История стандартизации и сертификации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 20:14, контрольная работа

Описание работы

В ней будут раскрыты ответы на вопросы: понятие стандартизации; история развития стандартизации; сущность стандартизации; понятие сертификации; история развития сертификации; сущность сертификации и заключение.
Дисциплина "Стандартизация и сертификация относится к циклу специальных дисциплин и призвана сформировать знания, умения в области стандартизации и сертификации продукции и услуг.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Стандартизация
1.1 Понятие стандартизации
1.2 История развития стандартизации
1.3 Сущность стандартизации
Глава 2. Сертификация
2.1 Понятие сертификации
2.2 История развития сертификации
2.3 Сущность сертификации
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

документ стандартизация.rtf

— 120.73 Кб (Скачать файл)

 

 

Тема: История стандартизации и сертификации

Оглавление

Введение

Глава 1. Стандартизация

1.1 Понятие стандартизации

1.2 История развития стандартизации

1.3 Сущность стандартизации

Глава 2. Сертификация

2.1 Понятие сертификации

2.2 История развития сертификации

2.3 Сущность сертификации

Заключение

Список использованной литературы

 

 

Введение

 

 

история стандартизации и сертификации.

В ней будут раскрыты ответы на вопросы: понятие стандартизации; история развития стандартизации; сущность стандартизации; понятие сертификации; история развития сертификации; сущность сертификации и заключение.

Дисциплина "Стандартизация и сертификация  относится к циклу специальных дисциплин и призвана сформировать знания, умения в области стандартизации и сертификации продукции и услуг.

В соответствии с квалификационными требованиями, специалист должен знать теоретико-методологические основы, сущность, основные направления, принципы стандартизации и сертификация социально-культурных и туристских услуг, как составной части социальной политики.

При этом особое внимание уделяется раскрытию характера всех форм и видов управления и т.д.

Предметом изучения дисциплины "Стандартизация и сертификация в социально-культурном сервисе и туризме " является система установленных стандартов, требований и процедур сертификации.

Сегодня, в период жесткой конкуренции на рынке, главной составляющей успеха будет выступать качество товаров и услуг. Именно качество является основным фактором реализации товара по выгодной цене. Поэтому очень остро стоит вопрос освоения методов обеспечения качества, которые, в свою очередь, базируются на стандартизации и сертификации.

Глава 1. Стандартизация

1.1 Понятие стандартизации

Стандартизация - это процесс установления и применения стандартов. Это деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения следующих аспектов: безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества потребителя; технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции; качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии; единства измерений; экономии всех видов ресурсов.

1.2 История развития стандартизации

История стандартизации не намного короче истории человечества.

В одних источниках ее описание начинается со времен Древнего Египта, в других зарождение стандартизации связывают с началом строительства Великой Китайской стены (221-206 гг. до н. э.). Процесс упорядочения, всегда сопровождал жизнь человека, и историю стандартизации можно проследить на основе эволюции принципов и методов трудовой деятельности людей:

Первобытный строй - типовые технологии изготовления орудий труда (топоры, рубила). Люди стремились отбирать наиболее удачные результаты для их повторного использования.

Древний Египет - соблюдение размеров снаряда для его веса при изготовлении катапульт.

Киевская Русь - спецификация плотницкого, гончарного, кожевенного, стекольного, иконописного, книгопечатного и других (более 60) промыслов и (более 200) ремесел Московской Руси.

с Х по ХVI в. в России - надзор за торговым весом и всяким мерилом, порученным церкви.

При Иване Грозном - введение единообразия державных требований: "во всей державе - одна вера, один вес, одна мера". Вводятся стандартные калибры кружала для измерения пушечных ядер.

При Борисе Годунове, XVI в. - введение эталона "большой государев кирпич" (311Ч133Ч89 мм);

При Петре I - уральское железо с клеймом "Старый соболь".

Также были введены повышенные требования к качеству отечественных товаров, экспортируемых Россией (древесина, лен и др.). Помимо этого можно найти и практическое подтверждение развития стандартизации на основе разработанных нормативных документов и событий:

1827 г. - образцовые меры и весы в России сравнены с иностранными.

