Экономическая сущность страхования, его место в системе финансовых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 14:31, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Страхование - одна из древнейших категорий общественных отношений. Зародившись в период разложения первобытнообщинного строя, оно постепенно стало непременным спутником общественного производства. Первоначальный смысл рассматриваемого понятия связан со словом “страх”. Владельцы имущества, вступая между собой в производственные отношения, испытывали страх за его сохранность, за возможность уничтожения или утраты в связи со стихийными бедствиями, пожарами, грабежами и другими непредвиденными опасностями экономической жизни.

Файлы: 1 файл

Курсач.Финансы.doc

— 310.50 Кб (Скачать файл)
  1. Контроль за правильностью расчета страховых тарифов.
  2. Разработка форм и порядок статистической отчетности и контроль за финансовой отчетностью страховых организаций прежде всего со стороны Федеральной службы страхового надзора.
  3. Другие меры государственного регулирования страховой деятельности.

Органами государственной власти, осуществляющими регулирование и надзор за страховой деятельностью, являются:

  1. Федеральная служба страхового надзора;
  2. Федеральная антимонопольная служба;
  3. Федеральная налоговая служба;
  4. другие органы государственной власти РФ.

Основные функции Федеральной  службы страхового надзора:

  • выдача лицензий на осуществление страховой деятельности;
  • введение единого Государственного реестра страховщиков и их объединений;
  • ведение реестра страховых брокеров;
  • установление по согласованию с Федеральной службой государственной статистики плана счетов и правил бухгалтерского учета, показателей и форм учета страховых операций и отчетности;
  • установление сроков публикации годовых балансов и счетов прибылей (убытков) страховщиков;
  • контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;
  • установление правил формирования и размещения страховых резервов;
  • разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности в рамках компетенции;
  • обобщение страховой практики, представление предложений по совершенствованию законодательства РФ о страховании.

Регулирующая роль органов государственного страхового надзора предусматривает  выполнение в основном трех функций, с помощью которых обеспечивается надежная защита страхователей:

  • регистрация тех, кто осуществляет действия, связанные с заключением договоров страхования, – первая и главная функция. Регистрацию должны пройти все страховщики. В ходе регистрации выясняется профессиональная пригодность страховщика, его финансовое положение. Органом государственного страхового надзора акт регистрации оформляется выдачей соответствующего разрешения или лицензии;
  • обеспечение гласности. Каждый, кто профессионально занимается страховой деятельностью, обязан опубликовать проспект, содержащий полную, правдивую и четкую информацию о финансовом положении страховщика. Принцип гласности проводится через положения законодательных актов о страховой деятельности. Чтобы не допускать ограничения конкурентной борьбы, орган государственного страхового надзора должен проверить, насколько достоверна представленная информация.

Открытость информации о финансовом положении страховщиков способствует сохранению конкурентной борьбы;

  • Поддержание правопорядка в отрасли. Орган государственного страхового надзора может учинить расследование нарушений закона, принять административные меры в отношении тех, кто действует вопреки интересам страхователей, или передать дело в суд. Орган государственного страхового надзора наделен многими полномочиями по проверке оперативно-финансовой деятельности страховщиков.

Условия, порядок выдачи лицензий на страховую деятельность регламентируются Условиями лицензирования страховой  деятельности на территории РФ, утвержденными  приказом Росстрахнадзора 19.05.94.

Страхование – это строго лицензируемая деятельность. Ни одно юридическое лицо не вправе заниматься этой деятельностью без получения государственной лицензии. Осуществление же страхования без лицензии влечет за собой признание всех заключенных сделок недействительными.

Правовое регулирование страховых отношений обеспечивает цивилизованное взаимодействие на рынке страховых услуг субъектов этого сегмента рынка: страховщиков и страхователей, а также других физических и юридических лиц – получателей страхового возмещения, если они не являются страхователями финансовых, налоговых и правоохранительных органов, организаций государственного управления и др.

