Контрольная работа по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 09:19, контрольная работа

Описание работы

1. Сущность и функции финансов
2. Исполнения бюджета контроль за исполнением бюджета

Файлы: 1 файл

Копия Финансы.doc вопроссы.doc

— 53.00 Кб (Скачать файл)

Финансы

 

1. Сущность и функции финансов

2. Исполнения бюджета  контроль за исполнением бюджета

 

1. Функции финансов

Сущность финансов проявляется  в их функциях, основными из которых  являются:

- распределительная

- контрольная

Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода в процессе создания основных или первичных доходов (нац. доход - НД). Основные доходы формируются при распределении НД среди участников материального производства, и делятся на:

- зарплату, работающих в сфере  материального производства;

- доходы предприятий в сфере  материального производства.

Распределение ВВП происходит с  помощью финансовых инструментов.

Контрольная функция проявляется  в контроле за распределением ВВП, по соответствующим фондам, и расходованием их по целевому назначению.

Одной из важных задач финансового  контроля является проверка соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты, выполнение финансовых обязательств перед бюджетной  системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Объектом контрольной функции  финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий.

Регулирующая функция проявляется  посредством вмешательства государства  в процесс воспроизводства (госрасходы, налоги, госкредиты).

Стабилизирующая функция. Особое значение имеет вопрос стабильности финансового  законодательства, как гарантии проведения инвестиционной политики в производственной сфере.

 

 

 

2. Исполнение бюджета – это этап бюджетного процесса, который начинается с момента утверждения закона о бюджете законодательным (представительным) органом власти и продолжается в течение финансового года. Его содержание заключается в выполнении доходной и расходной части бюджета соответствующего уровня – федерального, регионального или местного. Можно выделить две стороны этого процесса:  
 
·        исполнения бюджета по доходам. Его задачей которого является обеспечение полного и своевременного поступления в бюджет отдельных видов доходов, в первую очередь, налогов и других обязательных платежей, по каждому источнику в соответствии с утвержденным бюджетным планом; 
 
·        исполнение по расходам, которое означает последовательное финансирование мероприятий, предусмотренных законом о бюджете, в пределах утвержденных сумм.  
 
Для того, чтобы в процессе исполнения бюджета обеспечить правильное и экономически обоснованное распределение средств, составляется детальный оперативный план поступления доходов и осуществления расходов по отдельным статьям бюджетной классификации и периодам времени, называемый бюджетной росписью. Бюджетная роспись – это документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией. Она является основой для исполнения бюджетов всех уровней.  
 
Бюджетная роспись составляется главными распорядителями бюджетных средств по подведомственным распорядителям и получателям на основе утвержденного бюджета. Она формируется в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов и имеет поквартальную разбивку. В течение 10 дней со дня утверждения закона о бюджете роспись должна быть представлена в орган исполнительной власти, который отвечает за составление бюджета (на федеральном уровне это Министерство финансов). На основании росписей, подготовленных главными распорядителями бюджетных средств, Министерство финансов формирует сводную бюджетную роспись. Она должна быть составлена и утверждена министром финансов в течение 15 дней со дня принятия закона о федеральном бюджете. Затем сводная бюджетная роспись передается на исполнение Федеральному казначейству и направляется для сведения в представительный и контрольные органы – Федеральное Собрание и Счетную палату. 
 
Исполнение бюджета находится в сфере ответственности правительства, исполнительной ветви власти. Основная его заключается в реализации закона о бюджете, принятого парламентом. Исполнение отдельных статей бюджета должно осуществляться в соответствии с утвержденным планом, и исполнительная власть не вправе вносить существенных изменений в его структуру. Однако, при этом существует определенная свобода действий правительства. Она необходима для того, чтобы государство могло оперативно реагировать на изменения ситуации в экономике, социальной сфере, внешней политике страны. В процессе исполнения бюджета органы исполнительной власти могут вносить изменения по различным направлениям расходов, но они должны осуществляться в пределах утвержденных ассигнований. Поскольку финансовые ресурсы государства ограничены, на практике используется так называемое лимитирование расходов. Это означает, что финансирование отдельных расходных статей осуществляется в пределах установленных лимитов, превышать которые не допускается. 
 
