Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 14:07, реферат
Финансовый рынок является важной финансовой инфраструктурой для реализации приоритетов и решения задач, обозначенных программой социально-экономического развития. Важнейшей составляющей финансового рынка любого государства выступает государственный рынок заимствований. Общеизвестно, что во многих странах с помощью таких долговых обязательств - федеральных, субфедеральных и муниципальных - решаются актуальные хозяйственные и социальные задачи.
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Университет управления «ТИСБИ»
Факультет дистанционных технологий
Кафедра «Финансы»
Зачет
по дисциплине «Государственный долг» на тему:
«Эволюция российского рынка государственных заимствований»
Казань 2012.
Содержание
1.Эволюция российского рынка государственных заимствований.…3
Финансовый рынок является важной финансовой инфраструктурой для реализации приоритетов и решения задач, обозначенных программой социально-экономического развития. Важнейшей составляющей финансового рынка любого государства выступает государственный рынок заимствований. Общеизвестно, что во многих странах с помощью таких долговых обязательств - федеральных, субфедеральных и муниципальных - решаются актуальные хозяйственные и социальные задачи.
Рассматривая развитие рынка ценных бумаг в историческом аспекте, можно выделить несколько периодов. Во-первых, дореволюционный (до 1917г.), затем советский период (с НЭПа и последующие годы) и, наконец, современный этап, начавшийся с приватизации государственной собственности. Все эти этапы имеют свою специфику, связанную с условиями их формирования, есть и некоторые общие черты, которые позволяют лучше понять и оценить современные процессы развития фондового рынка.
Развитие рынка ценных бумаг имеет интересную историю, которая корнями уходит в глубь XVIII века. Рынок ценных бумаг, функционировавший в Российской империи, играл важную роль в экономической жизни страны. Он был непосредственно связан с состоянием промышленности, сельского хозяйства, транспорта и вообще с политико-экономическим и финансовым положением России.
Его возникновение и становление говорило о том, что Россия плавно входила в круг развитых промышленных держав, поднималась на новый уровень социально-экономического развития, требовавшего аккумуляции денежных накоплений промышленников, купцов, банков, обычных граждан и направления этих средств на производительное потребление.
Исторической
точкой отсчета возникновения
Первоначально потребности
государства в необходимых
Успешное размещение первых займов положило начало регулярному использованию этого источника финансирования государственной казны.
Реформы третей четверти прошлого века создали предпосылки для появления на фондовом рынке долговых обязательств местных органов власти. Их появление диктовалось острой нехваткой средств для развития местной культурно-хозяйственной жизни.
Государственные бумаги выпускались правительством как именные, так и на предъявителя. С 1906г. владелец предъявительских облигаций государственных займов получал возможность заменить их на именные облигации, или так называемые удостоверения именной записи.
Торговля ценными бумагами осуществлялась на товарных биржах и через Государственный банк России. Продажа государственных облигаций проводилась главным образом через Государственный банк при активном посредничестве коммерческих банков. Первоначально операции с ценными бумагами на биржах осуществлялись в соответствии с правилами биржевой торговли, конкретных бирж.
Международный политический кризис в 1914г., приведший к началу первой мировой войны, вызвал небывалую панику на европейских биржах. В течение нескольких дней после объявления войны прекратили операции с ценными бумагами российские биржи. Операции с ценными бумагами оказались дезорганизованными.
С конца 1914г. в Петербурге, а также в Москве и Киеве начали проходить частные биржевые собрания для осуществления сделок с ценными бумагами. Массовый характер они стали принимать в Петербурге весной и летом 1915г. в помещениях биржи и некоторых крупных акционерных банков. В конце 1916г. началось некоторое оживление на фондовом рынке, что явилось неожиданным для правительства.
В январе 1917г, вновь была открыта Петербургская фондовая биржа. Временным правительством воспрещались срочные сделки - объектом сделок могли быть только цепные бумаги, круг участников биржевых собраний ограничивался («гости» не допускались, иностранные подданные — только с разрешения Министерства финансов). Нестабильная политическая ситуация привела к тому, что биржа просуществовала всего месяц.
После революции рынок ценных бумаг фактически прекратил свое существование.
Декретом советского правительства уже 23 декабря 1917г., были запрещены все операции с ценными бумагами и в начале 1918г. были аннулированы государственные займы.
Первый государственный заем, проведенный правительством Советской России - хлебный заем 1922г.
Советское правительство нуждалось в финансовых ресурсах и для этих целей предпринимались шаги по выпуску привлекательных для населения займов. Цель была достигнута путем продажи облигаций ниже номинала и высоких процентных доходов, выплачиваемых инвесторам. Такое управление государственным долгом привело к росту государственной задолженности.
В период НЭПа началось
некоторое оживление рынка за
счет выпуска государственных
С переходом к НЭПу были сняты ограничения на частную предпринимательскую деятельность, появились государственные и смешанные акционерные общества. Государство прибегало к акционированию предприятий для привлечения частного капитала.
В период НЭПа товарные биржи и фондовые отделы при биржах существовали с 1921г. по 1930г. Организация фондовых бирж в СССР была предусмотрена постановлением ВЦИК и СНК о валютных операциях.
