История развития финансовых рынков в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 15:17, реферат

Описание работы

До 1990 года полный контроль за финансовыми потоками в России осуществляло государство.
Так как финансовый рынок являет собой механизм перераспределения капитала, то одной из первоочередных задач правительства "новой" России стало создание условий функционирования этой сферы экономического пространства.

Файлы: 1 файл

История развития финансовых рынков в России.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

История развития финансовых рынков в России

До 1990 года полный контроль за финансовыми потоками в России осуществляло государство.  
Так как финансовый рынок являет собой механизм перераспределения капитала, то одной из первоочередных задач правительства "новой" России стало создание условий функционирования этой сферы экономического пространства. 
 
В рамках этой задачи предстояло: 
• Создать нормативную базу, которая бы регулировала действия участников; 
• Обеспечить возникновение самих участников на базе программ приватизации и коммерциализации; 
• Стимулировать развитие инфраструктуры рынка в части организации биржевой торговли, банковской деятельности и т.п. 
 
Начало процессу было положено в первой половине 1991 г. после принятия Постановления Совета Министров РСФСР № 601 от 25 декабря 1990 г. “Об утверждении Положения об акционерных обществах”. Для этого - первого - этапа были характерны следующие процессы: 
- появление (еще в 1990 г.) первых открытых акционерных обществ, выпустивших акции в открытую продажу с первичным размещением в 1991 г. (банк “Менатеп”, Российская товарно-сырьевая биржа); 
- в марте 1991 г. государственные облигации впервые появились на биржевых торгах (фондовый отдел Московской товарной биржи); 
- массовое создание акционерных обществ и выпуск их акций в свободную продажу; 
- появление сотен бирж в 1991 г. и начало функционирования других институтов рынка (инвестиционных компаний и др.) в 1992 г. 
Итогом этого этапа (к весне 1992 г.) можно считать появление всех возможных видов ценных бумаг со всеми возможными сроками действия, эмитированными в основном корпорациями и государством. Можно также считать, что к концу этого этапа в основном было закончено формирование первичной нормативной базы развития рынка. Постановление Совета Министров РСФСР № 78 от 28 декабря 1991 г. “Об утверждении Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР” на 5 последующих лет стало основным документом в этой области (за исключением приватизируемых предприятий). 
 
Основными формальными вехами второго этапа стали: 
- система приватизационного законодательства 1992-1994 гг.; 
- создание и развитие организованного рынка государственных ценных бумаг в 1993-1995 гг. 
 
Точкой отсчета для этого этапа стал Указ Президента РФ N 721 от 1 июля 1992 г. “Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества”, который оказал наибольшее влияние на развитие РЦБ в 1992-1994 гг. Технология чековой (ваучерной) приватизации стала, в свою очередь, решающей для развития инфраструктуры рынка. 
 
По имеющимся оценкам, именно в 1994 г. рынок ценных бумаг в России впервые стал оказывать сильнейшее влияние на общеэкономическое и даже политическое развитие страны. Так, резкое расширение рынка ГКО в 1994 году позволило в определенной мере уменьшить размер свободных денежных ресурсов, оказывавших негативное воздействие на курс рубля к доллару и на темпы инфляции. Резко увеличившийся размер сбережений населения вызвал к жизни значительное количество эмитентов (хотя и крайне низкой степени надежности), ориентированных на работу именно с населением. Также в 1994 г. впервые началось использование ценных бумаг для разрешения кризиса неплатежей (выпуск казначейских обязательств (КО)). В 1994 году иностранными инвесторами впервые были осуществлены и крупные вложения в акции российских приватизированных предприятий. 
 
Таким образом, в 1994 г. совпали во времени два качественных сдвига: во-первых, резко увеличилось предложение ценных бумаг вследствие интенсификации эмиссионной деятельности (эмиссия акций приватизированных предприятий, государственных ценных бумаг, а также активизация компаний, аккумулирующих средства населения), и во-вторых, резко увеличился спрос на инвестиционные ценности (за счет иностранных инвесторов; формирования устойчивого слоя населения, обладающего сбережениями долгосрочного характера, которые могут быть инвестированы в том числе в ценные бумаги; а также притока на рынок ценных бумаг средств банков и других финансовых структур в результате снижения прибыльности операций на валютном и кредитном рынках). 
 
