Эмиссия ценных бумаг. Классификация эмиссий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 14:04, контрольная работа

Описание работы

Современные исследования посвящены главным образом общим вопросам теории ценных бумаг, проблемам функционирования рынка ценных бумаг, осуществления и защиты прав их владельцев. Наибольшее внимание уделяется правовому регулированию обращения не эмиссионных (товарных) ценных бумаг (вексель, чек, коносамент).
В юридической литературе сложилось разделение эмиссионных ценных бумаг на две группы:
государственные (муниципальные) эмиссионные ценные бумаги;
корпоративные эмиссионные ценные бумагами.

Содержание работы

Ведение…………………………………………………………………………3-4

1. Эмиссия ценных бумаг……………………………………………………..5-20
.
1. 1.Понятие эмиссии ценных бумаг…………………………….…….…......5-8

1.2. Организация и порядок эмиссии ценных бумаг……………………..…8-11

1.3. Процедура эмиссии ценных бумаг ..……………………………….….11-16

1.4. Приостановление эмиссии и признание выпуска ценных бумаг несостоявшимся ……………..………………………..…………………….16-20

2. Классификация эмиссии ценных бумаг …………………………..........20-26

Заключение ……………………………………………………………..........…27

Список использованной литературы ……………………………...…………..28

Файлы: 1 файл

Контрольная работа РЦБ.docx

— 51.70 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования  и науки РФ

Филиал  Федерального государственного бюджетного                    образовательного учреждения

Высшего профессионального  образования

 

«Кузбасский Государственный  Технический

Университет имени Т.Ф. Горбачёва»

в г. Междуреченске

 

 

 

Контрольная  работа

 

по дисциплине «Рынок ценных бумаг».

Тема №12 «Эмиссия ценных бумаг. Классификация эмиссий»

 

 

                       

Выполнила:    Никитина

Светлана Ивановна

№ зачётной книжки: 408331

Группа:     ФКз-84

 

 

                                                                                   Проверила:    Гвоздкова И.Д.              

 

 

 

 

 

 

Междуреченск

2013 г

 

Ведение…………………………………………………………………………3-4

 

1. Эмиссия ценных бумаг……………………………………………………..5-20 

1. 1.Понятие эмиссии ценных бумаг…………………………….…….…......5-8

 

1.2. Организация и порядок эмиссии ценных бумаг……………………..…8-11 
 
1.3. Процедура эмиссии ценных бумаг ..……………………………….….11-16 
 
1.4. Приостановление эмиссии и признание выпуска ценных бумаг несостоявшимся ……………..………………………..…………………….16-20 
 
2. Классификация эмиссии ценных бумаг  …………………………..........20-26 
 
Заключение ……………………………………………………………..........…27 
 
Список использованной литературы ……………………………...…………..28 
.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение  
        В настоящее время одной из важнейших проблем становления экономики в России является формирование рынка ценных бумаг. Международный опыт показывает, что в условиях рыночных отношений ценные бумаги выступают действенным механизмом распределения, перераспределения, а также аккумуляции временно свободных денежных средств и их направления в форме инвестиций в промышленное производство, торговлю или сферу услуг. Таким образом, рынок ценных бумаг является неотъемлемой составляющей системы функционирования механизма рыночной экономики.  
       В рыночных отношениях ценные бумаги выполняют ряд важных функций. На уровне макроэкономики рынок ценных бумаг создает условия для перелива капиталов, структурных преобразований экономики. Микроэкономический аспект ценных бумаг заключается в том, что они являются средством получения дохода, выполняют функцию удовлетворения имущественных интересов граждан и юридических лиц. Наряду с кредитованием, ценные бумаги выступают одним из основных способов привлечения инвестиций. 
       В соответствии со сложившейся мировой практикой рынок ценных бумаг регулируется государством. Процесс формирования системы правовых и организационных механизмов регулирования рынка ценных бумаг в России начался сравнительно недавно.  
      Однако, несмотря на возросший интерес к проблемам, посвященным ценным бумагам, вопросы правового обеспечения эмиссии корпоративных ценных бумаг до последнего времени не освещались в полном объеме и не привлекали должного внимания исследователей. Между тем, именно на этом этапе закладываются основы будущих правоотношений, связанных с размещением и обращением ценных бумаг, затрагивающие интересы широкого круга граждан и юридических лиц. Законность осуществления эмиссионного процесса «служит основой для совершения дальнейших сделок по их обращению и правовой гарантией реализации и защиты прав, удостоверенных эмиссионной ценной бумагой». 
       Современные исследования посвящены главным образом общим вопросам теории ценных бумаг, проблемам функционирования рынка ценных бумаг, осуществления и защиты прав их владельцев. Наибольшее внимание уделяется правовому регулированию обращения не эмиссионных (товарных) ценных бумаг (вексель, чек, коносамент). 
       В юридической литературе сложилось разделение эмиссионных ценных бумаг на две группы:

