Экономическая сущность государственных внебюджетных фондов
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2014 в 12:20, контрольная работа
Описание работы
Внебюджетные фонды – это специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов страны для финансирования конкретных социальных и экономических потребностей общегосударственного либо регионального значения. Посредством создания внебюджетных фондов любого уровня государством привлекаются значительные ресурсы для финансирования целевых мероприятий за счет специальных отчислений и других источников. Внебюджетные фонды обеспечивают строго целевое использование средств, они отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность.
Содержание работы
Введение----------------------------------------------------------------------2 1. Сущность и значение государственных внебюджетных фондов-----------------------------------------------------------------------4 1.1 Социально-экономическая сущность государственных внебюджетных фондов----------------------------------------------------4 1.2 Классификация внебюджетных фондов, источники формирования и задачи---------------------------------------------------8 2. Место государственных внебюджетных фондов в системе финансов.----------------------------------------------------------15
Заключение-------------------------------------------------------------------16 Список литературы-------------------------------------
В бюджеты государственных внебюджетных
фондов подлежат зачислению распределяемые
органами Федерального казначейства по
уровням бюджетной системы Российской
Федерации налоговые доходы от следующих
налогов, предусмотренных специальными
налоговыми режимами:
единого налога, взимаемого
в связи с применением упрощенной системы
налогообложения;
минимального налога в связи
с применением упрощенной системы налогообложения;
единого налога на вмененный
доход для отдельных видов деятельности;
единого сельскохозяйственного
налога.
Расходование средств государственных
внебюджетных фондов осуществляется исключительно
на цели, определенные законодательством
Российской Федерации, субъектов Российской
Федерации, регламентирующим их деятельность,
в соответствии с бюджетами указанных
фондов, утвержденными федеральными законами,
законами субъектов Российской Федерации.
Исполнение бюджетов государственных
внебюджетных фондов осуществляется Федеральным
казначейством.
1.2 Классификация
внебюджетных фондов, источники формирования
и задачи
В зависимости
от решаемых задач внебюджетные фонды
можно классифицировать по цели создания,
периоду функционирования и охвату проблем.
Внебюджетные фонды классифицируются
по нескольким признакам, в том числе:
субъектам, целевому назначению, сфере
охвата, времени действия и т.д..
Классификация внебюджетных
фондов рассматривается в таблице 1.
Таблица 1- Классификация внебюджетных
фондов
Внебюджетные фонды
По виду субъекта
По целевому назначению
По сфере охвата
По времени действия
Физических лиц
Юридических лиц
Государства
Межгосударственных организаций
Социальные
Экономические
Экологические
Политические
Научно-технические
Внешнеэкономические
Культурно-просветительские
Национальные
Региональные
Местные
Транснациональные
Всемирные
Постоянные
Временные
Срочные
В зависимости от цели создания
внебюджетные фонды делятся на экономические,
социальные, научно-просветительские,
внешнеэкономические, экологические,
культурно-просветительские и т.п., с последующим
их подразделением по конкретным функциональным,
отраслевым и прочим признакам. Например,
группа экономических фондов включает
инвестиционные, валютные, дорожные и
другие фонды. Социальные фонды охватывают
фонды социального страхования, медицинского
страхования, пенсионного обеспечения,
социальной поддержки населения и пр.
В зависимости от предполагаемого
периода функционирования программы или
условно намеченного времени для осуществления
конкретных целей фонды могут быть бессрочного,
долгосрочного или краткосрочного действия.
Примером первого является экологический
фонд, второго- фонд регионального развития,
третьего- фонд помощи беженцам. Однако
деление это весьма условно.
По охвату проблем внебюджетные
фонды могут быть общего (Фонд регионального
развития) и более конкретного характера
(например, Фонд развития автомагистралей
в республике, крае или области).
Наиболее близки системе бюджетов
государственные внебюджетные фонды.
Их, в отличие от целевых бюджетных фондов,
следует рассматривать как отдельные
части системы государственных финансов.
