Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 10:32, курсовая работа
Целью данной работы является изучить сущность эффекта финансового рычага.
В задачи входит:
• рассмотреть финансово—экономическое содержание
• рассмотреть методики расчета
• рассмотреть область применения
Введение
1. Сущность эффекта финансового рычага и методы расчета
1.1 Первый способ расчета финансового рычага
1.2 Второй способ расчета финансового рычага
1.3 Третий способ расчета финансового рычага
2. Сопряженный эффект операционного и финансового рычагов
3. Сила финансового рычага в России
3.1 Управляемые факторы
3.2 Размер бизнеса имеет значение
3.3 Структура внешних факторов, воздействующих на эффект финансового рычага
Заключение
Список литературы
Рентабельность активов = (нетто-результат эксплуатации инвестиций • объем реализации / активы • объем реализации) • 100%= (нетто-результат эксплуатации инвестиций/объем реализации) • (объем реализации/ активы) • 100%
Полученная формула рентабельности активов в целом называется формулой Дюпона. Показатели, входящие в состав этой формулы, имеют свои названия и свое значение.
Отношение нетто-результата эксплуатации инвестиций к объему реализации называется коммерческой маржей. По существу, данный коэффициент не что иное, как коэффициент рентабельности реализации.
Показатель «объем реализации / активы» называется коэффициентом трансформации, по существу, данный коэффициент не что иное, как коэффициент оборачиваемости активов.
Таким образом, регулирование рентабельности активов сводится к регулированию коммерческой маржи (рентабельности реализации) и коэффициента трансформации (оборачиваемости активов).
Но вернемся к финансовому рычагу. Подставим формулы чистой прибыли на одну простую акцию в обращении и нетто-результата эксплуатации инвестиций в формулу силы воздействия финансового рычага
Сила воздействия финансового рычага = процентное изменение чистой прибыли на одну простую акцию в обращении / процентное изменение нетто-результата эксплуатации инвестиций =(чистая прибыль — сумма дивидендов по привилегированным акциям/количество простых акций в обращении) / (нетто-результат эксплуатации инвестиций / активы) • 100%
Данная формула позволяет оценить, на сколько процентов изменится чистая прибыль на одну простую акцию в обращении при изменении на один процент нетто-результата эксплуатации инвестиций.
2. Сопряженный эффект операционного и финансового рычагов
Эффект производственного (операционного) рычага можно объединить с эффектом финансового рычага и получить сопряженный эффект производственного (операционного) и финансового рычага, т.е. производственно-финансового, или общего, рычага.
При этом проявляется эффект синергизма, который заключается в том, что значение совокупного показателя больше арифметической суммы значений отдельных показателей.
Таким образом, значение производственно-финансового (общего) рычага больше, чем арифметическая сумма значений показателей производственного (операционного) и финансово го рычага.
Рычаг как измеритель риска
Рычаг представляет собой не только метод управления активами, направленный на возрастание прибыли, но и измеритель риска, связанного с вложениями в деятельность предприятии .При этом различают:
1) предпринимательский риск, измеряемый производственным (операционным) рычагом;
2) финансовый риск, измеряемый финансовым рычагом;
3) совокупный риск, измеряемый общим (производственно-финансовым) рычагом.
Финансовый рычаг представляет собой не только метод управления прибылью и рентабельностью предприятия, но и измеритель риска.
Чем больше сила воздействия финансового рычага, тем больше, и, наоборот, чем меньше сила воздействия финансового рычага, тем меньше:
1) для акционеров — риск падения уровня дивидендов и курса акций;
2) для кредиторов — риск невозврата кредита и невыплаты процентов.
Объединение действий производственного (операционного) I и финансового рычагов означает усиление совокупного риска, риска, связанного с предприятием. При этом проявляется эффект синергизма, т.е. величина совокупного риска больше арифметической суммы показателей производственного (операционного) и финансового рисков.
3. Сила финансового рычага в России
В ходе масштабного исследования возможностей отечественного бизнеса по управлению структурой капитала на первом этапе исследовался вопрос, управляют ли российские компании структурой своего капитала и осознают ли, выстраивая соответствующие финансовые стратегии, финансовый риск, растущий с увеличением привлеченного заемного капитала? На втором изучалось, является ли реальным субъектом управления структурой капитала сам отечественный бизнес и в какой степени эффект финансового рычага зависит от внешних факторов?
