Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 00:04, реферат
Перед началом работы над рефератом я определила для себя следующую цель – изучить становление финансовой науки, рассмотреть ее эволюцию и развитие в России. Актуальность данной темы является очевидным фактом. Ведь важно знать истоки происхождения государственных и муниципальных финансов, для лучшего понимания предмета в целом.
Для достижения поставленной цели я определила для себя следующие задачи:
- Найти и обработать материал к первой главе реферата об эволюции финансовой науки, классической и неоклассической теории в частности;
- Изучить становление финансовой науки в России;
- Оформить наработанный материал в реферат
Введение………………………………………………………………………………3
1. Эволюция финансовой науки………………………………….……………….…4
1.1. Классическая теория финансов ………………………………………..…….4
1.2. Неоклассическая теория финансов ……………………………………........8
2. Развитие финансовой науки в России……………………………………….…..13
2.1. Развитие финансовой науки в России в 1861 – 1917 гг. …………………13
2.2. Этапы развития финансов в СССР и России ………………………….......17
Заключение ………………………………………………………………….............22
Список используемой литературы ……………………………………..…………..23
Развитие экономики в немалой степени зависит от рационального построения финансовой системы, понимаемой в широком смысле и не сводящейся лишь к финансам государства. Именно в этой сфере в нашей стране в ее послереволюционном развитии наблюдались весьма существенные отклонения от общемировой тенденции.
Если в так называемом западном мире в послевоенные годы окончательно сформировалась и получила исключительно мощное развитие неоклассическая теория финансов, то СССР на многие десятилетия, по сути, застыл в рамках ее предшественницы – классической теории финансов, которая была достаточно удобной и адаптируемой к реалиям централизованного управления экономикой. Эта теория, сформировавшаяся во второй половине XVIII века благодаря усилиям немецких ученых – камералистов, представляла собой свод административных и хозяйственных знаний по ведению государственного хозяйства. Поскольку практически все предприятия, средства и ресурсы в СССР находились в собственности государства, подобный подход был совершенно оправдан.
Можно выделить два основных этапа развития финансов.
Первый этап – неразвитая форма финансов, которой был присущ непроизводительный характер, то есть основная масса денежных средств (2/3 бюджета) расходовалась на военные цели и практически не оказывала воздействия на экономику. Кроме того, этому этапу свойственна узость финансовой системы, так как она состояла из одного звена – бюджетного, и количество финансовых отношений было ограничено. Все они были связаны с формированием и использованием бюджета.
По мере развития товарно-денежных
отношений, государственности возникала
необходимость в новых
В настоящее время повсеместно, независимо от политического и экономического устройства того или иного государства, финансы вступили в новый этап своего развития – второй этап. Это обусловлено многозвенностью финансовых систем, высокой степенью воздействия на экономику, большим разнообразием финансовых отношений. на этом этапе финансы становятся одним из важнейших орудий косвенного воздействия на отношения общественного воспроизводства: воспроизводства материальных благ, рабочей силы и производственных отношений.
В зависимости от конкретных
экономических и политических условий,
природы и роли государства финансы,
обладая практически
Рассмотрим подробнее этапы развития финансов в СССР и России. Финансовые отношения организует государство исходя из задач, стоящих перед ним на том или ином этапе развития общества с учетом реально сложившихся условий.
Строительством
Основными задачами в это время были, с одной стороны, оживление экономики, восстановление промышленности и сельского хозяйства даже с помощью частника и кулачества, с другой стороны, поддержка государственного сектора и подавление частника.
Экономические и политические
условия диктовали
Первым общегосударственным
фондом стал государственный бюджет,
главными источниками поступлений
– налоги. Вся налоговая система
была направлена на подавление частника
в промышленности и торговле и
кулачества в сельском хозяйстве. Эту
задачу превосходно решали дифференцированные
налоговые ставки. Для укрепления
позиций социалистического
Максимальная ставка для
капиталистических элементов
Вторым по значению общегосударственным
фондом денежных средств был фонд
государственного имущественного и
личного страхования. Этот фонд формировался
за счет обязательных и добровольных
взносов страхователей. Обязательному
страхованию подлежало
Третьим общегосударственным фондом был фонд государственного социального страхования, обеспечивающий сохранение, воспроизводство трудовых ресурсов. Он формировался за счет взносов предприятий, организаций и отдельных лиц, использующих наемную силу.
