Контрольная работа по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 06:59, контрольная работа

Описание работы

1. Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы: 1)зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства; 2)доходы предприятий сферы материального производства.

Содержание работы

1.Основные функции финансов их характеристики. Дискуссионные вопросы функций финансов.
1.1Основные функции финансов их характеристики………………………..2
1.2 Дискуссионные вопросы функций финансов…………………………….4

2.Экономические, организационные и правовые основы функционирования фондов обязательного медицинского страхования…………………………10
Список использованной литературы…………………………………………17

Файлы: 1 файл

финансы.docx

— 42.02 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

 

1.Основные функции финансов  их характеристики. Дискуссионные  вопросы функций финансов.

1.1Основные функции финансов  их характеристики………………………..2

 

1.2 Дискуссионные вопросы  функций финансов…………………………….4

 

 

2.Экономические, организационные  и правовые основы функционирования  фондов обязательного медицинского  страхования…………………………10

 

Список использованной литературы…………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Основные функции финансов их характеристики. Дискуссионные вопросы функций финансов.

1.1Основные функции финансов их характеристики.

Сущность финансов проявляется  в их функциях. Финансы выполняют  две основные функции: распределительную  и контрольную. Эти функции осуществляются финансами одновременно. Каждая финансовая операция означает распределение общественного  продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.

1. Распределительная функция  проявляется при распределении  национального дохода, когда происходит  создание так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма  равна национальному доходу. Основные  доходы формируются при распределении  национального дохода среди участников  материального производства. Они  делятся на две группы: 1)зарплата  рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального  производства; 2)доходы предприятий  сферы материального производства.

Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение  национального дохода, связанное:

• с межотраслевым и  территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования  доходов и накоплений предприятий  и организаций;

• наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой  национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование  и социальное обеспечение, управление);

• перераспределением доходов  между различными социальными группами населения.

В результате перераспределения  образуются вторичные, или производные  доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с  физических лиц и др.). Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

Активно участвуя в распределении  и перераспределении национального  дохода, финансы способствуют трансформации  пропорций, возникших при первичном  распределении национального дохода, в пропорции его конечного  использования. Доходы, создаваемые  в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными  и финансовыми ресурсами и, прежде всего между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом и структурой средств производства и предметов потребления — с другой.

Перераспределение национального  дохода в Российской Федерации происходит в интересах структурной перестройки  народного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельское хозяйство, транспорт, энергетика, конверсия военного производства), в пользу наименее обеспеченных слоев населения (пенсионеры, студенты, одинокие и многодетные матери).

Таким образом, перераспределение  национального дохода происходит между  производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями  материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности  и социальными группами населения.

Конечная цель распределения  и перераспределения национального  дохода и ВВП, совершаемых с помощью  финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении  высокого качества жизни широких  слоев населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения  материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и  организаций в улучшении финансово-хозяйственной  деятельности, достижении наилучших  результатов при наименьших затратах.

2. Контрольная функция.  Будучи инструментом формирования  и использования денежных доходов  и фондов, финансы объективно  отражают ход распределительного  процесса. Контрольная функция проявляется  в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

В условиях перехода на рыночные отношения финансовой контроль направлен  на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы. Нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства.

Одна из важных задач финансового  контроля — проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной  системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов. Работники  финансовой системы и налоговой  службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной  частей бюджетной системы. В условиях развития рыночных отношений направления  контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно  меняются.

3. Помимо распределительной  и контрольной функции финансы  выполняют также регулирующую  функцию. Эта функция связана  с вмешательством государства  через финансы (государственные  расходы, налоги, государственный  кредит) в процесс воспроизводства.  Однако на сегодняшний день  регулирующая функция в России  развита слабо.

4. В условиях рыночных  отношений финансы должны также  выполнять стабилизационную функцию.  Ее содержание заключается в  том, чтобы обеспечить для всех  хозяйствующих субъектов и граждан  стабильные условия в экономических  и социальных отношениях. Особое  значение при этом имеет вопрос  о стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно  осуществление инвестиционной политики  в производственную сферу со  стороны частных инвесторов. Достижение  стабилизации рассматривается Правительством  РФ как необходимое условие  для перехода рыночной экономики  к социально ориентированному  экономическому росту.

