Экономические основы прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 01:07, контрольная работа

Описание работы

Целью деятельности любого предприятия является прибыль. Прибыль – это качественный показатель эффективности деятельности предприятия, который характеризует рациональность использования предприятием средств производства, а так же финансовых, трудовых, материальных ресурсов.
Получить прибыль предприятие может, лишь производя товар или услуги, пользующиеся спросом и удовлетворяющие потребности общества. Причем существенную роль будет играть цена этих товаров и услуг – она должна соответствовать платежеспособности потребителей.

Файлы: 1 файл

финансы.docx

— 68.66 Кб (Скачать файл)

Учреждение образования  «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

Факультет      заочный     

Кафедра      статистики, бухгалтерского учета, анализа и аудита

Специальность 1-25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Финансы предприятия»

 

 

 

ВАРИАНТ 16

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила          студентка VI курса

                                                                                             гр.ЭУП

  Шифр 25536

  Гончар Е.В.

 

 

 

Проверил         доцент

 Горобец П.Д.

 

 

 

 

 

 

Минск 2013

Вариант 16

 

1.Экономические основы прибыли.

Целью деятельности любого предприятия  является прибыль. Прибыль – это  качественный показатель эффективности  деятельности предприятия, который  характеризует рациональность использования  предприятием средств производства, а так же финансовых, трудовых, материальных ресурсов.

Получить прибыль предприятие  может, лишь производя товар или  услуги, пользующиеся спросом и удовлетворяющие  потребности общества. Причем существенную роль будет играть цена этих товаров  и услуг – она должна соответствовать  платежеспособности потребителей.

Что касается самого предприятия, то для него формирование цены осуществляется с учетом издержек. Приемлемая цена продукции предприятия возможна лишь в случае, когда предприятие  не превышает определенный уровень  издержек.

В результате сумма потребляемых ресурсов и затрат должна быть меньше получаемой выручки. Это будет означать, что  предприятие работает с прибылью. Если предприятие работает без получения  прибыли, то, в условиях рыночной экономики, оно истощит свои ресурсы и  уйдет из производственной сферы, став банкротом.

Прибыль отражает чистый доход предприятия  и выполняет следующие функции:

  • характеризует экономический эффект от деятельности предприятия. Если предприятие получает прибыль, это значит, что все расходы по производству продукции покрываются доходами;
  • обладает стимулирующей функцией, так как является основой для дальнейшего расширения производства, его усовершенствования, а так же для увеличения заработной платы работников и выплаты дивидендов владельцам и акционерам; 
  • является источником пополнения бюджетов разного уровня, формируя финансовые ресурсы не только самого предприятия, но и государства в целом.

Максимальная прибыль и ее устойчивый рост – важнейшее условие процветания  не только конкретного предприятия, но и национальной экономики в  целом. Благодаря получению прибыли, предприятие может увеличить  свои масштабы, укрепить позиции на рынке. Как правило, этот процесс  сопровождается обновлением и усовершенствованием  самого предприятия. Это является общей  целью предпринимательства.

В экономическом смысле прибыль  исчисляется как разность между  денежными поступлениями и выплатами, в хозяйственном – как разность между имущественным состоянием рассматриваемого предприятия на конец  и начало расчетного периода.

Поскольку существует разница между  экономическим и бухгалтерским  подходом к издержкам предприятия, различают экономическую и бухгалтерскую  прибыль. Связь между этими категориями  выражается в формулах расчета:

  • Бухгалтерская прибыль равна совокупному доходу предприятия минус бухгалтерские (явные) издержки;
  • Экономическая прибыль равна совокупному доходу минус экономические (явные + неявные издержки),
  • Экономическая прибыль равна бухгалтерской прибыли минус неявные издержки.

