Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 16:37, реферат
Система образования и использования фондов денежных ресурсов, участвующих в
обеспечении процесса воспроизводства и составляет финансы общества. А
совокупность экономических отношений, возникающих между государством,
предприятиями и организациями, отраслями, территориями и отдельными
гражданами в связи с движением денежных фондов, образует финансовые
отношения.
Проведённая им денежная реформа заменила наличные деньги билетами
государственного казначейства, представлявшими по существу обязательства
правительства с определённым сроком платежа и установленными процентами,
сочетающими особенности кредитного срочного обязательства и государственного
денежного знака. Выпуск казначейских билетов был для государства выгоден, так
как проценты на них обычно не востребовались.
Денежная реформа, проведённая Е.Ф. Канкриным в 1839– 1843гг. впервык
установила в России серебрянный монометализм. Главной платёжной монетой
устанавливались серебряная (российской чеканки), а монетной единицей –
серебрянный рубль. Государственные ассигнования становились вспомогательным
знаком ценности.
Заслуживает внимания последовательность проводимых мер по укреплению
денежного обращения. В начале была учреждена депозитная касса, в которой
выпускались депозитные билеты, обеспеченные серебром рубль за рубль. В обмен
на депозитные билеты от населения
неограниченно принимались
депозитные билеты свободно по предъявлении обменивались на металл, в
результате за один год без затрат на это государства разменный фонд составил
38 млн. руб. Затем ассигнации, бывшие в обращении в качестве второстепенного
денежного знака, стали обмениваться по курсу 3 руб. 50 коп. за один
серебрянный рубль. Завершилась денежная реформа выпуском в обращение
государственных кредитных билетов и полной заменой ассигнаций, в результате
было обеспечено объединение бумажно-денежных знаков с государственными
билетами, получившими повсеместное хождение наравне с серебряными монетами и
обеспеченными всем достоянием государства и разменными на двойную монету.
Таким образом, оздоровление денежного обращения было достигнуто путём
восстановления металлического обращения.
Е.Ф. Канкрин добился бездефицитного бюджета, проявляя большую осторожность в
использовании государственного кредита и установлении новых налогов,
опираясь, прежде всего, на бережливость и экономию в государственных расходах
(прежде всего по военному ведомству) и способствуя развитию отечественной
промышленности (в первую очередь горнодобывающей) через таможенную политику
протекционизма и упорядочению внутренней торговли путём вовлечения мелких
торговцев в систему налогообложения. Не меньшее значение имело наведение
порядка в организации счётной и казначейской работы и устранение
злоупотреблений в сборе государственных доходов.
Успех финансовой политики Е.Ф Канкрина. во многом был обеспечен его тонким
пониманием сущности обесцененных бумажных денег, которые он сравнивал с
ухудшенными металлическими монетами и видел в них особого рода затаённый
налог, с помощью которого правительство завладевает частью имущества членов
общества, своего рода безнаказанное хищение размер которого для каждого
отдельного человека трудно определить, а значит, и невозможно взыскать.
Развитие банковской системы. Взгляды Н.С. Мордвинова.
Для понимания особенностей истории развития банковской системы России важно
знание взглядов Н.С. Мордвинова (1754–1845) – президента Вольного
экономического общества по вопросам о роли банков и политики протекционизма в
развитии промышленности и сельского хозяйства и их влиянии на оздоровление
финансов и государственного бюджета.
Н.С. Мордвинов разделял мнение Сперанского о необходимости создания частных
банков и негативную оценку практики Госбанка (в силу подчинённости
государственного банка
бюджетного дефицита. Он отводил частным губернским банкам важную роль в
активизации предпринимательской деятельности посредством способности банков
сосредотачивать средства, рассеянные по всей территории России.
Для современной ситуации в России ценными являются предложения Н.С.
Мордвинова о возможности выдачи ссуд не только под залог различного
имущества, но и без залога – лицам, одарённым знаниями и способностями, т.е.
