Практические
задания № 1, 3
.
Председатель правительства
РФ Владимир Путин подписал
постановление от 28 декабря 2010 г
N1171 "О мерах по реализации
Федерального закона "О федеральном
бюджете на 2011 год и на плановый
период 2012 и 2013 годов". Как говорится
в документе, правительство РФ
приняло к исполнению федеральный
бюджет на 2011 г и на плановый
период 2012 и 2013 гг. Главным администраторам
доходов федерального бюджета поручено
принять меры по обеспечению поступления
налогов, сборов и других обязательных
платежей, а также сокращению задолженности
по их уплате; представить в Минфин РФ
прогноз поступлений доходов на 2011 г с
поквартальным и помесячным распределением;
в случае внесения изменений в федеральный
закон представлять в Минфин РФ в 2-недельный
срок с даты принятия федерального закона
о внесении изменений в федеральный закон
уточненный прогноз поступлений доходов
на текущий финансовый год с поквартальным
и помесячным распределением; представлять
аналитические материалы по исполнению
федерального бюджета в части поступлений
доходов в порядке и сроки, установленные
Минфином. Главным распорядителям средств
федерального бюджета и главным администраторам
источников финансирования дефицита федерального
бюджета поручено при планировании соответствующих
выплат из федерального бюджета обеспечить
использование средств федерального бюджета
в течение текущего финансового года в
соответствии с кассовым планом исполнения
федерального бюджета; представлять аналитические
материалы по исполнению федерального
бюджета в части расходов в порядке и сроки,
установленные Минфином РФ; осуществлять
оценку ожидаемого исполнения федерального
бюджета по расходам и источникам финансирования
дефицита федерального бюджета в порядке,
установленном Минфином. Главным администраторам
доходов федерального бюджета, которые
являются в соответствии с законодательством
РФ федеральными органами государственной
власти, уполномоченными передавать осуществление
отдельных полномочий РФ органам государственной
власти субъектов РФ, необходимо обеспечить
до 1 февраля 2011 г утверждение нормативных
правовых актов, определяющих порядок
администрирования органами государственной
власти субъектов РФ доходов, зачисляемых
в федеральный бюджет, и осуществления
переданных этим органам полномочий. Перечисление
межбюджетных трансфертов осуществляется
на счета, открытые территориальным органам
Федерального казначейства для учета
поступлений и их распределения между
бюджетами бюджетной системы РФ, для последующего
перечисления в установленном порядке
в бюджеты субъектов РФ. В 2011 г не допускается
увеличение утвержденных в установленном
порядке лимитов бюджетных обязательств
по зарплате за счет экономии по использованию
в текущем финансовом году лимитов бюджетных
обязательств, предусмотренных на иные
цели, если иное не установлено федеральным
законом, а также уменьшение утвержденных
в установленном порядке лимитов бюджетных
обязательств на уплату начислений на
выплаты по оплате труда в целях увеличения
лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных
на иные цели.
Параметры социально-экономического
развития Российской Федерации в 2011-2013
годах Бюджетная политика в 2011-2013 гг.
призвана способствовать восстановлению
макроэкономической сбалансированности
на основе уменьшения зависимости бюджетных
обязательств от нефтегазовых ресурсов
и постепенного снижения дефицита федерального
бюджета, а также созданию условий для
активизации модернизации экономики,
в том числе - за счет структурных преобразований
в сфере образования и здравоохранения. Экономика
Российской Федерации в ближайшие годы
будет функционировать в условиях относительно
благоприятной ситуации на мировых рынках
сырья и капитала, сопровождаться ростом
доходов населения, инвестиционных программ
естественных монополий и улучшением
ситуации с банковским кредитованием. Уже
начиная со второго полугодия 2009 года,
во многом благодаря проводимым антикризисным
мерам происходит постепенное восстановление
российской экономики. Кроме того, восстановлению
способствует улучшение конъюнктуры мирового
рынка сырья и капитала. После серьезного
снижения ВВП России в 2009 г. на 7,9% в 2010 г.
