Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 22:36, курсовая работа
В данной работе подняты острые проблемы становления бюджетной системы через совершенствование бюджетного процесса на федеральном и региональном уровнях.
Обострение финансового кризиса усилило необходимость ускоренного перехода к казначейской системе исполнения федерального бюджета для сокращения обоснованных расходов федерального бюджета, пополнения его доходной части, оптимизации управления бюджетными средствами, ужесточения контроля за их использованием и укрепления финансовой дисциплины на всех уровнях.
Казначейская система исполнения федерального бюджета, ее роль и пути укрепления в РФ Курсовая работа Выполнила студентка группы ФКВ22 Тимошенко Е.В. Министерство образования Российской Федерации Новосибирская Государственная Академия экономики и управления Кафедра финансов Новосибирск 2002 Введение На этапе перехода
к рыночной системе отношений
государству необходимо найти новые
формы управления финансовыми потоками,
в том числе бюджетными. Таким
образом, создаются предпосылки
для образования новой Положение в экономике
и финансовой системе Российской
Федерации характеризуется Финансовая политика
в 1995-1997 годах способствовала стабилизации
российского рубля, резкому снижению
инфляции. Ключевыми моментами политики
финансовой стабилизации явились отказ
от финансирования дефицита детального
бюджета с помощью прямых кредитов
Центрального Банка, обеспечение устойчивости
рубля к конвертируемым валютам.
Произошло становление В данной работе подняты
острые проблемы становления бюджетной
системы через Обострение финансового кризиса усилило необходимость ускоренного перехода к казначейской системе исполнения федерального бюджета для сокращения обоснованных расходов федерального бюджета, пополнения его доходной части, оптимизации управления бюджетными средствами, ужесточения контроля за их использованием и укрепления финансовой дисциплины на всех уровнях. Главная задача перед
нами теперь - обеспечить перевод всех
средств бюджета на казначейскую
систему исполнения. Необходимо обеспечить
профессионально-грамотное Исходя из этих главных задач и строится вся работа федерального казначейства. Процесс формирования и развития органов федерального казначейства нельзя назвать быстрым. Это объясняется наличием не только сторонников, но и противников создания новой структуры исполнительной власти, которой делегированы большие полномочия по управлению бюджетными потоками, что затрагивает интересы многих органов и структур. Глава 1. Роль Федерального казначейства в управлении государственными финансами 1.1. Причины
перехода к казначейской Динамическое и
устойчивое развитие общества невозможно
без активного участия О масштабе влияния финансово-бюджетной политики государства на экономику говорит тот факт, что если до начала 30-х годов доля государственных расходов в ВВП в развитых капиталистических странах не превышала 10%, то в настоящее время в странах ОЭСР в среднем этот показатель составил 35-40%. В России доля расходов
государственного бюджета (консолидированного)
в ВВП за 1995 г. составила 26.5 %, а
за 1997г. - 23%. Таким образом, несмотря
на явное уклонение государства
от исполнения функций экономического
агента, наблюдающееся с начала 90-х
годов, бюджет в России остается важнейшим
каналом перераспределения В современном мире бюджет - это не только и не сколько экономическая основа для осуществления традиционных функций государства (поддержание обороноспособности, безопасности, правопорядка), сколько важнейший инструмент государственного регулирования экономики. Планирование и государственное исполнение бюджета в России смело можно назвать Гордеевым узлом. Целый ряд проблем неразрывно переплелись, и решение их на первый взгляд кажется невозможным: налоговое стимулирование и налоговые кредиты, государственный сектор экономики и приватизация, дотации ключевым отраслям экономики (яркий пример - дотации сельскому хозяйству в Европейском союзе), субвенции отдельным регионам, субсидии как один из элементов социальной политики, государственные инвестиции (такие инвестиции важнейшее Условие для создания точек роста в переживающей глубокий спад экономике), внутренние и внешние заимствования и кредитование, наконец, социальная и политическая стабильность. В странах с рыночной экономикой, где отсутствует тотальное планирование образца СССР, государственный бюджет является по существу единственным народнохозяйственным планом определяющим и темпы экономического роста, и межотраслевые пропорции, и динамику уровня жизни. Качество бюджетного планирования эффективность кассового исполнения государственного бюджета являются определяющим условием регулирования рыночной стихии, имеющей не только огромный созидательный, но и разрушительный потенциал. В большинстве стран кассовое исполнение бюджета осуществляется двумя методами - банковским и казначейским. При банковском исполнении бюджета выступают банки и главным образом Центральный Банк РФ, являющийся главным кассиром страны. В основе кассового исполнения бюджета лежит принцип единства кассы, суть которого в том, что все полученные бюджетные средства поступают на единый счет Министерства Финансов в Центральном Банке. С этого счета производятся все расходы государства. До начала реформ