Существуют различные виды прибыли:

  • Валовая прибыль – это сумма прибыли (убытка) предприятия от реализации всех видов продукции предприятия (услуг, работ, имущества), а так же доходов от внереализационных операций (за минусом суммы расходов по ним). Валовая прибыль – показатель эффективности производства. 
  • Прибыль (убыток) от реализации продукции равна выручке от реализации (без НДС и акцизов, а так же косвенных налогов и сборов) минус затраты на производство и реализацию (включаемые в себестоимость данной продукции). Если в условиях стабильных оптовых цен прибыль предприятия возрастает, это свидетельствует о снижении суммарных индивидуальных затрат предприятия на производство продукции и ее реализацию. Прибыль от реализации – это показатель основной деятельности предприятия, т.е. деятельности по производству и реализации своей продукции.
  • Прибыль до налогообложения (или балансовая, бухгалтерская прибыль) – отражается в балансе предприятия, является конечным финансовым результатом деятельности предприятия; выявляется посредством бухгалтерского учета всех его хозяйственных операций и оценки статей баланса. Бухгалтерская прибыль является показателем эффективности всей хозяйственной деятельности предприятия. 
  • Налогооблагаемая прибыль – рассчитывается при налоговом учете в рамках действующего законодательства, является основанием для определения налогооблагаемой базы.
  • Чистая прибыль (убыток) за отчетный период (или прибыль к распределению) – это та часть прибыли, которая остается у предприятия после уплаты всех налогов и обязательств и используется на нужды предприятия (развитие производства, социальные нужды и т.д.).

Кроме перечисленных, в научной экономической литературе используются множество других видов прибыли. Большое внимание специалисты уделяют анализу прибыли, то есть анализу финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия, используя различные подходы и степень детализации.

Показатели финансовых результатов  наглядно демонстрируют эффективность  деятельности предприятия в абсолютной оценке, что является важным не только для самого предприятия, но и для  лиц, заинтересованных в его деятельности. К примеру, руководству предприятия  данный анализ поможет выявить перспективы  дальнейшего развития предприятия, поскольку важнейшим источником финансирования в этих целях является прибыль.

Основные задачи анализа прибыли:

  • обоснование плановой величины прибыли в соответствии с объемом и себестоимостью реализуемой продукции;
  • оценка прибыли в соответствии с бизнес-планом;
  • расчет влияния различных факторов на отклонение величины фактической прибыли от плановой;
  • выявление резервов для роста прибыли и путей их использования.

Анализ финансовых результатов  проводится в нескольких направлениях:

  • горизонтальный анализ, заключается в изучении изменений величины показателей за анализируемый период;
  • вертикальный анализ, является анализом структуры показателей прибыли, а так же их структурной динамики;
  • факторный анализ, состоит в выявлении факторов и источников роста прибыли и их количественной оценке;
  • оценка показателей рентабельности в динамике.

Для проведения анализа прибыли  используются следующие источники: бухгалтерский баланс предприятия, отчет о прибылях и убытках, учетный  регистр и финансовый план предприятия.

Важным для предприятия является анализ «качества» прибыли, то есть структуры  источников ее формирования. Высокое  «качество» прибыли означает рост объемов  производства продукции с одновременным  снижением ее себестоимости. При  низком «качестве» прибыли рост объемов  производимой продукции отсутствует, одновременно имеет место увеличение реализационных цен на эту продукцию.

Для предприятия необходимо в целях  повышения «качества» прибыли стремиться снизить себестоимость производимой продукции. Таким образом, «качество» прибыли характеризует эффективность  использования предприятием имеющихся  резервов. 

Важнейший аспект анализа прибыли  – определение безубыточного, или  критического, объема производства и  реализации продукции. Объем будет  являться безубыточным, если полная себестоимость  производимой продукции будет равна  выручке от ее реализации. В этом случае предприятие не получает ни убытка, ни прибыли от реализации продукции.

Такую ситуацию еще называют порогом  рентабельности или точкой безубыточности (критической точкой). Для достижения порога рентабельности необходимо произвести и реализовать такой объем  продукции, чтобы за счет величины выручки  от реализации покрыть переменные и  постоянные издержки предприятия. Для  получения прибыли необходимо увеличение объема производства и продаж. Если же этот объем будет меньше критического, то предприятие получит убыток.