1835 г. - разработан указ "О системе российских мер и весов".

1893 г. - Д. И. Менделеевым создана Главная палата мер и весов.

1899 г. - принят первый русский метрический стандарт "Русский нормальный метрический сортамент фасонного железа. Угловое, тавровое, корытное и зетовое железо".

1901 г. - создана Британская ассоциация технической стандартизации.

Стандартизация в СССР тесно связана с системой планирования и управления народным хозяйством. Она является одним из элементов государственной технической политики. В условиях плановой социалистической экономики важнейшая особенность стандартизации - её активная роль в управлении народным хозяйством, выражающаяся в деятельности государственных органов, предприятий и организаций по установлению и применению обязательных правил, норм и требований, направленных на ускорение научно-технического прогресса, повышение производительности труда и улучшение качества продукции. Первый документ Советского правительства в области стандартизации - декрет СНК РСФСР от 14 сентября 1918 "О введении международной метрической системы мер и весов". 15 сентября 1925 СНК СССР принял решение о создании Комитета по стандартизации при СТО под председательством В. В. Куйбышева. Комитет 7 мая 1926 утвердил первый общесоюзный стандарт: ОСТ-1 "Пшеница. Селекционные сорта зёрен. Номенклатура". Этот стандарт получил тогда силу государственного закона. С 1936 по 1940 г., разработкой и утверждением стандартов занимались также народные комиссариаты, а с июля 1940 г. - Всесоюзный комитет по стандартизации при СНК СССР, который в 1948 был включен в состав Государственного комитета Совета Министров СССР по внедрению передовой техники в народное хозяйство (Гостехника СССР). С1951 по 1953 г. - центральным органом по стандартизации стало Управление по стандартизации при Совете Министров СССР. С 1953 по 1954 г. - Управление по стандартизации при Госплане СССР. С 1954 стандартизацией руководит Комитет стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР, преобразованный в 1970году в Госкомитет стандартов Совета Министров СССР (Госстандарт СССР). В 1963 г. - введена Международная система единиц (СИ). В1968 г. - разработан и утвержден комплекс государственных стандартов "Государственная система стандартизации" (ГСС) и были введены четыре категории стандартов: государственный стандарт Союза ССР (ГОСТ), республиканский стандарт (РСТ), отраслевой стандарт (ОСТ), стандарт предприятия (СТП). В систему органов и служб Госстандарта СССР входят республиканские управления, центры по стандартизации и метрологии, а так же научно-исследовательские институты, лаборатории госнадзора за соблюдением стандартов. В отраслях промышленности, в области стандартизации работает более 600 головных базовых организаций, в том числе отраслевые научно-исследовательские институты (в судостроении, авиационной, электротехнической, электронной и радиотехнической промышленности). Основные задачи стандартизации в СССР: установление требований к техническому уровню и качеству продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, а также норм, требований и методов в области проектирования и производства продукции, позволяющих обеспечить оптимальное качество и ликвидировать нерациональное многообразие видов, марок и типоразмеров; развитие унификации и агрегатирования промышленной продукции, как важнейшего условия специализации производства, комплексной механизации и автоматизации производственных процессов; повышения уровня взаимозаменяемости, эффективности эксплуатации и ремонта изделий; обеспечение единства и достоверности измерений в стране; создание и совершенствование государственных эталонов единиц физических величин, а также методов и средств измерений высшей точности; установление унифицированных систем документации; систем классификации и кодирования технико-экономической информации; установление единых терминов и обозначений в важнейших областях науки, техники, в отраслях народного хозяйства; установление системы стандартов безопасности труда; установление систем стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов; создание благоприятных условий для внешнеторговых, культурных и научно-технических связей. С 14 октября 1970 г.- отмечается Всемирный день стандартов. 1992 г. - введен закон РФ "О защите прав потребителей" . В1993 г. - введены законы "О стандартизации", "Об обеспечении единства измерений", "О сертификации продукции и услуг". 1994 г. - создана концепция стандартизации и сертификации услуг. В 1998 г. - разработана Концепция национальной системы стандартизации. В 2002 г. - принят федеральный закон "О техническом регулировании". Принятие данного закона считается началом реорганизации системы стандартизации в России.

