Экономические и социальные аспекты межбюджетных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 10:21, реферат

Описание работы

Создание основ рыночной экономики в Российской Федерации требует проведения адекватной финансово-бюджетной и налоговой политики. Важнейшей составной частью проводимых в России социально-экономических преобразований является реформирование бюджетной системы в целом и одного из ее сегментов - межбюджетных отношений. От создания оптимального механизма межбюджетных отношений, обеспечения действительного (а не просто регламентированного правом) сочетания интересов на всех уровнях бюджетной системы, от достижения подлинного финансового равноправия всех органов власти в значительной мере зависит успех экономической стабилизации в стране. Как показывает мировой опыт, создание такого механизма - исключительно сложная задача.

Содержание работы

Введение
1. Глава 1. Теоретические аспекты межбюджетных отношений
1.1 Понятие и сущность межбюджетных отношений и бюджетного федерализма
1.2 Принципы межбюджетных отношений
Глава 2. Проблемы межбюджетных отношений
2.1 Межбюджетные отношения - современная ситуация, проблемы и пути их решения
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

Институт экономики  отраслей, бизнеса и администрирования

Кафедра  экономики  отраслей и рынков

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине «Финансы»

 

на тему: «Экономические и социальные аспекты межбюджетных отношений»

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент гр. 25ЭЗ-201

Лысаков А.А.

 

Проверил:

Ковалева Е.А.                                           

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск

2012

Содержание

Введение 

1. Глава 1. Теоретические аспекты межбюджетных отношений

1.1 Понятие и сущность  межбюджетных отношений и бюджетного  федерализма

1.2 Принципы межбюджетных  отношений

Глава 2. Проблемы межбюджетных отношений

2.1 Межбюджетные отношения  - современная ситуация, проблемы  и пути их решения

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Создание основ рыночной экономики в Российской Федерации  требует проведения адекватной финансово-бюджетной  и налоговой политики. Важнейшей составной частью проводимых в России социально-экономических преобразований является реформирование бюджетной системы в целом и одного из ее сегментов - межбюджетных отношений. От создания оптимального механизма межбюджетных отношений, обеспечения действительного (а не просто регламентированного правом) сочетания интересов на всех уровнях бюджетной системы, от достижения подлинного финансового равноправия всех органов власти в значительной мере зависит успех экономической стабилизации в стране. Как показывает мировой опыт, создание такого механизма - исключительно сложная задача. Тем более сложна она для Российской Федерации, объединяющей 89 субъектов и несколько десятков тысяч муниципальных образований, весьма различных по территории, численности и плотности населения, по уровню созданного экономического потенциала, запасам природных ресурсов, климатическим условиям, национальным, культурным и историческим особенностям. Нельзя в этой связи не отметить также экономические и финансовые противоречия между Федеральным центром и субъектами Федерации, равно как и внутри последних - между органами местного самоуправления (МСУ) и государственными органами власти субъектов, острота которых не снижается, несмотря на принятые в последние годы соответствующие законодательные акты.

Необходимо подчеркнуть: какие бы идеальные модели взаимодействия бюджетов всех уровней ни были обоснованы, они не смогут эффективно реализовываться  в условиях перманентного существенного  недобора налогов и вытекающей из этого финансовой недостаточности, как соответствующих бюджетов, так и всей бюджетной системы в целом (причем в России, где все бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты "привязаны" к федеральному бюджету, недопоступление налогов в последний может вызвать взрыв в системе межбюджетных отношений). Поэтому становление действенного механизма межбюджетных отношений существеннейшим образом зависит от успехов в повышении эффективности всего общественного производства, от укрепления и расширения налогооблагаемой базы, от роста налоговых поступлений и увеличения доли собственных доходов бюджетов всех уровней.

 

Глава 1. Теоретические  аспекты межбюджетных отношений

1.1 Понятие и сущность  межбюджетных отношений и бюджетного  федерализма

Межбюджетные отношения - совокупность отношений между органами государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ и органами местного самоуправления по поводу разграничения и закрепления бюджетных полномочий, соблюдения прав, обязанностей и ответственности законодательных, представительных и исполнительных органов власти в области составления, утверждения и исполнения бюджетов и бюджетного процесса. Термин «межбюджетные отношения» стал употребляться на практике в период становления рыночных отношений. Затем его начали использовать и в законодательных актах, заменив ранее употребляемый термин «бюджетные отношения». Данный термин был введен в Бюджетный кодекс РФ. Вступил в силу с 1 января 2000 года (ст.1 Федерального закона «О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации» от 25.06.99 № 159-ФЗ). В статье 129 Кодекса межбюджетные отношения определяются как «отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления».

Конституция РФ законодательно закрепила 3 уровня государственной власти в России: федеральную, региональную, муниципальную. Следствием этого явилось и законодательное закрепление "предметов ведения", того или иного уровня власти. Совершенно очевидно, что реализация государственных полномочий осуществляется, прежде всего, через обеспечение соответствующего финансирования, в основной своей части состоящего из бюджетных средств.

Совокупность межбюджетных отношений основывается на бюджетном  федерализме.

Бюджетный федерализм - форма организации межбюджетных отношений в федеративном государстве. В силу этого в российской экономической системе он является адекватной формой осуществления межбюджетных отношений. Российская система бюджетного федерализма включает в себя следующие элементы:

  1. два полюса бюджетных потоков (федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации);
  2. налоговый федерализм как систему федеральных, региональных и местных налогов;
  3. блок межбюджетных трансфертов (средств одного бюджета бюджетной системы РФ, перечисляемых другому бюджету бюджетной системы РФ Статья 6 БК РФ в ред. от 20.08.04 № 120-ФЗ.;
  4. блок взаимных расчетов;
  5. блок целевых бюджетных фондов (Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, Федеральный фонд регионального развития, Федеральный фонд компенсаций).