 

1.2 Дискуссионные вопросы функций финансов.

Если рассматривать финансы  как совокупность различных сфер финансовых отношений, объединенных принципиальным единством в рамках общей категории  — «финансы», но характеризующихся  своими специфическими особенностями  в формировании и использовании  денежных средств (доходов) и различной  значимостью в общественном воспроизводстве  и экономической системе в целом, следует отметить, что, несмотря на длительную историю существования финансов как научного понятия и многочисленных дискуссий, предмет исследования (понятие, сущность, природа, структура, особенности, место финансов), в отличие от других экономических финансовых категорий, в системе производственных отношений не определен. 
 
Существует много определений понятия и сущности финансов. Еще в 1062 г. известный экономист, профессор Д. А. Аллахвердян определил понятие финансов следующим образом: «Социалистические финансы представляют собой систему экономических отношений, посредством которых на основе планового распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода в денежной форме образуются фонды денежных ресурсов, используемые на нужды расширенного воспроизводства и удовлетворения других общегосударственных потребностей». Современные исследователи этой проблемы В. М. Родионова, Н. Г. Сычев, Л. А. Дробозина, Н. В. Гаретовский и др. лишь в различной степени интегрировали и видоизменяли известные определения понятия и сущности финансов. Главным и принципиальным недостатком подобных определений является отсутствие в них объекта исследования, той совокупности денежных отношений, которая определяет специфику исследуемой категории. Сущностный признак и основа понятия финансов в них определяется как распределение совокупного общественного продукта и национального дохода. Но этот сущностный признак имеет самый общий характер и никак не определяет специфику, особенность и место финансов в этом распределительном процессе. Из подобных определений следует, что финансы охватывают не только фазу распределения, но и фазы производства, обмена и потребления общественного продукта. Если это так, то каково место финансов в каждой из этих фаз или стадий движения совокупного общественного продукта? 
Несколько конкретизируют основной сущностный признак в понятии финансов профессора В. М. Федосов и С. Я. Огородник, рассматривая его как процесс распределения (перераспределения) части стоимости совокупного общественного продукта. В их определении специфика финансов рассматривается как часть СОП, но какая ее составная часть (производство, распределение, обмен, потребление), не называется. 
К сожалению, общее определение финансов не позволяет реализовать те финансовые категории, которые можно использовать в практике хозяйствования в современных условиях. 
Оригинальное определение финансов дает профессор Э. А. Вознесенский, который считает, что «финансы социализма представляют собой систему императивных денежных отношений, выражающихся в формах планомерного движения главным образом чистого дохода, образования и использования централизованных и децентрализованных денежных доходов с целью удовлетворения потребностей социалистического государства». В этом определении автор справедливо конкретизирует основной сущностный признак — движение чистого дохода. Другая особенность финансов, по мнению автора, состоит в том, что процессы формирования и использования чистого дохода контролируются и регламентируются государством; в силу этого таким отношениям государство придает императивный характер, т. е. финансовые отношения связаны и обусловлены только функционированием государства. Другие стоимостные отношения распределения, считает Э. А. Вознесенский, входят в отношения производства и обмена. 
Последователи этого научного направления, в частности Б. М. Сабанти, развивая эту идею, также ошибочно считают, что финансов предприятий нет. Все денежные отношения по поводу образования и использования доходов, ресурсов и средств на уровне предприятий и между ними относятся к денежному хозяйству и не являются финансами. Термин «финансы» относится к ресурсам государства в целом. 
Э. А. Вознесенский, правильно определяя сущностный признак финансов — чистый доход, рассматривает лишь одну сторону финансовых отношений — отношений перераспределения и создания централизованного фонда денежных средств государства. Другая сторона — обеспечение расширенного воспроизводства и всего кругооборота фондов находится за пределами финансовых отношений. Правильно найденный объект исследования — чистый доход, создаваемый в сфере материального производства как клеточка финансовых отношений, — исходное звено и источник перераспределительных финансовых отношений почему-то находится за пределами финансовых отношений. Основанием для такого вывода послужила лишь констатация факта чистого дохода как источника перераспределительных финансовых отношений с государством, но без отражения зависимости и взаимосвязи кругооборота фондов с другой частью чистого дохода, сужая этим сферу финансовых отношений. Такой же позиции придерживается профессор А. Ю. Казак, рассматривая «финансы фактом существования государства и необходимостью обеспечения выполнения последним своих функций, имеющих государственно-властную форму проявления, выражающих