Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 08:58, контрольная работа
Местные бюджеты и их роль в социально-экономическом развитии регионов
Специальные налоговые режимы (по законодательству РК)
вариант № 10
Местный бюджет — это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение, а также контроль за исполнением которого осуществляется органом местного самоуправления самостоятельно. В качестве составной части сметы в местных бюджетах могут быть предусмотрены расходы отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями.
Система местных бюджетов обусловлена
государственным устройством и соответствующим
административно-
Состав и структура доходов и расходов местных бюджетов определены положениями Бюджетного кодекса и имеют отдельные особенности:
В доходыі местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы и штрафы, отчисления от республиканских налогов в соответствии с нормативами, установленными законодательством РК, закрепленным на долговременной основе, финансовые средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий, поступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, часть прибыли местных региональных предприятий, учреждений и организаций, дотации, субвенции, трансфертные платежи и другие поступления в соответствии с законом и решениями органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов. В доходной и расходной частях местных бюджетов раздельно предусматривается финансирование решения вопросов местного значения и осуществления органами местного самоуправления отдельных республиканских полномочий.
В соответствии с функциями местных исполнительных органов средства местных бюджетов расходуются на финансирование:
Также из местных бюджетов финансируются затраты на содержание администраторов местных бюджетных программ. Затраты на содержание исполнительных органов, финансируемых из местного бюджета устанавливаются исходя из лимита штатной численности и нормативов текущих затрат на одного работника, утвержденных местными исполнительными органами.
Не допускается содержание администраторов местных бюджетных программ за счет других источников финансирования, кроме соответствующего местного бюджета, если иное не предусмотрено законодательными актами. С одной стороны, данная мера позволяет обеспечивать контроль соблюдения органами местной власти и управления своих непосредственных функций. При этом важно чтобы региональные органы управления не становились субъектами предпринимательской деятельности (прикрываясь «общественно значимыми целями» пополнения доходов местного бюджета). С другой стороны, данная мера обуславливает «объективизм» бюрократизма и «неповоротливость» администраторов программ в процессе их исполнения, а значит и снижение их заинтересованности в повышении эффективности своей деятельности.
Также не допускается установление минимальных, предельных или фиксированных размеров расходов местного бюджета по их отдельным направлениям или по отдельным местным бюджетным программам в иных нормативных правовых актах, кроме как в решении маслихата о местном бюджете на соответствующий финансовый год. В практике формирования российских бюджетных отношений именно в отношении расходов местных бюджетов рассматривается такой режим как «минимальные размеры» расходов. Данный норматив устанавливается в отношении социальных расходов, расходов на содержание образовательных и медицинских учреждений.
Местные исполнительные органы по решению маслихатов вправе вводить бюджетные программы по другим направлениям деятельности, не противоречащим законодательству и не затрагивающим республиканские бюджетные программы.
Средства местных бюджетов, связанные
с внешнеэкономической
Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в республиканском бюджете. Увеличение расходов или уменьшение доходов органов местного самоуправления, возникшие в результате решений, принятых республиканскими органами, компенсируются органами, принявшими решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются ими в пределах переданных в качестве компенсации средств.
В процессе бюджетного регулирования местных бюджетов органы государственной власти гарантируют:
В качестве составной части местных бюджетов предусматриваются сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями. Порядок разработки, утверждения и исполнения этих смет определяется органами местного самоуправления самостоятельно.
Доходная часть местных
К собственным доходам местных бюджетов также относятся:
Органы местного самоуправления могут выпускать лотереи, получать и выдавать кредиты, создавать различные организации, обеспечивающие реализацию финансирования, могут наделяться отдельными государственными полномочиями РК. В этом случае им одновременно передаются материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий.
К собственным доходам местных
бюджетов могут относиться любые
другие платежи, установленные
Если в границах территории муниципального образования, кроме города, имеются другие муниципальные образования, то источники доходов местных бюджетов разграничиваются между ними действующим Бюджетным Кодексом РК. При этом за каждым муниципальным образованием закрепляются на постоянной основе собственные налоги и сборы, другие местные доходы. В отношении внутригородских районов такое закрепление собственных налогов и сборов, других местных доходов регламентируется уставом города.
Представительные органы местного самоуправления наделены следующими правами:
Органы местного самоуправления имеют право получать в местный бюджет предусмотренные законами РК налоги с филиалов и представительств, головные предприятия которых расположены вне территории данного муниципального образования.
В структуре доходов и расходов имеет значение распределение их по уровням бюджетной системы. В структуре местных бюджетов налоговые поступления занимают свыше 2/3 доходов, но в последние годы идет тенденция снижения их удельного веса в общем объеме. Пропорции распределения доходов и расходов между местным и вышестоящим бюджетами отражают существующую систему распределения налоговой базы и налогового потенциала, а также бюджетных функций в процессе финансирования социально-культурных мероприятий. Другой характерной особенностью является существенный рост поступлений трансфертов до 37% за этот же период, что свидетельствует об усилении зависимости местных бюджетов от финансовой поддержки вышестоящего уровня. Механизм разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы нуждается в совершенствовании. Реальная самостоятельность местных бюджетов зависит от собственных источников пополнения доходной базы. Существующий порядок формирования местных бюджетов следует пересмотреть путем разграничения поступления отдельных налогов (НДС, корпоративный подоходный налог) между республиканским и местным бюджетом в определенной пропорции, которая позволит регионам самостоятельно формировать собственную базу.
Анализ устойчивости формирования местных бюджетов свидетельствует о том, что в 2009г. ресурсы обеспечивающие функционирование всех местных бюджетов составляли лишь 11,19% от ВВП страны. Это значит, что функционирование регионов Казахстана обеспечивается покрытием лишь 11,19 тенге из каждого 100 тенге ВВП страны.
В ходе проведения бюджетной реформы были четко определены границы в бюджетной сфере, разделены функции между центральными органами, а также между центральными и местными органами власти, законодательно утверждено распределение направлений расходования бюджетных средств, поступлений между республиканским и местными бюджетами, осуществлен переход к среднесрочному прогнозированию основных параметров государственного бюджета.