Фондовые отделы находились в ведении Наркомфина, который устанавливал правила совершения сделок и осуществлял надзор за их деятельностью. Органами управления фондового отдела являлись общее собрание членов отдела, совет фондового отдела и ревизионная комиссия.
Несмотря на большое сходство во внешних формах организации фондовых отделов в России до революции и в период НЭПа, их экономическая природа была различна. Они являлись не объектом регулирующего воздействия, а органами регулирования валютно-фондового рынка, выражением регулирующей воли государства.
В рамках централизованного управления экономикой распределение материальных и финансовых ресурсов совершалось преимущественно государственными органами разных уровней. При этом пропорции в распределении материальных ресурсов предопределяли направления движения денежных средств.
Государство могло через регулирование оплаты труда и цен, налоги, свободный доступ к ссудному фонду Центрального банка, налично-денежную и кредитную эмиссию привлекать средства для реализации своих программ, поэтому оно не испытывало острой потребности в налаживании реального рынка собственных долговых обязательств. И, тем не менее, возрождение рынка ценных бумаг в период НЭПа произошло за счет расширения государственного кредита и формирования рынка государственных бумаг.
В 1922-1957гг. в СССР было выпущено около шестидесяти облигационных займов, в 1957-1990гг. – пять. Государство размещало облигации среди населения с целью покрытия расходов государственного бюджета.
В 1990г. Министерство финансов попыталось вновь привлечь средства внутренних инвесторов для финансирования государственного бюджета и выпустило облигации 5-процентного займа для предприятий и казначейские обязательства для населения. Но эта попытка не имела успеха, поскольку условия выпуска не учитывали реальной экономической ситуации в стране.
В первой половине 90-х годов Россия начала переход к рыночной организации экономики.
Приватизация промышленности и других объектов государственной собственности заложили основы к формированию российского фондового рынка. Выпуск приватизационных чеков в 1993г. и всеобщее вовлечение населения в процесс приватизации дали мощный импульс развитию фондового рынка в России.
Период 1993-1997гг. отличался динамичным и качественным развитием рынка государственных ценных бумаг. Они стали играть ведущую роль на российском фондовом рынке потому, что были самыми надежными среди прочих инструментов.
Большим событием для упорядочения деятельности на российском фондовом рынке, в частности на рынке государственных облигаций, следует считать появление в 1996г. Федерального закона «О рынке ценных бумаг». Он установил, что эмитентами ценных бумаг, помимо прочих юридических лиц, могут быть органы исполнительной власти и местного самоуправления.
Наиболее популярным видом государственных ценных бумаг в 1990-е годы, бесспорно, считались ГКО. В 1993г. на основании постановления Правительства Министерством финансов и Центральным банком РФ было утверждено Положение об обслуживании и обращении выпусков Государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО). Это была первая удачная попытка выпуска облигаций в безбумажной форме, предназначенных для юридических и физических лиц.
Примерно годом раньше в соответствии с указом Президента «О мерах по урегулированию внутреннего валютного долга бывшего СССР» было положено начало размещению облигаций Внутреннего государственного валютного займа (ВВЗ). Условия его выпуска были утверждены постановлением Правительства в начале 1993г. В соответствии с постановлением Министерства финансов было уполномочено с мая 1993г. осуществлять эмиссию облигаций ВВЗ.
В этот же период постановлением Правительства были утверждены основные условия продажи золота путем выпуска Министерством финансов золотых сертификатов 1993г. Нарицательная стоимость сертификата была эквивалентна стоимости 10кг золота самой высокой пробы. Погашение сертификатов помимо традиционных способов могло осуществляться путем поставки самого металла.
В конце 1995г. постановлением Правительства «О выпуске государственных ценных бумаг, предусматривающих право их владельца на получение слитков золота» была реализована вторая, более успешная попытка размещения облигаций золотого федерального займа.
Еще одним видом ценных бумаг выпускаемых в это время, были Государственные жилищные сертификаты. Они также не имели хождения на рынке, предназначались для граждан страны, лишившихся жилья в результате стихийных бедствий и других форс-мажорных обстоятельств, и номинировались в квадратных метрах жилой площади. Сертификаты выпускались в бумажной форме, были именными ценными бумагами с годовым периодом обращения.
На российском рынке государственных ценных бумаг начался процесс интеграции в мировую финансовую систему. Во многом этому способствовал допуск на рынок нерезидентов.
Событием для российского
Российский рынок
1) иностранные инвесторы
2) российские государственные
За годы, прошедшие после финансового кризиса 1998 года, экономика России сильно изменилась. Это сказалось на росте золотовалютных резервов, стабильности курса, снижении темпов инфляции и экономическом росте. Изменилась бюджетная политика и политика, внутренних и внешних заимствований. Как известно, начиная с 2000г. фактически федеральный бюджет исполняется с профицитом. Поэтому необходимость в масштабных заимствованиях отпала.
На российском рынке заимствований сейчас обращаются не только федеральные долговые обязательства (внешние и внутренние), но и субфедеральные ценные бумаги.
В целом представляется, что для эффективного функционирования рынка государственных заимствований первостепенное значение имеет выстраивание такой долговой политики, которая бы отражала не только текущее состояние в экономике, но и соответствовала долгосрочным задачам социально-экономического развития, отвечала интересам граждан и предприятий нашей страны.
Информация о работе Эволюция российского рынка государственных заимствований