История возникновения государственных и муниципальных финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 00:04, реферат

Описание работы

Перед началом работы над рефератом я определила для себя следующую цель – изучить становление финансовой науки, рассмотреть ее эволюцию и развитие в России. Актуальность данной темы является очевидным фактом. Ведь важно знать истоки происхождения государственных и муниципальных финансов, для лучшего понимания предмета в целом.
Для достижения поставленной цели я определила для себя следующие задачи:
- Найти и обработать материал к первой главе реферата об эволюции финансовой науки, классической и неоклассической теории в частности;
- Изучить становление финансовой науки в России;
- Оформить наработанный материал в реферат

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………3
1. Эволюция финансовой науки………………………………….……………….…4
1.1. Классическая теория финансов ………………………………………..…….4
1.2. Неоклассическая теория финансов ……………………………………........8
2. Развитие финансовой науки в России……………………………………….…..13
2.1. Развитие финансовой науки в России в 1861 – 1917 гг. …………………13
2.2. Этапы развития финансов в СССР и России ………………………….......17
Заключение ………………………………………………………………….............22
Список используемой литературы ……………………………………..…………..23

Файлы: 1 файл

финансы поют романсы.docx

— 56.93 Кб (Скачать файл)

 

    1. Этапы развития финансов в СССР и России

Развитие экономики в  немалой степени зависит от рационального  построения финансовой системы, понимаемой в широком смысле и не сводящейся лишь к финансам государства. Именно в этой сфере в нашей стране в ее послереволюционном развитии наблюдались  весьма существенные отклонения от общемировой  тенденции.

Если в так называемом западном мире в послевоенные годы окончательно сформировалась и получила исключительно мощное развитие неоклассическая  теория финансов, то СССР на многие десятилетия, по сути, застыл в рамках ее предшественницы  – классической теории финансов, которая  была достаточно удобной и адаптируемой к реалиям централизованного  управления экономикой. Эта теория, сформировавшаяся во второй половине XVIII века благодаря усилиям немецких ученых – камералистов, представляла собой свод административных и хозяйственных знаний по ведению государственного хозяйства. Поскольку практически все предприятия, средства и ресурсы в СССР находились в собственности государства, подобный подход был совершенно оправдан.

Можно выделить два основных этапа развития финансов.

Первый этап – неразвитая форма финансов, которой был присущ непроизводительный характер, то есть основная масса денежных средств (2/3 бюджета) расходовалась на военные  цели и практически не оказывала  воздействия на экономику. Кроме  того, этому этапу свойственна  узость финансовой системы, так как  она состояла из одного звена –  бюджетного, и количество финансовых отношений было ограничено. Все они  были связаны с формированием  и использованием бюджета.

По мере развития товарно-денежных отношений, государственности возникала  необходимость в новых общегосударственных  фондах денежных средств и соответственно в новых группах денежных отношений  по поводу их формирования и использования.

В настоящее время повсеместно, независимо от политического и экономического устройства того или иного государства, финансы вступили в новый этап своего развития – второй этап. Это  обусловлено многозвенностью финансовых систем, высокой степенью воздействия на экономику, большим разнообразием финансовых отношений. на этом этапе финансы становятся одним из важнейших орудий косвенного воздействия на отношения общественного воспроизводства: воспроизводства материальных благ, рабочей силы и производственных отношений.

В зависимости от конкретных экономических и политических условий, природы и роли государства финансы, обладая практически одинаковыми  институтами, часто имеют качественно  различное содержание. Например, до недавнего времени в мире существовали две политические и экономические  системы. Все финансовые отношения  капиталистических стран были направлены на воспроизводство рыночных экономических  отношений, а социалистических стран  – на воспроизводство авторитарного  режима и соответственно централизованного  управления экономикой.

Рассмотрим подробнее  этапы развития финансов в СССР и России. Финансовые отношения организует государство исходя из задач, стоящих перед ним на том или ином этапе развития общества с учетом реально сложившихся условий.

Строительством социалистических финансов началось только после окончания  гражданской войны. Экономические  условия в это время были тяжелейшие: разоренная страна, полный упадок хозяйства. Крупные предприятия промышленности и торговли национализированы, но все  еще велика доля частника, особенно в оптовой и розничной торговле. Так, удельный вес частного сектора  в 1923 – 1924 гг. в розничном товарообороте  достигал 57,7%. Эти годы характеризовались  неупорядоченным снабжением, стихийными ценами, непредсказуемыми результатами хозяйственной деятельности, отсутствием  условий для планирования таких  показателей, как доход, прибыль, себестоимость.