 

3.3 Прогноз бюджетных  отчислений в страховые фонды 
Ожидаемое в 2014 году снижение темпов роста розничного кредитования (-15 п.п.) не приведет к такому же падению темпов прироста страховых взносов. В 2014 году замедление российского страхового рынка будет незначительным (с 20% в 2013 году до 15-18% в 2014 году). Ключевыми драйверами станут развитие банковского страхования жизни и повышение доли кредитных продуктов, включающих страхование. Рост за счет банкострахования приведет к дальнейшему увеличению доли РВД и снижению прибыльности страхового бизнеса (с 10 до 6-8%).

До триллиона не дотянем: по базовому прогнозу «Эксперт РА», в 2014 году совокупный объем взносов на российском страховом рынке достигнет 920-945 млрд. рублей (прирост на 15-18%). Этот прогноз предполагает рост экономики в соответствии с базовым сценарием МЭР. В случае реализации негативного сценария (если цена на нефть снизится до 80-90 долл.), темпы прироста взносов в 2014 году составят 5-10%. При этом совокупный объем взносов на российском страховом рынке не превысит 840-880 млрд. рублей. По итогам 2013 года объем взносов составит 800 млрд. рублей (прирост – 20%).

Рост вопреки: ожидаемое замедление темпов кредитования и продаж новых автомобилей не ударит сильно по страховым компаниям. В 2014 году росту страховых взносов будет способствовать увеличение доли кредитных продуктов, включающих страхование, а также развитие рынка страхования подержанных автомобилей. Еще один драйвер – развитие накопительного страхования жизни как результат выхода на рынок такого серьезного игрока как «Сбербанк Страхование». Небольшой прирост рынка обеспечат новые обязательные виды страхования (ОС ОПО в части опасных объектов в государственной и муниципальной собственности и ОС ОП). Однако эффект от их введения окажется меньше, чем это ожидалось 1-2 года назад. Рост взносов в страховании имущества и грузов частично может произойти за счет возврата «схем». Таким образом, наибольший прирост взносов ожижается в следующих сегментах страхового рынка:

  • Страхование жизни (+30 млрд. рублей).
  • Страхование автокаско (+23 млрд. рублей).
  • Страхование от несчастных случаев и болезней (+20 млрд. рублей).
  • ДМС (+8 млрд. рублей).
  • Страхование имущества юридических лиц (+7 млрд. рублей).
  • Страхование предпринимательских и финансовых рисков (+7 млрд. рублей).

Прибыль банкам: в 2014 году произойдет рост доли РВД, комбинированного коэффициента убыточности-нетто и, в результате, снижение рентабельности собственных средств до 6-8% (с 10% в 2013 году). Ускоренный рост банкострахования с учетом крайне высоких ставок комиссий банкам будет способствовать дальнейшему росту расходов на ведение дела. Другие факторы – рост штрафов ФСФР, дополнительные расходы на организацию работы с АИС ОСАГО, а также на подготовку отчетности по МСФО. По данным «Эксперт РА», за 9 месяцев 2013 года средняя доля РВД достигла 45% (44% за 9 месяцев 2012 года). Прогноз на 2014 год – 46-47%. Ослабление курса рубля, распространение на страхование закона «О защите прав потребителей» приведут к росту страховых выплат. При этом страховщики скорее всего не решатся на заметное увеличение тарифов в связи с замедлением темпов роста взносов, чтобы не оказаться вновь в ловушке ликвидности. В результате в 2014 году следует ожидать роста комбинированного коэффициента убыточности-нетто, значение которого даже с учетом суброгации превысит 100%. В 2014 году «Эксперт РА» ожидает новую волну финансовых затруднений среди страховых компаний. Причины: рост убыточности, отмена промежуточной отчетности за 3-ий квартал 2013 года, увеличение максимально допустимой доли активов в ДУ.

 

Заключение

Оценивая ситуацию на российском страховом  рынке, можно сказать, что система  страхования крайне неравновесна. И, прежде всего, потому, что потребность в страховании неуклонно растет, а подсистема профессиональных услуг отстает в развитии, не удовлетворяет в необходимом объеме указанную потребность.

 Не составляют особого секрета  как внутренние, так и внешние проблемы отечественного рынка страховых услуг, в преломлении несовершенства российской экономики.

 К числу внутренних проблем,  т.е. корректируемых внутри системы  страхования, за счет резервов, можно отнести такие как:

- низкая финансовая устойчивость страховщиков;

- низкий уровень профессионализма  и страховой культуры;

- внутрисистемная разобщенность.

