Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 10:42, контрольная работа
В различных экономических трудах можно встретить несколько отличающиеся друг от друга подходы к проблеме дисбаланса бюджета. Однако в последнее время большинство экономистов согласились с точкой зрения Дж. М. Кейнса, великого экономиста 20-го века. Так как благодаря Кейнсу с середины тридцатых годов дефицит государственного бюджета стал применяться в качестве источника возможностей государственного регулирования экономики, в конце двадцатого века не осталось практически ни одной страны, могущей похвастаться отсутствием бюджетного дефицита.
Экономические и социальные последствия бюджетного дефицита....3стр.
Социально-экономическая сущность налогов....................................10стр.
Затраты на государственные капитальные вложения,их значение
для экономики.......................................................................................13стр.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Департамент научно-технологической политеке и образования
ФГБОУ ВПО “КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ”
Инстит: ММиО
По дисциплине: “Финансы и кредит.”
Вариант 9.
Красноярск 2013г.
Содержание.
для экономики.....................
1. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И ЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
1. Сущность бюджетного дефицита и причины его возникновения
В различных экономических трудах можно встретить несколько отличающиеся друг от друга подходы к проблеме дисбаланса бюджета. Однако в последнее время большинство экономистов согласились с точкой зрения Дж. М. Кейнса, великого экономиста 20-го века. Так как благодаря Кейнсу с середины тридцатых годов дефицит государственного бюджета стал применяться в качестве источника возможностей государственного регулирования экономики, в конце двадцатого века не осталось практически ни одной страны, могущей похвастаться отсутствием бюджетного дефицита.
Итак, с точки зрения кейнсианцев, бюджетный дефицит является обычным последствием проведения фискальной политики, и ничем более. Обоснованность каждого данного дефицита зависит от необходимости регулирования величины государственных вливаний в величину валовых расходов экономики. С точки зрения кейнсианцев сбалансированный бюджет имеет право на существование лишь тогда, когда экономика находится в равновесии в состоянии полной занятости, причем величина слагаемых, увеличивающих валовые расходы экономики полной занятости, равна величине слагаемых, уменьшающих валовые расходы экономики полной занятости. Если же хотя бы одно из вышеуказанных условий не выполнено, несбалансированность бюджета будет обоснованна.
Казалось бы, что может быть проще – сократить
расходную часть бюджета, если доходная
недостаточна, и дело с концом. Однако
в реальной жизни расходную часть сокращать
не только достаточно сложно, но и иногда
нельзя.
Например, нельзя с экономической точки
зрения сокращать расходы на страхование,
капитальную амортизацию; с политической
точки зрения – на социальные нужды, на
вооружения и т.п. Лишь малая часть расходов
бюджета зависит от решений, принятых
именно в этом году. Большая же их часть
необходима для выполнения утвержденных
ранее программ, как-то помощь инвалидам,
участникам войн, разнообразных федеральных
программ.
Кроме того, хотя существование защищенных статей расходов бюджета и сокращает возможности варьирования фискальной политики, эти расходы часто являются стабилизаторами экономического положения в стране. Дефицит бюджета, связанный с действием таких стабилизаторов, называют циклическим.
Итак, циклический дефицит государственного
бюджета является результатом действия
встроенных стабилизаторов экономики.
"Встроенный"
(автоматический) стабилизатор - экономический
механизм, позволяющий снизить амплитуду
циклических колебаний уровней занятости
и выпуска, не прибегая к частым изменениям
экономической политики. В качестве таких
стабилизаторов в индустриальных странах
обычно выступают прогрессивная система
налогообложения, система государственных
трансфертов (в том числе страхование
по безработице) и система участия в прибылях.
"Встроенные" стабилизаторы экономики
относительно смягчают проблему продолжительных
временных лагов дискреционной фискальной
политики, так как эти механизмы "включаются"
без непосредственного вмешательства
правительства.
При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада экономической активности правительство принимает специальные решения, направленные на увеличение уровней занятости и выпуска. В ходе осуществления этих решений вследствие увеличений госрасходов (например, на финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или снижения налогов правительство целенаправленно создает дефицит госбюджета. Соответственно, в период подъема в целях сдерживания инфляционных тенденций целенаправленно создается бюджетный излишек.
Дискреционная политика правительства связана со значительными внутренними временными лагами, так как изменение структуры госрасходов или ставок налогообложения предполагает длительное обсуждение этих мер в парламенте.
При недискреционной фискальной политике бюджетные дефициты и излишки возникают автоматически, в результате действия встроенных стабилизаторов экономики, так как эти механизмы "включаются" без непосредственного вмешательства правительства.
Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхования занятости является первоочередной задачей для переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления.
Степень встроенной стабильности экономики непосредственно зависит от величин циклических бюджетных дефицитов, которые выполняют функции автоматических "амортизаторов" колебаний совокупного спроса. Он вызван автоматическим сокращением (увеличением) налоговых поступлений и увеличением (сокращением) государственных трансфертов на фоне циклического спада (подъема) деловой активности.