Самые известные из них - это три фонда
социального назначения: Пенсионный фонд,
Фонд социального страхования, Фонд обязательного
медицинского страхования.
Другие внебюджетные фонды
характеризуются либо территориальной,
либо экономической или отраслевой направленностью.
Это многочисленные внебюджетные фонды
территорий, включая территориальные
фонды обязательного медицинского страхования;
внебюджетные фонды научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ различных
отраслей, а также финансового регулирования
ряда отраслей и некоторые другие государственные
и негосударственные отраслевые внебюджетные
фонды.
Таким образом, значительное
количество внебюджетных фондов образовано
в рамках субъектов РФ – это так называемые
региональные или территориальные, а также
фонды, образуемые органами власти на
местах.
Внебюджетные фонды создаются двумя путями.
Один путь - это выделение из бюджета определенных
расходов, имеющих особо важное значение,
другой - формирование внебюджетного фонда
с собственными источниками доходов для
определенных целей. Так, во многих странах
был создан фонд социального страхования,
предназначенный для социальной поддержки
определенных групп населения. Другие
фонды появляются в связи с возникновением
новых ранее неизвестных расходов, которые
заслуживают особого внимания со стороны
общества. В этом случае по предложению
правительства законодательный орган
принимает специальное решение об образовании
данного внебюджетного фонда.
Материальным
источником внебюджетных фондов является
национальный доход. Преобладающая часть
фондов создается в процессе перераспределения
национального дохода. Основные методы
мобилизации национального дохода в процессе
его перераспределения при формировании
фондов - специальные налоги и сборы, средства
из бюджета и займы.
Специальные налоги и сборы устанавливаются
законодательной властью. Значительное
количество фондов формируется за счет
средств центрального, региональных и
местных бюджетов. Средства бюджетов поступают
в форме безвозмездных субсидий или определенных
отчислений от налоговых доходов. Доходами
внебюджетных фондов могут выступать
и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных
фондов положительное сальдо может быть
использовано для приобретения ценных
бумаг и получения прибыли в форме дивидендов
или процентов.
Федеральные внебюджетные фонды формируются
за счет следующих источников:
• специальные целевые налоги
и сборы, установленные для соответствующего
фонда;
• отчисления от прибыли предприятий,
учреждений и организаций;
• средства бюджета;
• прибыль от коммерческой
деятельности, осуществляемой фондом
как юридическим лицом;
• займы, полученные фондом
у Центрального банка РФ или у коммерческих
банков.
Страховые взносы с 1 января
2010 года являются основным источником
формирования бюджетов государственных
внебюджетных фондов.
Плательщиками страховых взносов
являются лица, производящие выплаты и
иные вознаграждения физическим лицам:
организации; индивидуальные предприниматели;
физические лица, не признаваемые индивидуальными
предпринимателями; индивидуальные предприниматели,
адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной
практикой.
Объектом обложения страховыми
взносами признаются выплаты и иные вознаграждения,
начисляемые плательщиками страховых
взносов в пользу физических лиц по трудовым
договорам и гражданско-правовым договорам.
Особенности деятельности внебюджетных
фондов выделены в главу 17 «Бюджеты государственных
внебюджетных фондов» Бюджетного кодекса
Российской Федерации (далее - БК РФ) [2].
Пенсионный фонд
Российской Федерации (ПФ РФ).
Как государственный внебюджетный
фонд Российской Федерации, ПФР создан
для государственного управления средствами
пенсионной системы и обеспечения прав
граждан РФ на пенсионное обеспечение.
Бюджет ПФР утверждается Государственной
Думой Федерального Собрания РФ отдельным
законом вместе с принятием Федерального
бюджета РФ. Доля бюджета ПФР в ВВП России
составляет 10,8 % — по доходам, и 10,2 % — по
расходам. ПФР выплачивает пенсии свыше
40 млн. пенсионеров и социальные выплаты
для 20 млн. льготников, ведет персонифицированный
учёт пенсионных прав застрахованных
лиц — для свыше 128 млн. граждан России.
