Концептуальные основы государственого регулирования социальной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 17:17, доклад

Описание работы

Спектр мнений ученых по поводу роли государства в социальном обеспечении простирается от видения ведущей роли государства в экономике, преобладания прямых государственных производственных и финансовых заданий над регуляторами рынка до модели рыночной экономики свободного предпринимательства с минимальным влиянием государства, с сведением роли государства только к обеспечению финансовой стабилизации, а также с фактическим предположением возможности некоего самопроизвольного формирования рынка.

Файлы: 1 файл

Лекеров Т.Е. студент ААЭС.docx

— 27.54 Кб (Скачать файл)

 

Концептуальные основы государственого регулирования социальной сферы

 

УДК 330:001.92;330:002

Лекеров Т.Е.

                                                                                 Студент 1 курса специальности «Финансы»

Алматинской Академии Экономики и Статистики

 

 

Спектр мнений ученых по поводу роли государства  в социальном обеспечении простирается от видения ведущей роли государства  в экономике, преобладания прямых государственных  производственных и финансовых   заданий   над   регуляторами   рынка   до   модели   рыночной экономики   свободного   предпринимательства   с    минимальным   влиянием государства, с сведением роли государства только к обеспечению финансовой стабилизации, а также с фактическим предположением возможности некоего самопроизвольного формирования рынка.

Различные теоретические  школы и направления экономической  мысли не однозначно определяют роль государства в решении социальных вопросов. Рассмотрим основные из них: классическую, неоклассицизм, монетаризм, кейнсианство.

Основателями  классической школы  являются Ф. Кенэ, Жанн Батист Сей, А. Смит, Д. Рикардо, Т. Мальтус. Представители данной школы ограничивали круг социальных проблем, стоящих перед государством, считая основным из них: помощь многодетным семьям, детям-сиротам и улучшения положения бедных. К категории «нетрудоспособных» относили, как правило, людей, неспособных трудиться по причине увечья или других физических недугов, детей-сирот и бедняков. Содержание престарелых не входило в государственные интересы, скорее государство стремилось обеспечить гарантированный доход, который позволил бы откладывать определенную часть дохода на «черный день».

К обязанностям государства А.Смит относит «обязанность поддерживать предприятия и учреждения общественного характера, которые отдельное лицо или небольшая группа лиц не были бы заинтересованы производить или поддерживать и, прибыль от которых не покрывала бы их расходов, хотя они с излишком покрывают их для целого большого общества».

Таким образом, классическая школа придерживалась политики невмешательства государств в социальное обеспечение. В государственные функции входило: сохранение естественного порядка, содержание предприятий общественного характера и развитие образования. Что касается социальной сферы, то здесь особенно выделяли содержание многодетных семей, детей-сирот, инвалидов и бедных.

Следующее направление - неоклассицизм. Её представители - Альфред  Маршалл, Карл Менгер, Густав фон Шмоллер и др. Для этого направления характерно усиление внимания к экономической свободе и личной инициативе. Однако вместе с тем стали раздаваться призывы к вмешательству государства в экономическую и социальную организацию, к расширению экономических функций государства.

А. Маршалл  считал, что в этот период времени  «начало может быть положено более  широкой, более воспитующей и щедрой государственной помощи», в которой нуждаются «старые люди, которым можно помогать, прежде всего, экономически». Эти идеи стали находить всё большую реализацию на практике. Появляется система страхования рабочих, направленная и поддерживаемая в финансовом отношении государством.

На данном этапе развития экономической мысли  появляется концепция 
теории «общественного товара» (общественного продукта). На 
государственный сектор возлагается финансирование социальной инфраструктуры. Всеобщность и доступность является достоянием людей независимо от политических и экономических структур, а также территориального и государственного устройства. Всеобщность означает также обязательство всего общества и государства содержать нетрудоспособных членов общества.

Тем самым  границы государственного вмешательства  расширяются и качественно меняются, принимая социальную направленность. Более полная справедливость в распределении  и большее благосостояние рабочих  классов представляются условием сохранения того национального единства, представителем которого является государство.

