Этапы развития бюджетной системы в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 02:07, курсовая работа

Описание работы

Изучение дисциплины «государственные и муниципальные финансы» невозможно без понятия «бюджет». Появление бюджета связано с возникновением государства как политической надстройки общества. Органы государственной власти и органы местного самоуправления наделены определенными функциями, для выполнения которых им нужны финансовые ресурсы. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является бюджет. Структура бюджета страны зависит, прежде всего, от ее государственного устройства. В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет двухъярусное построение - государственный и местные бюджеты.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы бюджета
1.1сущность бюджета
1.2 бюджет как финансовый инструмент
Глава 2.этапы становления бюджетной системы РФ
2.1 бюджетная система до 1917 года
2.2 Советская бюджетная система
2.3 современная бюджетная система РФ
Глава 3. Перспективы развития и совершенствования бюджетной системы
Заключение

Файлы: 1 файл

kursova_2014.docx

— 31.80 Кб (Скачать файл)

План.

Введение

Глава 1. Теоретические основы бюджета

1.1сущность бюджета

1.2 бюджет как  финансовый инструмент

Глава 2.этапы становления бюджетной системы РФ

2.1 бюджетная система до 1917 года

2.2 Советская бюджетная система

2.3 современная бюджетная система РФ

Глава 3. Перспективы развития  и совершенствования бюджетной системы

Заключение

ВВЕДЕНИЕ 
Изучение дисциплины «государственные и муниципальные финансы» невозможно без понятия «бюджет». Появление бюджета связано с возникновением государства как политической надстройки общества. Органы государственной власти и органы местного самоуправления наделены определенными функциями, для выполнения которых им нужны финансовые ресурсы. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является бюджет. Структура бюджета страны зависит, прежде всего, от ее государственного устройства. В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет двухъярусное построение - государственный и местные бюджеты. В странах с федеративным государственным устройством имеется промежуточное звено - бюджет штатов, земель и соответствующих им административных образований (область, автономия, республика и т.д.). Бюджетная система российской федерации, как федеративного государства, - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ и регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. За последнее время бюджетная система претерпевала большое количество изменений. Она строится на совершенно иных, чем в советское время, принципах; проведена первая системная реформа межбюджетных отношений; продолжается процесс разграничения бюджетных полномочий между органами власти разного уровня и т.д. Все это позволяет утверждать, что взаимоотношения между звеньями бюджетной системы РФ уже переведены на качественно иной, более рациональный уровень. Процесс преобразования бюджетной системы – сложный, длительный, порой весьма болезненный. Без сомнений, что рассмотрение этапов становления и развития бюджетной системы РФ позволит более детально изучить проблемы современной бюджетной системы, выявить исторические причины их появления, понять сущность современного бюджетного механизма.

Исходя из вышесказанного, прослеживается явная актуальность избранной мной темы, так как именно в наше время, когда происходит активное развитие рыночной экономики в РФ, происходит становление новой государственности, требуется проведение адекватной бюджетной и налоговой политики, наличие развитой бюджетной системы.

Целью курсовой работы является изучений этапов становления и развития бюджетной системы РФ.

Глава 2. Этапы становления бюджетной системы РФ

2.1 дореволюционный период

Прежде всего, стоит обозначить год первого упоминания о бюджете, вернее его подобия. В 1328 (1327) году Иван Калита, великий князь московский (годы правления- 1296-1340(41)), получил от Орды не только ярлык на великое княжение Владимирское - символ верховной власти на Руси, но и право в первый раз собирать дань с русских княжеств. Интересный факт, что по некоторым данным только малая часть средств доходила до Орды, а остальное расходовалось на нужды москвоского княжества. Отсюда его прозвище Калита, что означает «денежный мешок». Будучи очень хитрым, он сумел  уговорить хана на присоединение большого количества новых территорий. Его правление позже окрестили как «Собиратель земли Русской». 1Также, немало важный факт, что в годы его правления возросло влияние московского княжества как финансово-экономического центра.

Как уже было сказано, первым источником поступлений в княжескую казну на Руси была дань, которую собирал князь с подвластных земель. Дань имела натуральную форму и собиралась в виде скота, мехов, меда, воска, продовольствия. Кроме того, в пользу князя собирались пошлины и штрафы: судебные - виры, дорожные - мыт, пошлина с брака - выводная куница. По меҏе укҏепления власти князя устанавливались места сбора дани и ответственные за ее сбор лица, а сама дань принимает форму подати. С XIII в. начинает складываться система посошного обложения. Единицей обложения ϲтаʜовится соха, двор, тягло.