Правовые основы стандартизации в Российской Федерации, обязательные для всех государственных органов управления, а также предприятий и предпринимателей общественных объединений, и меры государственной защиты интересов потребителей и государства. Посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации установлены Законом РФ "О стандартизации" от 10 июня 1993 г. № 5154-1 (с изменениями от 27 декабря 1995 г.). В Законе определены основные положения, принципы, понятия, порядок организации работ в области стандартизации, которые являются едиными и обязательными для всех предприятий, организаций и учреждений независимо от формы собственности, а также для граждан-предпринимателей. Действие данного Закона распространяется на изготовителей продукции, продавцов, исполнителей услуг, конструкторские, проектные, транспортные и другие организации и предприятия.

1.3 Сущность стандартизации

Деятельность по стандартизации осуществляется на разных уровнях. Уровни стандартизации различаются в зависимости от того, участники какого географического, экономического, политического региона мира принимают стандарт. Выделяют: международный уровень (участие открыто для соответствующих органов любой страны); региональный уровень (только для соответствующих органов государств одного географического, политического или экономического региона); национальный уровень (в одном конкретном государстве). При этом национальная стандартизация также может осуществляться на разных уровнях: как на государственном, отраслевом, на уровне ассоциаций, производственных фирм; так и на административно территориальном уровне (проводится в административно-территориальной единице (в провинции, крае).

Как и любая деятельность, стандартизация базируется на определенных принципах. В своей работе И. М. Лифиц, выделяет следующие важнейшие принципы стандартизации:

1. Добровольное применение стандартов и обеспечение условий для их единообразного применения. Национальный стандарт применяется на добровольной основе равным образом и в равной мере, независимо от страны или места происхождения продукции, выполнения работ и оказания услуг.

2. Применение международного стандарта как основы разработки национального стандарта. Исключение могут составить случаи, когда соответствие требованиям международных стандартов невозможно вследствие несоответствия их требований климатическим, географическим или техническим особенностям страны.

3. Сбалансированность интересов сторон, разрабатывающих, изготавливающих и потребляющих продукцию. Участники работ по стандартизации, исходя из возможностей изготовителя продукции и исполнителя услуг, с одной стороны, и требований потребителя - с другой, должны найти консенсус, который понимается как отсутствие возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон.

4. Динамичность и опережающее развитие стандарта.

Научно-технический процесс вносит постоянные изменения в деятельность людей и в производимую продукцию и услуги. Стандарты должны адаптироваться к происходящим переменам, более того, носить опережающий характер, чтобы не сдерживать хозяйственное развитие страны.

5. Эффективность стандартизации.

Применение нормативных документов должно давать экономический или социальный эффект. Непосредственный экономический эффект дают стандарты, ведущие к экономии ресурсов, технической и информационной совместимости, повышению надежности. А социальный эффект дают стандарты, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, окружающей среды.

6. Принцип гармонизации.

Данный принцип предусматривает недопустимость таких стандартов, которые бы противоречили техническим регламентам. С целью снятия барьеров в международной торговле необходимо создание идентичных документов, разработанных для одного и того же объекта.

7. Четкость формулировок положений стандарта.

Возможность двусмысленного толкования может привести к серьезным нарушениям и последствиям.

Итак, в процессе стандартизации осуществляется деятельность по установлению требований для обеспечения качества продукции, работ и услуг. Соответственно, основными результатами деятельности по стандартизации должны быть повышение качества продукта (услуги), устранение технических барьеров в международном товарообмене, содействие сотрудничеству в различных областях. Разновидности нормативных документов, на основании которых осуществляется деятельность по стандартизации:

Стандарт - нормативный документ, разработанный на основе консенсуса, утвержденный признанным органом, направленный на достижение оптимальной степени упорядочения в области. В переводе с латинского "консенсус" означает отсутствие возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон и не предполагает полного единодушия. Стандарт обычно основан на обобщенных результатах научных исследований, технических достижений и практического опыта, тогда его использование принесет оптимальную выгоду для общества.