  • государственные (муниципальные) эмиссионные ценные бумаги;
  • корпоративные эмиссионные ценные бумагами.

 
     В основу такого разделения положен вид эмитента. Ценные бумаги первой группы эмитируются публичными образованиями (Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями). К эмитентам ценных бумаг второй группы относятся коммерческие организации (преимущественно хозяйственные товарищества и общества), а также в случаях, установленных законом, иными ненормативными актами, и некоммерческие организации. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           1. Эмиссия ценных бумаг 
        1.1. Понятие эмиссии ценных бумаг 
     Эмиссию ценных бумаг следует рассматривать в качестве одного из источников финансовых ресурсов, привлекаемых для решения определенных целей. 
     Государство использует эмиссию собственных бумаг потому, что чрезмерное увеличение налогов может привести к спаду экономической активности в стране, а неконтролируемая эмиссия денег грозит ростом темпов инфляции. Внешние кредиты могут ослабить экономическую независимость, а внутренние ограничат возможности Центрального банка Российской Федерации при регулировании денежного обращения. Субъекты Федерации и местные органы власти и управления (муниципальные органы) за счет выпуска собственных долговых обязательств могут обеспечить как приток денежных средств в бюджет, так и финансирование отдельных инвестиционных проектов.  
       Эмиссия представляет собой выпуск и размещение ценных бумаг. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» трактует эмиссию как установленную законом последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг, т.е. действия, которые охватывают подготовку к выпуску, сам выпуск ценных бумаг и отчуждение их первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок, осуществляемые эмитентом самостоятельно или андеррайтером по договору с ним. 
   Эмиссия охватывает исключительно эмиссионные ценные бумаги. Исходя из определения эмиссионных бумаг, к ним относят акции и облигации. При эмиссии ценных бумаг необходимо учитывать то, что как инвестор, так и эмитент особое значение придают набору имущественных прав, которые закреплены за ними. Поэтому у эмитента возникает возможность комбинировать различные имущественные права и тем самым изменять инвестиционные характеристики ценных бумаг, делая их более привлекательными для инвесторов. А у инвестора появляется возможность сравнивать инвестиционные характеристики предлагаемых ценных бумаг и выбирать те, которые соответствуют его инвестиционным целям. 
       Участниками этого процесса являются: 
• эмитенты; 
• инвесторы; 
• профессиональные участники рынка ценных бумаг, выполняющие посреднические функции; 
• органы, регистрирующие выпуски ценных бумаг. 
      В качестве эмитента ценных бумаг могут выступать: 
    • юридические лица (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, товарищества, производственные кооперативы и др.); 
    • государство (органы исполнительной власти, к функциям которых по решению Правительства Российской Федерации отнесены составление и (или) исполнение федерального бюджета); 
   • субъекты Федерации (органы государственной власти, уполномоченные на составление и (или) исполнение бюджета субъекта Федерации); 
   • муниципальные образования (органы местного самоуправления, уполномоченные на составление и (или) исполнение местного бюджета). 
       Для каждого типа эмитента цель эмиссии может быть своя, однако можно выделить следующие общие цели эмиссии для всех типов эмитентов:                   привлечение необходимых денежных средств;

реконструкция собственности;