Вышеуказанная система финансовых
отношений обеспечила выполнение поставленных
государством задач. Уже к 1930 г. в
промышленности государственный сектор
становится господствующим, здесь производилось
94,4 % валовой продукции. Главными производителями
сельхозпродукции становятся колхозы
и совхозы. Оптовая и розничная
торговля почти полностью
Налоговая реформа 1930 – 1931 гг. обеспечила значительное сокращение количество налогов и платежей, упростила методики их расчета и порядок перечисления в бюджет. Например, налог с оборота объединил 53 ранее действующих платежа. Он фиксировался в цене высокорентабельных товаров в твердых нормах и полностью поступал в государственный бюджет по мере реализации товара. Поэтому он обеспечивал регулярную и устойчивую мобилизацию денежных ресурсов в народном хозяйстве для бесперебойного финансирования плановых заданий предприятий. Жесткое централизованное нормирование затрат снижало заинтересованность в повышении эффективности производства, что не только не привело к улучшению положения в экономике, но способствовало появлению убыточных предприятий и целых отраслей.
Стремясь изменить положение, государство в 80-е годы осуществляет ряд мероприятий, связанных с некоторым совершенствованием методов распределения прибыли, сохраняя в неизменном виде налоговую систему в целом. Однако эти усилия не увенчались успехом. Задачи перевода экономики на интенсивные методы развития оказались нерешенными. Экономика по инерции продолжала развиваться в значительной мере на экстенсивной основе, ориентируясь на вовлечение в производство дополнительных трудовых и материальных ресурсов. Как следствие, серьезно снизились темпы роста производительности труда и другие показатели эффективности. Треть предприятий оказалась убыточной. Народное хозяйство, располагающее огромными ресурсами, натолкнулось на их нехватку. Образовался разрыв между общественными потребностями и достигнутым уровнем производства, между платежеспособным спросом и его материальным покрытием. Впервые в 1989 г. государственный бюджет оказался дефицитным. Уже нельзя было не признать серьезную деформацию всех звеньев финансов – государственных, отраслевых, региональным. Осознание неизбежности принятия концепций неоклассической теории финансов и распространения их в среде ученых и практиков с необходимостью потребовало изменения содержательного наполнения блока финансовых дисциплин, традиционно преподававшихся в отечественных университетах [6].
С развитием рыночных отношений, акционерных (корпоративных) форм предпринимательства, сращиванием промышленного и банковского капитала, появлением разнообразных финансовых институтов, занимающихся аккумуляцией и перераспределением свободных денежных средств (финансовых посредников), термин «финансы» выходит за рамки его узкого понимания только как государственных (публичных) финансов. Соответственно сформировались и две относительно самостоятельные науки о финансах — наука о государственных финансах и наука о финансах предприятий, организаций, корпораций, то есть хозяйствующих субъектов (финансовый менеджмент).
В последнее время
Заключение
Термин finansia возник XIII - XV вв. в торговых городах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств. Данный термин отражал, денежные отношения между двумя субъектами, то есть деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не может быть финансов). Субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) обладал особыми полномочиями. В процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств - бюджет. Следовательно, можно отметить, что эти отношения носили фондовый характер.
Как предпосылки можно выделить отторжение главы государства (монарха) от казны в ходе буржуазных революций. Возник общегосударственный фонд денежных средств - бюджет, которым глава государства не мог единолично пользоваться. Далее возникают системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением. И, наконец, налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей.
Таким образом, зарождение финансов обуславливалось целым рядом важных факторов. Выделение в самостоятельную отрасль науки произошло спустя несколько веков после обозначения самого термина. Эта отрасль знания до сих пор активно развивается рядом ученых.
Список используемой литературы
Информация о работе История возникновения государственных и муниципальных финансов