 Внешними проблемами, носящими  общегосударственный характер, можно  назвать следующие: 

- экономические (инфляция, отсутствие  государственной поддержки, низкий финансовый потенциал страхователей и др.)

  - несовершенство налогового  законодательства;

- юридические (низкий уровень  общего законодательного обеспечения  страховой деятельности, длительное  становление страхового рынка  в условиях полного отсутствия законодательной и методической базы, контроля и др.).

 В итоге, не было бы зазорным  рекомендовать использование опыта  иностранных профессионалов страхового  бизнеса, адаптируя его к отечественному  рынку. Это касается вопросов  целевого финансирования проектов, создания фондов поддержки и налоговых льгот.

Однако основной проблемой в  деятельности страховых компании остается недоработанность существующего налогового законодательства, даже вступивший в  действие новый Налоговый кодекс не смог до конца прояснить ситуацию на все стороны формирования налогооблагаемой базы страховой компании.

Современное состояние экономики, характеризующиеся развитием рыночной системы, требует от страховой организации  разработки квалифицированной налоговой  политики, а также эффективного плана хозяйственно-экономической, инновационной и финансовой деятельности.

Со всеми выше упомянутыми проблемами страховщики самостоятельно могут  справиться только по истечении долгого  времени, постепенно внося изменения. Насколько они будут поддерживаться российским государством и обществом, зависит от ответа на следующие вопросы:

  • Рассматривается ли государством страхование как потенциал для накопления капитала и отсюда - как независимый источник инвестиционного капитала для собственной экономики?
  • Рассматривается ли страхование как разгрузка госбюджета?
  • Рассматривается ли страхование как часть государственных мер по предупреждению ситуаций риска?
  • Рассматривается ли страхование, в особенности перестрахование, как форма и предпосылка для «интеграции» с международными финансовыми рынками?

Если на эти вопросы дан твердый  ответ «да», то нужно быть готовым  создать необходимые для этого  политические, правовые и финансовые условия. Ключевым моментом является, конечно же, законодательство. При  этом, прежде всего, речь идет о законах, которые регулируют страховую деятельность.

Оценивая ситуацию на российском страховом  рынке, можно сказать, что система  страхования крайне неравновесна. И, прежде всего, потому, что потребность  в страховании неуклонно растет, а подсистема профессиональных услуг отстает в развитии, не удовлетворяет в необходимом объеме указанную потребность. Не составляют особого секрета как внутренние, так и внешние проблемы отечественного рынка страховых услуг, в преломлении несовершенства российской экономики. К числу внутренних проблем, т.е. корректируемых внутри системы страхования, за счет резервов, можно отнести такие как:

- низкая финансовая устойчивость  страховщиков;

- низкий уровень профессионализма  и страховой культуры;

- внутрисистемная разобщенность;

Внешними проблемами, носящими общегосударственный  характер, можно назвать следующие:

- экономические (инфляция, отсутствие государственной поддержки, низкий финансовый потенциал страхователей и др.)

- юридические (низкий уровень общего законодательного обеспечения страховой деятельности, длительное становление страхового рынка в условиях полного отсутствия законодательной и методической базы, контроля и др.)

- политические (общеполитическая нестабильность).

В итоге, не было бы зазорным рекомендовать использование опыта иностранных профессионалов страхового бизнеса, адаптируя его к отечественному рынку. Это касается вопросов целевого финансирования проектов, создания фондов поддержки, налоговых льгот, возможности открытия иностранного страхового рынка для России, организации института страхователей - экспертов, брокеров, актуариев и др.Что касается финансовой устойчивости страховых компаний, то в с 2011 г. продолжается положительная тенденция, характеризующаяся увеличением страховых премий и резервных фондов. Если такое положение сохранится в будущем, то страховым компаниям не грозит банкротство, и они смогут возместить все суммы ущерба, которые возможно предъявят к оплате страхователи.

 

Список использованной литературы

 

  1. Архангельский В.Д., Кузнецова Н.П. «Страховой рынок России и малое предпринимательство» - СПб, 2011- 44с.
  2. Гинзб<span class="dash041e_0431_044b_044

Информация о работе Экономическая сущность страхования, его место в системе финансовых отношений