  • снижение риска;
  • совершенствование финансового планирования и управления;
  • формирование рациональной структуры капитала. 
            Наиболее важной целью эмиссии следует считать привлечение необходимых денежных средств. Эта цель является приоритетной для всех типов эмитентов. 
             В настоящее время в России эмиссия ценных бумаг акционерного общества с целью привлечения денежных средств необходима в связи с существующей экономической ситуацией, нехваткой собственных средств, почти полным отсутствием централизованного инвестирования, относительной дороговизной банковских кредитов. 
             Наиболее остро проблема привлечения денежных средств стоит перед акционерным обществом при учреждении, реорганизации или преобразовании. В этом случае эмиссию используют для формирования уставного капитала. 
            Привлечение денежных средств, как цель эмиссии находит свое проявление также при осуществлении инвестиционной деятельности акционерного общества или расширении его производственно-хозяйственной деятельности. Тогда эмиссию связывают либо с привлечением заемного капитала, либо с увеличением уставного капитала. 
           Эмиссия ценных бумаг связана с первичным рынком. Она предполагает привлечение денежных средств под ценные бумаги, выпускаемые эмитентом. Но не нужно думать, что эмитент связан исключительно с первичным рынком. Осуществляя эмиссию своих ценных бумаг, эмитент должен не только поддерживать вторичный рынок, но и нести свои обязательства перед новыми приобретателями его ценных бумаг. 
            Кто бы ни выступал в роли эмитента при эмиссии ценных бумаг, он должен обеспечивать всех потенциальных покупателей необходимой информацией о предстоящем выпуске. Прежде всего он должен сообщать о виде выпускаемых цепных бумаг и объеме выпуска, имущественных правах, особенностях размещения и обращения.

  В России за регистрацию выпускаемых ценных бумаг отвечает Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ). Она регистрирует и ежегодно утверждает перечень органов, осуществляющих государственную регистрацию выпусков ценных бумаг на территории Российской Федерации. 
Процедура эмиссии ценных бумаг акционерными  обществами .  регламентируется: 
А) Федеральным законом «Об акционерных обществах» (1995 г.); 
Б) Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» (1996 г.); 
В) Федеральным законом «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ; 
Г) Инструкцией Центрального банка Российской Федерации № 8 «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации» (1996 г.); 
      Эмиссия ценных бумаг связана с риском для эмитента. Наиболее существенные виды риска: 
1) риск ликвидности: 
• снижение цены размещения (эмиссионной стоимости); 
• увеличение комиссионных андеррайтеру; 
2) временной риск: 
• упущено выгодное время для размещения (рынок не готов или «перегрет»); 
3) риск платежа: 
• затягивание оплаты ценных бумаг приобретателями; 
• возможность их оплаты не только деньгами, но и другими ценностями; 
4) операционный риск: 
• отсутствие навыков у эмитента; 
• неправильный выбор андеррайтера;  
5) риск неразмещения: 
• нет возможности разместить заявленный объем; 
• не стоило устанавливать объем размещения, при котором эмиссия считается состоявшейся.