ожидается рост ВВП на уровне 4,0%, а в 2011-2013
гг. - на уровне 4-4,5% в год. Доходы федерального
бюджета в 2011 -2013 годы, по ожидаемой оценке,
составят в 2011 г. 17,6% к ВВП, в 2012 г. - 17,0% к
ВВП и в 2013г.-16,8% к ВВП, расходы в 2011 году
составят 21,2% к ВВП, а в 2012 и 2013гг.-20,1% к ВВП
и 19,7% ВВП соответственно. Что касается
расходов, их рост в 2009-2010 годах, прежде
всего, был связан с реализацией антикризисных
мер. В настоящее время российская экономика
реагирует позитивно на начавшееся в глобальной
экономике восстановление. По последним
оценкам, уровень инфляции в России в 2010
году ожидается около прогнозного значения
в 7-8%. Это связано с падением потребительского
спроса на продукцию и услуги, а также
крайне слабым восстановлением кредитования
реального сектора экономики банками.
По оценке Минэкономразвития России, темпы
прироста банковских кредитов предприятиям
ожидаются на уровне 10-15% в 2010 году и более
25% в 2013 году. Вместе с тем, за 7 месяцев
2010 года прирост кредитования предприятий
составил около 4,3%. Прогнозируемое снижение
инфляции в 2013 году до уровня 4,5-5,5% положительно
скажется на уровне ставок для реального
сектора экономики и приведет к снижению
стоимости банковских кредитов до 7-8% годовых.
На протяжении докризисных (после дефолта
1998 года) годов Россия развивалась с профицитом
федерального бюджета. В 2009 году профицит
сменился дефицитом: превышение расходов
над доходами федерального бюджета в 2009
году составило 5,9% к ВВП, а в 2010 году, по
оценке Минфина России, дефицит удастся
снизить примерно до 5,3% к ВВП. В 2010 году
источниками покрытия дефицита федерального
бюджета в России являются средства резервных
фондов и заимствования. Однако уже со
следующего года заимствования станут
основным источником покрытия дефицита,
что при сохраняющемся дефиците означает
существенный (более чем в 1,5 раза) рост
расходов на обслуживание долга - ориентировочно
с 280 млрд. рублей в 2010 году до 600 млрд. рублей
в 2013 году. Основным источником покрытия
дефицита федерального бюджета в 2011-2013
годах будет являться выпуск государственных
ценных бумаг на внутреннем рынке. Объемы
чистых внутренних заимствований по прогнозу
будут превышать 1 трлн. рублей в год. По
оценке Минфина России, если российская
экономика в ближайшее десятилетие будет
расти на 4%, а дефицит федерального бюджета
будет поддерживаться на уровне 3%, то к
2020 году государственный долг достигнет
33% к ВВП против нынешних 10% ВВП. При этом
процентные расходы федерального бюджета
вырастут до 3-4% к ВВП при ставках заимствования
6-8%. Сокращение дефицита федерального
бюджета частично может быть обеспечено
за счет увеличения доходной базы. По прогнозу
Минфина России, запланированные изменения
в налоговом и таможенном законодательстве
Российской Федерации приведут к увеличению
доходов федерального бюджета в 2011 году
на 0,6% к ВВП, в 2012 году - на 0,7% к ВВП, в 2013
году - на 0,9 % к ВВП. В качестве одного из
неинфляционных источников покрытия дефицита
бюджета в 2011-2013 годах можно рассматривать
средства от приватизации имущества, находящегося
в федеральной собственности (в объеме
298 млрд. рублей в 2011 году, 276 млрд. рублей
- в 2012 году и 309 млрд. рублей в 2013 году).
Успешное проведение приватизации позволит
снизить объем заимствований на внутреннем
долговом рынке и в дальнейшем уменьшит
процентную нагрузку. Российская экономика
пока менее эффективна по сравнению с
другими странами, и требует реализации
структурных мер. Модернизация экономики,
повышение производительности, в первую
очередь, будут опираться на частные инвестиции.
Главная задача государства - создавать
для этого необходимые условия.
