаса в государственном

казначействе.

Таким образом, был осуществлён  переход денежной системы России на золотой

стандарт, при котором кредитные  билеты беспрепятственно обменивались на

золото.

    

Заключение

 

Исторический обзор сущности и  особенностей проведения денежной реформы

Канкрина и Витте показывает, что денежная реформа, безусловно является

завершающим этапом оздоровления денежного  обращения (на базе широкого круга

финансово-экономических мер), хотя также бесспорно, что устойчивая и надёжная

денежная система является базой  для оздоровления всей финансовой системы

государства.

Знание исторического опыта  проведения денежных реформ в России первой и

второй половины XIXв. имеет непреходящее значение для современников и даёт

ключ для поиска путей выхода из финансового в России в конце XX в.

Таким образом, совершенствование  финансов неразрывно связано с развитием

общества: чем сложнее и выше уровень отношений между людьми, тем более

совершенной структурой обладают финансы. Они поэтому вообще неотделимы от

человека, поскольку представляют собой распределение и перераспределение 

созданных человеком богатств. Это, помимо прочего, означает, что история

финансов не закончилась: они будут  и далее совершенствоваться и  развиваться.

Финансы объективно необходимы, так  как обусловлены потребностями

общественного развития. Государство  же может, учитывая объективную

необходимость финансовых отношений, разрабатывать различные формы  их

использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять  формы

использования  финансовых ресурсов и т. д. Государство не может создавать  то,

что объективно не подготовлено ходом  общественного развития.

Информация о работе История финансов