- обслуживание и внедрение
систем расчетов банковскими
платежными картами, дорожными чеками
и другими платежными инструментами
по безналичным расчетам;
4. Рекомендовать юридическим
лицам и индивидуальным предпринимателям,
осуществляющим хозяйственную деятельность
в сфере торговли, общественного питания
и услуг, автозаправочным станциям и другим
пунктам приема наличных денег от населения
по договоренности с коммерческими банками
установить торговые терминалы по приему
платежей с использованием банковских
платежных карт на условиях аренды или
за свой собственный счет. Чеки терминалов,
банкоматов, выдаваемые при оплате за
товары и услуги с использованием банковских
платежных карт, приравниваются к документам,
подтверждающим оплату товаров и услуг.
В 2010 г. всего через межбанковские
платежные системы ГСРРВ и СПК было проведено
более 1,6 млн. платежей на общую сумму 441,3
млрд. сомов, что на 7,8 процента или на 37,2
млрд. сомов меньше, чем в 2009 году.
Количество гроссовых платежей
увеличилось по сравнению с данным показателем
2009 года на 7,0%, количество клиринговых
платежей по сравнению с показателем 2009
года уменьшилось на 54,8%.
По результатам мониторинга
за системой ГСРРВ объем ликвидных средств
участников увеличился по сравнению с
4 кварталом 2011 года на 20,15 процента и составил
9,52 млрд. сомов на 1 квартал 2012 года.
В 2010 году коммерческие банки
осуществляли расширение услуг в области
эмиссии и обслуживания платежных карт
локальных, международных систем и национальной
системы «Элкарт».
На конец отчетного года услуги
по эмиссии, эквайрингу и расчетно-кассовому
обслуживанию клиентов с использованием
банковских карт предоставляли 16 из 22
банков республики. Из них эмитентами
карт национальной системы являлись 14
банков, карты международных систем выпускали
восемь банков, карты локальных систем
- три банка.
Общее количество эмитированных
платежных карт составило 225,2 тыс. штук,
увеличившись за год на 34,1 процента. Значительные
темпы роста количества эмитированных
банковских карт во многом обусловлены
увеличением количества банковских карт,
выданных в рамках зарплатных проектов.
В результате в 2010 году было выпущено более
50 тыс. карт, из них 25,1 тыс. карт национальной
системы «Элкарт».
Глава 3.Антиинфляционная политика.
3.1 Антиинфляционная политика в Кыргызской
Республике
Антиинфляционная
политика - включает в себя два принципиально
различных направления: - регулирование
совокупного спроса; - регулирование совокупного
предложения. Сторонниками первого направления
являются кейнсианцы; сторонниками второго
- монетаристы.
Наиболее общее, традиционное
определение инфляции - переполнение каналов
обращения агрегатом денежной массы сверх
потребностей товарооборота, что вызывает
обесценение денежной единицы и соответственно
рост товарных цен.
Однако определение инфляции
как переполнение каналов денежного обращения
обесценивающимися бумажными деньгами
нельзя считать полным .Инфляция, хотя она и проявляется в росте
товарных цен, не может
быть сведена лишь к чисто денежному феномену.
Это сложное социальное явление, порождаемое
диспропорциями воспроизводства в различных
сферах рыночного хозяйства. Инфляция
представляет собой одну из наиболее острых
проблем современного развития Российской
экономики.
Словарь "Язык рынка" дает
следующее определение "инфляция - процесс переполнения каналов
денежного обращения, выраженный в обесценении денег
, росте цен на товары
и услуги и снижении реального жизненного
уровня трудящихся."2) Словарь банковско-биржевой
лексики определяет инфляцию как "чрезмерную
экспансию агрегата денежной
массы, сопровождаемую ростом цен
и сокращением спроса."3) инфляция - чрезмерное
увеличение количества обращающихся в стране бумажных денег, вызывающее
их обесценение.
Суммируя все эти, в общем-то
идентичные, определения, можно сказать,
что инфляция - это денежный феномен, выраженный
в устойчивом и непрерывном росте цен,
вызванном избытком денежного агрегата в
обращении. Иными словами, эта проблема
возникает в ситуации, когда кассовая
наличность бизнесменов и потребителей
(предложение денег)
превышает реальную потребность (спрос на деньги). Очевидно, что в таком
случае субъекты хозяйственных отношений
постараются по возможности избавиться
от возникших избытков денег, увеличивая
свои расходы и уменьшая денежные сбережения.