в СССР Государственный банк представлял
собой единую централизованную финансовую
систему страны по доходам и расходам
государственного бюджета. Он кредитовал
все отрасли народного Ситуация, с вводом реформ, коренным образом изменила функции Банка России. Появилась сеть финансовых учреждений, участвующих в кассовом исполнении бюджета. Поэтому одним из наиболее слабых мест в бюджетном процессе в настоящее время кассовое исполнение бюджета, осуществляемое Банком России и коммерческими банками. Не секрет, что в коммерческих банках в массовых порядках задерживаются платежи в бюджет, нарушается режим операций с бюджетными средствами, осуществляются совместно с недобросовестными предприятиями - неплательщиками различные махинации по выводу доходов из-под контроля налоговых органов что приводит к значительному ущербу для бюджета. В отчете Центрального банка РФ за 1998 г. ситуация характеризуется следующим образом: "Низкая собираемость налогов в сочетании с необходимостью крупных социальных выплат и ростом расходов на оборону привели к тому, что уровень дефицита федерального бюджета (по отношению к ВВП) в январе - сентябре 1998 г. почти в два раза превысил уровень предшествующего года". А в 1998 г., вообще, ознаменовался
кризисом бюджетного планирования, выразившемся
в невозможности исполнить Кризис бюджетного планирования усугубился в России кризисом кассового исполнения как доходной (сбор налогов по каналам банковской системы), так и особенно расходной части бюджета (своевременное и в полном объеме поступления денежных средств на счета распорядителей и их целевое использование). Причин кассового исполнения бюджета множество: это разрушительный и скачкообразный характер развития банковской системы России, усугубленный развалом СССР и политическим хаосом первых лет молодой российской демократии; и огромные сверхприбыли коммерческих банков за счет использования огромных “даровых“ бюджетных средств (взлеты и падения многих гигантов банковского бизнеса зачастую объясняются притоком и оттоком этих беспроцентных пассивов); и отсутствие необходимого контроля со стороны государства за финансовой дисциплиной государственных предприятий и бюджетных организаций. Можно утверждать: проблема неплатежей, невыплат заработной платы, пенсий, денежного довольствия (а отсюда социально - политическая напряженность в стране) - прямое следствие отсутствия эффективной системы кассового исполнения бюджета. Система движения бюджетных средств через счета многих коммерческих банков (“прокрутка“ государственных денег - это всего лишь пустяк по сравнению с повальной “привычкой“ российских банков к разорению, очень часто сопровождающемуся превращением “живых“ бюджетных денег в замороженные записи по счетам) и бесконтрольного распоряжения ими администрациями многих государственных предприятий и учреждений настолько неэффективна с точки зрения государственных интересов, что положение дел пытались исправить достаточно давно. Углубление банковского кризиса в 1995 - 1996 гг., очевидно, повлияло на решение правительства в январе 1996 г. о придании Сберегательному банку РФ статуса генерального агента по обслуживанию бюджетных счетов и переводе счетов бюджетных организаций из коммерческих банков в Сбербанк. И хотя сроки реализации этого решения не были четко определены, тем не менее серьезных изменений в системе движения бюджетных средств не в 1996 г. не в 1997 г. не произошло. Поэтому, Указом Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 года N 1556 “ О федеральном казначействе“ была поставлена задача передачи казначейству функции по кассовому исполнению федерального бюджета. В чем преимущество казначейской системы исполнения бюджета? Необходимо оговориться, что реальная альтернатива такой системы отсутствует. Закрепление самостоятельности субъектов Российской Федерации освободило их финансовые органы от обязанности контроля за правильным и целевым использованием средств Федерального бюджета. Распоряжение органов Федеральной исполнительной власти отныне необязательны к исполнению органами исполнительной власти субъектов. По этой причине в отношении сплошного контроля за прохождением казенных денег образовался вакуум. Проследить за финансовыми потоками до создания казначейства было невозможно. Средства ежегодного финансирования периодически поступали на счета их главных распорядителей, то есть министерств и ведомств, откуда перераспределялись далее с помощью коммерческих банков. Центральный банк, имея другие задачи, фактически оставлял без контроля использование средств Федерального бюджета. Коммерческие банки, естественно, были даже заинтересованы в его отсутствии. Возможность проверки наступала только по окончании периода финансирования на основании отчетности распорядителей. Таким образом, отношение к государственным деньгам как к своим собственным даже поощрялось существующей системой. Был бесконтрольным
и процесс поступления средств.