Практические
задания № 4, 6, 13
Доходы областного
бюджета Томской области
Доходы |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Сумма(т.р.) |
В % к общей сумме |
В % к ВРП |
Сумма(т.р.) |
В % к общей сумме |
В % к ВРП |
Сумма(т.р.) |
В % к общей сумме |
В % к ВРП |
Всего |
27 954 334,3 |
100 |
29 434 940 (95%) |
28 234 501,1 |
100 |
30 788 947
(91,6%) |
28 726 348,3 |
100 |
32 482 339,3
(88.4%) |
Налоговые
В т.ч.: |
13 024 990,0 |
46,6 |
44.3 |
13 960 045,0 |
49,4 |
45.3 |
14 889 160,0 |
51.8 |
45,8 |
Неналоговые
В т.ч.: |
10 656 810,0 |
38,2 |
36,2 |
11 421 855,0 |
40.5 |
37 |
12 182 040,0 |
42,4 |
37,5 |
Безвозмездные поступления |
4 272 563,3 |
15.2 |
14.5 |
2 852 613,1 |
10.1 |
9.3 |
1 655 112,3 |
5.8 |
5.1 |
Бюджет города Москвы на
2011 год
Разделы и подразделы классификации
расходов бюджета |
2011 |
|
Сумма (тыс.руб.) |
В % к общей сумме |
Всего |
1 389 788 698 |
|
В.т.ч.: Общегосударственные расходы |
52 509 944,5 |
3,78 |
Национальная оборона |
352 864 |
0,03 |
Национальная безопасность и правоохранительная
деятельность |
39 524 490,1 |
2,84 |
Национальная экономика |
338 813 149,7 |
24,38 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
225 581 163,7 |
16,23 |
Охрана окружающей среды |
10 799 679 |
0,78 |
Образование |
283 364 251,4 |
20,39 |
Культура, кинематография, СМИ |
29 720 980,3
8 891 715,5 |
2,78 |
Здравоохранение, спорт |
176 086 319,5
10 476 913,3 |
13,42 |
Социальная политика |
218 500 973,8 |
15,72 |
Обслуживание государственного
долга |
40 118 910 |
2,89 |
Межбюджетные трансферты |
47 343,2 |
0,00 |
Бюджет Москвы на 2011 год
остается дефицитным - расходы планируются
в размере около 1,292 трлн рублей,
доходы - 1,192 трлн, покрытие дефицита в
100 млрд рублей (8,3% доходной части) планируется
за счет внутренних займов на 80 млрд рублей
(нетто-привлечение 53 млрд рублей), внешних
займов на почти 20 млрд рублей и остатков
доходов 2010 года - 40 млрд рублей. Дефицит-2011
для Москвы аналогичен фактическому
дефициту 2010 года. Крупнейшие структурные
изменения в московском бюджете-2011 – это
существенный, на два процентных пункта,
с 17,2% в 2010 году до 19,2%, рост расходов города
на крупнейшую статью расходов в ЖКХ, а
также рост доли расходов на образование
(с 18% до 18,9% в 2011 году), сокращение с 3,4% расходов
2010 года до 3,2% 2011 года на правоохранительные
органы и оборону. Существенно сокращаемых
крупных статей в бюджете почти нет - это
расходы на обслуживание госдолга (на
7% 2011 год к 2010 году), а также расходов на
содержание федеральных органов власти.
В 2010 году на "федералов" правительство
потратило 4,68 млрд рублей, в 2011 году намерено
потратить 3,86 млрд рублей - на 17,5% меньше.
Содержание мэра Москвы также демонстративно
урезается - но всего на 7,8%, до 97,5 млн рублей.
Крупнейший вклад в рост расходов Москвы
в 2011 году вносят ЖКХ, на нужды которого
в 2011 году планируют потратить на 29% больше,
чем в 2010 году. Наиболее же выросшие к 2010
году статьи расходов - благоустройство
(рост на 45,5%, главным образом за счет роста
расходов на ремонт дорог в 3,25 раза), физкультура
и спорт (на 82,2%, в основном за счет "организации
мероприятий"), связь и информатика
(на 57,2%). Остальные расходы, в том числе
на социальное обеспечение, растут или
в пределах общего роста расходов бюджета
(15,4%), или ниже.
Практические
задания № 17, 18
Налоговые доходы городской
казны в 2011 году, по сравнению с
нынешним, вырастут в среднем на
4,2%, неналоговые — на 13,3%.
