Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:14, контрольная работа
Финансовая система — это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих сфер и звеньев финансовых отношений, посредством которых осуществляется распределение, формирование и использование фондов денежных средств. В финансовую систему включаются все финансовые учреждения страны, обслуживающие денежное обращение и регулирование финансовой деятельности
1. Финансовая система Российской Федерации и краткая характеристика её звеньев.
Задание 9
Содержание:
1. Финансовая система
Российской Федерации и
2. Государственный кредит,
его сущность и функции.
3. Сравните привлекательность
рублёвых и валютных вкладов
населения в банках, вложений
в ценные бумаги, в наличные
рубли или доллары / евро –
по текущей доходности этих
активов. Какие виды
1. Финансовая система
Российской Федерации и
Финансовая система — это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих сфер и звеньев финансовых отношений, посредством которых осуществляется распределение, формирование и использование фондов денежных средств. В финансовую систему включаются все финансовые учреждения страны, обслуживающие денежное обращение и регулирование финансовой деятельности.
Структура финансовой системы, сложившейся в Российской Федерации в результате рыночных преобразований 90-х гг., и система государственных финансовых органов представлены в таблице.
Финансовая система российской федерации
Общегосударственные |
Финансы предприятий |
Кредитно- банковская |
Система |
1.Бюджетная 2.Государственные 3.Государственный кредит; 4.Государственный фонд страхования |
1. Финансы коммерческих предприятий (организаций); 2. Финансы государственных и муниципальных предприятий; 3.Финансы некоммерческих предприятий и организаций; 4.Финансы общественных организаций и объединений |
1.Центральный Банк РФ (Банк России); 2.Сбербанк России; 3.Внешторгбанк; 4.Российский банк развития; 5.Коммерческие банки ( |
1.Министерство финансов РФ; 2.Федеральное казначейство; 3.Финансовые органы субъектов РФ; 4.Министерство РФ по налогам и сборам; |
Разграничение финансовой системы
на отдельные сферы (подразделения)
и звенья обусловлено особенностями
функционирования каждого звена, различиями
в методах распределения и использования
фондов денежных средств и, следовательно,
особой ролью в финансовой системе.
Краткую характеристику и роль отдельных
структурных подразделений финансовой
системы РФ рассмотрим ниже.
Общегосударственные
финансы включают бюджетную систему
(государственный бюджет), государственные
внебюджетные целевые фонды, государственный
кредит, государственный фонд страхования.
1.Бюджетная
система России - это основанная на
экономических отношениях и государственном
устройстве Российской Федерации совокупность
бюджетов (федерального, региональных
и местных) и внебюджетных фондов. В бюджетную
систему входят государственный кредит,
государственный фонд страхования.
Государственный бюджет Российской Федерации
- форма образования и расходования фонда
денежных средств, предназначенных для
финансового обеспечения задач и функций
государства и местного самоуправления,
основной финансовый план формирования
и использования централизованного денежного
фонда. Он обеспечивает выполнение функций
государства, заключающихся в проведении
государственной политики, главным образом
посредством перераспределения доходов,
полученных, в первую очередь, через систему
налогообложения. Государственный бюджет
РФ объединяет федеральный бюджет, территориальные
бюджеты (бюджеты субъектов РФ) и местные
бюджеты.
2.Следующим
звеном общегосударственных
финансов являются государственные
внебюджетные целевые фонды. При переходе к рыночным условиям
хозяйствования были образованы следующие
внебюджетные социальные фонды: пенсионный,
социального страхования, обязательного
медицинского страхования. Эти фонды являются
федеральной собственностью, но действуют
как самостоятельные финансово-кредитные
учреждения финансовой системы.
Внебюджетные
фонды имеют целевое назначение - финансирование социальных
услуг, предоставляемых населению.
Наряду с государственными внебюджетными
фондами социального назначения создаются
фонды экономического назначения, за счет
которых обеспечиваются потребности государства
в решении экономических задач. Организационно
внебюджетные фонды отделены от бюджетов,
имеют определенную самостоятельность.
3.Государственный
кредит отражает кредитные отношения
по поводу привлечения государством временно
свободных денежных средств населения,
предприятий и организаций для финансирования
государственных расходов. Государственный
кредит основан на добровольности платежей
в казну государства. Государственный
кредит - это также внешние займы государства,
когда государство берет кредит у зарубежных
государств для покрытия дефицита бюджета.
4.Фонд страхования
обеспечивает возмещение возможных убытков
от стихийных бедствий и несчастных случаев,
а также способствует проведению мероприятий
по их предупреждению.
