Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 20:01, реферат
Глобализация характеризует растущую взаимосвязь и взаимозависимость отдельных национальных экономических систем. Глобализация производства под воздействием НТР создает такую ситуацию, когда практически ни одной стране уже не выгодно иметь «свое» производство. Отдельные национальные экономики все более интегрируются в мировое хозяйство.
Введение.................................................................................................................................................................................... 3
Глава 1 Экономика США...................................................................................................................................................... 5
1.1 Факторы и динамика экономического развития...................................................................................................... 5
1.2 Отраслевая структура экономики............................................................................................................................... 7
1.3 Банковская система и финансовый капитал............................................................................................................. 9
1.4 Бюджетная политика США......................................................................................................................................... 13
Глава 2. США и окружающий мир.................................................................................................................................. 18
2.1 Промышленная специализация США в мировом разделении труда.............................................................. 18
2.2 Формирующаяся промышленная специализация США в мировом производстве...................................... 21
2.3 США как центр глобализации.................................................................................................................................... 26
Заключение............................................................................................................................................................................. 32
Список литературы.............................................................................................................................................................. 35
Продолжение нынешнего
экономического и бюджетного курса
должно, по расчетам, дать до 2014 года совокупный
профицит размером до 4,5 трлн. долл. К 2003
финансовому году запроектировано
возрастание положительного сальдо
до 83 млрд. долл. В настоящее время
для администрации США и
Глава 2. США и окружающий мир.
2.1 Промышленная специализация США в мировом разделении труда.
При сложившейся в настоящее
время специализации различных
государств в мирохозяйственных
связях весьма показателен опыт США,
значительно изменивших "зону своей
ответственности" за последние 20-25 лет
под влиянием стабильно возраставшей
конкуренции со стороны других индустриально
развитых стран. Очевидно, что США
давно перестали выступать как
"мировая кузница", лидировавшая
в мировом производстве преобладающей
машинотехнической продукции. Им не
принадлежит исключительный приоритет
в производстве автомобильной, компьютерной,
дорожностроительной и иной специализированной
техники, электронного оборудования, товаров
нефтехимической и
Важнейшей особенностью с конца 1980-х и
на протяжении всех 1990-х годов стал постепенный
вынос традиционных промышленных производств
за пределы страны. Концепция строительства
так называемого постиндустриального
общества предполагает перевод ресурсоемких
и достаточно технологически освоенных
производств в страны третьего мира, ближе
к источникам природных богатств, в государства
с менее строгим природоохранным законодательством
и с относительно дешевой рабочей силой.
Именно из-за отсутствия государственной
поддержки американские производители
(во всяком случае на территории США) за
последнее десятилетие прекратили форсировать
выпуск автомобилей, компьютеров, бытовой
техники связи и т.д. Массовое производство
достаточно технически сложной продукции
оказалось более рентабельным в новых
индустриальных странах Азии и Латинской
Америки.
Высокая степень автоматизации технологических
процессов помогла пересмотреть требования
к квалификации трудовых ресурсов, что
позволило в конце концов выпускать вне
США продукцию, ничуть не уступающую американской
по качеству. Законодательная отмена в
стране специальных протекционистских
мер в отношении большинства номенклатуры
серийной промышленной продукции привела
к перенасыщению внутреннего американского
рынка импортными товарами, и, соответственно,
сворачиванию производства национальных
аналогов. В таких условиях неравноправной
конкуренции смогли выжить только те американские
производители, которые выпускали либо
продукцию нового, еще не освоенного мировой
практикой технического уровня, либо штучные
уникальные товары. Именно на этом и сфокусирована
государственная технологическая политика
страны. И закономерно, что в мировом экспорте
продукции традиционных массовых производств
удельный вес компаний США стал неуклонно
снижаться (табл. 1).
Таблица 1
Удельный вес США
в объеме мирового экспорта продукции
основных отраслей обрабатывающей промышленности,
%[2]
1981-1985 гг.* |
1991 г. |
1994 г. |
1995 г. | |
Общее и транспортное машиностроение |
17,1 |
15,1 |
14,4 |
13,5 |
Химическая промышленность в целом |
15,0 |
13,3 |
13,2 |
13,0 |
Остальные базовые отрасли переработки |
8,5 |
7,6 |
7,9 |
7,2 |
*B среднем за период.