           1.2.Организация и порядок эмиссии ценных бумаг 
Для того чтобы осуществить эмиссию ценных бумаг, эмитент разрабатывает концепцию эмиссии. Безусловно, она будет специфична для каждого отдельного эмитента, но вместе с тем можно установить обязательные вопросы, которые должны быть затронуты при ее разработке. 
      К ним следует отнести: 
• установление цели эмиссии в соответствии с тем местом, которое занимает эмитент в отрасли и экономике; 
• расчет ее объема; 
• выбор вида и типа (категории, разновидности) выпускаемых ценных бумаг на основе сравнительной характеристики их инвестиционных свойств; 
• анализ состояния рынка ценных бумаг и возможностей размещения выпускаемых ценных бумаг; 
• анализ возможных моделей конструирования ценных бумаг; 
• выбор формы эмиссии; 
• обоснование способа эмиссии; 
• установление формы существования и характера распоряжения имущественными правами, закрепленными в выпускаемых ценных бумагах; 
• расчет эмиссионной цены или порядка ее установления; 
• выбор андеррайтера; 
• определение затрат, связанных с предстоящей эмиссией; 
• анализ эффективности эмиссии. 
      Определение цели эмиссии должно вытекать из концепции развития эмитента и того места, которое он занимает или планирует занять в отрасли. Это позволит эмитенту решить проблему конкурентоспособности, а также установить объем необходимого капитала и его структуру. В конечном счете эмитент определит тип выпускаемых ценных бумаг и необходимый объем эмиссии. 
      Устанавливая объем эмиссии, эмитент должен учитывать объективные ограничения. К их числу можно отнести сохранение в результате дополнительной эмиссии закрепленной доли государства или муниципального образования, а также отдельных акционеров в уставном капитале общества-эмитента, если она равна или выше 25 %. Дополнительный выпуск акций возможен только в том случае, если в уставе есть разделение на размещенные и объявленные акции, объем их эмиссии должен соответствовать указанному в уставе.                                               Номинальная стоимость всех обыкновенных акций (размещенных и выпущенных дополнительно) должна быть одинаковой. Привилегированные акции в уставном капитале по номинальной стоимости не должны превышать 25%. Объем выпуска акций на предъявителя должен соответствовать установленному ФКЦБ соотношению к величине оплаченного уставного капитала. Уставный капитал не может превышать чистые активы акционерного общества, а объем выпуска облигаций не может превышать размер уставного капитала или величину обеспечения, предоставленного третьим лицом. 
     Согласно Федеральному закону «О рынке ценных бумаг» к эмиссионным ценным бумагам относят те, которые размещаются отдельными выпусками и имеют одинаковый объем прав независимо от срока их приобретения, т.е. применительно к акционерному обществу эмиссионными ценными бумагами можно считать акции и облигации. 
     Выбор той или иной ценной бумаги для эмитента в основном будет зависеть от цели эмиссии. Акционерное общество может выпускать разные типы (разновидности) акций и облигаций в зависимости от объема имущественных прав, закрепляемых за той или иной ценной бумагой. 
   Поэтому эмитент имеет возможность их комбинировать. Заложенные имущественные права будут не только привлекать инвесторов, но и накладывать определенные обязанности на эмитента, так как он принимает на себя обязательства по выплате дивидендов или гарантированного дохода по облигациям. 
     При выпуске ценных бумаг эмитент должен анализировать рынок, на котором предстоит размещать его бумаги. Поэтому эмитент должен производить экономические расчеты потребности в денежных средствах как прогнозного характера, так и основанные на его конкретных потребностях в ресурсах для осуществления инвестиционного проекта с учетом эффективности их использования и сроков окупаемости.  
     Анализ рынка ценных бумаг позволит эмитенту решить и другие вопросы, входящие в эмиссионную концепцию. 
     После разработки концепции эмитент приступает непосредственно к процедуре эмиссии. 
       1.3. Процедура эмиссии ценных бумаг 
Процедура эмиссии включает следующие обязательные этапы: 
       - принятие решения о размещении;

-утверждение решения о выпуске; 
        -государственную регистрацию выпуска; 
       - размещение; 
        -государственную регистрацию отчета об итогах выпуска. 
Если размещение эмиссионной ценной бумаги производится путем открытой подписки или закрытой подписки среди более чем 500 лиц (инвесторов), то процедура эмиссии дополнительно включает: 
       - регистрацию проспекта ценной бумаги; 
       - раскрытие информации о каждом этапе процедуры эмиссии.

Принятие решения  о размещении ценной бумаги. Решение о выпуске акций обычно принимается общим собранием акционеров, а о выпуске облигаций — только советом директоров или исполнительным органом коммерческой организации. 
Данное решение оформляется специальным документом, в котором должна содержаться следующая информация 
♦ вид, категория ценной бумаги; 
♦ форма выпуска (документарная или бездокументарная — для облигаций); 
♦ указание на обязательное централизованное хранение (для документарных бумаг); 
♦ номинальная стоимость акции или облигации; 
♦ права владельца вновь выпускаемой ценной бумаги; 
♦ количество выпускаемых ценных бумаг; 
♦ условия и порядок размещения (способ размещения, его сроки, цена размещения, порядок оплаты и др.); 
♦ условия погашения и выплаты доходов по облигациям и др. 
 
Утверждение решения о выпуске ценной бумаги. Данное утверждение осуществляется высшим органом управления коммерческой организации, например, советом директоров в случае хозяйственного общества. Кроме того, это решение подписывается лицом, занимающим должность единоличного исполнительного органа эмитента, и скрепляется печатью эмитента. 
 