Большую часть расходов бюджета-2011 составят
условно защищенные статьи — зарплата,
коммунальные платежи. На строительство
дорог, коммунальных сетей будет направлено
около 800 млн рублей. Также для повышения
эффективности использования средств
администрация Томска одна из первых в
России внедрила в бюджетный процесс ведомственные
целевые программы. Всего в 2011 году планируется
реализовать 16 ведомственных и 21 городскую
целевую программу, что позволит охватить
программно-целевым планированием 56% всего
бюджета. Достоинством Проекта бюджета
является увеличение бюджетных ассигнований,
направляемых из бюджета города Томска
в 2011 - 2013 годах на обеспечение первоочередных
социальных обязательств, так удельный
вес расходов на образование, культуру,
социальную политику, здравоохранение,
физическую культуру и спорт возрастет
с 46% в 2010 году до 60% в 2011 году. Вместе с тем
специалистами Счетной палаты отмечены
и слабые стороны Проекта в частности,
при формировании Проекта бюджета не обеспечено
в полной мере выполнение отдельных положений
Бюджетного послания Президента Российской
Федерации:
- представленный Проект бюджета не содержит
серьезных изменений, направленных на
повышение его сбалансированности, коэффициент
бюджетного покрытия, показывающий в какой
степени бюджетные расходы обеспечены
доходами, практически не меняется, оставаясь
в 2011 году и плановом периоде на уровне
2009 года;
- долгосрочное стратегическое и бюджетное
планирование в муниципальном образовании
«Город Томск» остаются слабо увязанными
с бюджетным планированием; - принятие
решения о строительстве и реконструкции
новых объектов и замораживании объектов,
незавершенных строительством, принимается
практически без анализа реальных возможностей
финансового обеспечения и вклада в достижение
стратегических целей развития города. Расходы
бюджета Томска на 2011 год увеличены почти
на 1,7 млрд. рублей. Корректировка бюджета
обусловлена поступлением дополнительных
межбюджетных трансфертов. Объем безвозмездных
поступлений в муниципальную казну увеличен
на 1,5 млрд. рублей. Из этих денег около
260 млн. рублей будет направлено на ремонт
( в том числе, капитальный) дворовых территорий
и проездов к ним; 129,7 млн. рублей- на капремонт
автомобильных дорог; 151,5 млн. рублей –
на реконструкцию ул. Кольцевой ( главного
въезда на Южную площадку); 225 млн. рублей
– на строительство ул. Сибирской от ул.
Л. Толстого до железнодорожного переезда,
337 млн. рублей – на строительство ул. Елизаровых
от ул. Шевченко до ул. Клюева. На 83,5 млн.
рублей увеличен размер субвенции для
финансирования городских образовательных
учреждений. Кроме того, администрация
Томска получила подтверждение на 148 млн.
рублей, выделенных из вышестоящих бюджетов,
но так и не использованных в 2010 году. Эти
деньги не прописаны в городском бюджете
– 2011 при его принятии. Сегодня они находятся
на лицевом счету департамента финансов
и будут израсходованы по целевому назначению
в течение 2011 года: более 10 млн. рублей
пойдет на приобретение квартир для детей-сирот,
63,3 млн. рублей – на выплаты участникам
программы «Жилье молодым», 74,5 млн. рублей
– на устройство ледозащитной дамбы в
пос. Эушта и Нижний Склад.
С учетом поправок доходы бюджета
Томска в 2011 году составят 7 млрд 922 млн
рублей, в том числе налоговые
и неналоговые доходы – 4 млрд 848
млн рублей, безвозмездные поступления
– 2 млрд 657 млн рублей. Расходы утверждены
на уровне 8 млрд 366 млн рублей. Таким
образом, дефицит бюджета составил
434 млн рублей или 5,2% от расходов. «Корректировка
вызвана поступлениями межбюджетных
трансфертов, которые дополнительно
получает Томск. Самая крупная сумма
связана с реализацией проекта
«Новые дороги городов России», 129 млн
рублей – дополнительные средства
на дороги и 260 млн – на внутридворовые
проезды».
