Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 17:17, доклад
Спектр мнений ученых по поводу роли государства в социальном обеспечении простирается от видения ведущей роли государства в экономике, преобладания прямых государственных производственных и финансовых заданий над регуляторами рынка до модели рыночной экономики свободного предпринимательства с минимальным влиянием государства, с сведением роли государства только к обеспечению финансовой стабилизации, а также с фактическим предположением возможности некоего самопроизвольного формирования рынка.
Концептуальные основы государственого регулирования социальной сферы
УДК 330:001.92;330:002
Лекеров Т.Е.
Алматинской Академии Экономики и Статистики
Спектр мнений ученых по поводу роли государства в социальном обеспечении простирается от видения ведущей роли государства в экономике, преобладания прямых государственных производственных и финансовых заданий над регуляторами рынка до модели рыночной экономики свободного предпринимательства с минимальным влиянием государства, с сведением роли государства только к обеспечению финансовой стабилизации, а также с фактическим предположением возможности некоего самопроизвольного формирования рынка.
Различные теоретические
школы и направления
Основателями классической школы являются Ф. Кенэ, Жанн Батист Сей, А. Смит, Д. Рикардо, Т. Мальтус. Представители данной школы ограничивали круг социальных проблем, стоящих перед государством, считая основным из них: помощь многодетным семьям, детям-сиротам и улучшения положения бедных. К категории «нетрудоспособных» относили, как правило, людей, неспособных трудиться по причине увечья или других физических недугов, детей-сирот и бедняков. Содержание престарелых не входило в государственные интересы, скорее государство стремилось обеспечить гарантированный доход, который позволил бы откладывать определенную часть дохода на «черный день».
К обязанностям государства А.Смит относит «обязанность поддерживать предприятия и учреждения общественного характера, которые отдельное лицо или небольшая группа лиц не были бы заинтересованы производить или поддерживать и, прибыль от которых не покрывала бы их расходов, хотя они с излишком покрывают их для целого большого общества».
Таким образом, классическая школа придерживалась политики невмешательства государств в социальное обеспечение. В государственные функции входило: сохранение естественного порядка, содержание предприятий общественного характера и развитие образования. Что касается социальной сферы, то здесь особенно выделяли содержание многодетных семей, детей-сирот, инвалидов и бедных.
Следующее направление - неоклассицизм. Её представители - Альфред Маршалл, Карл Менгер, Густав фон Шмоллер и др. Для этого направления характерно усиление внимания к экономической свободе и личной инициативе. Однако вместе с тем стали раздаваться призывы к вмешательству государства в экономическую и социальную организацию, к расширению экономических функций государства.
А. Маршалл считал, что в этот период времени «начало может быть положено более широкой, более воспитующей и щедрой государственной помощи», в которой нуждаются «старые люди, которым можно помогать, прежде всего, экономически». Эти идеи стали находить всё большую реализацию на практике. Появляется система страхования рабочих, направленная и поддерживаемая в финансовом отношении государством.
На данном
этапе развития экономической мысли
появляется концепция
теории «общественного товара» (общественного
продукта). На
государственный сектор возлагается финансирование
социальной инфраструктуры. Всеобщность
и доступность является достоянием людей
независимо от политических и экономических
структур, а также территориального и
государственного устройства. Всеобщность
означает также обязательство всего общества
и государства содержать нетрудоспособных
членов общества.
Тем самым
границы государственного вмешательства
расширяются и качественно
Монетаристская школа не допускает вмешательство государства в экономические отношения. Данное направление предполагает веру в эффективность рынка и отрицает государственное регулирование экономики или допускает его в очень ограниченных пределах. Представитель данной школы Фридмен М. считает, что государство не должно допускаться к созданию материальных ценностей, регулированию объема производства, занятости и цен. В книге «Капитализм и свобода» он указывает, что необходимо отменить обязательное страхование для обеспечения пенсий по старости и пр.