Так продолжалось вплоть до образования русского централизованного государства в XV веке. Доходами казны были также таможенный, соляной, кабацкий и другие сборы, а посошная подать стала собираться в пользу Московского князя. В это время начинает складываться двухзвенная бюджетная система унитарного государства, состоящая из великокняжеской казны (бюджета государства) и местных бюджетов, которые соответственно формировались за счет княжеских (т. е. государственных) налогов и местных сборов.

Местные налоги были введены в Русском государстве также в XV в. Для содержания царских наместников и волостителей, выполнения ими возложенных на них административных и судебных функций, для решения местных хозяйственных задач с местного населения собирались денежные и натуральные сборы: конское пятно (за клеймение), тамга (за продажу товара), весчее (за взвешивание), гостиное (за пользование торговым помещением), померное (за измерение) и др.

В 1551 г. Иван IV провел земскую реформу. В этом же году Стоглавый собор утвердил «Уставную земскую грамоту». В стране было введено земское самоуправление. Власть царских наместников была упразднена. Вместо них на местах стали земские старосты, которые руководили земскими избами, творившими суды и собиравшими налоги. Налог «посошный окуп», заменявший взимаемые с населения наместничьи сборы, начал поступать в госудаpеву казну, из которой стали выделять средства на содержание земских изб и финансирование местных мероприятий.

В XVI в. сбором налогов стали ведать созданные территориальные органы - чети. Владимирская, Галицкая, Косҭpᴏмская, Новгородская, Устюжская. В первой четверти XVII в. на содержание стрельцов вводится стрелецкая подать. Население было обязано не только платить налоги, но и нести другие повинности (сҭpᴏительствo и ремонт дорог и мостов, поставка подвод, прием на постой представителей власти). С городского населения, кроме того, взимались оброки с лавoк, кузниц, мастерских, мельниц и др. С народов Поволжья, Урала, Сибири сoбиpался ясак, главным oбразом мехами. Стoит отметить, что кроме прямых налогов существoвали кoсвенные, котоpые стали поступать в казну с введением в сеpедине XVI в. винных откупов

Итак, к бюджету. В 1645 году  был составлен первый в России бюджет - смета государственных доходов и расходов. В городах составлялись городовые сметы доходов и расходов. Эта система действовала до петровских реформ.

В 1679 г. вместо стрелецкой подати и других сборов вводится подворный налог. Общая сумма налога назначалась правительством, а крестьянские общины и посады раскладывали ее между собой по дворам. После проведения переписи населения в 1722 г. подворный налог заменяется подушной податью, которая взималась с лиц мужского пола (кроме дворянства, духовенства и чиновничества). Подушная подать была одним из главных источников доходов государственного бюджета. В 1796 г. на ее долю приходилось около 34% всех доходов.

Наряду с прямыми и косвенными налогами население, главным образом крестьянство, несло мирские повинности, которые имели натуральную и денежную формы. Повинности были обязательные (содержание органов волостного и сельского управления, содержание дорог и др.) и необязательные (строительство церквей, школ, больниц, содержание пожарной охраны и др.). Они взимались по раскладке среди населения. В 1851-1854 гг. мирские повинности законодательно были оформлены в земские повинности и земские сборы. Кочевые народы с 1824 г. платили кибиточную подать.

Реформы 60-х годов XIX века, то есть отмена крепостного права, внесли некоторые изменения в налоговую систему. В 1863 г. подушная подать с мещан заменяется налогом с недвижимого имущества. В 1865 г. вводится промысловый налог, т. е. сбор с документов на право заниматься торговлей и промыслами, с этого момента прослеживается начало первой, так называемой,  предпринимательской деятельности. В 1875 г. вместо подушной подати с крестьян введен поземельный налог. Он взимался с земли крестьян и дворян. Основную сумму (свыше 75%) этого налога вносили крестьяне. Важным источником бюджетных доходов были косвенные налоги, получаемые в основном от акциза и винной монополии, введенной в 1894 г.

Менялся и аппарат управления государственным и местными бюджетами. Указом Екатерины II 24 октября 1780 г. была учреждена экспедиция о государственных доходах, что являлось началом создания государственного финансового органа в России. С созданием 8 сентября 1802 г. Александром I Манифестом «Об учреждении министерств» функциональных министерств (Министерство внуҭрҽнних дел, Министерство финансов и др.) на местах организуются подведомственные им государственные учреждения, то есть вертикальная система учреждений государственного управления. Например, территориальными органами Министерства финансов были на губернском уровне казенные палаты, на уездном - казначейства.

Казенные палаты раскладывали на население налоги, вели учет поступления налогов и расходов. Казначейство как и в наше время занимается кассовым исполнением бюджета. Казначейства принимали и хранили средства, поступающие в казну в виде налогов, выдавали денежные средства на финансирование мероприятий, осуществляемых на местах. С 1817 г. они ведали казенными магазинами, торговавшими алкогольной продукцией, контролировали винокуренные заводы. В свою очередь за деятельностью казенных палат и казначейств наблюдали губернаторы.