В фазе циклического подъема совокупный доход увеличивается, и поэтому налоговые отчисления автоматически возрастают, а трансфертные платежи автоматически снижаются. В результате возрастает циклический бюджетный излишек, и инфляционный бум относительно сдерживается. В фазе циклического спада совокупный доход снижается, и поэтому налоги автоматически падают, трансферты растут. В итоге увеличивается циклический бюджетный дефицит на фоне относительного роста совокупного спроса и объема производства, что относительно ограничивает глубину спада.
Даже в том случае, когда все государственные расходы упрощенно представлены как неизменная величина, не зависящая от динамики текущего дохода, степень встроенной стабильности экономики оказывается тем выше, чем выше уровень налоговых ставок.
В то же время надо отметить, что увеличение степени встроенной стабильности экономики противоречит другой, более долгосрочной цели бюджетно-налоговой политики - укреплению стимулов к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Стимулы к инвестированию, к предпринимательскому риску и к труду оказываются относительно сильнее в условиях постепенного снижения предельных ставок налогообложения. Однако это снижение сопровождается сокращением величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, а следовательно, и снижением степени встроенной стабильности экономики.
Выбор приоритетов между краткосрочными и долгосрочными эффектами бюджетно-налоговой политики является сложной макроэкономической проблемой и для индустриальных, и для переходных экономик.
Встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВВП вокруг его потенциального уровня, а только ограничивают амплитуду этих колебаний. На основании данных о циклических бюджетных дефицитах и излишках нельзя оценивать эффективность мер фискальной политики, так как наличие циклически несбалансированного бюджета не приближает экономику к состоянию полной занятости ресурсов, а может иметь место при любом уровне выпуска. Поэтому встроенные стабилизаторы, как правило, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики.
Для изучение эффективности фискальной
политики реальный дефицит делится не
только на циклическую, но и на структурную
составляющие.
Циклическая составляющая, как уже было
сказано, отражает изменения, вызванные
фазой экономического цикла, как-то изменения
в налоговых поступлениях и государственных
трансфертах. Структурный дефицит отражает
влияние фискальной политики. Вместо сравнения
реальных расходов и доходов бюджета,
при вычислении структурного дефицита
сравниваются расходы и доходы бюджета
в условиях полной занятости. (Структурный
дефицит иногда называют дефицитом полной
занятости).
Структурный дефицит государственного бюджета - разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости. Оценки структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства. Сложности определения уровня полной занятости ресурсов, естественного уровня безработицы и потенциального объема выпуска затрудняют расчеты структурных излишков и дефицитов государственного бюджета, хотя именно на основе динамики этих макроэкономических индикаторов оценивается эффективность мер фискальной политики в долгосрочном плане.
Дефицит бюджета может возникнуть и в результате чрезвычайных обстоятельств – войн, стихийных бедствий, катаклизмов, – когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода. В таких случаях бюджетный дефицит, естественно, нежелательное, но неизбежное явление. Но еще более опасная и тревожная форма бюджетного дефицита - это когда он является отражением кризисных явлений в экономике, ее развала, неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае требуется принятие не только срочных и действенных экономических мер, но и соответствующих политических решений.
Особо здесь следует отметить такие явления,
как спад производства и рост «теневого»
сектора экономики. Наличие этих причин
приводит к уменьшению налоговой базы.
В первом случае происходит сокращение
производства, уменьшается получаемая
прибыль, следовательно, уменьшаются поступления
в бюджет. В результате план поступления
в бюджет не выполняется. Во втором случае
предприятия вообще перестают платить
налоги.
Ведь «теневая» экономика отличается
от обычной («легальной») лишь тем, что
фирмы и предприятия, действующие в ней,
нигде не регистрируются и, следовательно,
никаких налогов не платят.
Кроме выше перечисленных видов дефицита необходимо отметить еще один оченьраспространенный, а именно квазифискальный дефицит государственного бюджета.
Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит - существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства как в индустриальных, так и в переходных экономиках.
Квазифискальные операции включают, например, следующие:
- финансирование
- накопление в коммерческих
банках большого портфеля
- отдельные операции, связанные
с государственным долгом, а также
финансирование Центральным
То есть, так или иначе к появлению скрытого дефицита приводит неумелое составление бюджета, неверная оценка макро показателей используемых при составлении статей доходов, а также использование последних не в полном объеме. В дальнейшем, в ходе бюджетного процесса правительство вынуждено производить периодический пересмотр расходной части бюджета, что в конечном итоге, приводит к секвестру отдельных статей последнего. В свою очередь совокупность сокращенных статей бюджета приводит к накапливаемому или скрытому дефициту бюджета, а это не что иное, как увеличение государственного долга и соответственно увеличение расходов по его обслуживанию, и как следствие, увеличение реального дефицита бюджета страны.
1.2 Социально-экономические
последствия бюджетного
Как уже говорилось, современная фискальная
политика признает использование несбалансированных
бюджетов для целей стабилизации экономики.
А это, вполне вероятно, может привести
к росту государственного долга.
Государственный долг- это общая накопленная
сумма всех положительных сальдо бюджетов
за вычетом всех дефицитов, которые имели
место в стране.
Увеличивающийся государственный долг
является основным последствием дефицитов
федерального бюджета.
Информация о работе Экономические и социальные последствия бюджетного дефицита