Это вызовет расширение спроса, повышение
цен и снижение покупательной способности
денег - отрицательные последствия неверной
денежной политики государства,
чреватые значительными экономическими
и социальными потрясениями.
Вообще, корни такого явления,
как инфляция, всегда кроются в ошибках
проводимой государственной политики.
Причинами могут послужить весомый дефицит бюджета, неверные мероприятия
по эмиссии ценных бумаг и многое другое
по отдельности и в совокупности.
Однако, инфляция, хотя и проявляется
в росте товарных цен, не может быть сведена
лишь к чисто денежному феномену. Это сложное
социально-экономическое явление, порождаемое
диспропорциями воспроизводства в различных
сферах рыночного хозяйства. Инфляция,
имея длительную и богатую историю, и сейчас
представляет собой одну из наиболее острых
проблем современного развития экономики
во многих странах мира.
В современном мире существует
немало проблем, которые мы модем со всеми
основаниями назвать глобальными. Инфляция
- одна из них. Она существовала со времен
экономического развития человечества,
но целиком проявилась сравнительно недавно,
поразив сразу экономики всех стран: развитых
и развивающихся. Вся прогрессивная экономическая
мысль человечества, положила немало усилий
для борьбы с ней, но инфляция окончательно
побеждена не была, т.к. появились новые
и более сложные ее формы.
Как экономическое явление
инфляция существует уже длительное время.
Считается, что она появилась чуть ли не
с возникновением денег, с функционированием
которых неразрывно связана.
Термин инфляция (от латинского
inflatio - вздутие) впервые стал употребляться
в Северной Америке в период классовой борьбы 1861-1865 гг. и
обозначилпроцесс разбухания
бумажно-денежного обращения. В XIX в. этот
термин употреблялся также в Британии
и Франции. Широкое распространение в
экономической литературе понятие инфляции
получило в XX веке после первой мировой
войны, а в советской экономической литературе
- с середины 20-х годов.
Наиболее общее, традиционное
определение инфляции - переполнение каналов
обращения денежным агрегатом сверх потребностей
товарооборота, что вызывает обесценение
денежной единицы и соответственно рост
товарных цен.
Однако определение инфляции
как переполнение каналов денежного обращения
обесценивающимися бумажными деньгами
нельзя считать полным. Инфляция, хотя
она и проявляется в росте товарных цен,
не может быть сведена лишь к чисто денежному
феномену.
3.2 Стратегия управления инфляционными
процессами
Преодоление инфляции остается одной
из главных задач антикризисной стратегии
Правительства Кыргызской Республики.
Уменьшение темпов инфляции до относительно
«безопасного» уровня (15-20% за год, или
1-2% в месяц) без сокращения производства
и падения жизненного уровня населения
возможно лишь при повышении эффективности
производства и качества управления. Эти
цели могут быть достигнуты поэтапно,
в течение длительного периода времени.
Целями антиинфляционной
политики КР являются:
предсказуемость динамики инфляции:
нельзя допустить ее ускорения дольше
2-5% в среднем за месяц;
создание институциональных и финансовых
предпосылок для сокращения инфляционного
потенциала.
В 2014-2019 гг. расширение конечного спроса
в Кыргызстане потребует особого усиления
антиинфляционных мер для того, чтобы
удержаться на траектории плавного сокращения
инфляции. В это время ключевой целью антиинфляционной
политики Правительства Кыргызской Республики
должно стать снижение инфляции до уровня,
не препятствующего росту инвестиционной
активности, т.е. до 35-40% в год. Для решения
этих задач на сегодняшний день Правительство
совместно с Министерством финансов и
Национальным Банком КР реализуют комплекс
мер, направленных на сдерживание и регулирование
всех трех компонентов инфляции: спроса,
издержек и ожиданий.