Кто же определяет структуру капитала в России - сам отечественный бизнес или, быть может, она стихийно складывается под воздействием внешних обстоятельств? Очевидно, что бизнес пытается играть на финансовом рынке, используя разные стратегии финансирования. Различия реализуемых стратегий определяются, прежде всего, масштабами бизнеса. В целом можно констатировать, что российские компании и корпорации в достаточной мере освоили финансовые стратегии, включающие управление структурой капитала, но после 2003 г. интересы крупного бизнеса сосредоточились на внешних заимствованиях, в то время как малый и средний бизнес сохранял и усиливал свои позиции на отечественном финансовом рынке.
Механизмы привлечения капитала крупным бизнесом отличаются от тех, что доступны среднему и малому. Если представители первого выводят свои финансовые активы на международные фондовые биржи и получают дешевые займы в крупнейших европейских и американских банках, то малый бизнес довольствуется весьма дорогими кредитами отечественных банков. Получается такая картина: сегодня крупный бизнес и банки столкнулись с кризисом ликвидности, начавшимся в мире во второй половине 2007 г., и наконец осознали растущий финансовый риск. Расплачиваться за недооценку риска придется, видимо, среднему и малому бизнесу, а в конечном счете - тему населению России. Условия долгосрочного кредитования на отечественном финансовом рынке ужесточились - стоимость займов после долгого периода падения резко повысилась, объемы сократились.
Наблюдаемая дифференциация финансовых стратегий в зависимости от масштабов субъектов отечественного бизнеса связана, со степенью воздействия на них факторов внешней среды. Чем более устойчива та или иная компания к воздействии) внешних факторов, тем она самостоятельнее в управлении структурой своего капитала. Поэтому для начала определим, какие из факторов внешней и внутренней среды отечественный бизнес может использовать (и действительно использует) для повышения эффекта и силы воздействия финансового рычага.
3.1 Управляемые факторы
ЭФР положителен, если положителен дифференциал финансового рычага, рентабельность активов компании превышает стоимость заемного капитала. Компания может воздействовать на величину дифференциала, но ограниченно: с одной стороны, наращивая эффективность производства (эффект масштаба), а с другой - за счет доступа к источникам дешевого заемного капитала. Дифференциал финансового рычага - это важный информационный импульс не только для бизнеса, но и для потенциальных кредиторов, так как позволяет определить меру риска предоставления новых займов компании. Чем больше дифференциал, тем меньше риск для кредитора и наоборот. Большое плечо финансового рычага означает значительный риск как для заемщика, так и для кредитора.
Величина силы воздействия финансового рычага достаточно точно показывает степень финансового риска, связанного с фирмой. Чем больше доля затрат в налогооблагаемой прибыли (до выплаты процентов на обслуживание заемного капитала), тем больше сила воздействия финансового рычага и выше риск невозврата кредита.
Финансовый риск, порождаемый финансовым рычагом, складывается из риска падения рентабельности активов компании ниже стоимости заемного капитала (дифференциал становится отрицательным) и риска достижения такого значения плеча, когда компания уже не в состоянии обслуживать заемный капитал (происходит дефолт заемщика).
Среди параметров, влияющих на ЭФР и СВФР, выделим те, которыми компании в какой-то мере могут управлять, и неуправляемые, относящиеся к внешним факторам. К управляемым, хотя и не в полной мере, может быть отнесен параметр рентабельности активов, поскольку его значение определяется квалификацией менеджмента, умением управленцев с выгодой для компании использовать благоприятную рыночную конъюнктуру не только при сбыте продукции, но и привлекая внешний капитал. Средняя стоимость заемного капитала также относится к управляемым факторам, хотя и опосредованно: цена и другие параметры доступности кредитов для компании во многом определяются ее кредитным рейтингом, кредитной историей, динамикой роста, иногда - масштабами и отраслевой принадлежностью. Наконец, плечо финансового рычага, то есть соотношение заемного и собственного капитала (его структура) определяется самой компанией.
К не управляемым компаниями параметрам эффекта финансового рычага относится ставка налога на прибыль.
Можно ли, варьируя указанные параметры, наращивать ЭФР? Зависят ли от масштабов бизнеса компании ее возможности по управлению, например, рентабельностью активов?
Очевидно, что рентабельность активов компаний, поставляющих продукцию на экспорт, при благоприятной рыночной конъюнктуре далеко не всегда является результатом одного только управляющего воздействия. Сегодня компании, занимающиеся добычей топливно-энергетических и иных полезных ископаемых, производством кокса, нефтепродуктов, химическим, металлургическим производством и производством готовых металлических изделий или оказывающие услуги связи, в условиях благоприятной рыночной конъюнктуры получают и потребляют ренту. Практически весь бизнес в указанных сферах деятельности представлен крупными и крупнейшими корпорациями, часто с солидным государственным участием.
