Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 15:17, реферат
До 1990 года полный контроль за финансовыми потоками в России осуществляло государство.
Так как финансовый рынок являет собой механизм перераспределения капитала, то одной из первоочередных задач правительства "новой" России стало создание условий функционирования этой сферы экономического пространства.
История развития финансовых рынков в России
До 1990 года полный контроль
за финансовыми потоками в России осуществляло
государство.
Так как финансовый рынок являет
собой механизм перераспределения капитала,
то одной из первоочередных задач правительства
"новой" России стало создание условий
функционирования этой сферы экономического
пространства.
В рамках этой задачи предстояло:
• Создать нормативную базу,
которая бы регулировала действия участников;
• Обеспечить возникновение
самих участников на базе программ приватизации
и коммерциализации;
• Стимулировать развитие инфраструктуры
рынка в части организации биржевой торговли,
банковской деятельности и т.п.
Начало процессу было положено
в первой половине 1991 г. после принятия
Постановления Совета Министров РСФСР
№ 601 от 25 декабря 1990 г. “Об утверждении
Положения об акционерных обществах”.
Для этого - первого - этапа были характерны следующие
процессы:
- появление (еще в 1990 г.) первых
открытых акционерных обществ, выпустивших
акции в открытую продажу с первичным
размещением в 1991 г. (банк “Менатеп”, Российская
товарно-сырьевая биржа);
- в марте 1991 г. государственные
облигации впервые появились на биржевых
торгах (фондовый отдел Московской товарной
биржи);
- массовое создание акционерных
обществ и выпуск их акций в свободную
продажу;
- появление сотен бирж в 1991
г. и начало функционирования других институтов
рынка (инвестиционных компаний и др.)
в 1992 г.
Итогом этого этапа (к весне
1992 г.) можно считать появление всех возможных
видов ценных бумаг со всеми возможными
сроками действия, эмитированными в основном
корпорациями и государством. Можно также
считать, что к концу этого этапа в основном
было закончено формирование первичной
нормативной базы развития рынка. Постановление
Совета Министров РСФСР № 78 от 28 декабря
1991 г. “Об утверждении Положения о выпуске
и обращении ценных бумаг и фондовых биржах
в РСФСР” на 5 последующих лет стало основным
документом в этой области (за исключением
приватизируемых предприятий).
Основными формальными вехами второго этапа стали:
- система приватизационного
законодательства 1992-1994 гг.;
- создание и развитие организованного
рынка государственных ценных бумаг в
1993-1995 гг.
Точкой отсчета для этого этапа
стал Указ Президента РФ N 721 от 1 июля 1992
г. “Об организационных мерах по преобразованию
государственных предприятий, добровольных
объединений государственных предприятий
в акционерные общества”, который оказал
наибольшее влияние на развитие РЦБ в
1992-1994 гг. Технология чековой (ваучерной)
приватизации стала, в свою очередь, решающей
для развития инфраструктуры рынка.
По имеющимся оценкам, именно
в 1994 г. рынок ценных бумаг в России впервые
стал оказывать сильнейшее влияние на
общеэкономическое и даже политическое
развитие страны. Так, резкое расширение
рынка ГКО в 1994 году позволило в определенной
мере уменьшить размер свободных денежных
ресурсов, оказывавших негативное воздействие
на курс рубля к доллару и на темпы инфляции.
Резко увеличившийся размер сбережений
населения вызвал к жизни значительное
количество эмитентов (хотя и крайне низкой
степени надежности), ориентированных
на работу именно с населением. Также в
1994 г. впервые началось использование
ценных бумаг для разрешения кризиса неплатежей
(выпуск казначейских обязательств (КО)).
В 1994 году иностранными инвесторами впервые
были осуществлены и крупные вложения
в акции российских приватизированных
предприятий.