Из таблицы видно, что это характерно почти
для всех отраслей обрабатывающей промышленности
страны. Становится все более очевидным,
что отнюдь не развитие традиционных отраслей
обрабатывающей промышленности и не экспорт
готовых изделий соответствующих отраслей
является стратегической целью страны.
США почти без сопротивления, а в некоторых
традиционных сферах производства и поощрительно,
уступают другим странам мировое первенство
в ставших уже традиционными, хорошо технологически
освоенных отраслях обрабатывающей промышленности.
Но не только в мировом экспорте удельный вес страны падает,
если говорить о традиционных производствах
современной обрабатывающей промышленности.
Даже в структуре внешнеторгового баланса
самих США доля импортируемой продукции
традиционных промышленных отраслей заметно
превосходит показатели по экспорту из
страны за рубеж сходной продукции. Превышение
объемов импорта над экспортом наблюдается
с 1983 г. - до этого объем ввозимой в США
продукции традиционных отраслей обрабатывающей
промышленности всегда уступал объему
вывозимой на зарубежные рынки и произведенной
в Америке. В 1996 г. объем импорта в США продукции
всей обрабатывающей промышленности превысил
728 928 млн. долл., тогда как стоимость экспорта
данной продукции из страны на мировые
рынки оценивалась лишь в 550 529 млн. долл..
Это объясняется тем, что, как уже отмечалось,
лидирующие позиции на внутреннем рынке
бытовой и профессиональной аудио- и видеотехники,
точных измерительных и специальных приборов,
часовых механизмов, в значительной степени
легковой автомобильной и домашней техники
в США занимают товары, ввезенные в страну
иностранными производителями. Если специально
говорить об автомобилестроении (на него
приходится до 7% ВВП, произведенного в
обрабатывающей промышленности страны),
то торговый баланс США уже давно неблагоприятен
- из страны на мировые рынки экспортируются
в основном сравнительно недорогие автомобили,
ибо дорогостоящие марки не находят достаточного
платежеспособного спроса в других странах.
В то же время США импортируют все больше
дорогих (прежде всего престижных и спортивных)
автомобилей из Германии, Италии, Японии,
Великобритании. Приблизительно такое
же положение складывается и в станочном
парке, на рынке персональных компьютеров
и т.д. Однако положение в указанных производствах
скорее является особенностью данных
отраслей, нежели закономерностью. Закономерность
заключается в преимущественном количественно
2.2 Формирующаяся
промышленная специализация
Традиционные, сравнительно
старые, хорошо технологически освоенные
производства обработки перестают
иметь для Америки
Изучая статистику обрабатывающей промышленности
США, видно, что в целом этот сектор экономики
находится на подъеме непрерывно вот уже
на протяжении минимум 10 лет. Только за
последнее пятилетие реальный ВВП в национальной
обрабатывающей промышленности вырос
почти до 1,4 трлн. долл. Прирост в среднем
за год составляет 2,8%. Среднестатистическая
зарплата производственных рабочих в
рассматриваемом секторе экономики (с
ростом приблизительно на 3% в год), достигла
к 1997 г. 13,2 долл. в час (см. табл.2).
Таблица 2
Динамика ВВП в обрабатывающей
промышленности США, млн. долл. в текущих
ценах[3]
1990 г. |
1996 г. | |
Всего ВВП Соединенных Штатов |
5743837 |
7636036 |
Всего ВВП в обрабатывающей промышленности |
1031425 |
1332093 |
В том числе |
||
- в производстве промышленного оборудования |
114831 |
150198 |
- в производстве
электронного и |
94926 |
143753 |
- в автомобилестроении |
46102 |
85054 |
- в приборостроении |
52212 |
52280 |
При незначительном росте
производства в традиционных отраслях
и сокращении экспорта соответствующей
продукции из США на мировой рынок
должны существовать иные подразделения
обрабатывающей промышленности страны,
которые развиваются
Прежде всего к отраслям промышленности,
развитие которых идет опережающими темпами
и которые уже сегодня доминируют в общем
экспорте американской промышленной продукции,
относятся передовые наукоемкие и сверхнаукоемкие
производства. Именно степень технологической
сложности и обусловливает целесообразность
дальнейшего их развития в самих США. Эти
производства американские компании не
могут размещать в странах третьего мира
- и по техническим соображениям, и по требованиям
защиты производственных секретов, и только
они остаются рентабельными при использовании
высококвалифицированной и высокооплачиваемой
американской рабочей силы. Именно в данных
производствах США значительными усилиями
пытаются сохранить и сохраняют мировое
лидерство. Именно они становятся, если
уже не стали, нишей специализации страны
в мировом товарообмене. Если выше говорилось
о том, что Америка более не выступает
в качестве "мировой кузницы", то
следовало бы обозначить ее роль на рубеже
веков и тысячелетий как "мировой научно-исследовательской
лаборатории и испытательного промышленного
полигона".