Основными задачами в это  время были, с одной стороны, оживление  экономики, восстановление промышленности и сельского хозяйства даже с  помощью частника и кулачества, с  другой стороны, поддержка государственного сектора и подавление частника.

Экономические и политические условия диктовали необходимость  максимальной концентрации финансовых ресурсов в руках государства, а  задачи подъема экономики требовали  заинтересованности товаропроизводителей. Следовательно, система конкретных финансовых отношений должна была соответствовать  этим требованиям.

Первым общегосударственным  фондом стал государственный бюджет, главными источниками поступлений  – налоги. Вся налоговая система  была направлена на подавление частника в промышленности и торговле и  кулачества в сельском хозяйстве. Эту  задачу превосходно решали дифференцированные налоговые ставки. Для укрепления позиций социалистического сектора  применялись пониженные ставки с  доходов государственных и кооперативных  предприятий и организаций, система  льгот. Для частного сектора ставки платежей устанавливались, как правило, в два раза выше. Аналогичное положение  было и при начислении подоходного  налога с физических лиц. По положению  о подоходном налоге 1924 г. Высшая прогрессивная  ставка составляла 37,5 % и распространялась на всех плательщиков. Но уже в 1926 г. ставки дифференцировали по группам  плательщиков.

Максимальная ставка для  капиталистических элементов была повышена до 67,5 %, а с 1927 г. – до 81 %. Кроме того, в 1931 г. был введен специальный  сбор на нужды культурного и жилищного  строительства. С рабочих, служащих и кооперативных кустарей он взимался в виде небольшой надбавки к окладу подоходного налога; для частников  эта надбавка достигла 200 %, то есть фактически изымался не только доход частника, но и значительная часть его капитала [10].

Вторым по значению общегосударственным  фондом денежных средств был фонд государственного имущественного и  личного страхования. Этот фонд формировался за счет обязательных и добровольных взносов страхователей. Обязательному  страхованию подлежало имущество  предприятий и организаций всех форм собственности, так как даже для государственных предприятий  в бюджете не были предусмотрены  средства на возмещение ущерба, и обеспечение  непрерывности процесса производства являлось функцией самого предприятия. Добровольному страхованию подлежало имущество, здоровье и жизнь граждан.

Третьим общегосударственным  фондом был фонд государственного социального  страхования, обеспечивающий сохранение, воспроизводство трудовых ресурсов. Он формировался за счет взносов предприятий, организаций и отдельных лиц, использующих наемную силу.

Вышеуказанная система финансовых отношений обеспечила выполнение поставленных государством задач. Уже к 1930 г. в  промышленности государственный сектор становится господствующим, здесь производилось 94,4 % валовой продукции. Главными производителями  сельхозпродукции становятся колхозы  и совхозы. Оптовая и розничная  торговля почти полностью сосредоточилась  в руках государства и потребительской  кооперации.

Налоговая реформа 1930 – 1931 гг. обеспечила значительное сокращение количество налогов и платежей, упростила  методики их расчета и порядок  перечисления в бюджет. Например, налог  с оборота объединил 53 ранее действующих платежа. Он фиксировался в цене высокорентабельных товаров в твердых нормах и полностью поступал в государственный бюджет по мере реализации товара. Поэтому он обеспечивал регулярную и устойчивую мобилизацию денежных ресурсов в народном хозяйстве для бесперебойного финансирования плановых заданий предприятий. Жесткое централизованное нормирование затрат снижало заинтересованность в повышении эффективности производства, что не только не привело к улучшению положения в экономике, но способствовало появлению убыточных предприятий и целых отраслей.