В процессе исполнении бюджета нередко возникает экономия по отдельным статьям расходов или дополнительные поступления из доходных источников. Образующаяся в итоге сумма превышения доходов над расходами, именуемая свободными бюджетными средствами, зачисляется в бюджет и не подлежит изъятию. Она может быть израсходованы только в том случае, если профинансированы все расходы, предусмотренные планом. Решение об использовании свободных бюджетных средств принимается законодательной властью по предложению соответствующего исполнительного органа.

 

 

 

 

Бюджетный контроль

Контроль за исполнением бюджета  является важным элементом бюджетного процесса. Он осуществляется представительными и законодательными органами власти, Счетной палатой РФ, Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, и контрольно-счетными палатами территориальных органов власти, финансовыми и налоговыми органами. Контроль за исполнением бюджета имеет две формы: парламентскую и административную. 
Парламентский контроль осуществляется представительными или законодательными органами власти и предполагает право законодательных органов власти на: 
- получение от органов исполнительной власти необходимых сопроводительных документов при рассмотрении и утверждении бюджетов; 
- получение от органов, исполняющих бюджет, определенной информации об исполнении бюджетов; 
- утверждение или неутверждение отчета об исполнении бюджета; 
- создание собственных контрольно-счетных органов для проведения внешнего аудита бюджетов; 
- вынесение оценки деятельности исполнительным органам по процессу исполнения бюджетов. 
Федеральные, региональные и местные законодательные и представительные органы осуществляют финансовый контроль в процессе рассмотрения и утверждения проектов законов о бюджетах и при утверждении отчетов об использовании средств бюджетов. Органы всех уровней законодательной власти осуществляют следующие виды контроля: предварительный, текущий и последующий. 
Предварительный контроль исполнения бюджета осуществляется в ходе обсуждения и утверждения проектов законов о бюджете. Текущий контроль проводится в процессе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами. Последующий контроль осуществляется в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов. 
В целях контроля за исполнением федерального бюджета Госдумой и Советом Федераций создается Счетная палата РФ с целью: 
- организации и осуществления контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; 
- определения эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности; 
- оценки обоснованности доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов; 
- проведения финансовой экспертизы проектов федеральных законов и нормативноправовых актов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет федерального бюджета или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов; 
- анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов с целью подготовки предложений, направленных на их установление и совершенствование бюджетного процесса в целом; 
- контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств внебюджетных фондов в ЦБ РФ, уполномоченные банки и другие финансово-кредитные учреждения РФ; 
- регулярного представления Совету Федерации и Госдуме РФ информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проведенных контрольных мероприятий. 
Правительство РФ ежегодно не позднее 1 июня года, следующего за отчетным, представляет в Госдуму РФ и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета в форме федерального закона и отчеты об исполнении бюджетов федеральных целевых бюджетных и внебюджетных фондов. Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета в течение полутора месяцев и по окончании проверок выносит заключение по каждому разделу и подразделу функциональной классификации расходов бюджетов РФ и по каждому главному распорядителю средств федерального бюджета. Кроме того, к заключению прилагаются: 
- анализ по представлению и погашению бюджетных кредитов и ссуд, представлению инвестиций, заключению договоров, выполнению плановых заданий; 
- перечень выявленных нарушений по нецелевому использованию бюджетных средств и перерасходу бюджетных средств; 
- предложения по совершенствованию бюджетов, бюджетной системы и бюджетных заданий. 
Созданные субъектами РФ контрольно-счетные палаты осуществляют контрольноревизионную, экспертноаналитическую, информационную и иную деятельность применительно к своим территориальным бюджетам. 