под своего рода ноу-хау, поддерживающим развитие ремесел, искусства или
решение социальных проблем.
Будучи убеждённым, что «в ряду действующих в государственном составе сил
первою признать должно денежную» и понимая важность науки управления
деньгами, Мордвинов прозорливо видел роль банков и их назначение в
концентрации денежных капиталов и постоянном обороте в виде кредитных
отношений, способствующих процветанию государства и развитию всех сфер
деятельности.
Наиважнейшая роль принадлежит банковской системе и в организации устойчивого
денежного обращения, ибо возможности процветания общества и возрастания
общественного богатства зависят не только от количества денег, но и от
свободы и скорости их движения и обеспечения их полноценности.
В то же время усиление капиталистического предпринимательства, и в банковской
системе в том числе, порой сопровождается растратами, хищениями и другими
нарушениями финансовой дисциплины, что ведёт к разрушению стабильности
денежной системы и нарастанию финансовых затруднений как в различных сферах
экономики, так и в исполнении государственного бюджета.
Это доказывает неразрывность и взаимозависимость всех звеньев финансово-
кредитной системы.
Причины обострения финансовых проблем России во II-ой половине XIX в.
Причины обострения финансовых проблем России во второй половине XIX в.связаны
с войнами: Крымской (1853-1856) и Русско-Турецкой(1877-1878). Влияние
Крымской войны привело к возрастанию военных расходов, стремительному росту
бюджетного дефицита до 265,8 млн.руб и сопровождалось резким ростом эмиссии
кредитных билетов, размен которых был со временем прекращён (вначале на
золото, а затем и на серебро). Расходы турецкой войны в основном покрывались
с помощью военных заимов (917,1 млн. руб) и займов государственного банка
(свыше 1 млрд.руб).
При устойчивом денежном обращении у государства имеется как бы «запас
прочности», при котором выпуск бумажных денег не только вреден для казны, но
и приносит ей даже прибыль. Если даже бумажных денег чересчур много,
нарастают отрицательные последствия чрезмерной эмиссии.
В период Крымской войны «резервы» «безобидной эмиссии» были исчерпаны. Помимо
выпуска кредитных билетов для покрытия возросших расходов правительство
использовало денежные средства банковских учреждений. Решение правительства о
понижении процентов, выплачиваемых государственным казначейством по займам из
банковских учреждений, привело к массовому оттоку вкладов и повышенному
спросу вкладчиков на наличность, для удовлетворения которого иного источника,
чем дополнительная эмиссия, не было.
Источником финансирования постоянно возрастающих государственных расходов все
в большей мере становилось привлечение денег в форме займов, но это не что
иное как направление
долг, что в конечном счёте, вылилось в дополнительное обременение
налогоплательщиков тяжестью выплаты процентов.
Единственно реальным путём оздоровления финансов является стимулирование
развития отечественной
роста доходов возможно восстановление устойчивости денежной системы и
денежного обращения как в сфере экономики, так и финансовой сфере.
Для сокращения бюджетного дефицита необходим рост налоговых поступлений в
бюджет. Но для возрождения и развития экономики были необходимы
отечественные и иностранные кредиты, стимулирование экономики, в том числе и
за счёт налоговых льгот.
Меры по выходу из финансового кризиса сводились к трём направлениям:
1. Сокращение внутренних займов для покрытия текущих расходов
правительства и стимулирования накоплений в стране;
2. Расширение экспорта
и сокращение валютных
3. Привлечение внешних
займов строго целевого
необходимую оплату ранее полученных займов, либо на финансирование
перспективных целей, расходы на которые будут способствовать росту накоплений
и могут скоро и сторицей вернуться в государственный бюджет.
И только на этой основе в России проводились денежные реформы.