Практические задания № 2, 5
Общий объем межбюджетных
трансфертов по всем разделам классификации
бюджетных расходов (без учета
межбюджетных трансфертов бюджетам
государственных внебюджетных фондов)
в 2011 году по сравнению с предыдущим
годом снижается на 4,9 %, а в 2012
- 2013 годах - на 18,7 % и 5,9 % соответственно
. Структура распределения межбюджетных
трансфертов по формам их предоставления
бюджетам субъектов Российской Федерации
в 2011 году представлена на следующей
диаграмме. В 2011 году существенных изменений
в структуре межбюджетных трансфертов,
предоставляемых бюджетам субъектов
Российской Федерации, по сравнению
с 2010 годом не произойдет. В 2012- 2013 годах
в связи с сокращением расходов
федерального бюджета на субсидии (межбюджетные
субсидии) бюджетам субъектов Российской
Федерации и муниципальных образований
их доля в структуре межбюджетных
трансфертов уменьшится и составит
30,4 % и 25,3 % соответственно (в 2013 году на
9,9 процентного пункта меньше, чем
в 2011 году), а доля дотаций бюджетам
субъектов Российской Федерации
и муниципальных образований
увеличится до 44,9% в 2013 году (на 3,3 процентного
пункта) и субвенций бюджетам субъектов
Российской Федерации и муниципальных
образований - до 26,6 % в 2013 году (на 7,1 процентного
пункта). На дотации на
выравнивание бюджетной обеспеченности
субъектов Российской Федерации законопроектом
предусматривается выделить в 2011 - 2013 годах
ежегодно по 396 995,7 млн. рублей, что соответствует
уровню 2010 года. В целях обеспечения сбалансированности
бюджетов субъектов Российской Федерации
законопроектом предусматривается предоставление
из федерального бюджета в 2011 году соответствующих
дотаций в объеме 115,6 млрд. рублей (на 21,7
% больше, чем в 2010 году), а также бюджетных
кредитов в объеме 113,6 млрд. рублей (на
18,9 % меньше, чем в 2010 году). В разделе 14
«Межбюджетные трансферты бюджетам субъектов
Российской Федерации общего характера»
на долю дотации на выравнивание бюджетной
обеспеченности бюджетов субъектов Российской
Федерации и муниципальных образований
приходится в 2011 году 69,7%, иных дотаций
- 22,2 % и прочих межбюджетных трансфертов
бюджетам субъектов Российской Федерации
и муниципальных образований общего характера
- 8,1 % общей суммы межбюджетных трансфертов
по разделу. Количество субъектов Российской
Федерации, получающих дотации на выравнивание
бюджетной обеспеченности, в 2011 году составит
69 (в 2010 году - 70), в 2012 году — 68 и в 2013 году
- 68 (при распределении 80 % общего объема
указанных дотаций). Согласно пояснительной
записке к законопроекту предоставление
указанных дотаций обеспечит сокращение
в 2011 году разницы в бюджетной обеспеченности
между 10 наименее и 10 наиболее обеспеченными
регионами с 5,8 раз до 2,4 раз. На 2012 год предусматривается
резерв дотаций на выравнивание бюджетной
обеспеченности субъектов Российской
Федерации в сумме 59 549,3 млн. рублей (15 %
к общей сумме дотаций) и на 2013 год - 79 399,1
млн. рублей (20 %), что соответствует установленным
ограничениям, предусмотренным пунктом
3 статьи 131 Бюджетного кодекса Российской
Федерации. На 2012- 2013 годы предусматривается
уменьшение объема дотаций на поддержку
мер по обеспечению сбалансированности
бюджетов, потребность в которых по мере
преодоления последствий финансово-экономического
кризиса будет сокращаться. Дотации на
поддержку мер по обеспечению сбалансированности
бюджетов субъектов Российской Федерации
на 2011 год распределены бюджетам 34 регионов
на общую сумму 64 007,3 млн. рублей, или 55,4
% общей суммы указанных дотаций. В общей
распределенной сумме дотаций учтены
дотации на частичную компенсацию выпадающих
доходов бюджетов субъектов Российской
Федерации в связи с централизацией в
федеральном бюджете доходов от уплаты
НДПИ в виде углеродного сырья (31 226,2 млн.
рублей), дотации на компенсацию снижения
объема дотаций на выравнивание бюджетной
обеспеченности на уровне 2010 года (9 963,5
млн. рублей), дотации бюджетам Чеченской
Республики (20 441,1 млн. рублей), Чукотского
автономного округа (2 000,0 млн. рублей) и
Самарской области (376,5 млн. рублей). Из
нераспределенной суммы дотаций предусматривается
направить 2 270,5 млн. рублей на ликвидацию
перекрестного субсидирования в электроэнергетике,
а оставшуюся сумму 49 307,3 млн. рублей - на
поддержку субъектов Российской Федерации,
объективно оказавшихся в сложной ситуации
с исполнением бюджета в течение 2011 года.
Межбюджетные трансферты бюджетам субъектов
Российской Федерации на дотации бюджетам
ЗАТО, а также дотации на содержание объектов
инфраструктуры города Байконур, связанных
с арендой космодрома Байконур, на 2011 год
и на плановый период 2012 - 2013 годов запланированы
ежегодно в объемах на уровне 2010 года.
С 2011 года вновь предусматриваются дотации
на поощрение достижений наилучших показателей
деятельности органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации
в объеме 1 000,0 млн. рублей (последний раз
соответствующие дотации были предусмотрены
в 2008 году). Общий объем субсидий
бюджетам субъектов Российской Федерации
и муниципальных образований (включая
субсидии по разделу 14 классификации расходов
федерального бюджета) в 2011 году по расчету
составит сумму 442,9 млрд. рублей, что на
67,3 млрд. рублей (17,9%) больше суммы субсидий
на 2010 год, предусмотренной Федеральным
законом от 2 декабря 2009 г. № 308-ФЗ (с изменениями).