Таким образом, в 1994 г. совпали
во времени два качественных сдвига: во-первых,
резко увеличилось предложение ценных
бумаг вследствие интенсификации эмиссионной
деятельности (эмиссия акций приватизированных
предприятий, государственных ценных
бумаг, а также активизация компаний, аккумулирующих
средства населения), и во-вторых, резко
увеличился спрос на инвестиционные ценности
(за счет иностранных инвесторов; формирования
устойчивого слоя населения, обладающего
сбережениями долгосрочного характера,
которые могут быть инвестированы в том
числе в ценные бумаги; а также притока
на рынок ценных бумаг средств банков
и других финансовых структур в результате
снижения прибыльности операций на валютном
и кредитном рынках).
Для третьего этапа развития рынка характерны
следующие основные признаки:
- появление в 1994-1996 гг. качественно
новой нормативной базы, определяющей
институционально-регулятивные аспекты
функционирования рынка ценных бумаг
(вступление в силу ГК РФ, Законов РФ “Об
акционерных обществах” и “О рынке ценных
бумаг”);
- позитивные качественные изменения
1994-1996 гг., связанные с развитием инфраструктуры
- свыше 200 лицензированных регистраторов,
подготовка (хотя и конфликтная) к созданию
центрального депозитария, постепенное
развитие кастодиальных услуг, создание
и развитие Российской торговой системы,
формирование системы саморегулируемых
организаций участников рынка);
- общие благоприятные тенденции
и значительные резервы в развитии ликвидности
и капитализации рынка.
Важнейшим качественным отличием
данного этапа развития РЦБ было также
растущее международное признание российского
рынка, доступ российских эмитентов различного
типа к мировым финансовым рынкам. Среди
наиболее важных событий в этой области
следует отметить получение одновременно
кредитного рейтинга Moody’s, Standard&Poor’s
и IBCA, успешные выпуски “еврооблигаций”,
публикация индекса IFC Global Russia, выпуски
ADR/GDR рядом компаний, включение АО “Вымпелком”
в листинг Нью-Йоркской фондовой биржи,
признание американской SEC некоторых российских
банков “надежным иностранным депозитарием”
и др.
Однако бурный рост отечественного
рынка был прерван кризисом 1998 года, когда
в одночасье рынок откатился к нулевой
точке своего развития.
Можно выделить основные причины
кризиса:
• "Раздутость" рынка,
выраженная в отсутствии в большинстве
случаев обеспечения у обращаемых ценных
бумаг, в т.ч. ГКО;
• Финансовые пирамиды;
• Низкая платежеспособность
участников рынка (кризис неплатежей);
• Кризис доверия со стороны
иностранных участников, спровоцированный
крупным финансовым кризисом в Юго-Восточной
Азии в 1997 году;
• Несовпадение динамики пассивов
и активов банков (депозитные и кредитные
ставки);
• Снижение доходных статей
министерства финансов (налоги).
Последствия кризиса 1998 года
сказываются до сих пор.
Основной задачей сейчас является
формирование антикризисного управления,
качественные изменения инфраструктуры
рынка, развитие реального сектора экономики
и недопущение дисбаланса между реальным
и финансовым секторами, стабилизация
валютного курса, развитие системы страхования
вкладов и т.п.
2. Становление и развитие валютного рынка в РФ.
2.1. Эволюция валютной системы России.
Валютный рынок Российской Федерации находится в стадии формирования. Начало его становления относится к 1986 г., когда валютная монополия государства была разрушена и практически все хозяйствующие субъекты получили право выхода на внешний рынок.
В 1986 г. (с появлением Закона РФ "О государственном предприятии") начинается новый этап в формировании валютного рынка на территории СССР. В соответствии с этим Законом почти все субъекты российской экономики получили право выхода на внешний рынок. Начался период децентрализации внешнеэкономической деятельности. В это время валютные поступления от экспорта делились в определенных пропорциях между государством и непосредственными производителями экспортной продукции: 20% валютной выручки оставалось в пользовании предприятия, 80% продавалось государству по фиксированному курсу. Источником валютного законодательства служили решения Совета Министров СССР, а также издаваемые в их развитие нормативные акты министерств и ведомств.
В 1989 г. впервые появляется официально признанный валютный рынок в форме валютных аукционов Внешэкономбанка СССР. Валютные аукционы были организованы на основе конкурса заявок на покупку-продажу иностранной валюты предприятий и организаций, имеющих счета во Внешторгбанке. В ходе аукционов устанавливался текущий рыночный курс рубля к доллару. В этот период валютный рынок не играл значительной роли в экономике страны.