Длительные задержки, неполнота информации,
предоставляемой банками, не способствовали
своевременному пополнению казны, как
известно, время - деньги. Особенно реально
ощущается в отношении Казначейская система исполнения бюджета позволяет устранить такое положение вещей. Деньги в идеале не должны выпускаться “из рук” государства, если так можно выразиться, на протяжении всей цепочки казна - пользователь. Министерства и ведомства делают свои распоряжения по передаче сумм на то либо другое мероприятие, то непосредственно не участвуют в движении денежных потоков. По централизованной системе казначейства, не попадая на банковские счета, средства должны доводиться до самого нижнего уровня. Таким образом, можно говорить о полной “прозрачности” расходов бюджета, что позволяет оперативно вмешиваться в процесс, который ранее был Практически не контролируемым. Кроме того, реализуется понятие “текущего“ контроля, который осуществляется на стадии непосредственного расходования средств, что ранее было невозможным. Это означает, что имеется возможность не только выявить нарушения спустя некоторое время, потеряв истраченные суммы необратимо, но и предотвратить само выделение средств на сомнительные цели. При формировании доходов государства достоинство введения казначейской системы заключается в скорости, с которой суммы платежей в бюджет проходят по назначению. Придания органам казначейства контрольных функций по своевременному зачислению платежей в бюджет позволяет закрыть лазейку для злоупотреблений. Изменения в системе
движения средств стали еще более
актуальны из-за бюджетного кризиса
1997 г. В мае 1997 г. Министерство финансов
РФ и Центральный банк РФ издали
совместный нормативный документ “О
порядке расчетно-кассового Этим же Постановлением
предусмотрен “поэтапный переход“ к
новой системе кассового В России в настоящее время более 50 тыс. получателей финансируются из Федерального бюджета. Предлагаемая Министерством финансов схема поступления денежных средств на государственные объекты допускает возможность списания сумм со счетов бюджетных средств только по платежам, заполненным сотрудниками и подписанным руководителем или заместителем руководителя территориального органа Федерального казначейства, главным бухгалтером или его заместителем, которым предоставлено право подписи расчетных документов, заверенных печатью органа Федерального казначейства (п. 1.9 Постановления). Преимущество такой схемы - тотальный контроль государства в лице уполномоченных сотрудников Федерального казначейства за целевым использованием бюджетных средств. Принцип контроля целевого использования выделенных денежных средств, заложенный в основу правительственной схемы, носит универсальный характер, он является необходимым, стержневым элементом всякой кредитной или финансовой сделки. Однако предлагаемая Министерством финансов схема не достаточно конкретна и имеет ряд недочетов. Прежде всего, финансирование бюджетных организаций через систему Федерального казначейства предполагает тщательное по объектное планирование бюджета, доведение объема финансирования до каждого органа казначейства с учетом эшелонированности движения бюджетных потоков во времени. Предполагается следующий порядок движения бюджетных средств. Министерство финансов в рамках утвержденного государственного бюджета доводит до каждого органа Федерального казначейства годовую смету расходов в пообъектном разрезе с графиком поступления денежных средств на его счета в РКЦ ЦБ РФ или в уполномоченном банке. Орган Федерального казначейства доводит до администрации каждого объекта реальный объем финансирования по срокам и укрупненным статьям расходов. Администрация государственного предприятия в процессе оперативного управления сама распоряжается финансовыми ресурсами в рамках утвержденной Министерством финансов сметы статей расходов, руководствуясь графиком поступления бюджетных средств. Исходя из специфики деятельности и текущих потребностей руководитель и главный бухгалтер государственного предприятия сами принимают решение о списании средств со своего счета. Платежные документы
на списание средств со счета бюджетной
организации подписываются Конечно, если бюджетная организация имеет какие-то очень крупные расходы (может быть установлен лимит), то на платежном документе должна быть подпись руководителя органа Федерального казначейства. Данная схема распоряжения бюджетными средствами предполагает ежегодные ревизии деятельности бюджетных организаций. Ревизии могут проводиться как органами Федерального казначейства, так и иными уполномоченными на то органами (контрольно-ревизионные службы Министерства финансов, отраслевых министерств, Счетной палатой). Целесообразно разделить
движение денежных потоков по текущим
расходам и капитальным вложениям.