На 2012 год предусматривается существенное
сокращение объема субсидий до 312,5 млрд.
рублей, или на 29,4 % к предыдущему году,
а на 2013 год - до 243,6 млрд. рублей, или на
22 % к 2012 году. Сокращение в 2012 - 2013 годах
бюджетных ассигнований на субсидии бюджетам
субъектов Российской Федерации связано
с отказом от софинансирования из федерального
бюджета отдельных полномочий субъектов
Российской Федерации, со снижением объема
финансирования ФЦП и объектов капитального
строительства, не включенных в целевые
программы. В рамках исполнения Бюджетного
послания и реализации Концепции межбюджетных
отношений и организации бюджетного процесса
в субъектах Российской Федерации и муниципальных
образованиях до 2013 года законопроектом
предусмотрено укрупнение субсидий (консолидация),
в том числе в рамках государственных
программ. При этом сокращение количества
субсидий (более чем на 40 %) планируется
только в 2013 году. Законопроектом на 2011
год предусматриваются субсидии бюджетам
субъектов Российской Федерации на поддержку
агропромышленного комплекса в рамках
Государственной программы развития сельского
хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия на
2008 - 2012 годы в объеме 99 455,0 млн. рублей,
что на 13 835,0 млн. рублей (16,3 %) больше объема
указанных субсидий, предусмотренного
Федеральным законом от 2 декабря 2009 г.
№ 308-ФЗ (с изменениями) на 2010 год. Увеличение
субсидий предусматривается за счет выделения
бюджетных средств из федерального бюджета
на поддержку экономически значимых региональных
программ (8 000,0 млн. рублей), на увеличение
компенсации части затрат по страхованию
урожая сельскохозяйственных культур,
урожая многолетних насаждений и посадок
многолетних насаждений (на 3 000,0 млн. рублей),
а также на поддержку отдельных отраслей
сельского хозяйства. На 2012 - 2013 годы субсидии
на поддержку агропромышленного комплекса
в рамках указанной выше Государственной
программы предусматриваются в объеме
92 455,0 млн. рублей ежегодно, что на 7 % меньше,
чем в 2011 году. Объем субсидий, направляемый
бюджетам субъектов Российской Федерации
на поддержку развития сельского хозяйства
(с учетом субсидий, предоставляемых в
рамках действующих ФЦП), составит в 2011
году 105 886,3 млн. рублей, или 23,9 % общего
объема субсидий. В последующие два года
при небольшом снижении объема (до 98 747,4
млн. рублей в 2012 году и до 98 538,6 млн. рублей
в 2013 году) их доля в общем объеме субсидий
увеличится до 31,6 % и 40,4 % соответственно.
Законопроектом предусматривается выделить
субсидий бюджетам субъектов Российской
Федерации на поддержку дорожного хозяйства
в 2011 году в объеме 42 300,0 млн. рублей, что
на 18 500,8 млн. рублей (77,7%) больше объема
указанных субсидий, предусмотренного
Федеральным законом от 2 декабря 2009 г.
№ 308-ФЗ (с изменениями) на 2010 год. Из указанной
общей суммы субсидий на софинансирование
капитального ремонта и ремонта автомобильных
дорог общего пользования административных
центров субъектов Российской Федерации
будет направлено 34 000,0 млн. рублей (в 2010
году 16 000,0 млн. рублей). Выделение бюджетных
ассигнований на указанные цели будет
осуществлено за счет дополнительных
налоговых поступлений в федеральный
бюджет от повышения акцизов на нефтепродукты.
