Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 18:43, творческая работа
Все началось жарким майским днем 1993 года, когда я, как классный руководитель и одновременно преподаватель социально-экономических дисциплин, сопровождал группу 230 ТС на экскурсию в Казанскую универсальную биржу. В то время был бум деятельности фондовых бирж. Россия только вступала на путь рыночных отношений. Никто из учеников не имел представления о ценных бумагах, их функциях и роли в современной рыночной экономике. Впечатления от экскурсии были настолько велики, что сами студенты высказали пожелание смоделировать нечто подобное, но уже в аудиторных условиях. Мне тогда подумалось: «А почему бы и нет!». Именно с это момента началась серьезная кропотливая работа над созданием деловой экономической игры «Фондовая биржа». На протяжении почти трех лет деловая игра подвергалась непрерывной модификации и модернизации.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ
В.В.Аксенов,
преподаватель Казанского государственного
профессионально-
Все началось жарким майским днем 1993 года, когда я, как классный руководитель и одновременно преподаватель социально-экономических дисциплин, сопровождал группу 230 ТС на экскурсию в Казанскую универсальную биржу. В то время был бум деятельности фондовых бирж. Россия только вступала на путь рыночных отношений. Никто из учеников не имел представления о ценных бумагах, их функциях и роли в современной рыночной экономике. Впечатления от экскурсии были настолько велики, что сами студенты высказали пожелание смоделировать нечто подобное, но уже в аудиторных условиях. Мне тогда подумалось: «А почему бы и нет!». Именно с это момента началась серьезная кропотливая работа над созданием деловой экономической игры «Фондовая биржа». На протяжении почти трех лет деловая игра подвергалась непрерывной модификации и модернизации. Впервые в этой игре были сформулированы основные принципы проведения деловых экономических игр в аудиторных условиях. На протяжении с 1993 по 1999 годы было создано три пользующихся неизменным успехом среди студентов дневной и заочной форм обучения игры. Из них две игры отнесены к I типу – аудиторные деловые, игры, а одна к II типу – групповые деловые игры. Проведением экономических деловых игр достигались следующие учебно-воспитательные цели:
Обучающая – формирование экономических знаний на основе включения каждого студента в реальный процесс решения возникающих экономических проблем.
Воспитательная – проявление в процессе игры деловой активности и качеств личности. Происходит активизация внимания, проявляется темперамент, развиваются интеллектуальные способности.
Развивающая – это приобретение навыков деловой расчетливости, умение производить быстрый анализ сложившейся в ходе игры экономической ситуации, расчет наиболее выгодных путей выхода из кризисных ситуаций, формирование активной творчески мыслящей личности.
В 1994 году при наблюдении колебаний курса доллара на российском рынке создалось впечатление игры на валютном рынке и возникла идея создания деловой экономической игры «Валютный рынок». В 1997 году деловая игра была оформлена в виде методразработки. Неизменный успех, сопутствовавший при проведении игры, способствовал тому, что я решился отправить материалы по этой игре в журнал «Специалист», где была опубликована заметка в рубрике «Почта» в июне 1997 года.
Затем возникла идея создания деловой экономической игры группового типа. Была создана деловая игра «Земельный капитал, или Фермер», которая была окончательно готова в 1999 году.
Правда, были не только успехи, но и поражения, когда на экономическую игру «Рынок» было потрачено около двух лет. К сожалению, эта тема оказалась слишком многогранной и я просто не рассчитал своих сил. Впрочем, на три пользующихся успехом игры приходится только одна неудачная разработка, а это, я считаю, неплохой результат. Поэтому я призываю преподавателей: «Дерзайте и Ваш труд окупится сторицей!»
Деловые экономические игры аудиторного типа.
Они предназначены для работы в классе со всей присутствующей группой.
Цель – мозговая атака всей группы. Лидерство и взаимопомощь при решении мгновенно возникающих экономических деловых ситуаций.
Задачи:
Материальное обеспечение для проведения деловых экономических игр аудиторного типа:
Экономические деловые игры разрабатывались таким образом, чтобы:
Первая деловая игра аудиторного типа «Фондовая биржа» предусматривает деление студентов на три части. Во-первых, выбирается банкир и его помощник, осуществляющие основные расчетные операции. Во-вторых, выбираются 4 дилера, занимающиеся куплей-продажей ценных бумаги вкладыванием денег в различные отрасли экономики. В-третьих, основная группа представляет собой держателей акций, получающих дивиденды и занимающихся куплей и перепродажей ценных бумаг в зависимости от их котировки.
Ход игры
Д = КА*5%
100%
Начальный капитал |
Конечный капитал | ||||
Год |
Наименование фирмы |
Стоимость |
Рентабельность | ||
Номинальная |
Курсовая |
Прибыль |
Убыток |
Вторая деловая игра аудиторного типа «Валютный рынок» была разработана при анализе колебаний курса доллара на российском рынке. Для проведения этой игры необходимо, в первую очередь, выбрать банкиров, осуществляющих основные расчетные операции по валюте. Практика показала, что для этого достаточно 2 человек, обслуживающих всю группу: Остальные участники игры активно работают в экономическом процессе кругооборота денег, .когда деньги начинают приносить дополнительные деньги.
Ход игры:
а) для банкиров:
Месяц |
Котировка валют |
Основные финансовые потоки |
Общее количество выплат |
б) для участников игры:
Начальный капитал |
Конечный капитал | |||
Месяц |
Обменный курс валют |
Рублевый эквивалент |
Потери обмена |
Прибыль |
Экономическая деловая игра группового типа «Земельный капитал, или Фермер». Большинство имеющихся экономических деловых игр являются играми группового типа, поэтому представляется нецелесообразным подробнее останавливаться на структуре игр данного типа. Достаточно купить в магазине любую деловую игру и все станет ясно.
Мною была разработана
экономическая деловая игра группового
типа, которая затрагивала
Цель – формирование творческого экономического мышления, когда участник игры предоставлен самому себе и должен самостоятельно найти выход из быстро изменяющейся экономической ситуации, складывающейся на рынке сельхозпродукции.
Задачи:
Материальное обеспечение:
Ход игры
Весь имеющийся в наличии коллектив студентов подразделяется на мелкие группы по 6-10 человек. Этим группам раздается все необходимое для проведения игры. В каждой группе выбирается общественный банкир, являющийся участником игры и по завершении одного игрового цикла осуществляющий расчетные операции с деньгами. Объясняются условия игры и игроки устанавливают свои дома на игровое поле и определяют количество принадлежащих им земель. Покупка трудовых ресурсов неизбежно влечет за собой расширение площади посевных культур. Средствами количества-качества определяется урожайность тех или иных сельхозкультур. По завершении одного кругооборота, означающего истечение года, производится продажа полученной продукции, покупка дополнительных трудовых ресурсов, выплата налогов. Таким образом, рассчитывается рентабельность производства. Студенты хорошо усваивают понятия дифференциальных рент 1 и 2, абсолютной ренты, налогов на собственность и рентабельность производства.