Денежная реформа С.Ю. Витте
Необходимость денежной реформы министр финансов С.Ю. Витте (1849-1915)
обосновывал пагубным воздействием расстройства денежной системы на народное
хозяйство, которое проявлялось в неустойчивости и неравномерности колебаний
товарных цен как на внутреннем, так и во внешнем товарообороте. Колебания цен
сопровождались периодическим чередованием усиленного сбыта товаров или
задержки его реализации в расчёте на изменение курса. Неравномерность
колебаний цен и курса денег как во времени, так по регионам России(при её
огромной территории) ужесточала тяжесть потрясений в промышленности, торговле
и во всем народ
Проведение денежной реформы было бесспорно необходимо, но оно требовало
определённых расходов и мер, подготавливавших необходимые для реформы
условия. Во времена реформы Витте это были следующие условия:
- введение протекционистского тарифа (1891), облегчившего привлечение
иностранного капитала;
- введение винной монополии (1894), ставший одним из главных источников
поступления доходов в бюджет России;
- меры по стабилизации рубля (изъятие из обращения кредитных билетов,
накопление золотого запаса и заключение металлических займов);
- меры, направленные
на активацию платёжного
всей железнодорожной тарифной системы государству, повышение пошлины,
поощрение быстрой реализации урожаев и широкого вывоза хлеба за границу (даже
в ущерб собственных
сводить бюджетные росписи без дефицита, заключить выгодные договоры о новых
займах и конверсии старых;
- сокращение Долга казны Государственному банку;
- выпуск летом 1895 г. золотых монет и обмен на кредитные билеты из
расчёта: за полуимпериал (5 руб.) выдавали 7 руб. 40 коп. кредитными
билетами. Широкого развития этот обмен не получил, поскольку у населения
создалось впечатление что это невыгодный обмен (для чего на монетах стали
чеканить «5 руб. золотом» и «10 руб. золотом»). Однако это было началом
перехода от бумажного и серебряного рубля к рублю золотому;
Важным этапом реформы было списание кредитных билетов на сумму 15 млн. руб.,
не выпущенных в обращение, так как под них не были предъявлены для обмена
кредитные билеты выпуска 1866 и 1876 гг., и на эту сумму был соответственно
уменьшен долг казначейства Государственному банку.
Одним из завершающих этапов денежной реформы был указ от 29 августа 1897 г.
об эмиссионных операциях
банкнот, обеспеченных золотом на 50%(если сумма не превышает 600млн.) и на
100% (при превышении). Этим указом государство теряло возможность
беспрепятственного
Выпуск кредитных (бумажных) денег Государственным банком был поставлен в
строгую зависимость от наличия золотого запаса в государственном
казначействе.
Таким образом, был осуществлён переход денежной системы России на золотой
стандарт, при котором кредитные билеты беспрепятственно обменивались на
золото.
Заключение
Исторический обзор сущности и особенностей проведения денежной реформы
Канкрина и Витте показывает, что денежная реформа, безусловно является
завершающим этапом оздоровления денежного обращения (на базе широкого круга
финансово-экономических мер), хотя также бесспорно, что устойчивая и надёжная
денежная система является базой для оздоровления всей финансовой системы
государства.
Знание исторического опыта проведения денежных реформ в России первой и
второй половины XIXв. имеет непреходящее значение для современников и даёт
ключ для поиска путей выхода из финансового в России в конце XX в.
Таким образом, совершенствование финансов неразрывно связано с развитием
общества: чем сложнее и выше
уровень отношений между
совершенной структурой обладают финансы. Они поэтому вообще неотделимы от
человека, поскольку представляют
собой распределение и
созданных человеком богатств. Это, помимо прочего, означает, что история
финансов не закончилась: они будут и далее совершенствоваться и развиваться.
Финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями
общественного развития. Государство же может, учитывая объективную
необходимость финансовых отношений, разрабатывать различные формы их
использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы
использования финансовых ресурсов и т. д. Государство не может создавать то,
что объективно не подготовлено ходом общественного развития.