Стремясь изменить положение, государство в 80-е годы осуществляет ряд мероприятий, связанных с  некоторым совершенствованием методов  распределения прибыли, сохраняя в  неизменном виде налоговую систему  в целом. Однако эти усилия не увенчались успехом. Задачи перевода экономики  на интенсивные методы развития оказались  нерешенными. Экономика по инерции  продолжала развиваться в значительной мере на экстенсивной основе, ориентируясь на вовлечение в производство дополнительных трудовых и материальных ресурсов. Как следствие, серьезно снизились  темпы роста производительности труда и другие показатели эффективности. Треть предприятий оказалась убыточной. Народное хозяйство, располагающее огромными ресурсами, натолкнулось на их нехватку. Образовался разрыв между общественными потребностями и достигнутым уровнем производства, между платежеспособным спросом и его материальным покрытием. Впервые в 1989 г. государственный бюджет оказался дефицитным. Уже нельзя было не признать серьезную деформацию всех звеньев финансов – государственных, отраслевых, региональным. Осознание неизбежности принятия концепций неоклассической теории финансов и распространения их в среде ученых и практиков с необходимостью потребовало изменения содержательного наполнения блока финансовых дисциплин, традиционно преподававшихся в отечественных университетах [6].

С развитием рыночных отношений, акционерных (корпоративных) форм предпринимательства, сращиванием промышленного и  банковского капитала, появлением разнообразных  финансовых институтов, занимающихся аккумуляцией и перераспределением свободных денежных средств (финансовых посредников), термин «финансы» выходит  за рамки его узкого понимания  только как государственных (публичных) финансов. Соответственно сформировались и две относительно самостоятельные  науки о финансах — наука о  государственных финансах и наука  о финансах предприятий, организаций, корпораций, то есть хозяйствующих  субъектов (финансовый менеджмент).

В последнее время методологические основы финансового менеджмента  включаются в учебники по теории финансов как относительно самостоятельное  направление финансовой науки. В  частности, указывается на то, что  зарубежная школа финансового менеджмента  начала складываться в связи с  развитием корпоративной формы  собственности как наиболее адекватной требованиям развития производительных сил, усилением роли финансового  капитала и формированием фондового  рынка. Управление капиталом становится отдельной функцией управления и  выделяется в институциональной  структуре капитала. При этом влияние англо-американской школы все более активно сказывается на развитии финансовой науки в нашей стране.

Заключение

Термин finansia возник XIII - XV вв. в торговых городах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств. Данный термин отражал, денежные отношения между двумя субъектами, то есть деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не может быть финансов). Субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) обладал особыми полномочиями. В процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств - бюджет. Следовательно, можно отметить, что эти отношения носили фондовый характер.

Как предпосылки можно  выделить отторжение главы государства (монарха) от казны в ходе буржуазных революций. Возник общегосударственный фонд денежных средств - бюджет, которым глава государства не мог единолично пользоваться. Далее возникают системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением. И, наконец, налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей.

Таким образом, зарождение финансов обуславливалось целым рядом важных факторов. Выделение в самостоятельную отрасль науки произошло спустя несколько веков после обозначения самого термина. Эта отрасль знания до сих пор активно развивается рядом ученых.

 

 

 

 

 

                         Список используемой литературы

  1. Бабич А. М., Павлова Л. Н. Финансы: Учебник. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2010.
  2. Братищев Ю.Г. На волнах истории//Финансы и экономика. 2011 №10 С. 21-25
  3. Высоковский М.П О географическом распределении//Финансовый директор. 2010 № 14 С. 47-50.
  4. Кидуэлл Д. С., Петерсон Р. Л., Блэкуэлл Д. У. Финансовые институты, рынки и деньги. – СПб.: Питер, 2010.
  5. Ковалев В. В. Финансы. Учебник. Изд. 2-е, перераб. и допол.  М.: ООО «ТК Велби», 2009.
  6. Крушвиц Л. Инвестиционные расчеты / Пер. с нем. Под общ. ред. В. В. Ковалева  и З. А. Сабова. СПб.: Питер, 2010.
  7. Пушкарева В. М. Развитие финансовой науки в России (1861 – 1917 гг.) // Финансы. 2012. № 7. с. 15 – 17.
  8. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. М. В. Романовского, проф. О. В. Врублевской, проф. Б. М. Сабанти. М.: Перспектива, Юрайт, 2009.
  9. Финансы: Учеб. пособие / Под ред. проф. А. М. Ковалевой. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2008.
  10. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л. А. Дробозиной. М.: ЮНИТИ, 2009.

 


Информация о работе История возникновения государственных и муниципальных финансов