Следовало бы создать специализированный
банк для государственных Финансирование
бюджетных организаций под К сожалению, Постановление очень мало говорит о необходимой инфраструктуре движения бюджетных средств. Ясно, что при отсутствии в России эффективной платежной системы (Банк России разработал стратегию ее развития, и реализация ее затягивается) даже при идеальном бюджетном планировании движение денежных средств будет происходить крайне медленно. Другая проблема - недостаточность инфраструктуры Банка России для обслуживания счетов Федерального казначейства. Помимо учреждений Банка России должны быть задействованы возможности иных кредитных учреждений, которые должны отвечать следующим параметрам. Во-первых, кредитное учреждение должно обладать широко разветвленной филиальной сетью с современной системой межфилиальных расчетов. Во-вторых, современная
система расчетов предполагает наличие
необходимой В-третьих, банк, участвующий в кассовом исполнении бюджета, должен находиться под надзором государства, и этот надзор должен быть на порядок выше, чем существующий сейчас в России. Причем желательно, чтобы государство владело ключевым пакетом акций такого банка. Любое кредитное учреждение, являющееся каналом движения бюджетных средств, должно быть готово к выборочному или постоянному мониторингу со стороны Федерального казначейства за сроками обслуживания бюджетных счетов, которые в соответствии с реальностью данного региона закрепляются в договоре Федерального казначейства с банком. Поскольку сроки должны быть минимальными, постольку бюджетные деньги должны рассматриваться уполномоченным банком не как одна из составляющих ресурсной базы, а как агентская операция к комиссионным вознаграждениям (например, 0.1 % от перечисленной суммы). В силу очень высоких и непредсказуемых рисков в банковском бизнесе в России уполномоченный банк должен согласовывать свою активную политику с Банком России, а определенный вид операций (например, коммерческие кредиты) должны быть для него запрещены. В правовой базе нуждается
и создаваемая платежная 1.2. Задачи
и функции Федерального Указом Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 года №1556 был в принципиальном, а Постановлением Правительства России от 27 августа 1993 года №864 в организационном плане решен вопрос о создании Федерального казначейства в составе Министерства финансов Российской Федерации. Целью Федерального казначейства является - постепенное утверждение предварительного и текущего контроля с концентрацией всех бюджетных ресурсов в одних руках, в одном банке. На органы казначейства возложены следующие основные задачи: организация, осуществление и контроль за исполнением республиканского бюджета Российской Федерации, управление доходами и расходами этого бюджета на счетах казначейства в банках, исходя из принципов единства кассы; регулирование финансовых
отношений между осуществление краткосрочного
прогнозирования объемов сбор, обработка
и анализ информации о состоянии
государственных финансов, представление
высшим законодательным и разработка методологических
и инструктивных материалов, порядка
ведения учетных операций по вопросам,
относящимся к компетенции Начиная с декабря 1993 года территориальными органами федерального казначейства приводится работа по учету доходов, обработки платежных документов и составление отчетности о поступлении платежей в бюджет. С начала 1995 года казначейские органы в 20 субъектах федерации работали с доходной частью бюджета, обеспечивая ежедневное расщепление и зачисление в каждый из уровней бюджетной системы причитающейся квоты налогов с учетом льгот, предоставленных каждым властным уровнем. К началу 1998 года количество регионов России, в которых казначейские органы приняли от налоговой службы функции по контролю зачисления доходов в бюджет, увеличились до 87. В соответствии с
Положением о федеральном казначействе
РФ на органы казначейства возложены
определенные функции. Основной из них
является - распределение регулирующих
