Экономика германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 17:50, реферат

Описание работы

Экономика Германии является крупнейшей экономикой Европы. В 2009 году в рейтинге стран по общему объёму ВВП Германия занимала четвёртое место[4], и пятое место в рейтинге по объёму ВВП по паритету покупательной способности[5]. До 2007 года Германия занимала соответственно третье и четвёртое место.

Файлы: 1 файл

Экономика Германии .doc

— 177.00 Кб (Скачать файл)

Экономика Германии является крупнейшей экономикой Европы. В 2009 году в рейтинге стран по общему объёму ВВП Германия занимала четвёртое место[4], и пятое место в рейтинге по объёму ВВП по паритету покупательной способности[5]. До 2007 года Германия занимала соответственно третье и четвёртое место. 
 
 

 
ВВП (номинальный) 3 235 миллиарда  (2009)
ВВП по ППС 2 815 миллиардов (2009)
Место по ВВП по ППС по объёму: 5-е
ВВП на душу населения по ППС 39 442 (2009)
ВВП по секторам сельское  хозяйство: 1%

промышленность: 30%

сфера услуг: 69,1% (2006)

Инфляция (ИПЦ) 1,7% (2006)
Население за чертой бедности 11% (2001)
Индекс  развития человеческого  потенциала (ИРЧП) 10-е место  (2010)
Экономически  активное население 43,57 миллиона
Занятое население по секторам сельское  хозяйство: 2,8%

промышленность: 33,4%

сфера услуг: 63,8% (1999)

Уровень безработицы 8,1% (2009)[1]
Основные  отрасли автомобилестроение, станкостроение, машиностроение, химическая…
Внешняя торговля
Экспорт 803,2 миллиард (2009)[2]
Статьи  экспорта машины, автомобили, химикаты,…
Партнёры  по экспорту Франция (9,7%), США (8,6%), Соединённое королевство (7,3%), Италия (6,7%), Нидерланды (6,2%), Бельгия (5,5%), Австрия (5,5%), Испания (4,7%) (2006)
Импорт 667,1 миллиарда  (2009)[3]
Статьи  импорта машины, автомобили, химикаты,…
Партнёры  по импорту Нидерланды (11,7%), Франция (8,7%), Бельгия (7,6%), Соединённое королевство (5,9%), Китай (5,9%), Италия (5,5%), США (5,1%), Австрия (4,3%), Россия (4%) (2006)
Государственные финансы
Государственный долг 83% ВВП  (2010)
Внешний долг $4,7 трлн. ( июнь 2010)
 
 
 

Важнейшие отрасли  экономики

Традиционно одной  из ведущих отраслей экономики Германии является промышленность, доля которой  в ВВП страны составляет 29 % (в 2003 г.), а в совокупном экспорте — 87 % (2006 г.), тем самым она является мотором внешней торговли. Также развито сельское хозяйство, энергетика. За последнее время значение отдельных отраслей экономики изменилось. Значительно повысился вес сферы услуг, которая сегодня почти догнала промышленный сектор ФРГ. Ведущие позиции в мире занимают германские информационные и биотехнологии, а также технологии по использованию возобновляемых источников энергии и экологически чистые технологии.

[править]

Промышленность  Германии

Промышленность  Германии обеспечивает стране лидерство  на многих мировых рынках готовой  продукции. Наиболее конкурентоспособными отраслями являются:

  • автомобилестроение;
  • электротехническая промышленность;
  • общее машиностроение (производство станков, различных приборов);
  • транспортное машиностроение (вагоностроение, самолетостроение);
  • химическая, фармацевтическая и парфюмерно-косметическая промышленность;
  • точная механика и оптика;
  • чёрная металлургия;
  • авиационно-космическая промышленность;
  • производство информационной и коммуникационной техники
  • судостроение

В германской промышленности, как и в промышленности других индустриальных западных стран, происходят структурные изменения. Некоторые традиционные отрасли, например сталелитейная и текстильная промышленность, за последние годы в некоторых случаях сильно утратили свои позиции в результате перемещения рынков сбыта и конкуренции со стороны стран с низкими зарплатами или же, как в случае с фармацевтической промышленностью, в результате поглощений и слияний перешли в собственность иностранных компаний. В то же время промышленность по-прежнему является важнейшей опорой германской экономики и — по сравнению с другими индустриальными государствами, например Великобританией или США, — имеет широкую базу: на промышленных предприятиях здесь заняты 8 млн человек.

Крупнейшие германские концерны имеют свои филиалы, производственные и научно-исследовательские мощности по всему миру. Среди них — общеизвестные автомобильные концерны Volkswagen, BMW, Daimler, химические Bayer, BASF, Henkel Group, конгломерат Siemens, энергетические — E.ON и RWE или группа Bosch.

В последнее время  удельный вес промышленности в экономике  заметно сократился. В результате долгосрочных структурных изменений  её доля в ВВП в период между 1970 г. и 2001 г. снизилась с 51,7 % до 23,8 %. При этом в ВВП резко возросла сфера услуг, предоставляемая государственным и частным сектором. 