Для третьего этапа развития рынка характерны следующие основные признаки: 
- появление в 1994-1996 гг. качественно новой нормативной базы, определяющей институционально-регулятивные аспекты функционирования рынка ценных бумаг (вступление в силу ГК РФ, Законов РФ “Об акционерных обществах” и “О рынке ценных бумаг”); 
- позитивные качественные изменения 1994-1996 гг., связанные с развитием инфраструктуры - свыше 200 лицензированных регистраторов, подготовка (хотя и конфликтная) к созданию центрального депозитария, постепенное развитие кастодиальных услуг, создание и развитие Российской торговой системы, формирование системы саморегулируемых организаций участников рынка); 
- общие благоприятные тенденции и значительные резервы в развитии ликвидности и капитализации рынка. 
 
Важнейшим качественным отличием данного этапа развития РЦБ было также растущее международное признание российского рынка, доступ российских эмитентов различного типа к мировым финансовым рынкам. Среди наиболее важных событий в этой области следует отметить получение одновременно кредитного рейтинга Moody’s, Standard&Poor’s и IBCA, успешные выпуски “еврооблигаций”, публикация индекса IFC Global Russia, выпуски ADR/GDR рядом компаний, включение АО “Вымпелком” в листинг Нью-Йоркской фондовой биржи, признание американской SEC некоторых российских банков “надежным иностранным депозитарием” и др. 
 
Однако бурный рост отечественного рынка был прерван кризисом 1998 года, когда в одночасье рынок откатился к нулевой точке своего развития. 
 
Можно выделить основные причины кризиса: 
• "Раздутость" рынка, выраженная в отсутствии в большинстве случаев обеспечения у обращаемых ценных бумаг, в т.ч. ГКО; 
• Финансовые пирамиды; 
• Низкая платежеспособность участников рынка (кризис неплатежей); 
• Кризис доверия со стороны иностранных участников, спровоцированный крупным финансовым кризисом в Юго-Восточной Азии в 1997 году; 
• Несовпадение динамики пассивов и активов банков (депозитные и кредитные ставки); 
• Снижение доходных статей министерства финансов (налоги). 
 
Последствия кризиса 1998 года сказываются до сих пор. 
Основной задачей сейчас является формирование антикризисного управления, качественные изменения инфраструктуры рынка, развитие реального сектора экономики и недопущение дисбаланса между реальным и финансовым секторами, стабилизация валютного курса, развитие системы страхования вкладов и т.п.

 

 

2. Становление  и развитие валютного рынка  в РФ.

2.1. Эволюция  валютной системы России.

Валютный рынок Российской Федерации находится в стадии формирования. Начало его становления относится к 1986 г., когда валютная монополия государства была разрушена и практически все хозяйствующие субъекты получили право выхода на внешний рынок.

В 1986 г. (с появлением Закона РФ "О государственном предприятии") начинается новый этап в формировании валютного рынка на территории СССР. В соответствии с этим Законом почти все субъекты российской экономики получили право выхода на внешний рынок. Начался период децентрализации внешнеэкономической деятельности. В это время валютные поступления от экспорта делились в определенных пропорциях между государством и непосредственными производителями экспортной продукции: 20% валютной выручки оставалось в пользовании предприятия, 80% продавалось государству по фиксированному курсу. Источником валютного законодательства служили решения Совета Министров СССР, а также издаваемые в их развитие нормативные акты министерств и ведомств.

В 1989 г. впервые появляется официально признанный валютный рынок в форме валютных аукционов Внешэкономбанка СССР. Валютные аукционы были организованы на основе конкурса заявок на покупку-продажу иностранной валюты предприятий и организаций, имеющих счета во Внешторгбанке. В ходе аукционов устанавливался текущий рыночный курс рубля к доллару. В этот период валютный рынок не играл значительной роли в экономике страны.