Период децентрализации внешнеэкономической деятельности, характеризующийся почти полным отсутствием государственного регулирования и контроля за движением валютных средств, закончился к 1991 г., когда был принят Закон СССР "О валютном регулировании". Впервые в юридическую практику были введены такие понятия, как валюта СССР, иностранная валюта, валютные ценности, текущие операции с валютой и др. В этот период получают бурное развитие валютные биржи, активно формируется инфраструктура валютного рынка.
Вступление в силу Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" в ноябре 1992 г. открыло новый этап валютного регулирования в России. В апреле 1992 г. Российская Федерация вступила в МВФ и, следовательно, вышла на международный валютный рынок. В дальнейшем совершенствование валютного регулирования идет по пути его ужесточения и централизации контроля за ведением валютных операций субъектами валютного рынка Российской Федерации.
Первая валютная биржа России – ММВБ – была создана 9 января 1992 г. Операции на ММВБ осуществлялись по принципу сделок по цене фиксинга на доллары США и марки ФРГ против рубля. В операциях биржи могут принимать участие банки – члены ММВБ по поручению свих клиентов и от собственного имени. Активное участие в операциях биржи принимает Центральный банк РФ, в основном для проведения валютных интервенций.
В целях стабилизации биржевого валютного рынка и активизации проведения операций со 2 июня 1997 г. стали осуществляться конверсионные операции доллар/рубль в системе электронных лотовых торгов (СЭЛТ) ММВБ. Первые торги в СЭЛТ были направлены на сближение условий биржевых торгов в СЭЛТ к условиям межбанковского валютного рынка. Торги в этой системе были высоко оценены участниками биржевого валютного рынка и осуществлялись параллельно с фиксинговыми торгами.
После августовского кризиса 1998 г. основные направления деятельности ММВБ стали концентрироваться в сфере развития биржевого валютного рынка, технического обеспечения торгов на рынке государственных ценных бумаг и торгов корпоративными и субфедеральными ценными бумагами. Большое внимание стало уделяться к возобновлению операций на рынке срочных сделок, развитию системы страхования рисков, организации биржевого рынка драгметаллов, а также оптимизации внутренней структуры ММВБ и снижению расходов на содержание её аппарата.
Валютный кризис 1998 г. стимулировал накопление иностранной валюты в связи с опасениями россиян за сохранность рублевых активов при отсутствии альтернативных возможностей надежного и прибыльного инвестирования сбережений. Для дедолларизации денежных сбережений населения необходимо создать систему страхования банковских вкладов населения. В 1999 г. на территории России в наличном обращении находилось американских долларов больше, чем в наличном обороте США, и примерно 1/3 всех наличных долларов в мире.
По мере преодоления кризиса 1998 г. органы денежно-кредитного регулирования предпринимают меры, направленные на то, чтобы вновь активизировать межбанковский валютный рынок. Однако этому препятствует кризисное состояние российской банковской системы. В любом случае вряд ли можно полагать, что валютные биржи утратят значение. Это объясняется тем, что биржевой рынок является единственной структурой валютного рынка, которая придает операциям «прозрачность» в отношении формирования спроса и предложения, а также динамики валютного курса, дает определенные гарантии участникам сделок от невыполнения платежных обязательств. Тем не менее, дальнейшее развитие валютного рынка страны во многом будет определяться именно состоянием межбанковского валютного рынка и в значительной степени будет зависеть от ЦБР в регулировании внебиржевых банковских операций.
2.2. Регулирование валютного рынка в России.
Валютный рынок, как и любой другой рынок, требует определенного регулирования и контроля со стороны государства. В нашей стране они осуществляются в соответствии с Законом Российской федерации «О валютном регулировании и валютном контроле». Валютное регулирование включает порядок проведения валютных операций, формирования валютного резерва страны и валютных фондов хозяйствующих субъектов, валютный и экспортный контроль.
Субъекты валютных отношений на валютном рынке подразделяются на резидентов и нерезидентов.