перераспределение стоимости совокупного общественного продукта и целенаправленное формирование на этой основе централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) в соответствии с общественными потребностями». В определении А. Ю. Казака полностью отсутствуют характеристика первичного распределения совокупного общественного продукта, признается лишь его перераспределительный характер. За основной сущностный признак принят совокупный общественный продукт. Из этого определения можно только догадываться, что финансовой категорией перераспределения является чистый доход и механизм его перераспределения в форме налогов. В предложенном понятии также нет места процессу формирования децентрализованных денежных фондов, по-скольку они формируются на предприятиях и, по мнению A. Ю. Казака, не являются объектом финансовых отношений. 
Преувеличение роли государства в перераспределении части совокупного продукта может привести к субъективизму и волюнтаризму. Многолетняя практика хозяйствования имеет немало примеров, когда чрезмерные изъятия не только прибавочного продукта, но и части необходимого привели к необратимым последствиям в развитии некоторых отраслей. 
Верный ход исследования был избран профессором B.Н. Гаретовским, который правильно определил основной объект исследования — чистый доход и показал его взаимосвязь с процессами как первичного распределения, так и его перераспределения, но в определении финансов, к сожалению, этой специфики и особенностей не отразил и дал традиционное определение, не отличающееся от определений, данных другими исследователями этой проблемы. 
К числу дискуссионных вопросов относится также вопрос о функциях финансов. Большинство экономистов (Б. М. Федосов, Д. А. Аллахвердян, Л. А. Дробозина, C. Я. Огородник, В. М. Родионова) считают, что финансам присущи две функции — распределительная и контрольная. В то же время в литературе можно найти утверждения, что финансам свойственны и другие функции: оперативная, стимулирующая, перераспределительная, воспроизводственная . 
По мнению Э. А. Вознесенского, финансы выполняют функции формирования денежных фондов, использования денежных фондов и контрольную. Такой же точки зрения придерживаются Н. Г. Сычев, Б. Г. Болдырев, А. Ю. Казак. 
Рассматривая функцию как способ выражения сущности финансов, следует определить, что является внутренним содержанием категории финансов и какие явления находятся за пределами этих отношений, но тесно связаны с их внутренним содержанием. 
Внутреннее содержание финансов составляют распределительные отношения. Это признано большинством авторов и здесь противоречий между содержательными принципами финансов и их функциями не может быть. Первичным процессом, вытекающим из сущности финансов, является процесс распределения и перераспределения части совокупного общественного продукта. Процесс распределения финансовых ресурсов может как стимулировать общественное производство, так и его сдерживать. Такой процесс является производным и субъективным по отношению к системе распределения. Рассматривая финансы как базисную категорию в системе производственных отношений, можно сделать вывод, что распределительные отношения являются объективными, как и другие стадии и фазы движения совокупного общественного продукта, другие свойства финансов, опосредованные от функции распределения. Такими опосредованными субъективными свойствами (не функциями) будут обладать и стимулирующие свойства. 
Функция распределения финансов является первичной по отношению к воспроизводственной функции. Воспроизводственный процесс базируется и исходит из процесса распределения части совокупного общественного продукта (чистого дохода) с последующим направлением части его на расширенное воспроизводство, и в этом своем качестве воспроизводственная функция является производной от распределительной функции финансов. 
Перераспределительные финансовые отношения вытекают из отношений первичного распределения. Прежде чем перераспределять продукт или часть его, необходимо произвести его первичное распределение. Процесс перераспределения финансовых ресурсов связан с наличием государства и выполнением им своих функций. Но первичное распределение стоимости совокупного общественного продукта происходит без участия государства в соответствии с законами материального производства, когда производственный процесс осуществляется через возмещение стоимости израсходованных средств производства, выплат работникам заработной платы (У) и получения чистого дохода (т). Процессы первичного распределения появились раньше, и только с появлением государства и выполнением финансами своих функций появились перераспределительные финансовые отношения, отсюда следует вывод, что перераспределительная функция финансов является производной и зависимой от функции первичного распределения, т. е. выделение в качестве функции финансов не имеет основания. Функция перераспределения финансов носит субъективный характер, может порождать волюнтаризм в ускорении развития отдельных регионов и отраслей и замедлять их развитие. Опять-таки функция распределения финансов объективна, поскольку обслуживает одну из фаз (стадий) первичного движения общественного продукта, а функция распределения зависима и производна от функции перераспределения. 
 