Административный контроль осуществляется Минфином России, Федеральным казначейством РФ, Федеральной службой финансово-бюджетного надзора (входит в состав Минфина России), финансовыми органами субъектов РФ и местного самоуправления, главными распорядителями бюджетных средств, главными бухгалтерами бюджетных учреждений и предприятий. 
Минфин России — это федеральный орган исполнительной власти, который обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ, координирует деятельность в финансово-бюджетной сфере всех федеральных органов исполнительной власти. 
В целях исполнения своих полномочий Минфин России создает свою структуру и свои территориальные органы. В его состав входят департаменты: 
- управления делами, бюджетной политики, налоговой политики; 
- управления государственным внутренним долгом, отраслевого финансирования, межбюджетных отношений, межбюджетного сотрудничества и внешнеэкономической деятельности, оборонного комплекса и правоохранительной деятельности, финансирования госаппарата, методологии и бухгалтерского учета, макроэкономической политики и банковской деятельности, страхового надзора; 
- управления государственным внешним долгом, международными финансовыми организациями, государственного финансового контроля и аудита, по связям с государственными и общественными организациями; 
- информационнотехнологический департамент. 
Минфин России осуществляет контроль за целевым использованием средств федерального бюджета, главными распорядителями и получателями бюджетных средств, а также за исполнением бюджетов субъектами РФ, организует проверки и ревизии получателей гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, ссуд и инвестиций. 
Департамент государственного финансового контроля и аудита обеспечивает: 
- совместно с контрольноревизионными управлениями субъектов РФ функции государственного контроля и проведения аудиторской деятельности в РФ; 
- осуществление контроля за целевым использованием средств бюджета, средств внебюджетных фондов и других государственных средств; 
- проведение комплексных ревизий и тематических проверок поступлений и расходования средств федерального бюджета и т. д. 
Федеральное казначейство Минфина России осуществляет предварительный и текущий контроль по операциям с бюджетными средствами главных распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса по исполненным бюджетам и бюджетам внебюджетные фондов. 
В настоящее время на территории РФ развернуто 87 управлений федерального казначейства по субъектам РФ (кроме Чеченской Республики, Республика Татарстан обеспечивается через казначейство Чувашской Республики) и 2153 отделения федерального казначейства. Учет доходов федерального бюджета осуществляется 2222 территориальными органами федерального казначейства, развернутыми в 85 субъектах РФ. В Республиках Башкортостан, Татарстан и Эвенкийском АО операции по счетам учета доходов осуществляют налоговые органы. 
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет: 
- финансовый контроль за использованием средств финансового бюджета и средств государственных внебюджетных фондов; 
- финансовый контроль за исполнением бюджетов субъектами РФ и муниципальными образованиями, получающими трансферты из федерального бюджета. 
Главные распорядители и распорядители бюджетных средств осуществляют контроль за целевым использованием, своевременным предоставлением отчетности и внесением платы за пользование бюджетными средствами. 
Контрольноревизионные управления являются территориальными контрольноревизионными органами Минфина России и создаются по его решению для выполнения следующих функций: 
- осуществления контроля за своевременным, целевым и рациональным использованием и сохранностью средств федерального бюджета, средств внебюджетных фондов и других средств; 
- проведения ревизий и тематических проверок по расходованию средств федерального бюджета, использованию внебюджетных средств и доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности; 
- проведения в установленном порядке финансовых проверок поступления и расходования средств территориальных бюджетов, средств внебюджетных доходов от имущества, находящегося в собственности территориальных органов власти; 
- проведения документальных ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций любых форм собственности и т. д. 
Бюджетный контроль осуществляется одновременно и финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований. Эти органы проводят контрольные мероприятия за операциями с бюджетными средствами всех участников бюджетного процесса в части использования ими средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.



Информация о работе Контрольная работа по "Финансам"