Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 01:57, реферат
С середины 80-х годов прошлого века стал возрождаться интерес к истории российской благотворительности. К этому времени были изданы и переизданы мемуары москвичей купеческого происхождения. Любопытно, что инициативу в возрождении интереса к изучению этого вопроса проявили американские исследователи-русисты.
История российской благотворительности
С середины 80-х годов прошлого
века стал возрождаться интерес к
истории российской благотворительности.
К этому времени были изданы и
переизданы мемуары москвичей купеческого
происхождения. Любопытно, что инициативу
в возрождении интереса к изучению
этого вопроса проявили американские
исследователи-русисты.
Помогают восстановить нить истории через
столетие забвения материалы по истории
русского купечества, среди которых сохранились
отчеты благотворительных организаций,
доклады многочисленных попечительских
советов, публикации по истории конкретных
учебных заведений, и, конечно, воспоминания
современников серебряного века.
Итак, истоки русской благотворительности
уходят корнями в глубокую древность.
К тем временам, когда церковь была основой
государственности. Монастыри давали
приют осиротевшим и больным, делились
зерном для посева с бедными крестьянами,
обучали грамоте. Для славян, никогда не
отличавшимся агрессивностью, поддержка
ближнего, сострадание и человеческая
доброта были традиционными чертами характера
во все времена. Нищих на Руси любили, а
самым распространенным деянием благотворительности
была милостыня, в дни поста сопутствующая
молитве и покаянию. И богатые, и бедные
считали подаяние своей христианской
обязанностью, втайне надеясь на то, что
имя их будет упомянуто перед Богом в молитве
просящего. Независимо от размеров помощи,
будь то вклад царственной особы в монастырь
или копейка юродивому, главной заботой
было не поддержание неимущего, а нравственное
совершенствование дарующего.
Государственная политика постепенно
стала заменять главенствующую роль церкви
в деле заботы попечения о нуждающихся
только к концу XVII в. Важной вехой явилось
открытие при Петре I (в 1715 г.) первых воспитательных
домов для детей-подкидышей.
При Екатерине II для
открытого ею в 1764 г. Воспитательного
дома в Москве была уже разработана
специальная воспитательная программа
по превращению сирот в людей,
впитавших лучшие идеи Просвещения.
Императрица выделила на новое заведение
100 000 руб. личного капитала, остальные
деньги поступали от добровольных пожертвователей.
Воспитательный дом стал первым коллективным
делом состоятельных москвичей. Любопытно
заметить, что в копилку благотворительных
средств учреждения велено было перечислять
специальный налог на ввозимые в Россию
игральные карты. |
Ту же адресность
помощи сохранила супруга императора
Павла I Мария Федоровна. Она ведала
уже всеми воспитательными |
До конца XIX в. В России не существовало еще того гражданского общества, характерными чертами которого были предприимчивость и стремление поддержать неимущего на личные средства. Поэтому дело попечения о нуждающихся и было сосредоточено в руках самого государства или императорской фамилии, которая в глазах народа была главной заступницей.
Среди членов царских семей встречалось немало людей, творящих добро от чистого сердца, отдающих делу попечения не только огромную часть души, но и свою жизнь. Здесь мы можем вспомнить супругу Александра I Елизавету Алексеевну. Из 200 тыс. руб. личного содержания на свои нужды и оплату штата она использовала лишь 15 тыс. руб., отдавая все остальное на пособия нуждающимся. Причем, о многих ее благих деяниях стало известно лишь после ее смерти. |
Невозможно забыть
еще одно имя - принца Петра Георгиевича
Ольденбургского. При Николае I для попечения
над благотворительными заведениями было
образовано специальное Четвертое отделение
личной канцелярии Его Императорского
величества. Особое внимание это ведомство
уделяло развитию женского образования.
Так вот, первым председателем Главного
совета женских учебных заведений и стал
принц Ольденбургский. Дальний родственник
царской фамилии, высокообразованный
человек оставил военную службу, пожертвовав
блестящей карьерой, и отдал свою жизнь
делу организации заботы о нуждающихся. |
Но поистине грандиозный
размах, какого не знало ни одно европейское
государство, движение благотворительности
приобрело в России в период между
1860 г. и 1914 г. Великие реформы Александра
II дали толчок внутренней активности всего
общества. Стремительный рост населения
городов за счет пришлых крестьян,
увеличение количества бедных и безработных
становились серьезными социально-экономическими
и психологическими проблемами. Государство
было справиться с ними не в состоянии.
Появление массовых благотворительных
пожертвований оказалось необходимым.
К этому времени наиболее платежеспособным
слоем населения оказалось купечество,
постепенно выходившее на историческую
арену. Благотворительность же была одной
из немногих сфер легальной общественной
деятельности, которой новое поколение
купцов так желало.
Жертвователи стали объединяться в благотворительные
общества, ведающие сбором и распределением
средств. К частной благотворительности
присоединилась общественная благотворительность.
Если до 1861 г. такие общества имелись только
в 8 городах России, то в 1866-1875 гг. они действовали
уже в 485 в городах и 179 деревнях, а на рубеже
веков практически во всех ее уголках.
Но особое место в истории российской
благотворительности занимают Москва
и Петербург, причем по объему пожертвований
на нужды просвещения, здравоохранения
и общественного призрения Москва намного
опережала другие города.