Замечено, что по мере освоения мировой
промышленностью тех или иных производств,
пусть даже сравнительно новых и высокодоходных,
американские изготовители как бы теряют
к ним интерес и не ведут обескровливающую
конкурентную борьбу с производителями
из менее развитых стран за доминирование
в соответствующих секторах мирового
рынка. Так, компании США почти полностью
отдали преимущественно странам Юго-Восточной
Азии производство бытовой домашней техники,
Латинской Америке - текстильное и швейное
производство, европейцам - свой внутренний
рынок дорогих представительских автомобилей
и парфюмерии (хотя и то и другое способно
высококачественно производиться в самих
Соединенных Штатах).
В то же время США отвечают в мире почти
за 42% рынка высокотехнологических видов
современного вооружения, за создание
уникальных приборов разнообразного назначения,
за выпуск все новых модифицируемых программ
для компьютеров, почти за 30% рынка летательных
аппаратов, за большинство номенклатуры
используемых в мировой промышленности
композиционных материалов и иных материалов
с заданными свойствами. Список этот можно
продолжать, но совершенно очевидна закономерность:
США нацелены на то, чтобы находиться на
острие научно-технического прогресса
и сохранять во что бы то ни стало инициативу
в НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работах), а также в выпуске новых, не существовавших
ранее промышленных изделий, являющихся
результатом данных НИОКР.
Для обеспечения устойчивого роста производства
сверхнаукоемкой продукции в США создана
и функционирует крупнейшая в мире, а порой
и самая передовая научно-исследовательская
и конструкторская база. Практически на
американскую фундаментальную науку и
прикладные промышленные исследования
работает большая часть всего мирового
потенциала, поскольку в США удалось создать
наиболее благоприятные условия для изыскательской
деятельности ученых, добиться наибольшего
по сравнению с другими странами финансирования
их деятельности, оплаты труда и его фондовооруженности.
Государственная поддержка научных исследований
стала в США приоритетом номер один всех
послевоенных администраций. В целом по
удельному весу затрат на НИОКР в ВВП Соединенные
Штаты безусловно лидируют в мире, прежде
всего благодаря гигантским средствам,
расходуемым на научные исследования
в оборонном секторе (см. табл. 3). И лишь
в необоронных отраслях им серьезную конкуренцию
составляют Япония и Германия. Однако
фактические объемы затрат на НИОКР даже
по гражданской тематике в США и других
странах просто несопоставимы. По разным
оценкам, на НИОКР гражданского профиля
США расходуют столько же средств, сколько
все остальные страны "большой семерки"
вместе взятые (в данном случае Россия
в экономическом отношении к "семерке"
присоединена быть не может).
Таблица 3
Затраты на НИОКР
в ВВП, 1998 г., %[4]
Все НИОКР |
НИОКР необоронного характера | |
США |
2,55 |
2,10 |
Германия |
2,26 |
2,20 |
Япония |
2,78 |
2,74 |
Франция |
2,34 |
2,05 |
Италия |
1,13 |
1,11 |
Великобритания |
2,05 |
1,78 |
В отличие от подавляющего
большинства промышленных отраслей
национальной экономики, которым никогда
не выделяется бюджетное финансирование
из государственных источников (это
сфера исключительно частных
инвестиций), в производство высоконаукоемких
и сверхпередовых производств государство
вкладывает значительные средства: непосредственно
или опосредованно - через финансирование
научных исследований, предоставление
налоговых льгот, введение эмбарго
на соответствующую продукцию
2.3 США как центр глобализации
Процесс глобализации в мировой
экономике представляет собой закономерный
результат интернационализации
производства и капитала. Глобализация
в значительной степени предстает
как количественный процесс возрастания
масштабов, расширения рамок мирохозяйственных
связей.