Только на основе анализа прибыли  можно выработать верные управленческие решения, разработать бизнес-планы и т.д. Это справедливо по отношению к любому предприятию, вне зависимости от их размера, вида и масштабов деятельности, а так же формы собственности.

 

2. Финансы акционерных обществ

Акционерное общество (АО) – это  коммерческая организационно-правовая форма объединения, образованного  путем добровольного сокращения юридических и физических лиц (в  том числе иностранных), объединивших свои средства и выпустивших в  обращение акции с целью получения  прибыли.

Финансы акционерных обществ –  это денежные отношения, возникшие  на всех стадиях создания, деятельности, реорганизации и ликвидации АО.

Роль финансов акционерных обществ  многогранна: они охватывают денежные отношения с учредителями общества, трудовым коллективом, поставщиками, покупателями, бюджетом, банками, внебюджетными, страховыми и другими организациями.

Таким образом, финансы АО функционируют  в процессе приобретения сырья, материалов и других товарно-материальных ценностей, реализации производственной продукции (услуг), в процессе инвестиций, формирования акционерного капитала и резервов, создания и распределения прибыли, при выплате дивидендов по акциям и процентов по облигациям, в процессе уплаты налогов в бюджет, при получении  и погашении кредитов, при взносах  во внебюджетные фонды и т.п.

Тем самым финансы АО выполняют  функции формирования денежных капиталов (уставного капитала, оборотного капитала, доходов, прибыли, резервов и др. фондов), распределения этих денежных фондов и контроля за их созданием и использованием.

Акционеры открытого акционерного общества могут отчуждать принадлежащие  им акции без согласия других акционеров. Такое общество может проводить  открытую подписку на выпускаемые им акции и свободно продавать их. ОАО может проводить закрытую подписку на выпускаемые им акции, кроме  случаев, когда возможность проведения закрытой подписки ограничена уставом  общества или законом.

Открытое акционерное общество не имеет ограничений по числу  акционеров.

Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его  учредителей или другого, заранее  определенного круга лиц, является закрытым акционерным обществом. Такое  общество не проводит открытую подписку на выпускаемые им акции и не предлагает их для приобретения неограниченному  кругу лиц. ЗАО имеет ограничение  по числу акционеров — не более 50 участников. Если число акционеров ЗАО превысит установленный законом  предел, ЗАО в течение одного года должно преобразоваться в ОАО. Если число акционеров не уменьшится до установленного законом предела, ЗАО  подлежит ликвидации в судебном порядке.

Акционеры ЗАО имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых  другими акционерами этого общества, по цене предложения другому лицу. Уставом может быть предусмотрено  преимущественное право ЗАО на приобретение акций, продаваемых его акционерами, если акционеры не использовали свое преимущественное право приобретения акций.

Если учредителями АО выступают  Российская Федерация, субъект РФ или  муниципальное образование, кроме  АО, образованных в процессе приватизации государственных и муниципальных  предприятий, то такие общества могут  быть только открытыми.

Учредители заключают между  собой договор о создании АО, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельностиiпо учреждению общества, размер уставного капитала, категории и типы акций, подлежащих размещению среди учредителей, размер и порядок их оплаты, права и обязанности учредителей по созданию общества. Договор о создании АО не является его учредительным документом.

АО не может иметь в качестве единственного учредителя другое хозяйственное  общество, состоящее из одного лица. Учредители АО несут солидарную ответственность  по обязательствам, связанным с его  созданием и возникающим до государственной  регистрации данного общества. АО несет ответственность по обязательствам учредителей, связанным с его  созданием, только в случае последующего одобрения их действий общим собрание акционеров.

Единственным учредительным документом АО является устав.

В уставе АО содержатся следующие  основные сведения:

· тип общества — открытое или закрытое;

· количество, номинальная стоимость, категории акций и типы привилегированных акций;

· права акционеров — владельцев акций каждой категории и типа;

· размер уставного капитала;

Информация о работе Экономические основы прибыли