Машиностроение

Одной из опор германской экономики является чрезвычайно диверсифицированное, многоотраслевое машиностроение. Оно состоит из нескольких частей, наиболее развитыми из которых являются автомобилестроение, станкостроение, производство оборудования для предприятий, вычислительной техники, электротехники.[6]

Автомобилестроение  является одной из важнейших отраслей экономики Германии. После Японии, США и КНР, ФРГ — четвертый по величине производитель автомобилей в мире. Например в 2003 году Германия произвела 5,5 миллионов автомобилей. Из 5,687 млн автотранспортных средств, изготовленных в Германии в 2001 г., свыше 70 % пошли на экспорт.

В результате на долю Германии приходится 20,4 % совокупного мирового экспорта машиностроения.

Пищевая промышленность

Виноделие развито  в долине Рейна и к западу от него.

В 2005 году посадки  винограда сорта Рислинг, являющегося основой винного экспорта Германии, занимают около 20 % из 100 000 га немецких виноградников. Также одна из фирм приняла решение выращивать в Германии традиционную японскую лозу косю, чтобы впоследствии экспортировать произведённое вино в страну Восходящего солнца. 

Электротехническая  промышленность

Германия ещё  с конца XIX века зарекомендовала  себя в качестве крупнейшего экспортера электротехнического и электронного оборудования. Международное признание в данной сфере получили такие концерны, как Siemens AG, Hager, Robert Bosch GmbH и т. д.

В структуре электротехнической промышленности ФРГ выделяется как  производством дорогостоящей продукции  промышленного назначения (генераторы, кабели, трансформаторы), использующее большое количество цветных металлов, специальных сортов стали, так и выпуском бытовых товаров длительного пользования (холодильников, стиральных машин, микроволновых печей, пылесосов и др.).

Авиакосмическая промышленность

Несмотря на то, что авиакосмическая промышленность Германии не занимает ведущего положения в экономике страны, она имеет стратегически важное значение.

После некоторого спада  в начале 1990-х, германская авиакосмическая  промышленность резко пошла в  гору. В 2010 г. её оборот составил 15,3 млрд евро, а количество занятого в ней населения оценивалось почти в 70 тыс. человек. В 2010 г. доля гражданского авиастроения в общем обороте отрасли составила 68,3 %, военного — 23,1 %, космической промышленности — 8,6 %. Известные авиастроительные компании: EADS, Eurocopter. 

Судостроение

Германия является одной из ведущих европейских держав в судостроении. Выпуском различных машин для судостроения здесь занимаются более 1 млн рабочих. Прямые поставки комплектующих смежных отраслей судостроения выполняют 350—400 предприятий страны, при этом одна треть комплектующих используется в Германии.

В 2009 году судостроители Германии сдали заказчикам 84 морских судна суммарной вместимостью 1.3 миллиона брт на сумму 4.4 миллиарда евро, лучший результат со времени объединения Германии. Получено заказов на 46 судов суммарной валовой 0.6 миллиона на 2.9 миллиарда евро. То есть количество заказов упало до самого низкого с 2001 года уровня, объём строительства сократился до половины объёмов имеющихся мощностей. Итого в портфеле заказов 172 судна валовой 3.1 миллиона брт на 13.3 миллиарда евро, по состоянию на 31 декабря 2009. В первом квартале этого года заказчики отказались от 19 заказов на сумму 940 миллионов евро.

Военное кораблестроение  достигло в 2009 году стабильных продаж, и поскольку заказы собственных германских ВМС не в состоянии полностью загрузить имеющиеся мощности, кораблестроение страны очень сильно зависит от экспорта, от иностранных заказов. Очень хорошие результаты показали в прошлом 2009 году судоремонт и конверсия, достигнув отметки 1 миллиард евро. Строительство судов для ВВП достигло хороших результатов. Итоги года в целом оказались лучшими за последние 5 лет, построено 87 судов общей стоимостью 144 миллиона евро. Особенно большим был спрос на речные прогулочные и круизные суда. За год получено заказов на 63 судна общей стоимостью 141 миллион евро. Самые большие и мощные верфи страны: Flensburger Schiffbau-Gesellschaft, ThyssenKrupp Marine Systems, Lürssen, Aker Yards Germany и Meyer Neptun Group.

Энергетика

Федеративная Республика Германия, наряду с крупнейшими развитыми  европейскими государствами, является основным потребителем энергоресурсов. Однако географическое положение обуславливает скудность собственного сырья и необходимость импорта. Германия не обладает большими запасами каких-либо полезных ископаемых. Редкое исключение из этого правила, распространяющегося на весь Центрально-европейский регион — уголь, как каменный (знаменитый Рурский бассейн), так и бурый. За счет импорта ФРГ вынуждена обеспечивать около 57,5 % своих потребностей в источниках энергии. Первое место среди германских энергоресурсов занимает бурый уголь. Крупнейшие залежи имеются в Рейнской области, на юге, в Бранденбурге и Саксонии. Запасы, считающиеся пригодными для разработки, оцениваются примерно в 43 млрд тонн.

Важнейшими каменноугольными бассейнами являются рейнско-вестфальский и саарский регионы. Залежи каменного  угля оцениваются в пределах 24 млрд тонн.

Тем не менее, нефть  остается важнейшим энергоносителем в стране. Более чем на 9/10 нефти импортируется из Алжира, Саудовской Аравии, Ливии и других стран. Собственная добыча составляет всего 5 млн тонн.

Информация о работе Экономика германии