Некоторые экономисты считают, что финансам присущи три функции: формирование денежных фондов (доходов), использование денежных фондов (расходов), контрольная. Внешне, казалось бы, первые две функции можно разграничить и рассматривать как самостоятельные функции финансов. Однако расчленение распределительной функции означает самостоятельность формирования доходов без конечной цели расходования. Неизвестна целевая установка такого формирования доходов. С другой стороны, можно ли расходовать то, что не обеспечено доходами? В сфере материального производства, где создается общественный продукт и национальный доход, осуществление расходов также поставлено в прямую зависимость от формирования доходов. Аналогичные выводы, подходы и зависимости обязательны при осуществлении расходов на макроэкономическом уровне. 
Итак, процесс формирования фондов денежных средств и их расходования — единый неразрывный процесс и он не может искусственно разделяться. 
Разделение распределительной функции на две части могло стать обоснованием того, что получение доходов является самоцелью, хотя на самом деле оно направлено на удовлетворение общегосударственных потребностей. 
Некоторые экономисты наделяют финансы производственной функцией.

 

Основной аргумент состоит  в том, что финансы не только распределяют, но и обслуживают кругооборот  фондов, обеспечивая денежными ресурсами  воспроизводственный процесс. Не умаляя значимости таких подходов, следует  отметить, что кругооборот фондов обеспечивается денежными средствами через распределительную функцию  финансов. Это значит, что финансовые отношения в кругообороте фондов проявляются в функциях распределения  совокупного общественного продукта в денежной форме через распределение  чистого дохода и обеспечения  им процесса расширенного воспроизводства  всех элементов движения совокупного  общественного продукта, т. е. возмещения на расширенной основе израсходованной  стоимости средств производства и стоимости рабочей силы. Отсюда воспроизводственная функция является производной от функции распределения финансов и в этом качестве нельзя выделять ее в отдельную функцию. 
Финансы обслуживают процесс расширенного воспроизводства, сами будучи категорией не производства, а распределения. 
Финансы государства играют важную роль в расширенном воспроизводстве лишь на основе функций распределения, т. е. финансы выполняют свою роль в общественном производстве при посредстве отношений распределения как необходимой фазы воспроизводства, органически связанной с самим процессом производства. 
Воспроизводственный процесс является производным от функции распределения финансов, и это не дает основания выделять ее в отдельную функцию.

 

 

 

 

 

 


2.Экономические,  организационные и правовые основы  функционирования фондов обязательного  медицинского страхования.

Что представляют собой фонды  обязательного медицинского страхования?

Как известно, фонды как  таковые выступают одним из элементов  финансовой системы страны в широком  смысле этого понятия. В свою очередь, одним из звеньев общегосударственных  финансов являются внебюджетные фонды, в состав которых и входит Фонд обязательного медицинского страхования.

В соответствии с учебным  пособием по финансам под редакцией А.М. Ковалёвой, внебюджетные фонды – это «средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет». Помимо этого, внебюджетные фонды – это «специфическая форма образования и использования финансовых ресурсов, привлекаемых для финансирования ряда общественных потребностей на основе организационной самостоятельности фондов».