Государственная регистрация выпуска ценной бумаги. Процедура государственной регистрации включает рассмотрение установленного законом пакета документов эмитента и в случае положительного решения присвоение выпуску эмиссионных ценных бумаг этого эмитента индивидуального государственного регистрационного номера. 
     Государственную регистрацию осуществляет федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг. 
     К наиболее значимым документам относятся: решение о выпуске ценной бумаги; проспект ценной бумаги в том случае, если ее выпуск требует регистрации; документарный бланк ценной бумаги, если выпуск осуществляется в документарной форме. 
    Законом установлен срок, в течение которого должно быть принято решение о регистрации выпуска или мотивированное решение об отказе в ней. Этот срок составляет 30 дней. Он может быть увеличен еще на 30 дней, если регистрирующий орган будет проводить проверку достоверности сведений, представленных в документах эмитента. 
    Основаниями для отказа в государственной регистрации выпуска могут быть: 
♦ нарушение самим эмитентом или условиями выпуска его эмиссионных ценных бумаг требований законодательства о выпуске и обращении ценных бумаг; 
♦ непредставление в течение 30 дней запрашиваемых регистрирующим органом документов, необходимых для регистрации; 
♦ наличие ложных или недостоверных сведений в документах, представленных к регистрации; 
♦ несоответствие финансового консультанта, подписавшего проспект ценной бумаги, установленным требованиям. 
     Упоминание государственного регистрационного номера ценной бумаги является обязательным при всех рыночных операциях с ней. 
    Регистрирующий орган отвечает только за полноту сведений, имеющихся в документах эмитента, представленных на государственную регистрацию. 
    До государственной регистрации не разрешается совершение каких-либо действий по размещению выпускаемых ценных бумаг, включая их рекламу или любые сделки. 
 
Размещение выпуска ценной бумаги. Размещение эмиссионной ценной бумаги — один из этапов процедуры эмиссии, без которого все остальные этапы становятся ненужными вообще. Это лишь подчеркивает его принципиальное значение. Хотя размещение есть рядовой, равноправный этап в процедуре эмиссии, его ключевая роль становится очевидной, как только действия эмитента из сферы «бумажной» переключаются на рынок. 
    Размещение эмиссионной ценной бумаги может начинаться лишь после ее государственной регистрации в установленном законом порядке. Оно осуществляется в течение срока, обозначенного в решении о выпуске, но не может превышать 1 года с даты государственной регистрации. Размещение путем подписки ценных бумаг, государственная регистрация которых сопровождается регистрацией их проспекта, может начинаться не ранее, чем через две недели после публикации сообщения о государственной регистрации. 
      Количество размещаемых ценных бумаг, естественно, не может превышать количества, указанного в решении о выпуске. В силу сложившихся на рынке обстоятельств эмитент может разместить и меньшее количество бумаг, чем он планировал. Однако, если доля неразмещенных ценных бумаг превысит долю, установленную государством, эмиссия будет признана несостоявшейся (обычно не должна превышать 25 или 50% заявленного выпуска). 
     Информация о цене размещения ценной бумаги может раскрываться только в день начала самого размещения. В ходе размещения эмиссии цена размещения может меняться, но при публичном размещении или обращении выпуска ценных бумаг запрещается закладывать преимущество в приобретении ценных бумаг одними инвесторами перед другими. Данное ограничение не применяется при: 
♦ эмиссии государственных ценных бумаг; 
♦ предоставлении акционерам преимущественного права выкупа новой эмиссии ценных бумаг в количестве, пропорциональном числу принадлежащих им акций (на момент принятия решения о размещении); 
♦ введении эмитентом ограничений на приобретение ценных бумаг нерезидентами. 
    Размещение акции и облигации осуществляется по рыночной цене, которая в случае акций не может быть ниже их номинальной стоимости. 
 
Государственная регистрация отчета об итогах выпуска. Эмитент должен представить отчет об итогах выпуска ценной бумаги не позднее 30 дней после завершения ее размещения. Отчет представляется в орган государственной регистрации.

Информация о работе Эмиссия ценных бумаг. Классификация эмиссий