ПРИАМУРСКИЙ ИНСТИТУТ АГРОЭКОНОМИКИ
И БИЗНЕСА
Наименование дисциплины: «Финансы»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по теме: «Финансы»
Хабаровск 2014
Содержание
|
|
|
|
1. Финансовая система РФ ………………….…………………………
|
3 |
2. Внебюджетные фонды ………………………………………………. |
5 |
3. Финансы коммерческих предприятий
…..…………………………..
4.
Государственные займы (кредит) ……………..…………………… |
8
10 |
|
|
|
|
Список использованной литературы …………………………………… |
15 |
Финансовая система РФ
Финансовая система РФ — совокупность
различных сфер финансовых отношений,
каждая из которых характеризуется особенностями
в формировании и использовании фондов
денежных средств, различной ролью в общественном
воспроизводстве.
Финансовая система РФ включает
в себя:
Государственную бюджетную
систему;
Внебюджетные специальные фонды;
Государственный и банковский
кредит (все вышеозначенные институты
относят к централизованным финансам,
которые используются для регулирования
экономики и социальных отношений на макроуровне);
Фонды страхования (имущественного
и личного);
Финансы хозяйствующих субъектов
и отраслей, относящиеся к децентрализованным
финансам, которые используются для регулирования
и стимулирования экономики и социальных
отношений на микроуровне.
Финансы являются неотъемлемым
элементом общественного производства
на всех уровнях хозяйствования. Без финансов
невозможно обеспечивать индивидуальный
и общественный кругооборот производственных
фондов на расширенной основе, регулировать
отраслевую и территориальную структуру
экономики, стимулировать быстрейшее
внедрение научно-технических достижений,
удовлетворять другие общественные потребности.
Такие потребности у хозяйствующих субъектов
и государства обусловливают возникновение
разнообразных видов финансовых отношений.
Финансовые отношения складываются между
государством, с одной стороны, юридическими
и физическими лицами, с другой; между
двумя юридическими лицами; между юридическими
лицами, с одной стороны, и физическими
лицами – с другой.
При всём своём разнообразии
финансовые отношения имеют некоторые
общие черты, что позволяет объединять
их в отдельные группы. Сгруппированные
по определенному признаку финансовые
отношения образуют финансовую систему.
Однако общие признаки всех финансовых
отношений не включают определенные различия
между ними.
В связи с этим финансовая
система представляет собой совокупность
различных сфер (звеньев) финансовых отношений,
каждая из которых характеризуется особенностями
в формировании и использовании фондов
денежных средств, различной ролью в общественном
воспроизводстве.
Роль финансовой системы сводится к правовому
регулированию финансовых отношений,
т.е. с помощью финансовой системы можно
контролировать эффективность и соответствие
правовой формы экономическому содержанию.
Также роль финансовой системы заключается
в том, чтобы с помощью финансовых отношений
влиять на темпы и пропорции социально-экономического
развития страны.
Таким образом, можно
сказать, что ни одна система в стране
не занимает такое важное значение и место
как финансовая.
Рисунок 1 Структура
финансовой системы
Внебюджетные фонды
Государственный внебюджетный фонд —
фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и
бюджетов субъектов Российской Федерации и
предназначенный для реализации конституционных
прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование,
охрану здоровья и медицинскую помощь.
Расходы и доходы государственного внебюджетного
фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России,
а также иными законодательными актами,
включая законы о бюджете Российской Федерации
на соответствующий год. Формирование
внебюджетных фондов осуществляется за
счет обязательных целевых отчислений.
Суммы отчислений во внебюджетные фонды,
как правило, включаются в состав себестоимости
и устанавливаются в процентах к фонду
оплаты труда. В России насчитывается
более 30 внебюджетных фондов социального
и экономического назначения. В этих фондах
концентрируется свыше 60% доходов государства.
Основными по размерам и значению являются
социальные внебюджетные фонды:
Пенсионный
фонд Российской Федерации;
Фонд социального
страхования Российской Федерации;
Федеральный
фонд обязательного медицинского страхования;
К экономическим относятся:
Российский
фонд технологического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР;
финансовые фонды поддержки
отраслей;
инвестиционные фонды и др.
Внебюджетные фонды, являясь составной
частью финансовой системы РФ, обладают
рядом особенностей:
- запланированы органами власти и управления
и имеют строгую целевую направленность;
- денежные средства фондов используются
для финансирования государственных расходов,
не включенных в бюджет;
- формируются в основном за счет обязательных
отчислений юридических и физических
лиц;
- страховые взносы в фонды и взаимоотношения,
возникающие при их уплате, имеют налоговую
природу, тарифы взносов устанавливаются
государством и являются обязательными;
- на отношения, связанные с исчислением,
уплатой и взысканием взносов в фонды,
распространено большинство норм и положений
Закона РФ «Об основах налоговой системы
РФ»;
- денежные ресурсы фонда находятся в
государственной собственности, они не
входят в состав бюджетов, а также других
фондов и не подлежат изъятию на какие-либо
цели, прямо не предусмотренные законом;
- расходование средств из фондов осуществляется
по распоряжению Правительства или специально
уполномоченного на то органа (Правление
фонда).