Одним из наиболее крупных и фундаментальных
вопросов конца XX в. являются взаимоотношения
между США и окружающими странами, под
которыми понимаются не только и не столько
американский внешнеполитический курс,
а вся совокупность взаимосвязей, включающая
и роль окружающего мира в становлении
США, как государства и мировой державы,
и продолжение его воздействия на американское
общество и государство на современном
этапе, и обратную связь — от США к окружающему
миру.
Учитывая мощь США, их роль в международных
отношениях в конце нынешнего столетия,
понятно, что в данном случае речь идет
о таком сильном влиянии на окружающий
мир, которое вряд ли сопоставимо с чем-либо
еще. Во-первых, это воздействие последней,
оставшейся от эпохи холодной войны сверхдержавы,
которая и сейчас ощущает себя таковой
и - главное - хочет вести себя как сверхдержава.
Во-вторых, это страна, которая давно, фактически
со времен своего образования, привыкла
ощущать себя "избранной", "особой",
"наиболее любимой богом". В-третьих,
США обладают крупнейшей военной силой
современности, осуществляя контроль
(самостоятельно или через систему союзов)
практически над всеми ключевыми регионами
мира. Наконец, США задали темп и вектор
движения всему современному миру своей
этикой, политическим мышлением, технологическими
прорывами, а главное - гласным, публичным
и обстоятельным разбором собственных
достижений и провалов, на чем учатся остальные
члены международного сообщества.
Утверждение, что "США - единственная
сверхдержава", имеет широкое хождение
и в официальных заявлениях американской
администрации, и во многих других странах.
Практически сразу же после распада Советского
Союза был высказан тезис об "однополярном
мире" во главе с единственной оставшейся
сверхдержавой.
Этот тезис связан с определенным видением
мира. Он свидетельствует о желании не
замечать происходящих в международных
отношениях глубоких перемен, вызванных
окончанием холодной войны. Тезис этот
отражает глубокое убеждение в том, что,
несмотря на окончание эпохи конфронтации,
во всяком случае старой конфронтации
между Востоком и Западом, между коммунизмом
и свободным миром, отношения между ними
остаются основанными на силовой иерархии,
на подсчете количества ракет, авианосных
соединений, боеготовых дивизий и прочих
силовых моментов, жестко определяющих
место каждой страны в мировой табели
о рангах. Наконец, тезис этот демонстрирует
твердое убеждение, что двуполярная модель
мира в современных условиях может эволюционировать
исключительно в сторону однополярной
и что распад двуполярной международной
системы в глазах многих политических
деятелей США воспринимался только как
становление однополярной.
Утверждение "США - единственная сверхдержава"
помимо определенного видения эволюции
международной системы содержит еще одну
установку—о роли самих США в этой системе.
Совершенно очевидно, что эта роль имеет
центральный и системообразующий характер:
военной силе, политическим и военным
союзам, институтам, состоянию экономики
и всем остальным сторонам национального
могущества США придается исключительное
значение как центру нового универсума,
как главной оси мироздания.
Отсюда делаем соответствующие выводы.
Во-первых, об основах стабильности современной
системы и ее жизнеобеспечении: ее жизнеспособность
и деятельность объявляются производными
от состояния американских ресурсов, политической
воли и интеллекта. Разумеется, это прежде
всего означает усиление степени ответственности
США и их политического механизма.
Во-вторых, выводы из концепции "единственной
сверхдержавы" определяют также объем
и содержание функций этой державы в современном
мире и ответных обязанностей этого мира
перед ней. На США и их союзников возлагается
ответственность за поддержание общей
международной стабильности, в связи с
чем возник глубокий кризис в отношении
Вашингтона к ООН. Если раньше, в условиях
многополярного мира после окончания
второй мировой войны, когда существовали
пять приблизительно равных великих держав
(СССР, США, Великобритания, Франция и Китай),
или даже в условиях двуполярного мира,
когда из числа великих держав выделились
две сверхдержавы (СССР и США), ООН могла
выступать в качестве дополнительного
механизма к двусторонним механизмам
согласования их интересов, то в условиях
однополярного мира ситуация меняется:
нет нужды согласовывать с кем бы то ни
было свои интересы, а следовательно, не
нужен и механизм Совета Безопасности
ООН.