Резидентами являются:
-граждане,
имеющие постоянное
-юридические
лица, созданные в соответствии
с законодательством
Нерезидентами являются:
-граждане,
имеющие постоянное
-юридические
лица, созданные в соответствии
с законодательством
Государство разрабатывает и проводит определенную валютную политику. Валютная политика представляет собой деятельность государства по целенаправленному использованию валютных средств. Содержание валютной политики многогранно и включает выработку основных направлений формирования и использования валютных средств, разработку мер, направленное на эффективное использование этих средств.
Конкретные направления валютной политики в стране определяет Валютно-экономическая комиссия Российской Федерации, которая принимает нормативно-законодательные акты в области регулирования валютными операциями и управления валютными ресурсами.
Главным исполнительным органом валютного регулирования является Центральный банк России, а конкретными исполнителями – уполномоченные коммерческие банки, хозяйствующие субъекты и граждане.
Центральный банк России управляет валютными операциями, выдает коммерческим банкам лицензии на осуществление операций в валюте на территории Российской Федерации и за границей, выдает разрешения хозяйствующим субъектам на открытие текущих и депозитных счетов за границей и др.
Центральный банк проводит контроль за правомерностью осуществления валютных операций. Цель валютного контроля – обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных сделок с валютными ценностями.
3. Проблемы
правового регулирования
К сожалению, в Законе так и не нашли закрепления основополагающие понятия валютного законодательства, широко используемые в тексте Закона, - «валютное регулирование» и «валютный контроль».
С юридической точки зрения, валютное регулирование можно было бы определить как комплекс осуществляемых компетентными государственными органами правотворческих мер, направленных на формирование нормативной базы для регулирования общественных отношений, возникающих по поводу или в связи с использованием валютных ценностей, а также по поводу или в связи с приобретением и отчуждением нерезидентами валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг .
В свою очередь, валютный контроль представляет собой комплекс нормативно закрепленных административных и организационных мер, осуществляемых специально уполномоченными на основании закона государственными органами или иными организациями и направленных на реализацию порядка совершения валютных сделок и операций в части валютных ограничений, а также мер по проверке соблюдения, выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка.
Нормативное определение указанных понятий необходимо прежде всего для более четкого разграничения функций по осуществлению валютного регулирования и валютного контроля, а также функций органов и агентов валютного контроля. В их отсутствие сохраняется постоянный риск нарушения государственными органами границ своей видовой компетенции.
Нельзя не отметить, что впервые в Законе закреплены принципы валютного регулирования и контроля. Наиболее значимыми из них представляются 1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования и 2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов.
Эти принципы устанавливают высокий стандарт для дальнейших шагов по развитию валютного законодательства. В тоже время очевидно, что значение норм-принципов для правоприменительной практики было и остается минимальным. Кроме того, представляется весьма спорной возможность определения и, тем более, реальная значимость нормативно установленных принципов существования и действия институтов, содержание которых в Законе четко не закреплено.
Не менее значимым представляется и запрет придания обратной силы актам, устанавливающим новые обязанности для резидентов и нерезидентов.
В отличии от прежнего закона, где право издания нормативных актов по валютно-правовым вопросам было предоставлено как органам валютного регулирования, так и органам валютного контроля, в Законе установлено четкое разделение правотворческой компетенции, а сама компетенция существенно сужена.
Так, органы валютного регулирования издают нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования только в случаях, предусмотренным Законом. В свою очередь, органы валютного контроля могут издавать подзаконные акты по вопросам, отнесенным к их компетенции, только случаях, предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации актами органов валютного регулирования. Таким образом, органы валютного контроля полностью исключены из сферы регулирования валютных отношений.
Необходимо обратить внимание на отсутствие у Правительства Российской Федерации права делегирования своих полномочий в области валютного регулирования каким-либо органам исполнительной власти. Однако на практике, в отсутствие нормативных определений базовых понятий валютного права, полномочие Правительства Российской Федерации наделять федеральные органы исполнительной власти статусом органа валютного контроля может привести к недоразумениям, связанным с наделением функциями, относящихся по сути не к сфере валютного контроля, а к сфере валютного регулирования.
Информация о работе История развития финансовых рынков в России