Период децентрализации внешнеэкономической деятельности, характеризующийся почти полным отсутствием государственного регулирования и контроля за движением валютных средств, закончился к 1991 г., когда был принят Закон СССР "О валютном регулировании". Впервые в юридическую практику были введены такие понятия, как валюта СССР, иностранная валюта, валютные ценности, текущие операции с валютой и др. В этот период получают бурное развитие валютные биржи, активно формируется инфраструктура валютного рынка.

Вступление в силу Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" в ноябре 1992 г. открыло новый этап валютного регулирования в России. В апреле 1992 г. Российская Федерация вступила в МВФ и, следовательно, вышла на международный валютный рынок. В дальнейшем совершенствование валютного регулирования идет по пути его ужесточения и централизации контроля за ведением валютных операций субъектами валютного рынка Российской Федерации.

Первая валютная биржа России – ММВБ – была создана 9 января 1992 г. Операции на ММВБ осуществлялись по принципу сделок по цене фиксинга на доллары США и марки ФРГ против рубля. В операциях биржи могут принимать участие банки – члены ММВБ по поручению свих клиентов и от собственного имени. Активное участие в операциях биржи принимает Центральный банк РФ, в основном для проведения валютных интервенций.

В целях стабилизации биржевого валютного рынка и активизации проведения операций со 2 июня 1997 г. стали осуществляться конверсионные операции доллар/рубль в системе электронных лотовых торгов (СЭЛТ) ММВБ. Первые торги в СЭЛТ были направлены на сближение условий биржевых торгов в СЭЛТ к условиям межбанковского валютного рынка. Торги в этой системе были высоко оценены участниками биржевого валютного рынка и осуществлялись параллельно с фиксинговыми торгами.

После августовского кризиса 1998 г. основные направления деятельности ММВБ стали концентрироваться в сфере развития биржевого валютного рынка, технического обеспечения торгов на рынке государственных ценных бумаг и торгов корпоративными и субфедеральными ценными бумагами. Большое внимание стало уделяться к возобновлению операций на рынке срочных сделок, развитию системы страхования рисков, организации биржевого рынка драгметаллов, а также оптимизации внутренней структуры ММВБ и снижению расходов на содержание её аппарата.

Валютный кризис 1998 г. стимулировал накопление иностранной валюты в связи с опасениями россиян за сохранность рублевых активов при отсутствии альтернативных возможностей надежного и прибыльного инвестирования сбережений. Для дедолларизации денежных сбережений населения необходимо создать систему страхования банковских вкладов населения. В 1999 г. на территории России в наличном обращении находилось американских долларов больше, чем в наличном обороте США, и примерно 1/3 всех наличных долларов в мире.

По мере преодоления кризиса 1998 г. органы денежно-кредитного регулирования предпринимают меры, направленные на то, чтобы вновь активизировать межбанковский валютный рынок. Однако этому препятствует кризисное состояние российской банковской системы. В любом случае вряд ли можно полагать, что валютные биржи утратят значение. Это объясняется тем, что биржевой рынок является единственной структурой валютного рынка, которая придает операциям «прозрачность» в отношении формирования спроса и предложения, а также динамики валютного курса, дает определенные гарантии участникам сделок от невыполнения платежных обязательств. Тем не менее, дальнейшее развитие валютного рынка страны во многом будет определяться именно состоянием межбанковского валютного рынка и в значительной степени будет зависеть от ЦБР в регулировании внебиржевых банковских операций.

2.2. Регулирование  валютного рынка в России.

Валютный рынок, как и любой другой рынок, требует определенного регулирования и контроля со стороны государства. В нашей стране они осуществляются в соответствии с Законом Российской федерации «О валютном регулировании и валютном контроле». Валютное регулирование включает порядок проведения валютных операций, формирования валютного резерва страны и валютных фондов хозяйствующих субъектов, валютный и экспортный контроль.

Субъекты валютных отношений на валютном рынке подразделяются на резидентов и нерезидентов.

Резидентами являются:

-граждане, имеющие постоянное местожительство  в Российской Федерации, в том  числе временно находящиеся за  ее пределами;

-юридические  лица, созданные в соответствии  с законодательством Российской  Федерации

Нерезидентами являются:

-граждане, имеющие постоянное местожительство  за пределами России, в том  числе временно находящиеся в  Российской Федерации;

-юридические  лица, созданные в соответствии  с законодательством иностранных  государств.