налогов между федеральным За казначейством остаются вопросы контроля за банками, в которых открыты счета бюджета, оперативный и качественный анализ информации о состоянии доходной и расходной части бюджета, регулярное представление заинтересованным органам государственного управление достоверной и максимально полной отчетности об исполнении федерального бюджета. Платежи в федеральный бюджет учреждениями банков по месту их поступления, где открыты расчетные счета налогоплательщиков. За несвоевременное выполнение учреждениями банков по прохождению платежных поручений налогоплательщиков в федеральный бюджет к учреждениям банков предусматриваются санкции в установленном порядке. Новый порядок учета доходов в системе казначейства способствует созданию объективных предпосылок сокращения сроков прохождения платежных документов от налогоплательщика до зачисления средств в счет доходов федерального бюджета. Развитие системы казначейского исполнения создало предпосылки для финансирования федеральных расходов и программ за счет федеральных доходов, поступающих в регионах. Это позволяет гармонизировать бюджетные интересы Российской Федерации и ее субъектов, исключает необходимость централизации доходов сверх размеров, необходимых для осуществления межрегионального и бюджетного финансирования. Одним из преимуществ казначейской системы исполнения Федерального бюджета является то, что за счет изменения схемы финансирования сократилась цепочка бюджетных счетов. Приняты административные и организационные меры к повышению бюджетной дисциплины. Существенно укреплен предшествующий и текущий контроль за исполнением средств федерального бюджета. Расширение объемов финансирования расходов через систему федерального казначейства поставило под жесткий и ежедневный государственный контроль движения и целевое использование федеральных средств, повысило их управляемость и защищенность. В условиях кризиса банковской системы казначейство, аккумулируя средства федерального бюджета на своих счетах, выступает гарантом защиты этих средств от возможных последствий этого кризиса. Развитие казначейской системы исполнения федерального бюджета сопровождается фактическим разграничение и передачей функций и объема работ, выполняемых территориальными органами Центрального банка, Госналогслужбы Российской Федерации, местными финансовыми органами в органы казначейства, освобождая эти органы для решения других более свойственных им задач Органы казначейства взаимодействую с администрациями субъектов Российской Федерации и налоговыми органами в процессе зачисления доходов, осуществляют распределение в установленных размерах между федеральным бюджетом и бюджетами соответствующего уровня регулирующих доходов, установленных Законом о бюджете, а также осуществляет передачу в местные бюджеты отчислений от поступлений по государственным налогам и доходам, ведут учет доходов и налогов, поступающих в федеральный бюджет в разрезе подразделений бюджетной классификации, представляют органам государственной власти и управления страны отчетность о совершении операций со средствами федерального бюджета. Федеральное казначейство
взаимодействует с Активизируется
обмен информацией между Глава 2. Анализ функционирования Отделения Федерального казначейства по г. Ураю 2.1. Анализ
деятельности Отделения В городе Урае отделение Федерального казначейства, в составе управления Федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу, создано с октября 1995 года. Период создания казначейства характеризовался постепенностью и последовательностью перехода к процессу исполнения Федерального бюджета как доходной, так и расходной его части через органы казначейства. Казначейство осуществляет зачисление денежных средств плательщиков по всем уровням бюджета, включая городской, с учетом всех льгот, предоставленных предприятиям, взаимозачетов и казначейских налоговых освобождений по платежам. Ранее такой работой занималась городская налоговая инспекция. Для предоставления более реальной картины состояния доходной части Федерального бюджета осуществляется краткосрочное и долгосрочное прогнозирование поступления налогов на доходные счета республиканского бюджета, анализ причин неритмичности, задержки их поступлений . Таблица 1 Прогноз поступления денежных доходов в Федеральный бюджет в 2002 г. по г.Ураю, млн. руб.