В 1864 г. вышло «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», в соответствии с которым в России были созданы органы местного самоуправления - земства. Представительным (распорядительным) органом земств были земские и уездные собрания. Членами этих органов были гласные (депутаты), избираемые по трем куриям (уездных землевладельцев, городских избирателей и выборных от сельских общин). Гласные собирались раз в год на сессию, на которой рассматривались хозяйственные и финансовые вопросы деятельности земств, утверждались сметы доходов и расходов земств и отчет о деятельности исполнительных органов земств. Исполнительным органом земств были губернские уездные управы, избираемые на три года. Председатели губернских управ утверждались министром внутренних дел, а уездных - губернаторами.

Земства ведали местными хозяйственными делами, местными дорогами, организацией школьного образования и медицинского обслуживания населения.

Финансовыми средствами для выполнения возложенных на земства функций были земские бюджеты, формировавшиеся за счет существовавших до эҭого и переданных земствам земских повинностей и сборов.

Другим источником земских бюджетов были земские сборы, которые взимались с земель и другого недвижимого имущества, с промысловых патентов, покупаемых за право заниматься каким-либо промыслом. Земские сборы составляли более 60% доходов земских бюджетов.

Крупным источником земских бюджетов (до 25% общих доходов) были пособия из государственного бюджета.

В волостях были волостные бюджеты, формировавшиеся за счет так называемых мирских доходов, в том числе волостных и сельских сборов, доходов от принадлежащего сельским обществам имущества, от сдачи в аренду мирских земель и др.

Городские бюджеты формировались за счет доходов от городских предприятий (боен, бань, водопроводов и др.), сдачи в аренду земельных участков, сборов с недвижимого имущества городских жителей, сборов с владельцев лошадей, конских экипажей и др.

Местные бюджеты не входили в состав государственного бюджета России. Таким образом, в России до революции действовала двухзвенная бюджетная система унитарного государств.

2.2 Советская бюджетная система

Еще раз повторюсь, что бюджетная система зависит от государственного устройства странны. После провозглашения Советской России в 1917 году, а позднее с созданием Союза Советских Социалистических Республик (СССР) в 1922 для нашей страны начинается совершенно новый этап с однопартийным правительством, плановой экономикой и, конечно, новой финансовой системой. Основные начала организации бюджетной системы определенны Конституцией СССР, которая была принята в 1924 году. Она устанавливает три основных звена бюджетной системы СССР: бюджет союзный, бюджеты республиканские и бюджеты местные. Особое значение в тот период имели взаимоотношения между союзным бюджетом и бюджетами союзных республик. Местные бюджеты (краевые, областные, окружные, районные, городские и сельские) сам устанавливали местные бюджеты( ст.97 Конституции СССР).

Не все союзные республики располагали достаточными для сбалансирования иx бюджетов источниками доходов, поэтому бюджетное законодательство было пересмотрено в целях устойчивого закрепления за союзными республиками доходных источников, достаточных для того, чтобы обеспечить необходимыми средствами все расходы бюджетов союзных республик. При устройстве федеративной финансовой системы были поставлены и удовлетворительно разрешены три большие задачи. Первая задача заключалась в том, чтобы возможно целесообразнее разверстать между финансовыми сферами (союз и республики) отдельные источники доходов. Вторая задача заключалась в распределении между теми же сферами доходов от общих источников, полностью находящихся в заведывании союзной государственной власти, и, наконец, третья задача- распределить бремя государственных расходов2. Например, положением о бюджетных правах Союза ССР и союзных республик для придания устойчивости бюджетам союзных республик за ними закреплялось 99% доходов от сельскохозяйственного, промыслового и подоходного налогов, поступивших на территории данной республики. За союзными республиками были также закреплены: доходы от недр: 50% доходов от прибылей предприятий общесоюзного значения, находящихся в ведении республиканских органов; 50% доходов от концессий общесоюзного значения: доходы от реализации всех государственных фондов, как общесоюзных, так и республиканских (кроме госфондов местного значения, доходы от которых принадлежали местным бюджетам): доходы от возврата всех ссуд, в том числе выданных предприятиями и организациям республиканского значения из общесоюзных источников. Одна из основных линий советской внутренней политики- всестороннее содействие более быстрому развитию в экономическом плане союзных республик. Вот несколько интересных цифр второй пятилетки 1933-1937 годов весь государственный бюджет СССР вырос на 161,4%, республиканские и местные- на 250,9%. По отдельным республикам, а именно по самым отсталым, процент роста был еще более значительным: Киргизская ССР- 367,7%, а Казахская СССР- 405,1 %.

Информация о работе Этапы развития бюджетной системы в РФ