Финансы
предприятий являются одним из важных
звеньев финансовой системы Российской
Федерации. Они функционируют в производственной
и непроизводственной сферах экономики.
Финансы
предприятий являются не просто одним из составных
звеньев финансовой системы, а практически
являются одним из основных звеньев финансовой
системы Российской Федерации, занимая
в ней определяющее положение. В этом звене
финансовой системы формируются финансовые
потоки, создаются валовой внутренний
продукт и национальный доход, который
в дальнейшем подлежит перераспределению
через налоговую и бюджетную системы,
производственные и социальные сферы.
Особенности финансов отдельных предприятий
зависят от формы собственности и организационно-правовой
формы.
Кредитно-банковская
система - это совокупность банков и
иных кредитных организаций, осуществляющих
кредитные отношения.
Объективная
необходимость существования кредитных
отношений в государстве обусловлена
кругооборотом товарных ресурсов и денежных
средств в процессе общественного воспроизводства.
У их владельцев в ходе кругооборота образуются
временно свободные денежные средства.
В то же время у других предприятий возникает
потребность в привлечении денежных средств.
Это и создает реальную основу для возникновения
кредитных отношений.
Система
государственных финансовых органов. Государство осуществляет
руководство финансами, регулирует и направляет
финансовую деятельность через свои законодательные
и исполнительные органы, которые наделены
соответствующей компетенцией.
Президент
Российской Федерации как глава государства
обеспечивает в области финансов согласованное
функционирование и взаимодействие органов
государственной власти, исходя из положений
Конституции и федеральных законов определяет
основные направления внутренней и внешней
политики государства, соответственно
которой строится финансовая политика.
Согласно Конституции РФ (ст.94, 95) высшим
представительным и законодательным органом
власти в стране является Федеральное
собрание, состоящее из двух палат - Государственной
Думы и Совета Федерации.
2. Государственный кредит,
его сущность и функции.
Государственный кредит - совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями - с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. В отношениях, относимых к категории государственного кредита, государство выступает в роли либо кредитора, либо заёмщика, либо гаранта.
Государственный кредит независимо от формы его существования имеет, как правило, добровольный характер. Пример отклонения от добровольного характера - обязательная подписка на государственные облигации в годы после Великой Отечественной войны в СССР, предназначенные для сбора средств на восстановление народного хозяйства после войны.
Государственный кредит используется государством для решения различных задач:
1.Поиск финансовых ресурсов для финансирования государственных расходов, увязки доходов и расходов;
2.Регулирование макро-
и микроэкономических
3.Воздействие на социальную и денежно-кредитную политику.
Государственный кредит тесно связан с категорией государственного долга. Увеличение заимствований государством ведет к росту государственного долга. Под государственным долгом Российской Федерации понимаются ее долговые обязательства перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг обеспечивается всем находящимся в собственности государства имуществом, составляющим государственную казну. Под государственным долгом субъекта Российской Федерации понимают совокупность его долговых обязательств, которые обеспечиваются всем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляющим его казну.
Долговые обязательства Российской Федерации в рамках категории "государственный кредит" могут существовать в следующей форме:
1.Кредитные соглашения
и договоры, заключенные от имени
Российской Федерации с
2.Государственные долговые ценные бумаги, выпускаемые от имени Российской Федерации;
3.Договоры о предоставлении государственных гарантий Российской Федерацией, договоры поручительства Российской Федерации по обеспечению обязательств третьими лицами;
4.Соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств государства прошлых лет;
5.Переоформление долговых обязательств третьих лиц в долговые обязательства Российской Федерации на основе принятых федеральных законов.
Сроки погашения долговых обязательств Российской Федерации и её субъектов не могут превышать 30 лет.
Управление государственным кредитом, связанное с обеспечением его деятельности в качестве заёмщика, кредитора и гаранта, является одним из направлений финансовой политики государства. Совокупность действий государства по управлению государственным кредитом включает:
1.Обслуживание и погашение государственного долга;
2.Выпуск и размещение новых облигационных займов:
3.Поддержание вторичного рынка долговых обязательств;
4.Регулирование рынка государственного кредита;
5.Выработка порядка, условий
и форм предоставления
Основными органами государственной власти, осуществляющими управление государственным кредитом, являются Министерство финансов и Центральный банк.
Целями управления государственным кредитом являются достижение экономических, социальных и политических целей, которые определяются современным состоянием социально-экономического развития страны, тенденциями и перспективами её развития.