Эволюция теоретических взглядов на сущность финансов
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 16:08, курсовая работа
Описание работы
Финансы, обеспечивающие функционирование государства, называются государственными финансами. В результате перераспределения доходов общества в пользу домашних хозяйств и производителей возникают финансы соответственно домашних хозяйств и коммерческих организаций. Характерными признаками финансов являются: 1. распределительный характер отношений, который основан на правовых нормах или этике ведения бизнеса, связан с движением реальных денег независимо от движения стоимости в товарной форме; 2. односторонний характер движения денежных средств; 3. создание централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Содержание работы
Введение 1 Экономическое содержание финансов § 1 Сущность финансов § 2 Место финансов в системе денежных отношений 2 Функции финансов 3 Финансовые ресурсы и финансовые фонды § 1 Понятие и состав финансовых ресурсов § 2Финансовые фонды 4 Эволюция теоретических взглядов на сущность финансов § 1 Развитие теоретических представлений о финансах в России § 2 Взгляды зарубежных экономистов на систему финансовых процессов Заключение Список литературы
3) использование денежных
фондов призвано обеспечить на
микроуровне расширенное производство
и существование отдельных членов общества,
на макроуровне - улучшение народнохозяйственных
пропорций, общегосударственных потребностей
страны.
В результате распределения
ВВП и НД создаются доходы общества.
При первичном распределении
на микроуровне возникают основные, или
первичные, доходы. В сфере материального
производства к первичным доходам относятся:
1) прибыль предприятий;
2) отчисления в социальные,
внебюджетные фонды;
3) доходы работающих.
Формирование первичных доходов
материального производства - это начальный
этап распределения, обусловленный законами
товарного производства. Первичное распределение
продолжается на макроуровне и обеспечивает
создание вторичных, или производных,
доходов. Необходимость перераспределения
НД связана:
1) с межотраслевым и межтерриториальным
перераспределением в интересах наиболее
эффективного и рационального использования
доходов и накоплений предприятий и организаций;
2) с наличием двух сфер - производственной
и непроизводственной (просвещение, здравоохранение,
социальное обеспечение, управление, оборона,
где не создается НД);
З) с существованием различных
социальных групп населения.
Перераспределительный процесс
ВВП и НД осуществляется прежде всего
через финансы. При этом используются
такие инструменты, как расходы, налоги,
кредит, цены. В результате перераспределения
формируются общегосударственные фонды
- бюджеты всех уровней и внебюджетные
социальные фонды. Доходы, создаваемые
в ходе такого перераспределения, должны
обеспечить лиц, не занятых в сфере материального
производства или вообще не участвующих
(не имеющих возможности участвовать)
в трудовом процессе.
Перераспределение национального
дохода в Российской Федерации происходит
в интересах структурной перестройки
хозяйства, развития приоритетных отраслей
экономики (сельского хозяйства, транспорта,
энергетики) в пользу наименее обеспеченных
слоев населения страны.
Таким образом, распределительная
функция финансов позволяет:
1) образовывать денежные
фонды на уровне предприятия
и домашнего хозяйства, а также
государства;
2) образовывать не просто
денежные фонды, а фонды целевого
назначения;
3) осуществлять межотраслевое,
межтерриториальное перераспределение,
а также между сферами и
социальными группами;
4) создавать необходимые
резервы, как на уровне предприятий,
так и государства.
Контрольная функция. Финансы,
связанные с движением денежной формы
стоимости ВВП, обладают свойством количественно
через финансовые ресурсы отображать
воспроизводственный процесс. Сущность
финансового контроля сообщать обществу
о всех неполадках в экономико-денежных
отношениях. Контрольная функция, наглядно
представляющая воспроизводственный
процесс, сигнализирует о возникающих
отклонениях в пропорциях распределения
ВВП и НД, в своевременном и полном образовании
целевых денежных фондов, в обеспеченности
необходимыми ресурсами производственного
процесса.
Контрольная функция финансов
проявляется:
1) до наступления распределительного
процесса, когда составляются программы,
прогнозы, бюджеты;
2) в процессе использования
фондов денежных средств, при
исполнении намеченных программ,
планов, смет;
З) в процессе подведения итогов,
составления оценок исполнения планов.
Контрольная функция реализуется
через:
1) финансово-хозяйственный
контроль на отдельных предприятиях,
на основе выполнения хозяйственных
договоров, осуществления коммерческого
расчета;
2) финансово-бюджетный контроль,
при выполнении налоговых платежей
и выполнении финансирования
из бюджетных ресурсов;
З) кредитно-банковский контроль,
при использовании принципов кредитования
и денежных расчетов.
4) независимый аудиторский
и общественный контроль,
5) страховой контроль
со стороны страховых компаний
при наступлении страхового случая
и выплате возмещения.
Регулирующая функция выражается
в том, что с помощью финансов можно воздействовать
на поведение участников денежных отношений.