Монетаристская  школа не допускает вмешательство государства в экономические отношения. Данное направление предполагает веру в эффективность рынка и отрицает государственное регулирование экономики или допускает его в очень ограниченных пределах. Представитель данной школы Фридмен М. считает, что государство не должно допускаться к созданию материальных ценностей, регулированию объема производства, занятости и цен. В книге «Капитализм и свобода» он указывает, что необходимо отменить обязательное страхование для обеспечения пенсий по старости и пр.

В основе монетаристской концепции лежит вера в безграничные возможности рыночного регулирования. Сторонники монетаризма считают, что  ряд отрицательных моментов привнесен  в современную рыночную экономику  государственным регулированием. С  точки зрения монетаристов, рыночная экономическая система представлена рациональными экономическими субъектами, стремящимися реализовать свой интерес, в результате чего реализуется тенденция к общему равновесию (при полной занятости). Любое нарушение этого процесса извне - а сюда относится и государственное регулирование - ведет к тому, что экономика оптимального состояния недостигает. Эффективным признается лишь свободный конкурентный рынок, а государственное регулирование считается с ним   не совместимым. Отсюда вытекает   стратегическая       цель    -   избавить   рынок   от   чуждого    ему государственного регулирования.

На сегодняшний  день наиболее приемлемым для стран  с рыночной экономикой считается  «кейнсианский» подход к регулированию  экономических и социальных процессов, предполагающий активную государственную политику. Исходным в кейнсианской концепции является положение, что только вмешательство государства может поддержать экономику на уровне полной занятости и обеспечивать её неуклонный рост. Предоставленная же сама себе, то есть только рыночному саморегулированию, экономика попадает в ситуацию безработицы и инфляции.

На мой взгляд, «кейнсианское» направление наиболее верно подходит к вопросу о роли государства в экономике страны, в частности в социальную сферу, которая в рыночных условиях требует активной роли государства. Это связано с тем, что рыночная система представляет собой обезличенный механизм, который порождает большое неравенство между членами общества.

Рынок приносит достаточно крупные доходы тем, чей  труд высоко оплачивается в силу природных  способностей, хорошего образования  и мастерства. И это влечет за собой значительное неравенство  в распределении денежного дохода, а следовательно, и в распределении национального дохода. Поэтому государство берет на себя задачу уменьшить неравенство дохода в обществе.

Однако следует  отметить, что задачи и формы организации  социальной сферы в рыночной экономике, и методы воздействия на неё государства, различаются в зависимости от ориентации на модель регулируемой смешанной (с сильным участием государства) или либеральной рыночной экономики. Они различаются разными условиями  экономики. Те или иные схемы места  и задач социальной сферы, характерные  для развитой рыночной экономики, в  различных переходных условиях не всегда приемлемы и достижимы. Данная проблема остро и неоднозначно ставится и  решается в самой развитой рыночной экономике. Теоретики и практики, интерпретирующие развитую рыночную экономику  как регулируемую и смешанную (кейнсианской ориентации) рассматривают место  и роль финансово-кредитной системы (частью которой является и накопительная  пенсионная система) в экономике  в более широком контексте: а) общественном; б) производственном.

Сторонники  интерпретации данной экономики  как либеральной (фридменовской ориентации) акцент делают на её частном и самодовлеющем характере. Отсюда и различие целей, средств и содержания финансовых регулирующих мероприятий государства. Решение этой проблемы, становящейся ключевой в раскрытии специфики государственного регулирования при переходе к рыночной экономике в отличие от централизованного  государственного  управления,   осложняется с учетом специфики задач и условий перехода.

Замедление  темпов роста производства в условиях перехода, нарушение сбалансированности экономики, падение конкурентоспособности, усиление социального напряжения объективно требуют усиления государственного регулирования, цель которого - стимулирование бескризисного развития и роста  производства и поддержания его  сбалансированности.

Для достижения этой цели государство должно располагать  определенными ресурсами, или средствами, которое оно может использовать при осуществлении регулирующей деятельности, а также орудиями или  методами реализации регулирования, то есть различными факторами, посредством  которых осуществляется регулирующее воздействие.