Кроме того, предусматривается выделить
в 2011 году субсидии на софинансирование
строительства дороги «Западный скоростной
диаметр» в г. Санкт-Петербург в сумме
7 300,0 млн. рублей (на уровне 2010 года) и на
софинансирование инвестиционного проекта
по строительству примыкания к автомобильной
дороге М-52 «Чуйский тракт» в сумме 1 000,0
млн. рублей. В 2012 - 2013 годах законопроектом
на указанные выше цели бюджетные ассигнования
не предусмотрены. Объем субсидий, направляемый
бюджетам субъектов Российской Федерации
на поддержку дорожного хозяйства (с учетом
субсидий, предоставляемых в рамках действующих
ФЦП), составит в 2011 году 78 582,3 млн. рублей,
или 17,3 % общего объема субсидий. В последующие
два года объемы предоставляемых субсидий
существенно снизятся (до 20 576,8 млн. рублей
в 2012 году и до 15 016,8 млн. рублей в 2013 году)
и их доля в общем объеме субсидий уменьшится
до 6,6 % и 6,2 % соответственно. Снижение финансирования
на поддержку дорожного хозяйства за счет
средств федерального бюджета в 2012 - 2013
годах по сравнению с 2011 годом предполагается
компенсировать дополнительными поступлениями
акцизов на нефтепродукты в доходы бюджетов
субъектов Российской Федерации. В 2012
году дополнительные доходы указанных
бюджетов могут составить 90,8 млрд. рублей
и в 2013 году - 144,4 млрд. рублей. При этом
Правительством Российской Федерации
предусматривается в дальнейшем оказание
финансовой помощи тем субъектам Российской
Федерации, в которых будут созданы региональные
дорожные фонды. Механизм (порядок) предоставления
такой помощи и возможные объемы субсидий
в настоящее время не установлены. Субсидии
на государственную поддержку малого
и среднего предпринимательства, включая
крестьянские (фермерские) хозяйства,
в 2011 году предусматриваются в объеме
16 000,0 млн. рублей, что на 6 030,0 млн. рублей
(в 1,6 раза) больше объема указанных субсидий,
предусмотренного Федеральным законом
от 2 декабря 2009 г. № 308-ФЗ (с изменениями)
на 2010 год. На 2012 - 2013 годы субсидии на государственную
поддержку малого и среднего предпринимательства,
включая крестьянские (фермерские) хозяйства,
предусматриваются в объеме 4 000,0 млн. рублей
ежегодно, что в 4 раза меньше, чем в 2011
году. Субсидии в рамках проводимых мероприятий
в области здравоохранения в 2011 году предусматриваются
в объеме 50 048,5 млн. рублей, что на 3 525,6 млн.
рублей (7,6 %) больше объема указанных субсидий,
предусмотренного Федеральным законом
от 2 декабря 2009 г. № 308-ФЗ (с изменениями)
на 2010 год, в 2012 году - 56 768,7 млн. рублей (на
13,4 % больше, чем в 2011 году) и в 2013 году -
25 316,5 млн. рублей (в 2,2 раза меньше, чем
в 2012 году). В 2011- 2113 годах увеличатся объемы
предоставляемых субсидий бюджетам субъектов
Российской Федерации на оказание высокотехнологичных
видов медицинской помощи (на 37,5 % в 2013
году по сравнению с 2010 годом), на совершенствование
организации медицинской помощи пострадавшим
при дорожно-транспортных происшествиях
(почти в 2 раза), на совершенствование
медицинской помощи больным с сосудистыми
заболеваниями (на 87,8 %), на мероприятия,
направленные на совершенствование медицинской
помощи больным с онкологическими заболеваниями
(на 48,4 %) и на мероприятия, направленные
на формирование здорового образа жизни
граждан Российской Федерации, включая
сокращение потребления алкоголя и табака
(на 10,6 %). Законопроектом также предусматривается
увеличение субсидий в 2011 - 2012 годах на
денежные выплаты медицинскому персоналу
фельдшерско-акушерских пунктов, врачам,
фельдшерам и медицинским работникам
скорой медицинской помощи (на 6 % к 2010 году)
и на финансовое обеспечение оказания
дополнительной медицинской помощи, оказываемой
врачами-терапевтами, врачами-педиатрами
участковыми, врачами общей практики (семейными
врачами) и их медицинскими сестрами (на
36 % - 40 %). На 2013 год субсидии на указанные
цели не предусматриваются. Объем субсидий,
направляемый бюджетам субъектов Российской
Федерации в рамках проводимых мероприятий
в области здравоохранения (с учетом субсидий,
предоставляемых в рамках действующих
ФЦП), составит в 2011 году 58 867,9 млн. рублей,
или 14,4 % общего объема субсидий. В 2012 году
объемы предоставляемых субсидий увеличатся
до 63 975,6 млн. рублей и в 2013 году снизится
до 27 538,6 млн. рублей), а их доля в общем
объеме субсидий составит 22 % и 12,4 % соответственно. Законопроектом
на 2011 год предусматриваются субвенции бюджетам
субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований в объеме 246,3 млрд. рублей,
что на 13,1 млрд. рублей (5,6 %) больше объема
указанных субвенций, предусмотренного
Федеральным законом от 2 декабря 2009 г.