Таким образом, фонды обязательного  медицинского страхования можно  определить как финансовые средства государственной системы обязательного  медицинского страхования, формируемые  за счёт отчислений страхователей с  целью обеспечения предоставления застрахованным лицам требующейся  им медицинской помощи.

С организационно-правовой точки зрения фонды являются самостоятельными государственными некоммерческими  финансово-кредитными учреждениями. При  этом территориальные фонды обязательного  медицинского страхования создаются  местными органами власти, а Федеральный  фонд – Федеральным Собранием  и Правительством Российской Федерации. Соответственно, этим же органам они  подотчётны в своей деятельности.

Освобождаются от уплаты страховых  взносов на обязательное медицинское  страхование общественные организации  инвалидов и находящиеся в  их собственности предприятия и  учреждения, созданные для осуществления  уставных целей этих организаций. Страховые  взносы начисляются по отношению  к начисленной оплате труда по всем основаниям в денежной и натуральной  форме, в том числе по договорам  гражданско-правового характера. Не надо платить взносы с выплат компенсационного характера, социальных пособий, единовременных поощрительных выплат, призовых наград, дивидендов и некоторых других. Суммы  начисленных взносов уплачиваются в фонды обязательного медицинского страхования ежемесячно, не позднее 15-го числа следующего месяца.  Плательщиками страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования являются:

  • предприятия, организации, учреждения;
  • филиалы и представительства иностранных юридических лиц;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;
  • граждане, занимающиеся в установленном порядке частной практикой, адвокаты, частные детективы, частные охранники, нотариусы;
  • граждане, использующие труд наёмных работников.

Платежи на обязательное медицинское  страхование неработающего населения (детей, учащихся и студентов дневной  формы обучения, пенсионеров, зарегистрированных должным образом безработных) производятся органами исполнительной власти с учётом территориальных программ ОМС в  пределах средств, предусмотренных  в соответствующих бюджетах на здравоохранение (Федеральный закон от 24 марта 2001 года № 33-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса  Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах»). Сроки уплаты страховых взносов определены специальным Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования.

Рассмотрев таким образом основные общие черты Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, перейдём к более подробному освещению особенностей их функционирования.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования является, как уже было отмечено, юридическим лицом, подотчётным Правительству РФ. Он является государственным некоммерческим учреждением. Его основные задачи сводятся к следующим:

  • финансовое обеспечение установленных законодательством прав граждан на медицинскую помощь;
  • обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объёма и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории РФ в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;
  • аккумулирование финансовых средств Фонда для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования.

Вторая задача («обеспечение финансовой устойчивости системы  обязательного медицинского страхования») подразумевает возложенную на Федеральный фонд задачу выравнивания условий деятельности территориальных фондов по финансированию программ ОМС. Это выравнивание обеспечивается путём перераспределения средств в форме субвенций территориальным фондам, у которых собственные доходы не покрывают расходы по программе обязательного медицинского страхования. В последние годы, когда система обязательного медицинского страхования в основном сформировалась, на долю субвенций территориальным фондам приходилось около 85% расходов Федерального фонда. Остальные средства направлялись на финансирование материально-технического и лекарственного обеспечения учреждений здравоохранения федерального значения, компьютеризации системы ОМС, текущее содержание исполнительной дирекции Фонда.

Среди других, не менее важных функций Федерального фонда, кроме  аккумулирования его средств, можно назвать такие:

  • сбор и анализ информации о финансовых ресурсах системы обязательного медицинского страхования;
  • контроль за рациональным использованием финансовых средств системы обязательного медицинского страхования;
  • внесение предложений о страховом тарифе взносов на обязательное медицинское страхование;
  • участие в создании территориальных фондов обязательного медицинского страхования;
  • организация подготовки специалистов для системы обязательного медицинского страхования;
  • организация научно-исследовательских работ в области обязательного медицинского страхования.

Финансовые средства Фонда  являются федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Финансовые средства Фонда образуются за счёт:

  • части страховых взносов хозяйствующих субъектов и других организаций на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых федеральным законом;
  • ассигнований из федерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;
  • добровольных взносов юридических и физических лиц;
  • доходов от использования временно свободных финансовых средств;
  • нормированного страхового запаса Фонда;
  • поступлений из других источников.