Государство разрабатывает и проводит определенную валютную политику. Валютная политика представляет собой деятельность государства по целенаправленному использованию валютных средств. Содержание валютной политики многогранно и включает выработку основных направлений формирования и использования валютных средств, разработку мер, направленное на эффективное использование этих средств.

Конкретные направления валютной политики в стране определяет Валютно-экономическая комиссия Российской Федерации, которая принимает нормативно-законодательные акты в области регулирования валютными операциями и управления валютными ресурсами.

Главным исполнительным органом валютного регулирования является Центральный банк России, а конкретными исполнителями – уполномоченные коммерческие банки, хозяйствующие субъекты и граждане.

Центральный банк России управляет валютными операциями, выдает коммерческим банкам лицензии на осуществление операций в валюте на территории Российской Федерации и за границей, выдает разрешения хозяйствующим субъектам на открытие текущих и депозитных счетов за границей и др.

Центральный банк проводит контроль за правомерностью осуществления валютных операций. Цель валютного контроля – обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных сделок с валютными ценностями.

3. Проблемы  правового регулирования валютного  рынка.

К сожалению, в Законе так и не нашли закрепления основополагающие понятия валютного законодательства, широко используемые в тексте Закона, - «валютное регулирование» и «валютный контроль».

С юридической точки зрения, валютное регулирование можно было бы определить как комплекс осуществляемых компетентными государственными органами правотворческих мер, направленных на формирование нормативной базы для регулирования общественных отношений, возникающих по поводу или в связи с использованием валютных ценностей, а также по поводу или в связи с приобретением и отчуждением нерезидентами валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг .

В свою очередь, валютный контроль представляет собой комплекс нормативно закрепленных административных и организационных мер, осуществляемых специально уполномоченными на основании закона государственными органами или иными организациями и направленных на реализацию порядка совершения валютных сделок и операций в части валютных ограничений, а также мер по проверке соблюдения, выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка.

Нормативное определение указанных понятий необходимо прежде всего для более четкого разграничения функций по осуществлению валютного регулирования и валютного контроля, а также функций органов и агентов валютного контроля. В их отсутствие сохраняется постоянный риск нарушения государственными органами границ своей видовой компетенции.

Нельзя не отметить, что впервые в Законе закреплены принципы валютного регулирования и контроля. Наиболее значимыми из них представляются 1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования и 2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов.

Эти принципы устанавливают высокий стандарт для дальнейших шагов по развитию валютного законодательства. В тоже время очевидно, что значение норм-принципов для правоприменительной практики было и остается минимальным. Кроме того, представляется весьма спорной возможность определения и, тем более, реальная значимость нормативно установленных принципов существования и действия институтов, содержание которых в Законе четко не закреплено.

Не менее значимым представляется и запрет придания обратной силы актам, устанавливающим новые обязанности для резидентов и нерезидентов.

В отличии от прежнего закона, где право издания нормативных актов по валютно-правовым вопросам было предоставлено как органам валютного регулирования, так и органам валютного контроля, в Законе установлено четкое разделение правотворческой компетенции, а сама компетенция существенно сужена.

Так, органы валютного регулирования издают нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования только в случаях, предусмотренным Законом. В свою очередь, органы валютного контроля могут издавать подзаконные акты по вопросам, отнесенным к их компетенции, только случаях, предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации актами органов валютного регулирования. Таким образом, органы валютного контроля полностью исключены из сферы регулирования валютных отношений.

Необходимо обратить внимание на отсутствие у Правительства Российской Федерации права делегирования своих полномочий в области валютного регулирования каким-либо органам исполнительной власти. Однако на практике, в отсутствие нормативных определений базовых понятий валютного права, полномочие Правительства Российской Федерации наделять федеральные органы исполнительной власти статусом органа валютного контроля может привести к недоразумениям, связанным с наделением функциями, относящихся по сути не к сфере валютного контроля, а к сфере валютного регулирования.

Информация о работе История развития финансовых рынков в России