№ 308-ФЗ (с изменениями) на 2010 год. В 2012 году
предусматривается увеличение объема
субвенций до 249,0 млрд. рублей (на 1,1 % к
2011 году), а в 2013 году - увеличение до 257,2
млрд. рублей (на 3,3% к 2012 году). В 2011 году
законопроектом предусмотрены бюджетные
ассигнования по 23 субвенциям (при исполнении
федерального бюджета в 2010 году - 25 субвенций),
в 2012 - 2013 годах - по 22 субвенциям. В 2011 году
предусматривается увеличить бюджетные
ассигнования бюджетам субъектов Российской
Федерации на осуществление переданных
полномочий Российской Федерации по 15
субвенциям, сохранить бюджетные ассигнования
на уровне 2010 года по 6 субвенциям и уменьшить
их объемы по 2 субвенциям. В общем объеме
субвенций наибольшая доля (в 2011 году -
43,7 %) приходится на субвенции бюджетам
субъектов Российской Федерации на оплату
жилищно-коммунальных услуг отдельным
категориям граждан. В 2011 году на эти цели
предусматривается выделить 112 788,8 млн.
рублей, что на 11 012,1 млн. рублей (10,8%) больше
объема указанных субвенций, предусмотренного
Федеральным законом от 2 декабря 2009 г.
№ 308-ФЗ (с изменениями) на 2010 год. В 2012 -
2013 годах также предусматривается увеличить
субвенции на оплату жилищно-коммунальных
услуг отдельным категориям граждан до
124 180,5 млн. рублей (на 10,1 % к 2011 году) и в
2013 году-до 133 516,5 млн. рублей (на 7,5 % к 2012
году). На реализацию полномочий по осуществлению
прав пользования и распоряжения лесами,
их охране, защите и воспроизводству предусматривается
в 2011 году увеличить субвенции бюджетам
субъектов Российской Федерации до 18 767,9
млн. рублей, что на 3 772,2 млн. рублей (на
25,2 %) больше объема указанных субвенций,
предусмотренного Федеральным законом
от 2 декабря 2009 г. № 308-ФЗ (с изменениями)
на 2010 год. В 2012 - 2013 годах планируется снизить
объем субвенций на указанные цели до
17 622,6 млн. рублей ежегодно. Сохраняется
проблема недостаточности средств в бюджетах
муниципальных образований на обеспечение
полномочий местного самоуправления,
на развитие их собственного экономического
потенциала. По ранее проведенной оценке
Счетной палаты, лишь 2,5 % муниципальных
образований могут обеспечить свои расходные
бюджетные обязательства полностью за
счет собственных налоговых и неналоговых
доходов. Многие из них не располагают
необходимыми средствами на проведение
ремонта жилых домов, инженерных сетей
и объектов коммунальной инфраструктуры,
а отсутствие средств на проведение инженерных
изысканий для подготовки схем территориального
планирования муниципального уровня ставит
под угрозу срыва сроки подготовки проекта
схемы территориального планирования
Российской Федерации. В области межбюджетных
отношений необходимо продолжить работу
по повышению прозрачности системы бюджетного
выравнивания, достижению оптимального
баланса между объективно необходимым
выравниванием бюджетной обеспеченности
и созданием стимулов для экономического
и налогового потенциала субъектов Российской
Федерации и муниципальных образований
и снижению уровня их дотационности. Структура
и целевая направленность межбюджетных
трансфертов показывают, что основную
долю в них занимают межбюджетные трансферты,
направляемые на обеспечение текущих
расходов. Финансовая помощь из федерального
бюджета позволяет обеспечить сбалансированность
консолидированных бюджетов субъектов
Российской Федерации и исполнение их
расходных обязательств. Однако при сохранении
преимущественной роли межбюджетных трансфертов
текущего характера субъекты Российской
Федерации, имеющие низкий уровень экономического
потенциала, будут продолжать оставаться
зависимыми от финансовой помощи из федерального
бюджета и недостаточно заинтересованными
в самостоятельном экономическом развитии. По
мнению Счетной палаты, необходимо повысить
роль и значение межбюджетных трансфертов,
имеющих долгосрочный инвестиционный
характер и направляемых на формирование
структурных сдвигов в региональной экономике
и повышение их налогового потенциала.