С помощью внебюджетных фондов
возможно:
• влиять на процесс производства
путем финансирования, субсидирования,
кредитования отечественных предприятий;
• обеспечивать природоохранные
мероприятия, финансируя их за счет специально
определенных источников и штрафов за
загрязнение окружающей среды;
• оказывать социальные услуги
населению путем выплаты пособий, пенсий,
субсидирования и финансирования социальной
инфраструктуры в целом;
• предоставлять займы, в том
числе зарубежным партнерам, включая иностранные
государства.
Финансы коммерческих предприятий
Финансы коммерческих предприятий
- это система отношений, связанных с
формированием и использованием финансовых
ресурсов коммерческих предприятий с
целью обеспечения их деятельности и решения
вопросов социального характера.
Принципы финансов в сфере коммерческой
деятельности:
получение и максимизация прибыли
предприятия;
оптимизация источников формирования
финансовых ресурсов;
обеспечение финансовой устойчивости
коммерческих организаций, в том числе
использование различных механизмов защиты
от предпринимательских рисков (страхование,
хеджирование, создание финансовых резервов);
создание инвестиционной привлекательности;
ответственность за ведение
и результаты финансово-хозяйственной
деятельности
Указанные принципы определены основной
целью деятельности коммерческих предприятий
— получением прибыли, а также стремлением
любого хозяйствующего субъекта не только
сохранить, но и расширить свое участие
на рынке.
Коммерческие предприятия действуют
в разных сферах:
- материальное производство,
- торгово-сбытовая деятельность,
- оказание услуг (в том числе информационных и финансовых)
В современных условиях с целью снижения
предпринимательских рисков организации
диверсифицируют направления своей деятельности,
в рамках интеграционных процессов происходят
межотраслевые слияния, но влияние отраслевого
фактора на финансы коммерческих организаций
в Российской Федерации остается. Это
связано с тем, что по российскому законодательству
некоторые виды коммерческой деятельности
запрещено совмещать с другими видами
деятельности: например, страховые компании
не могут оказывать банковские услуги,
осуществлять производственно-торговые
операции и т.п.; в ряде случаев специализация
на одном виде деятельности может дать
наибольший эффект.
В целом финансам коммерческих
предприятий как звену финансовой системы
независимо от организационно-правовых
и отраслевых особенностей присущи следующие
черты:
финансовые ресурсы находятся
в собственности коммерческих организаций
(за исключением унитарных предприятий);
управление финансами коммерческой
организации ориентировано на реализацию
ее основной цели — получение прибыли;
ограниченное по сравнению
с другими звеньями финансовой системы
государственное регулирование финансов
коммерческих организаций.
Государственная регламентация
формирования и использования финансовых
ресурсов коммерческих организаций связана
с определением налоговых обязательств,
а также обязательств, вытекающих из возможного
использования бюджетных средств (субсидии,
субвенции, государственный и муниципальный
заказ, бюджетные инвестиции, бюджетные
кредиты
Коммерческие организации –
это юридические лица. Они могут осуществлять
свою деятельность в следующих организационно-правовых
формах: хозяйственные товарищества и
общества; производственные кооперативы;
государственные и муниципальные унитарные
предприятия.
Рис. 2 Организационно-правовые
формы коммерческих организаций
Государственные займы (кредит)
Государственный
кредит — это одна из форм привлечения государством денежных ресурсов для выполнения своих
функций.
Государственный
кредит — это часть системы государственных финансов.
Так как государство почти всегда нуждается
в привлечении дополнительных денежных
ресурсов, а объем налогов и других доходов в системе государственного бюджета ограничен,
то систему безвозмездной передачи ресурсов
(сбор налогов и т. п.) государство дополняет
привлечением средств на возвратных началах
— в форме государственного кредита: внутреннего и внешнего.
Рис. 3 Государственные
финансы
Государственные займы могут
быть классифицированы по следующим признакам:
- По срокам действия долговые
обязательства РФ могут носить:
краткосрочный характер (до
1 года);
среднесрочный характер (от
1 года до 5 лет);
долгосрочный характер (от 5
до 30 лет).
Все долговые обязательства
РФ погашаются в сроки, определяемые конкретными
условиями займа, но не могут превышать
30 лет (закон РФ от 13 ноября 1992 г. «О государственном
внутреннем долге РФ»);
- По праву эмиссии они делятся
на:
выпускаемые центральным правительством;
выпускаемые правительствами национально-государственных и административно-территориальных образований и органами местного самоуправления, если это будет предусмотрено законом;
- По признаку субъектов-держателей
ценных бумаг займы могут подразделяться
на реализуемые:
только среди юридических лиц;
как среди юридических лиц,
так и среди населения;
- По форме выплаты доходов займы
могут делиться на:
процентно-выигрышные, где владельцы
долговых обязательств процентного займа
получают твердый доход ежегодно путем
оплаты купонов или один раз при погашении
займа путем зачисления процента к начисленному
номиналу ценных бумаг без ежегодных выплат;
выигрышные, где получатель
получает доход в форме выигрыша в момент
погашения облигаций, доход выплачивается
только по тем облигациям, которые попали
в тиражи выигрышей. Кроме того, бывают
займы беспроигрышные. Однако они сейчас
в РФ не выпускаются;
беспроцентные (целевые) займы
предусматривают выплату доходов держателям
облигаций или гарантируют получение
соответствующего товара, спрос на который
в момент выпуска займа не удовлетворяется.