Сложившаяся на мировых рынках исключительно благоприятная рыночная конъюнктура способствует повышению рентабельности компаний-экспортеров не только при сбыте продукции, но и при привлечении недорогого капитала на внешних финансовых рынках. Действительно, еще недавно этим корпорациям были доступны внешние долгосрочные кредиты по ставке 6-7%, тогда как в российских банках стоимость кредитов в 2-2,5 раза выше. Крупнейшим российским компаниям зачастую было просто трудно отказываться от кредитов, так как их преподносили им, можно сказать, на блюдечке с голубой каемочкой: «Иностранцы буквально бегали за российскими банками, в первую очередь с государственным капиталом, предлагая им деньги... В мире много свободных денег, а Россия остается привлекательной страной для вложений - солидное положительное торговое сальдо, бюджетный профицит, огромные резервы, не слишком высокая инфляция»1
Наконец, возможности крупнейших корпораций по управлению структурой капитала максимальны, поскольку благоприятная рыночная конъюнктура, дешевый заемный капитал до некоторого времени существенно снижали для них не только финансовый, но и общий рыночный риск.
3.2 Размер бизнеса имеет значение
Крупный российский бизнес уже утратил возможности перекредитовываться и наращивать новую внешнюю задолженность. В этой связи произошло значительное расширение числа и масштабов слияний и поглощений в финансовом секторе.
Но вернемся к расчету эффекта финансового рычага: последним из перечисленных выше параметров, определяющих эффект и силу воздействия финансового рычага, является налог на прибыль - не управляемый бизнесом фактор. Он «работает» в пользу отечественных корпораций, поскольку, как показывает формула, чем выше ставка налога, тем ниже эффект финансового рычага. Россия может похвастать одним из самых низких в мире налогов на прибыль, ставка которого - 24%. Получив доступ к дешевым западным кредитам, отечественный крупный бизнес «снимал сливки» еще и по этому направлению.
Ну, а средний и малый бизнес, поневоле оставшись верным отечественному финансовому рынку, вынужден был довольствоваться теми источниками, которые этот рынок предлагал. Надо признать, что поток «горячих» западных денег, выплеснувшийся на рынок России, способствовал постепенному снижению стоимости внутренних кредитов для корпораций. Банковская маржа, достигшая максимума в 2004 г., когда крупнейшие банки получили выход на внешний рынок долгового капитала, постепенно сокращалась, в результате и на внутреннем рынке цена кредитов заметно снижалась. Именно в тот период росли масштабы ипотечного кредитования населения, жилищного строительства. Подешевевшие, хотя все равно дорогие по сравнению с западными, отечественные кредиты все-таки находили себе применение, работая на Россию.
Средний бизнес искал и находил новые пути к более дешевому долговому капиталу. Так, начиная с 2003 г., заметно расширяются масштабы заимствования через выпуск корпоративных облигаций средними по размеру компаниями. Причем размещались облигации часто по закрытой подписке, что, как известно, существенно снижает затраты эмитента на выпуск. Действительно, закрытый способ размещения облигаций, практикуемый при относительно небольшом (но достаточном для среднего бизнеса) масштабе эмиссии, с одной стороны, обеспечивает эмитента не только капиталом, но и хорошей кредитной историей для будущих возможных IPO, а с другой - позволяет ему получить заемный капитал по стоимости ниже банковского.
Почему участники закрытой подписки соглашаются на низкую доходность? Дело в том, что к закрытой подписке привлекаются те, кто заинтересован в реализации инвестируемого проекта, - поставщики оборудования, сырья, покупатели продукции, местные органы, которым важно появление новых рабочих мест и инвестиционная привлекательность своего города, района. В конечном итоге, помимо доходности, участники подписки получают иные выгоды: поставщики сырья - надежный рынок сбыта, покупатели - надежного поставщика, а местная власть - новые рабочие места, рост налоговых поступлений и т. п.
Малому бизнесу подобные источники заемного капитала практически недоступны. Тем компаниям, которые не включились в государственные программы поддержки малого бизнеса и не получили через них доступ к дешевым кредитам, приходилось привлекать дорогие банковские кредиты, искать партнеров с капиталом, превращая их в совладельцев, теряя самостоятельность, или уходить в тень и развиваться за счет сокращения налоговых и внебюджетных выплат.
Влияет ли (и в какой степени) финансовый риск на формирование финансовых стратегий разных по масштабу субъектов российского бизнеса? Минимальный финансовый риск в условиях благоприятной рыночной конъюнктуры несли крупнейшие корпорации-экспортеры сырья и продукции низкого передела, которые получили выход к дешевым западным долговым рынкам. А вот компании среднего и малого бизнеса, осуществлявшие заимствования на отечественном, более дорогом рынке, сталкивались и с более высоким финансовым риском.