В основе монетаристской
концепции лежит вера в безграничные
возможности рыночного
На сегодняшний день наиболее приемлемым для стран с рыночной экономикой считается «кейнсианский» подход к регулированию экономических и социальных процессов, предполагающий активную государственную политику. Исходным в кейнсианской концепции является положение, что только вмешательство государства может поддержать экономику на уровне полной занятости и обеспечивать её неуклонный рост. Предоставленная же сама себе, то есть только рыночному саморегулированию, экономика попадает в ситуацию безработицы и инфляции.
На мой взгляд, «кейнсианское» направление наиболее верно подходит к вопросу о роли государства в экономике страны, в частности в социальную сферу, которая в рыночных условиях требует активной роли государства. Это связано с тем, что рыночная система представляет собой обезличенный механизм, который порождает большое неравенство между членами общества.
Рынок приносит
достаточно крупные доходы тем, чей
труд высоко оплачивается в силу природных
способностей, хорошего образования
и мастерства. И это влечет за
собой значительное неравенство
в распределении денежного
Однако следует
отметить, что задачи и формы организации
социальной сферы в рыночной экономике,
и методы воздействия на неё государства,
различаются в зависимости от
ориентации на модель регулируемой смешанной
(с сильным участием государства)
или либеральной рыночной экономики.
Они различаются разными
Сторонники интерпретации данной экономики как либеральной (фридменовской ориентации) акцент делают на её частном и самодовлеющем характере. Отсюда и различие целей, средств и содержания финансовых регулирующих мероприятий государства. Решение этой проблемы, становящейся ключевой в раскрытии специфики государственного регулирования при переходе к рыночной экономике в отличие от централизованного государственного управления, осложняется с учетом специфики задач и условий перехода.
Замедление темпов роста производства в условиях перехода, нарушение сбалансированности экономики, падение конкурентоспособности, усиление социального напряжения объективно требуют усиления государственного регулирования, цель которого - стимулирование бескризисного развития и роста производства и поддержания его сбалансированности.
Для достижения этой цели государство должно располагать определенными ресурсами, или средствами, которое оно может использовать при осуществлении регулирующей деятельности, а также орудиями или методами реализации регулирования, то есть различными факторами, посредством которых осуществляется регулирующее воздействие.
В западной
экономической мысли
Для того, чтобы исследовать роль государства в пенсионном обеспечении в условиях перехода к рыночной экономике необходимо выяснить (путем движения от общего к частному) общетеоретические основы экономической роли государства в рыночной и переходной экономике.
В научной
литературе многообразие взаимоотношений
государства и экономики
экономическая деятельность
Второй и
третий виды экономической деятельности
государства следует
И косвенная и прямая экономическая деятельность государства в их единстве и является основой для формирования понятия «экономической роли государства», характеризующего взаимодействие государства и экономики в целом. В этом взаимодействии составляющие его части взаимно дополняют друг друга.
В сложившейся высокоразвитой рыночной экономике, при определенных различиях в деталях, но по целям регулирующей деятельности государства выделяют следующие основные функции:
Создание правовой базы. Государство создает нормативные акты, которые устанавливают нормы, правила хозяйствования, производства, потребления и самого государства.
Проведение
политики макроэкономической стабилизации.
Данная функция выступает как
центральная. Она осуществляется преимущественно
в
денежно-кредитной сфере,
через которую государство
ведет борьбу с
инфляцией, пытается влиять на промышленный
цикл и состояние безработицы.
Воздействие на распределение и размещение ресурсов (средства производства и рабочей силы) с целью повышения их эффективности («аллокационная» функция). Сюда относится отраслевая политика государства.
Осуществление
программ распределения и
развития и т.д..
В экономической
литературе понятие социального
обеспечения определяется как «регулируемые
государством экономические отношения,
посредством которых
Таким образом, государство играет ключевую роль в социальной сфере, следовательно, может эффективно функционировать только в условиях действенной и рациональной системы государственного регулирования.
Список использованных источников:
Информация о работе Концептуальные основы государственого регулирования социальной сферы