В-третьих, в рамках этой концепции стали
меняться, и довольно радикально, отношение
к использованию силы в международных
отношениях и готовность ее использовать.
Исчез вынужденный контроль над собственными
же планами и амбициями, существовавший
в годы холодной войны в связи с опасностью
противодействия другой стороны или эскалацией
цены применения силы до неприемлемого
уровня. Окрепло представление о своих
возможностях как о стержневом механизме
поддержания международной безопасности,
права и ценностей с помощью авиационно-ракетных
ударов, десантов спецназа и поставок
вооружений. В противовес временам холодной
войны, оказалось, что применение силы
не просто оправданно, но и целесообразно,
а также полезно, - естественно, силы американской
против не-американцев, а не наоборот.
"Наоборот" по-прежнему осуждалось
как "отсталость" и "варварство",
как нарушение "международных норм
и стандартов".
В-четвертых, концепция "США - единственная
сверхдержава" связана и с продолжением
углубления раздела стран на друзей и
недругов Америки. Со времени начала холодной
войны система взаимоотношений США с другими
государствами была довольно разнообразной:
союзнические связи, партнерство, дружественные,
нейтральные отношения, холодность, безразличие,
враждебность. Но все это при известном,
хотя и трудно усваиваемом принципе уважения
к суверенитету других, потому что всегда
была еще одна страна, которая могла утешить
всех обиженных, не понятых и не принятых
Вашингтоном, как это случилось с Кубой,
Северным Вьетнамом, Ираком, Ливией и т.д.
После окончания холодной войны ситуация
упростилась: перед каждым из государств
возник вопрос о том, какие отношения строить
с США - дружественные или нет? А "еще
одной страны", к которой в случае чего
можно было бы обратиться за помощью, уже
нет в природе. Таким образом, мир становится
все более одномерным" не проамериканским
или просоветским, а либо проамериканским,
либо антиамериканским.
Помимо совершенно новых схем построения
"мира по-американски", что само по
себе может означать его сильнейшую дестабилизацию
и даже повышение конфликтного потенциала.
При возникновении идеи однополярного
мира и "единственной оставшейся сверхдержавы"
возникает совершенно естественное и
логичное ее продолжение в виде специфических
схем мирового порядка, его правил и норм,
механизмов, движущих сил и контрольных
средств. И с этой точки зрения идея "единственной
сверхдержавы" предполагает возникновение
своеобразного американоцентристского
мира, в котором США будут и задавать темп
развития всей совокупности современных
государств, и обеспечивать его стабильность.
Таким образом, при оценке перспектив
новой международной системы, в которой
США превращаются в своего рода глобальную
метрополию, возникают и вопросы, и сомнения,
которые в практической политике обретают
форму антиамериканизма и недоверия к
США, нежелания воспринимать их лидерство.
Джонстон Дуглас в своей статье «Почему
Америка должна служить мировым лидером»
тоже говорит об этом: «На микроуровне
мы потребовали …, чтобы грузинский дипломат
был судим по уголовному законодательству
США, но вместе с тем настаиваем, чтобы
американские дипломаты обладали иммунитетом,
предохраняющим их от такого же требования
за рубежом. … Парагвайский гражданин
был приговорен в США к смертной казни,
и его даже не уведомили перед этим о своем
праве проконсультироваться с представителем
своего правительства; при этом мы сами
настаиваем на предоставлении такого
права каждому американскому гражданину,
задержанному в других странах. Со временем
такое эгоцентрическое поведение неизбежно
подорвет международное доверие к США
и их моральный авторитет.»[5]
При этом однозначно забывается, что США
– крупнейший экспортер мира, в большей
степени зависящий от экспорта, чем, скажем,
Япония, что заграничные филиалы американских
компаний владеют преобладающей долей
мирового экспорта, в сравнении с компаниями
на американской земле, что четверть ВВП
США зависит от мировой экономики.