Регулирующая функция финансов используется:
на микроуровне- на предприятии
для стимулирования его деятельности,
создавая различные фонды, которые способствуют
улучшению качества производственного
процесса, увеличению его объема, улучшению
материального положения работающих;
и на макроуровне- государство,
используя государственные расходы, налоги,
госкредит, достигает таких же результатов.
Кредитная политика государства, валютная
политика являются инструментами воздействия
на обстановку внутри страны и межгосударственные
отношения с помощью финансов.
Также среди экономистов существует
мнение, что финансам присущи такие функции
как стимулирующая, стабилизационная,
воспроизводственная.
Стабилизационная функция финансов
реализуется в условии рыночных отношений.
Ее содержание заключается в том, чтобы
обеспечить для всех хозяйствующих субъектов
и граждан стабильные условия в экономических
и социальных отношениях.
Стимулирующая функция состоит
в использовании распределенного дохода
либо для расширения производства, либо
для накоплений и социальных потребностей.
Государство с помощью системы финансовых
рычагов воздействует на развитие отраслей,
предприятий в ту или иную сторону. Финансовыми
рычагами могут являться: бюджет, цены
и тарифы, налоги, экспортные и импортные
пошлины.
Воспроизводственная функция
обеспечивает сбалансированность трудовых,
материальных и денежных средств на всех
стадиях простого и расширенного производства.3 В контексте воспроизводственной
функции финансы не только распределяют,
но и обслуживают кругооборот фондов,
обеспечивая денежными ресурсами воспроизводственный
процесс.
По мнению автора этой работы
стимулирующая и стабилизационная функции
являются вариациями регулирующей функции.
Также воспроизводственная функция является
производной от распределительной функции
финансов: кругооборот фондов обеспечивается
денежными средствами через распределительную
функцию финансов. Поэтому нет основания
выделять их в отдельные функции.
Некоторые экономисты считают,
что финансам присущи три функции: формирование
денежных фондов (доходов), использование
денежных фондов (доходов) и контрольная.
Однако первые две, хотя реально существуют,
но они больше напоминают механизм реализации
распределительной функции, чем самостоятельный
способ действия категории финансов.
Функции финансов осуществляются:
· на всех уровнях управления
экономической системой (Федеральном,
территориальном, местном);
· во всех сферах общественной
жизни (материальное производство, сфера
обращения, сфера потребления);
· на всех уровнях экономической
системы (внутрихозяйственном - финансы
предприятий, внутриотраслевом - финансы
комплексов, межотраслевом и межтерриториальном
- госбюджет и внебюджетные фонды).
3 Финансовые ресурсы
и финансовые фонды
§1 Понятие и состав
финансовых ресурсов
Финансовые ресурсы - это сложная
экономическая категория, которую нельзя
полностью отождествлять с денежными
средствами. При этом достаточно сложно
выделить чёткий критерий, на основе которого
можно установить количественные границы
финансовых ресурсов и охарактеризовать
их специфику в отличие от категории «денежные
средства».
Финансовые ресурсы - это объективная
макроэкономическая категория, содержание
которой определяется условиями материально-финансовой
сбалансированности экономики. Равенство
поступления и расходования финансовых
ресурсов свидетельствует о том, что платёжеспособный
спрос предприятий, формирующийся в результате
финансирования затрат на развитие национального
хозяйства и функционирование государственных
учреждений, имеет материальное покрытие,
поскольку соответствует созданным финансовым
ресурсам. Поэтому условие материально-финансовой
сбалансированности может быть представлено
как в форме соответствия суммы финансовых
ресурсов и объёма материальных благ,
так и в виде балансового равенства их
поступления и расходования.
Макроэкономическая категория
финансовые ресурсы обретает смысл тогда,
когда общество переходит к регулированию
экономического развития и появляется
потребность в обеспечении сбалансированности
материальных и финансовых потоков.
Различают субъекты и объекты
финансовых ресурсов. Субъектами финансовых
ресурсов являются домохозяйства, предприятия,
государства. Объектами финансовых ресурсов
являются централизованные и децентрализованные
финансовые ресурсы. Централизованные
финансовые ресурсы формируются на микроуровне,
децентрализованные - на макроуровне.
В состав финансовых ресурсов
входят:
1) Собственные средства:
а) на уровне предприятий и домохозяйств-
прибыль. Зарплата, доходы домохозяйств,
б) на уровне государства- доходы
от госпредприятий, приватизации, а также
от внешнеэкономической деятельности;
2) мобилизованные на рынке:
покупка-продажа ценных бумаг, банковский
кредит - для предприятий и домохозяйств;
на уровне государства- эмиссия ценных
бумаг и денег, государственный кредит.
3) Средства, поступившие в порядке
перераспределения» на уровне предприятий
проценты и дивиденды по ценным бумагам,
выпускаемыми другими владельцами; на
уровне государства- налоги, сборы, пошлины.