Что касается финансового  механизма Фонда, то важно отметить, что его временно свободные финансовые средства размещаются в банковских депозитах и могут использоваться для приобретения высоколиквидных  государственных ценных бумаг. Это  делается для защиты их от инфляции и получения фондами дополнительных доходов, которые направляются на финансирования, которые осуществляются в соответствии с задачами Фонда.

Затраты на содержание Фонда, создание и поддержание его материально-технической  базы осуществляются в пределах средств, предусмотренных на эти цели его  бюджетом. Финансовые средства, не израсходованные  в истекшем году, изъятию не подлежат и при утверждении ассигнований из федерального бюджета на следующий  год не учитываются.

Фонд ежегодно разрабатывает  бюджет и отчёт о его исполнении, которые по представлению Правительства  РФ утверждаются федеральным законом. Управление Фондом осуществляется коллегиальным  органом – правлением и постоянно  действующим исполнительным органом  – директором. Контроль за деятельностью Федерального фонда осуществляет ревизионная комиссия. Правление Федерального фонда по мере необходимости, но не реже одного раза в год, назначает аудиторскую проверку деятельности фонда.

Отчёты о доходах и  использовании средств Федерального фонда, а также о результатах  его деятельности ежегодно представляются сначала в Правительство РФ, а  затем и в Федеральное Собрание РФ.

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования создаются законодательными и исполнительными органами власти субъектов РФ. Финансовые средства и имущество всех фондов обязательного медицинского страхования находятся в федеральной собственности. Порядок формирования фондов и средств целевого назначения является единым для всех территориальных фондов, включая их филиалы.

Территориальные фонды обязательного  медицинского страхования выполняют  следующие основные функции в  области финансово-кредитной деятельности и контроля за рациональным использованием средств в системе ОМС:

  • аккумулируют финансовые средства для финансирования ОМС, проводимого страховыми медицинскими организациями;
  • выравнивают финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на проведение обязательного медицинского страхования;
  • предоставляют кредиты, в том числе на льготных условиях, страховщикам при обоснованной нехватке у них финансовых средств;
  • предоставляют Федеральному фонду информацию о финансовых ресурсах системы ОМС и другую информацию в пределах своей компетенции.

Финансовые средства территориального фонда обязательного медицинского страхования подразделяются на две  основные группы:

1) фонды и резервы, обеспечивающие  функционирование системы ОМС,  в том числе фонд финансовых  средств ОМС, направляемых на  финансирование территориальной  программы ОМС и нормированный  страховой запас;

2)  фонды и средства целевого назначения, формируемые за счёт средств, направляемых на содержание исполнительной дирекции территориального фонда ОМС.

Финансовые средства территориального фонда образуются за счёт:

  • страховых взносов предприятий на обязательное медицинское страхование;
  • платежей, предусматриваемых органами исполнительной власти в соответствующих бюджетах на ОМС неработающего населения;
  • сумм, принимаемых в счёт погашения задолженности по уплате страховых взносов на основании взаимозачётов;
  • доходов, получаемых от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса территориального фонда;
  • финансовых средств, взыскиваемых со страхователей, страховых медицинских организаций, медицинских учреждений и других юридических и физических лиц в результате предъявления им регрессных, штрафных и иных требований; добровольных взносов юридических и физических лиц и других поступлений.

Финансовые средства Территориального фонда, как и Федерального, являются целевыми, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Выравнивание финансовых ресурсов, предназначенных для проведения обязательного медицинского страхования, производится путём перераспределения  средств Территориального фонда  филиалам в размере, обеспечивающем достижение установленного по территории среднедушевого норматива. Норматив устанавливается  исполнительным директором по согласованию с правлением Территориального фонда.

Руководство деятельностью  Территориального фонда осуществляется правлением и его постоянно действующим исполнительным директором. Состав правления утверждается законодательным (представительным) органом власти субъекта РФ, председатель избирается правлением. Исполнительный директор утверждается исполнительным органом власти субъекта РФ по согласованию с правлением Территориального фонда.