Предварительный стандарт - это временный документ, который принимается органом по стандартизации и доводится до широкого круга потенциальных потребителей. Информация, полученная в процессе использования предварительного стандарта, и отзывы об этом документе служат базой ля решения вопроса о целесообразности принятия стандарта. Руководство ИСО (Международной организации по стандартизации), обобщая международный опыт стандартизации, представляет следующие возможные виды стандартов: Основополагающий стандарт - нормативный документ, который содержит общие или руководящие положения для определенной области. Обычно используется как стандарт либо как методический документ, на основе которого могут разрабатываться другие стандарты. Терминологический стандарт, в котором объектом стандартизации являются термины. Такой стандарт содержит определение (толкование) термина, примеры его применения и т. д. Стандарт на методы испытаний, который устанавливает методики, правила, процедуры различных испытаний и сопряженных с ними действий (например, отбор пробы или образца). Стандарт на продукцию, содержащий требования к продукции, которые обеспечивают соответствие продукции её назначению, может быть полным или неполным. Неполный стандарт устанавливает требования к продукции (только к параметрам качества, к правилам поставки и т. д.). Полный стандарт устанавливает, не только указанные требования, но и правила отбора проб, проведения испытаний, упаковки, этикетирования, хранения. Стандарт на процесс, стандарт на услугу - это нормативные документы, в которых объектом стандартизации выступают соответственно процесс (например, технология производства), услуга (автосервис, банковское обслуживание). Стандарт на совместимость, который устанавливает требования, касающиеся совместимости продукта в целом, а также его отдельных частей (деталей, узлов). Такой стандарт может быть разработан на систему в целом, например: на систему воздухоочистки, сигнализационную систему.

Помимо стандарта существует документ технических условий, который устанавливает технические требования к продукции, услуге, процессу.  1.Упорядочение объектов стандартизации. Данный метод направлен на сокращение многообразия, т. е. приведение объектов к типовым. В свою очередь, в упорядочении выделяются свои методы.

Систематизация - классифицирование и ранжирование объектов по каким-либо общим признакам. На базе таких группировок создаются общероссийские классификаторы. Селекция - отбор конкретных объектов, признанных целесообразными для дальнейшего производства и применения в общественной деятельности.

Симплификация - определение конкретных объектов, признанных нецелесообразными для дальнейшего производства и применения в общественной деятельности.

Типизация - создание типовых образцов, конструкций, технологических правил, форм документации. Оптимизация - процесс нахождения оптимальных параметров назначения, качества и экономичности.

 

2. Параметрическая стандартизация. 

Для того чтобы осуществить оптимизацию, необходимо установить параметры продукции, т. е. количественные характеристики её свойств. Главные параметры продукции - это характеристики, определяющие назначение и условия использования продукции. Например:

- размерные параметры (размер одежды, размер прибора);

- весовые параметры (масса);

- параметры производительности (производительность станков);

- энергетические параметры (мощность двигателя).

Каждая продукция характеризуется рядом параметров, которые называются параметрическим рядом. Например, российский женский размер одежды 44 подразумевает обхват груди 88 см, обхват талии 70 см, обхват бедер 94 см. Эти данные выведены на основе антропометрических измерений большого числа российских женщин и обработанных методами математической статистики. И так для каждой продукции определенного назначения, принципа действия и конструкции.

 

3. Комплексная стандартизация.

 Подразумевает под собой установление и применение системы взаимоувязанных требований, как к самому объекту стандартизации, так и к отдельным его элементам. Например, по отношению к продукции - это требования к качеству готовой продукции и к качеству сырья для её изготовления, а также условий хранения и потребления.

 

4. Опережающая стандартизация.

Данный метод предусматривает установление повышенных по отношению к достигнутому на практике уровню норм и требований к объектам стандартизации, которые должны стать оптимальными в последующее время. Необходимость в данном методе связана с тем, чтобы предотвратить технические барьеры, не тормозить технический прогресс, поскольку для того, чтобы разработать новый стандарт, потребуется определенное время, которое может сказаться на простое производства. В связи с этим необходима опережающая стандартизация для перспективных видов продукции. Таковы основные методы, используемые в деятельности по стандартизации.

Информация о работе История стандартизации и сертификации