Определяя сущность финансовых
ресурсов, целесообразно исходить из их
функционального назначения в процессе
расширенного воспроизводств ВВП и НД.
Этот процесс характеризуется движением
товарной и денежной масс, состоит из нескольких
стадий, на каждой из которых товарные
и денежные потоки по-разному соответствуют
друг другу. На начальной стадии движения
(производства) ВВП и конечной (его использования)
денежные потоки опосредуют товарные
потоки. На стадии распределения и перераспределения
денежная форма выражения ВВП приобретает
относительно самостоятельное движение,
поскольку именно на этих стадиях возникают
финансовые отношения. В результате их
образуются различные денежные фонды,
происходит их перегруппировка и формируются
конечные доходы. Так происходит согласование
объёма и структуры национального производства
и потребностей национального хозяйства,
что на практике рассчитывается как ВВП
по расходам и ВВП по доходам.
Часть денежного оборота жёстко
согласована с товарным обращением, поскольку
реализуется вследствие обмена эквивалентами.
Выраженными в товарной форме у продавца
и денежной у покупателя. При обмене эквивалентов
не возникает условий для материально-финансовой
несбалансированности в обществе.
Другая часть денежного оборота
связана с потребностями расширенного
воспроизводства ВВП. Они обеспечиваются
в процессе его распределения и перераспределения
с помощью финансов. Эта часть денежного
оборота представляет собой финансовые
потоки., т.е. движение тех средств, которые
могут быть затрачены на развитие национального
хозяйства и удовлетворение общегосударственных
и социальных нужд.
Специфической особенностью
финансовых потоков, в отличие от денежных,
является их безэквивалентность. В результате
этого именно финансы в процессе распределения
и перераспределения ВВП порождают независимое
движение денег, в чём и кроются предпосылки
материально-финансовой несбалансированности
национального хозяйства. Таким образом,
финансовые ресурсы- это количественная
характеристика финансового результата
процесса воспроизводства за определённый
период. Это те денежные средства, которые
правомерно направлять на возмещение
выбытия основных фондов, производственное
и непроизводственное накопление, коллективное
потребление. Этот макроэкономический
показатель имеет балансовый характер,
поскольку он может быть представлен в
виде суммы как доходов так и расходов.
Специфическое содержание финансовых
ресурсов связано с тем, что они выступают:
a. как фонды денежных средств
аккумуляционного характера, которые
образуются в результате производства,
распределения и перераспределения валового
внутреннего продукта;
b. как конечные доходы, т.е. денежные
средства, которые предназначены к обмену
на товары и услуги;
c. как те доходы, которые имеют
материальное покрытие, поскольку образуются
в результате реализации товаров и услуг;
d. как источники их формирования
(составляющие элементы): амортизация,
прибыль, налоговые доходы. Неналоговые
доходы, капитальные трансферты, целевые
бюджетные фонды, государственные внебюджетные
социальные фонды, прочие поступления;
e. как конечный финансовый
результат процесса воспроизводства,
поскольку используются для финансирования
капитальных вложений и капитального
ремонта основных фондов, прироста оборотного
капитала, приобретения оборудования
и предметов длительного пользования
для бюджетных организаций, затрат на
социально-культурные мероприятия, науку,
оборону, содержание органов государственной
власти и управления и др.
Краткосрочные кредитные ресурсы
в состав финансовых ресурсов включать
неправомерно, поскольку их формирование
не связано с созданием новых материальных
благ, а происходит в результате перераспределения
финансовых ресурсов.
Сбережения населения в виде
прироста вкладов населения в коммерческих
банках по своей экономической сущности
являются источником финансовых ресурсов,
поскольку в материально-вещественном
аспекте (с точки зрения соответствия
платёжеспособного спроса населения и
ресурсов товарного предложения и объёма
платных услуг) им соответствуют материальные
ресурсы, равные отложенному спросу в
НД.
Итак, финансовые ресурсы страны
являются частью ВВП и могут быть представлены
в виде суммы следующих показателей системы
национальных счетов (СНС): валовой прибыли
экономики, отчислений в государственные
внебюджетные социальные фонды, налогов
на производство и импорт, налогов с физических
лиц, сбережений домашних хозяйств, кредитов,
полученных от зарубежных стран.
Таким образом, с помощью финансовых
ресурсов происходит выделение той части
ВВП, которая может быть направлена на
расширение социально-экономической системы
в целом. С их помощью в составе произведённого
ВВП разграничивается часть, соответствующая
текущим затратам потреблённых в процессе
производства материалов и рабочей силы,
и фонд расширенного воспроизводства
производственных факторов, включая рабочую
силу. С этой точки зрения в фонд расширенного
воспроизводства правомерно включать
расходы общества на здравоохранение,
образование, социальную политику и т.п.