Для выполнения своих задач  и функций Территориальный фонд может создавать в городах  и районах свои филиалы. Эти филиалы осуществляют контроль за сбором страховых взносов со всех страхователей-плательщиков, передают финансовые средства в соответствии с дифференцированным подушевым нормативам страховщикам (страховым медицинским организациям), осуществляющим медицинское страхование местных граждан, в установленном порядке производят отчисления финансовых средств в Территориальный фонд.

Контроль за деятельностью Территориального фонда осуществляет ревизионная комиссия. Правление Территориального фонда по мере необходимости, но не реже одного раза в год, назначает аудиторскую проверку фонда. Отчёт о доходах и расходах Территориального фонда, а также о результатах его деятельности ежегодно заслушивается соответствующими органами законодательной (представительной) и исполнительной власти.

Теперь, ознакомившись с  организационными и правовыми особенностями  функционирования фондов обязательного  медицинского страхования, обратимся  непосредственно к финансовому  механизму осуществления ими  своих законодательно установленных  задач.

Однако проблема финансовой устойчивости системы обязательного  медицинского страхования продолжает оставаться крайне острой. Существует целый ряд причин, порождающих  недостаточно высокий уровень обеспеченности населения медицинской помощью  за счёт средств обязательного медицинского страхования. К их числу можно  отнести такие причины макроэкономического уровня, как :

  • низкая доля затрат на здравоохранение в структуре ВВП;
  • сокращение налогооблагаемой базы за счёт снижения занятости и доходов в официальном секторе экономики;
  • увеличение доли нетрудоспособного населения.

Помимо этой группы причин можно выявить и другие причины, в частности низкий уровень организации  ОМС, а именно: достаточно низкие ставки тарифов страховых взносов и  платежей; задолженность органов  исполнительной власти по платежам на ОМС неработающего населения; сокращение нормированных страховых запасов.

В то же время финансовая устойчивость системы ОМС является, несомненно, залогом стабильности всей отечественной системы здравоохранения, основой обеспечения прав граждан  на бесплатную медицинскую помощь.

Основной источник поступления  средств в систему обязательного медицинского страхования – соответствующие средства единого социального налога предприятий и организаций за работающих граждан.

Проблемы, стоящие перед  отечественной медициной, настолько  серьёзны, что необходимо последовательное, но твёрдое реформирование сферы здравоохранения в РФ. Сейчас источниками её финансовых ресурсов являются:

  • средства бюджетов всех уровней;
  • средства государственных и общественных организаций, предприятий;
  • личные средства граждан;
  • безвозмездные и благотворительные взносы и пожертвования;
  • доходы от ценных бумаг;
  • кредиты банков и других кредиторов;
  • другие источники.

Из перечисленных средств  формируются самостоятельные фонды  здравоохранения и фонды медицинского страхования. Финансовые ресурсы государственной, муниципальной систем здравоохранения  предназначены для реализации единой политики в области охраны здоровья населения. Финансовые средства государственной  системы обязательного медицинского страхования формируются за счёт отчислений страхователей на ОМС.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

Законодательные и нормативные документы

1. Конституция Российской  Федерации. 
2. Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28.06.91 г. № 1499-1. 
3. Федеральный закон от 24 марта 2001 года № 33-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах»).

Учебники  и монографии

4. Бабич А.М., Павлова Л.Н.  Финансы. Денежное обращение.  Кредит: Учебник. – М.: ЮНИТИ –  ДАНА, 2000. 
5. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000. 
6. Основы страховой деятельности: Учебник / Отв. ред. проф. Т.А. Фёдорова. – М.: Издательство БЕК, 2002. 
7. Самсонов И.Ф., Баранникова Н.П., Строкова И.И. Финансы на макроуровне: Учебное пособие для вузов. – М.: Высшая школа, 2000. 
8. Теория и практика страхования. – Учебное пособие –М.: Анкил, 2003. 
9. Финансы: Учеб. пособие / Под ред. проф. А.М. Ковалёвой. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2001.




 

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Финансам"