Стандартная ставка взносов
в Пенсионный фонд составляет 22 % от фонда
оплаты труда организации, при этом взносы
не включаются в состав зарплаты отдельных
сотрудников, но учитываются пенсионным
фондом при ведении их счетов. Эти отчисления
разделяются на страховую часть и накопительную
часть пенсии. [6].
ПФ РФ является федеральным
фондом, на его долю приходится почти ¾
средств внебюджетных социальных фондов.
ПФ РФ создан
в целях государственного управления
финансами пенсионного обеспечения в
РФ и является самостоятельным финансово-кредитными
учреждением.
Первоочередной
задачей Пенсионного фонда является обеспечение
финансовой стабильности пенсионной системы,
создание условий для регулярной выплаты
пенсий в установленные сроки и повышение
их размеров с учетом изменения потребительских
цен.
Для этого он организует:
целевой сбор и аккумуляция
страховых взносов, а также финансирование
расходов в соответствии с назначением
ПФ РФ:
выплаты различным категориям
нетрудоспособного населения в виде трудовых,
военных и социальных пенсий, а также пенсий
по инвалидности, различных пособий и
компенсационных выплат.
Средства
Пенсионного фонда Российской Федерации
формируются в основном за счет страховых
взносов работодателей; граждан, занимающихся
индивидуальной трудовой деятельностью
и иных категорий работающих граждан.
Пенсионный
фонд РФ представляет собой централизованную
систему аккумуляции и перераспределения
денежных средств. В настоящее время система
Пенсионного фонда России включает центральный
аппарат, 88 региональных отделений с 2393
пунктами уполномоченных.
Руководство
ПФР осуществляет Правление и его постоянно
действующий орган - Исполнительная дирекция.
Дирекции подчиняются отделения в республиках
в составе РФ, отделения в национально-государственных
и административно-территориальных образованиях.
На местах (в городах, районах) имеются
уполномоченные Фонда. Отделения обеспечивают
организационную работу по сбору взносов
на социальное страхование, финансирование
органов социального обеспечения, региональных
программ социального обеспечения, а также
контроль за расходованием средств.
Кроме ПФР вопросами
пенсионного обеспечения занимаются Министерство
труда и социального развития РФ (назначает
и перераспределяет размеры пенсий), Министерство
связи (доставляет пенсии), сберегательные
банки (обеспечивают пенсионеров наличными
деньгами).
Фонд социального
страхования РФ
Фонд социального
страхования РФ является вторым по объему
аккумулируемых средств государственным
внебюджетным фондом.
ФСС создан
в целях обеспечения государственных
гарантий в системе социального страхования
и повышения контроля за правильным и
эффективным расходованием средств социального
страхования и является самостоятельным
государственным финансово-кредитным
учреждением.
Управление
Фондом социального страхования РФ осуществляется
Правительством РФ при участии общероссийских
объединений профсоюзов. Председатель
Фонда социального страхования и его заместители
назначаются Правительством РФ. Денежные
средства и иное имущество, находящееся
в оперативном управлении Фонда, а также
имущество, закрепленное за подведомственными
Фонду санаторно-курортными учреждениями,
являются федеральной собственностью.
Они не входят в состав бюджетов соответствующих
уровней, других фондов и изъятию не подлежат.
Основными функциями Фонда
являются:
страхование на случай временной
нетрудоспособности и в связи с материнством:
выплата пособий по беременности и родам,
единовременных пособий при постановке
на учет в ранние сроки беременности, единовременных
пособий при рождении, ежемесячных пособий
по уходу за ребенком;
оплата родовых
сертификатов;
пособий по временной нетрудоспособности (оплата "больничных");
страхование от несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний;
финансовое обеспечение предупредительных
мер по сокращению производственного
травматизма и профессиональных заболеваний;
обеспечение льготных категорий
граждан путёвками на санаторно-курортное
лечение;
обеспечение инвалидов техническими
средствами реабилитации и протезами.