Ежедневно составляется отчетность о состоянии, движении и остатках средств на счете регулирования (90 счет) и на доходном счете федерального бюджета (100 счет). Для осуществления этой работы созданы специальные компьютерные программы учета и распределения налогов по уровням бюджетной системы, которые с помощью модемной связи передаются в Управление Федерального казначейства по Ханты - Мансийскому автономному округу. Учитывая, что администрация города Урая нуждается в оперативной информации, о доходах, поступающих в городской бюджет, даем ее ежедневно. Одной из основных функций отделения Федерального казначейства г. Урая является распределение регулирующих налогов по уровням бюджетов в соответствии с законодательством . Налоговые органы предоставляют отделению федерального казначейства сведения о поступлении налогов и платежей в бюджетную систему страны с указанием сумм, видов налогов и процент выполнения плана . Таблица 2. Сведения о поступлении налогов и платежей в бюджетную систему за 2001 год, тыс.руб.
За 2001 год без учета внебюджетных фондов поступило в бюджетную сферу 547977 млн. рублей. Уменьшение на 33% в сравнении с 2000 годом. В разрезе бюджетов, поступление налогов и платежей сложилось в 2001 году следующим образом: доля федерального бюджета составила 31%, территориального 69%. С 1 февраля 1999 года в связи с реорганизацией ОАО "ЛУКойл-Урайнефтегаз" платежи по налогам на добавленную стоимость, прибыль , ВМСБ, акцизы в разрезе федерального и окружного бюджета поступали и отражались в отчетности ГНИ и г.Когалыма, корректировка по указанным налогам в части федерального бюджета проведена только с мая. Платежи по налогам на имущество, содержание жилого фонда, прибыль, НДС, недра в части местного бюджета в сумме 155321 млн. рублей отражались в отчетности ГНИ, корректировка в части окружного и местного бюджета не проведена, что повлияло на общее выполнение бюджетных назначений за 1999 год. За 2002 год без учета внебюджетных фондов поступления в бюджетную сферу составило 330558 тыс. рублей, уменьшение в сравнении с 2001 годом составило 39,7%. В разрезе бюджетов, поступление налогов и платежей сложились в 2000 году следующим образом : доля федерального бюджета составила 29%, территориального 71%.
Рассмотрим кассовое исполнение бюджета по г. Ураю. На местные органы власти возложена важная задача по претворению в жизнь государственной социальной политики. Финансирование мероприятий по обслуживанию населения в решающей части проводится за счет средств местного бюджета. Осуществление государственной программы в области социального развития больших материальных и финансовых затрат. В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы территориального формирования источников и подведомственности предприятий, организаций и учреждений. Исходя из этих принципов, эти доходы городского бюджета формируются за счет закрепленных (местных) и регулирующих источников. Они складываются из налогов, платежей, поступлений от приватизации, сдачи в аренду муниципальной недвижимости, продажи земельных участков, средств поступающих в результате реализации инвестиционных проектов, а также кредитов, займов, дотаций и помощи. К регулирующим доходам относятся все финансовые ресурсы используемые для этих целей: процентные отчисления от общегосударственных доходов и налогов, дотаций, субвенций средства, полученные из вышестоящих бюджетов. Таким образом, эти средства переданные вышестоящим органом власти нижестоящим на основании юридического акта (закона, постановления, решения, распоряжения). Анализируя кассовое исполнение бюджета г. Урая за 1999 -2001 г.г. подавляющий объем доходов более 70 % образуют одни и те же виды налогов; на прибыль, подоходный, НДС, на имущество и платы за недра (см. таблицу 2.1.5). Состав и структура денежных средств в доходах бюджета г. Урая, тыс. руб. Таблица 2.1.5
Похожие статьи Организация
аналитического учета материалов на
складах (на примере текстильной
отрасли) Список
журнала "Forbes" за 2003 г. Лица, освобожденные
от применения ККТ
|