Под межбюджетными отношениями  в самом общем виде понимается:

  1. распределение расходов, предполагающее разделение и правовое закрепление между федеральным, региональным и местным уровнями ответственности за выполнение отдельных социальных и экономических функций;
  2. обоснование величины расходов, адекватно закрепленным за каждым уровнем бюджетной системы полномочиям;
  3. распределение доходов, предусматривающее определение и правовое закрепление источников доходов бюджетов всех уровней;
  4. формы поддержки регионов, подразумевающие определение и правовое закрепление критериев организации межбюджетных финансовых потоков, исходя из территориальной структуры расходов и сводного финансового потенциала территорий.

Особую подсистему межбюджетных связей составляют связи внутри субъектов Федерации. Здесь межбюджетные потоки циркулируют от бюджета субъекта Федерации (республиканского, областного, краевого, окружного) к местным бюджетам. Этот блок, входя в общую систему межбюджетных отношений, выпадает юридически из отношений бюджетного федерализма, поскольку местные органы не являются субъектами федеративных отношений, а органы местного самоуправления в Российской Федерации по ее Конституции не входят в систему органов государственной власти.

Одним из центральных вопросов бюджетного федерализма является бюджетное выравнивание. Различаются вертикальное и горизонтальное выравнивания. Вертикальное выравнивание означает устранение несоответствий между равными функциями региональных бюджетов и поступлениями, закрепленными за данным бюджетным уровнем.

Горизонтальное выравнивание означает пропорциональное распределение  налогов между субъектами Федерации  для устранения (или снижения) неравенства  в налоговых возможностях различных  территорий. Такие проявления неравенства регионов рассматриваются в теории.

Само по себе бюджетное  выравнивание отнюдь не является решающим признаком бюджетного федерализма, ибо оно может иметь место  и в унитарном государстве.

Если говорить упрощенно, то система бюджетного выравнивания определяет такое взаимодействие между федеральным бюджетом и субъектами федерации, которое позволяет любому гражданину, проживающему в России, получать определенный уровень государственных услуг, независимо от того, на территории какого региона он проживает.

В России оба направления  бюджетного выравнивания сопряжены  с огромными трудностями. Задача горизонтального выравнивания становится здесь сложна, как ни в одной  другой стране мира, поскольку решение  задачи обеспечения каждому гарантированных  государством услуг связано с большими различиями в экономическом положении тех или иных регионов, с различным уровнем затрат и большой дифференциацией бюджетных возможностей региональных и местных органов власти. Существенное воздействие на обеспечение каждому социальных стандартов, гарантированных государством, оказывают рыночные процессы и продолжающийся экономический кризис, заставляющий предприятия отказываться от социальных затрат и сокращать численность работников, которые обращаются за защитой к государству. Эти факторы породили ряд факторов, которые наряду с естественными географическими должны непременно учитываться при организации горизонтального выравнивания бюджетной обеспеченности. Это и дифференциация населения по уровню денежных доходов, и существенные региональные различия в прожиточном минимуме, и разный уровень цен. Все это значительно усложняет и без того непростую задачу бюджетного выравнивания.

 

1.2 Принципы межбюджетных  отношений

Наличие федеративного  административно-территориального устройства само по себе еще не является достаточным признаком бюджетного федерализма. В прежней экономической системе преобладал, по существу, унитарный подход к межбюджетным отношениям, когда основная часть бюджета концентрировалась на уровне центрального правительства (более 61% в 1992 году), а весь бюджетный процесс находился под постоянным управлением и контролем центра. Это отражено в принципах межбюджетных отношений, закрепленных в Бюджетном кодексе РФ. К ним относятся:

  1. распределение и закрепление расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Российской Федерации;
  2. разграничение (закрепление) на постоянной основе и распределение по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;
  3. равенство бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенство бюджетных прав муниципальных образований;
  4. выравнивание уровней бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
  5. равенство всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации.

Первый принцип разграничения  расходов между бюджетами разных уровней, означает закрепление в  соответствии с законодательством  РФ расходов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (и местного самоуправления) по установлению и использованию расходных обязательств. Статья 30 БК РФ в ред. от 20.08.04 № 120-ФЗ; статьи 129, 130 БК РФ в ред. от 23.12.03. С 1 января 2005 года в статьях 50, 56, 61-61.2 Кодекса в качестве собственных налоговых доходов бюджетов перечисляются налоги и называется норматив, по которому они подлежат зачислению в тот или иной бюджет.

Второй принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, а также муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным кодексом РФ.

Третий принцип выравнивания уровней бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований, направлен на достижение бюджетной обеспеченности каждого региона страны на уровне не ниже среднероссийского и реализуется путем предоставления финансовой помощи в форме дотаций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ (из бюджетов субъектов РФ местным бюджетам) Статьи 129,135 БК РФ в ред. от 20.08.04 № 120-ФЗ; статьи 133,139 БК РФ в ред. от 23.12.03..

Четвертый принцип равенства  всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.

Разграничение расходов между различными уровнями бюджетной  системы

Из федерального бюджета  финансируются следующие виды расходов:

1.Обеспечение деятельности  Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;

2.Функционирование федеральной  судебной системы;

3.Национальная оборона  и обеспечение безопасности государства,  осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

4.Обслуживание и погашение  государственного долга РФ;

5.Прочие расходы.

Исключительно из бюджетов субъектов РФ финансируются следующие  виды расходов:

1.Обеспечение функционирования  органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ;

Информация о работе Экономические и социальные аспекты межбюджетных отношений