В западной экономической мысли исторический характер возникновения государства  в целом признается, но его возникновение  и содержание связываются с общим  процессом роста культуры и цивилизации  в сфере общечеловеческого общения  и общественной организации. Государство  рассматривается как организация  управления обществом, направленная на обеспечение всеобщего блага  для входящих в него слоев, групп  и каждого отдельного человека. Содержание экономической деятельности государства (на ряду с политико-правовой) сводится, во-первых, в основном к обслуживающей и производной роли, к обеспечению условий функционирования рыночной организации экономики. Во-вторых, к производству особого вида товаров и услуг, не производимых в частном секторе, - общественных товаров и услуг.

Для того, чтобы исследовать роль государства в пенсионном обеспечении в условиях перехода к рыночной экономике необходимо выяснить (путем движения от общего к частному) общетеоретические основы экономической роли государства в рыночной и переходной экономике.

В научной  литературе многообразие взаимоотношений  государства и экономики характеризуется  в разных выражениях: как воздействие  государства на экономику, экономическая  политика государства, вмешательство  государства   в   экономику,   государственное   регулирование   экономики, 
экономическая деятельность государства, государственное предпринимательство и государственная собственность и пр. Все они отражают разные оттенки, но в них можно выделить следующие основные моменты:

  •   воздействие государства как политического и правового института на экономику; 
  •   деятельность    государства    в    сферах    обмена,    распределения    и потребления;
  • деятельность государства в сферах производства через   совокупность 
    принадлежащих ему предприятий.

Второй и  третий виды экономической деятельности государства следует охарактеризовать как «непосредственно» (прямо) экономические, а 1- косвенно экономические.

И косвенная  и прямая экономическая деятельность государства в их единстве и является основой для формирования понятия  «экономической роли государства», характеризующего взаимодействие государства и экономики  в целом. В этом взаимодействии составляющие его части взаимно дополняют  друг друга.

В сложившейся  высокоразвитой рыночной экономике, при  определенных различиях в деталях, но по целям регулирующей деятельности государства выделяют следующие  основные функции:

Создание правовой базы. Государство  создает нормативные акты, которые    устанавливают   нормы,   правила   хозяйствования,    производства, потребления и самого государства.

Проведение  политики макроэкономической стабилизации. Данная функция выступает как  центральная. Она осуществляется преимущественно  в 
денежно-кредитной   сфере,   через   которую   государство   ведет   борьбу   с 
инфляцией, пытается влиять на промышленный цикл и состояние безработицы.

Воздействие на распределение и размещение ресурсов (средства производства  и  рабочей  силы)     с  целью  повышения  их  эффективности («аллокационная» функция). Сюда относится отраслевая политика государства.

Осуществление программ распределения и перераспределения  доходов,  призванных   ослабить   или   устранить      негативные   социальные последствия     рынка,     решить     общенациональные     задачи     в     области здравоохранения, образования, социального обеспечения, демографического 
развития и т.д..

В экономической  литературе понятие социального  обеспечения определяется как «регулируемые  государством экономические отношения, посредством которых осуществляется распределение и перераспределение  национального дохода с целью  образования и использования  денежных средств для обеспечения членов общества, признаваемых нетрудоспособными.

Таким образом, государство  играет  ключевую  роль  в социальной сфере, следовательно, может эффективно функционировать только в условиях действенной и рациональной системы государственного регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованных источников:

 

  1. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. -Пер. с англ. 4-е изд., М.: Дело ЛТД, 1994.-678с.
  2. Маршалл А. Принцип экономической науки. ВЗ-х т. Т.З., Москва: Прогресс, 1993.-350 с.
  3. Болдырев Б.Г. Финансы капитализма.- М.: Финансы   и статистика, 1990.-246с.
  4. Макконелл К.Р., Брю С.Л Экономикс: Принципы, проблемы и политика. 
    Пер. с англ., 2-е изд. - М.: Республика, 1993.- 198с.
  5. Самуэльсон П., Нордхауз В. Экономикс // Экономические науки. - 1990.-№10.- С.48.

Информация о работе Концептуальные основы государственого регулирования социальной сферы