С целью сдерживания уровня инфляции
Правительство КР совместно с Минфином
и НБКР регулярно устанавливают ориентиры
(«коридор») инфляции и денежной массы
с разбивкой по кварталам, разрабатываются
системы действий, направленные против
отраслей и предприятий, нарушающих установленные
ориентиры; вводятся прямые ограничительные
меры, направленные против роста цен в
отраслях-монополистах; ведется работа
по сокращению дефицита бюджета на уровне
4-5%; поддерживаются процентные ставки
на уровне, незначительно превышающих
темп инфляции, при этом стимулируется
их дифференциация с целью замедления
оборота денежной массы; для борьбы с сезонными
всплесками инфляции стимулируется фьючерсная
торговля сезонными товарами.
Во избежание массового спроса на продукцию
народного потребления государство использует
стратегию гашения адаптивных инфляционных
ожиданий, которая предполагает изменение
психологии потребителей, избавление
их от страха перед обесценением сбережений,
предотвращение нагнетания текущего спроса.
Судя по практике антиинфляционного регулирования,
сделать это возможно при выполнении двух
условий:
всемерное укрепление механизмов рыночной
системы, которые способны снизить цены
или хотя бы замедлить их рост. Лишь в этом
случае вероятно изменение психологии
потребителей, устранение из нее инфляционных
мотивов. Потребитель должен убедиться,
что колебания цен на сравнительно небольшое
количество товаров и услуг происходят
под влиянием спроса и предложения;
существование правительства национального
согласия, пользующегося доверием большинства
граждан и проводящего антиинфляционную
политику. При этом Правительство КР ставит
перед собой вполне определенные, практически
осуществимые и легко проверяемые антиинфляционные
задачи, заблаговременно информируя об
этом население.
Стратегия ограничения денежной массы,
используемая НБКР основана на жестких
лимитах ее ежегодного прироста. Этот
показатель определяется в соответствии
с уравнением долгосрочного равновесия
денежного рынка:
M'n = Y+Pe
где M'n - среднегодовой темп роста предложения
денег за определенный период времени;
Y - среднегодовой темп роста
реального продукта (в постоянных
ценах) за соответствующий период;
Ре - предполагаемый темп роста цен.
Для того, чтобы денежная политика была
действительно антиинфляционной, указанный
лимит необходимо удерживать в течение
продолжительного времени независимо
от состояния бюджета, интенсивности инвестиционного
процесса, уровня безработицы. В инфляционной
экономике денежная политика должна играть
главенствующую роль.
Также Правительство КР прибегает к следующим
стратегическим мерам по сдерживанию
инфляции:
1. Обеспечение страны в достатке
продовольствием. Для налаживания
продовольственного дела в стране
оказывается государственная финансовая
помощь сельскохозяйственным предприятиям
всех видов собственности, а именно:
- установление порядка выдачи
кредитов сельскохозяйственным
предприятиям в счет будущего
урожая;
- установление государственных
закупочных цен, а также цен
на потребляемые в сельскохозяйственном
производстве ресурсы на уровне,
обеспечивающем рентабельную работу
товаропроизводителей и создания
системы контрактной торговли
промышленными товарами в обмен
на сельскохозяйственную продукцию.
2. Воссоздание разрушенного инвестиционного
поля народного хозяйства, без
чего функционирование экономики
становится невозможным.
3. Налаживание снабженческо-сбытовых
связей между предприятиями. Хозяйственные
связи предприятий в рыночном
режиме наиболее эффективны в
основном через систему крупных
оптовых купцов.
4. На время кризиса необходимо
централизовать банковскую систему,
имея в виду обязательное исполнение
коммерческими и инвестиционными
банками директив центрального
банка по приоритетности и
льготности кредитования регионов, отраслей,
предприятий, соблюдения нормативных
сроков документооборота.
5. Для стабилизации потребительского
рынка целесообразно:
- создать систему стимулирования
развития мелкого бизнеса в
сфере производства и услуг;
- ввести государственные кредиты
на аренду производственных помещений
и лизинговый кредит на аренду
оборудования (с возможностью последовательного
выкупа);
6. В течение кризисного периода
следует также проводить рациональную
государственную политику защиты
внутреннего рынка и строгого
контроля частной экспортной
деятельности.
Правительство КР проводит антиинфляционную
политику, включающую, как прямые, так
и косвенные методы борьбы с инфляцией.
Косвенные методы включают в себя:
1. Регулирование общей массы
денег через управление ими
НБКР;
2. Регулирование ссудного и учетного
процесса коммерческих банков
через управление ими НБКР;
3. Обязательные резервы коммерческих
банков;